Принципы работы возрастного психолога-консультанта.





Специфику работы возрастного психолога-консультанта можно описать несколькими способами. Можно сформулировать основные принципы его работы и сравнить их, например, с принципами работы психолога в семейной психологической консультации, имеющего дело с родительско - детскими отношениями. Можно описать типичные методы работы возрастного психолога-консультанта, и указать их отличия от методов работы, например, врача-педиатра или консультанта-педагога. Можно указать на специфические функции возрастно-психологического консультирования, которые оно и только оно реализует в системе психологической помощи населению.

Наиболее общие принципы работы психолога-консультанта были сформулированы В.В. Столиным. Первоначально им было выделено 6 принципов:

1. Принцип анализа подтекста.

2. Принцип стереоскопического диагноза (учет мнения всех сторон, принимающих участие в предложенной консультанту ситуации).

3. Принцип отказа от конкретных рекомендаций (человек сам должен принимать решения о своей жизни).

4. Принцип системности (не центрироваться ни на ребенке, ни на родителях: иметь дело со всей семьей как при обращении по поводу родительско-детских отношений).

5. Принцип уважения личности клиента.

6. Принцип профессиональной мотивированности консультанта.

В дальнейшем многие психологи-консультанты при обобщении опыта своей работы детализировали и дополняли этот перечень.

Например, при описании специфики работы психолога-консультанта в сети медико-психолого-педагогических комиссий введены дополнительные принципы консультативной работы с родителями детей с различными психологическими дефектами:

1. Принцип соблюдения интересов больного ребенка (должны быть созданы наиболее благоприятные для его развития условия).

2. Щадящая форма сообщения диагноза (сообщение диагноза в доступной родителям форме, с учетом их уровня развития, а также обязательное включение кроме негативной части диагноза и позитивной).

3. Коллективная консультация семьи после индивидуального консультирования ее членов.

Принципы работы школьного психолога-консультанта могут быть сформулированы следующим образом:

1. Психолог должен представлять интересы ребенка (перед родителями и перед системой образования.

2. Не вредить!

3. Принцип уважения личности консультируемого (не навязывать ему свое мнение; нет задачи перестроить личность...).

4. Принцип неразглашения информации (информация о ребенке сообщается учителям и даже родителям с учетом этических принципов практической психологии).

5.Принцип системности в диагностике, учета всех влияний. Существуют и другие попытки вычленить принципы психолого-консультативной работы. Для описания специфики работы возрастного психолога-консультанта из перечисленных выше принципов должны быть удержаны прежде всего следующие:

1. Принцип соблюдения интересов ребенка.

2. Принцип стереоскопичности диагноза.

3. Принцип системности.

4. Принцип уважения личности ребенка и неразглашения информации о нем.

5. Принцип анализа подтекста.

Конечно, на материале возрастно-психологического консультирования эти принципы

приобретают особый оттенок.

К этим принципам необходимо добавить:

6. Принцип сравнения с возрастной нормой психического развития ребенка.

7. Принцип анализа индивидуального жизненного пути ребенка. Рассмотрим эти принципы более подробно.


Принцип соблюдения интересов ребенка. Многолетний опыт работы возрастно-психологической консультации при кафедре возрастной психологии факультета психологии МГУ показал, что детей вплоть до 6 (ныне-7-го) класса в консультацию приводят родители. И только начиная с 7-8 класса сами школьники - подростки, юноши, девушки - становятся инициаторами и субъектами обращения в психологическую консультацию.

Таким образом, спецификой работы возрастного психолога-консультанта с детьми в возрасте до 13-14 лет является то, что в консультацию обращается не сам ребенок, а его родители или родственники. То же самое присутствует и в работе школьного психолога-консультанта: инициатором запроса о конкретном школьнике чаще является учитель, воспитатель, реже -родитель, еще реже - сам школьник. Это значит, что психолог имеет дело не прямо с ребенком, а с ситуацией ребенок - родители - учитель.

Именно внутри этой ситуации детский психолог-консультант и должен отстаивать интересы ребенка. Однако понимание, что же представляют собой эти интересы, и как их отстаивать, существенно разнятся у разных психологов-консультантов. Эти различия отражаются в методах и предмете их работы. Схематично это можно описать так:

Если исходить из устоявшегося в практике семейного психологического консультирования деления всех случаев обращения в консультацию на собственно семейные проблемы и проблемы родительско-детских отношений, и допустить, что мы имеем дело со случайными обращениями по поводу нарушения детско-родительских отношений, то возможны три направления работы: а) оспосабливание родителей, т.е. повышение их социально-психологической компетенции, навыков общения, навыков решения конфликтных ситуаций общей воспитательной осведомленности и т.п.; б) работа с семьей как единым целым, как с точки зрения диагностики внутрисемейной ситуации, так и с точки зрения коррекции и терапии; в) работа преимущественно с ребенком.

Было бы наивно думать, что какое-то из этих трех направлений работы не реализует принципа соблюдения интересов ребенка. Но возрастной психолог-консультант работает преимущественно [но не исключительно!] в третьем модусе. В своей крайней форме это формулируется нередко в виде отказа от консультирования родителей без обследования ребенка. Таким образом, процедура консультирования в возрастно-психологической консультации всегда включает в себя достаточно подробное психодиагностическое обследование ребенка. Несколько утрируя, можно было бы сказать, что психолог-консультант из семейной консультации в случае получения запроса от родителей, связанного с ребенком, склонен [реализуя, видимо, принцип анализа подтекста] искать истинные причины обращения в консультацию в собственно семейных проблемах, или уж по крайней мере, в сфере родительско-детских отношений: психолог-консультант из возрастно-психологической консультации наоборот, даже в случае запроса в терминах родительско-детских отношений (не говоря уже о прямом запросе в терминах поведения или развития ребенка) склонен подробно обследовать именно состояние психологического развития ребенка.

Таким образом, из большой "корзины" случаев обращения в консультацию, называемых "случаи нарушения родительско-детских отношений", возрастной психолог-консультант вычленяет для себя случаи, требующие, во-первых, объективного описания уровня психического развития и конкретных поведенческих и личностных особенностей ребенка, и, во-вторых, обязательного описания ситуации нарушения родительско-детских отношений глазами самого ребенка.

Все то же самое можно повторить и по отношению к ситуации ребенок-учитель. Здесь также имеют место три типа работы психолога-консультанта, и один из них предполагает, как совершено обязательно достаточно подробное возрастно-психологическое обследование ребенка.

Принцип соблюдения интересов ребенка для возрастного психолога-консультанта означает прежде всего центрированность на ребенка психодиагностических процедур консультативной работы, и только на стадии прогноза и коррекции этот принцип может приобретать порой форму противопоставления интересов ребенка интересам родителей и школы.

Принцип стереоскопичности диагноза был сформулирован в семейном психологическом консультировании. Он отражает достаточно очевидный факт, что ситуация, сложившаяся в данной семье, должна быть зафиксирована не только объективно, с позиции психолога-консультанта (одного или нескольких), но и субъективно, с позиции входящих в эту ситуацию членов семьи.

Этот смысл принцип стереоскопичности диагноза сохраняет и в возрастно-психологическом консультировании, в котором подробное диагностическое обследование ребенка нуждается в дополнении более или менее подробным обследованием межличностных отношений в семье, в коллективе, где учится ребенок и пр. Психолога-консультанта в этом смысле интересуют как


актуальные взаимоотношения в семье, так и их история, отношения, описанные как глазами родителей, так и глазами ребенка.

Более того, принцип стереоскопичности с необходимостью распространяется и на другие области: во-первых, внутри диагностики он имеет отношение не только к анализу межличностных связей в семье, но и к индивидуальной диагностике. А во-вторых, он является принципом не только диагностического этапа в работе психолога-консультанта, но с необходимостью распространяется и на всю консультативно-терапевтическую работу. Это значит, что в ходе работы психолог-консультант не должен стремиться к монополии на стереоскопичность картины, предложенной ему на рассмотрение проблемы. Наоборот, в ходе консультирования он стремится по мере возможности раскрыть стереоскопичность ситуации перед участвующими в ней субъектами, как взрослыми, так и детьми.

Продемонстрируем это на примере из нашей консультативной практики.

В консультацию обратилась мама 8-летнего ученика 1 класса Володи Н. Одним из ключевых моментов запроса было указано на крайнюю (по мнению мамы) необщительность сына. Выяснив, что под этим подразумевает мама, и имея возможность оценить общительность Володи не только в ситуации консультирования, но и с помощью психодиагностических методик (методика Рене Жиля, детский личностный опросник Кетелла), мы использовали еще один прием: предложили сыну и маме вариант оценочно - самооценочной методики с включением шкалы общительности. Сначала сын оценивал себя по ряду параметров; параллельно по тем же параметрам оценивала его мама. Но мы не остановились на этом: мы предложили маме отгадать, как оценил себя сын, а сыну - как оценила его мама.

Что касается общительности, то мама и в этом случае оценила сына весьма низкими баллами, и, во-вторых, считала, что и он себя оценит такими же низкими баллами. Каково же было ее удивление, когда сын не только оценил себя по шкале "общительность" довольно высокими баллами, но и совершенно точно угадал, как низко будет оценивать его по этому параметру мама. Не менее любопытны были результаты сравнения мнений и по ряду других шкал методики. Они стали хорошей основой для проведения совместной беседы с целью создания у мамы более адекватных родительских установок по отношению к сыну. Вероятно, это можно считать первым шагом мамы на пути признания права сына на его собственное видение и переживание ситуации.

Принцип системности в своем исходном понимании означал, что в ходе консультирования должны быть вскрыты причины (система причин или системная причина), обуславливающие предложенную психологу-консультанту ситуацию. Для психолога-консультанта, специалиста по родительско - детским отношениям, этот принцип требует, в частности, не центрироваться на каком-то одном из внутрисемейных процессов, а иметь дело с семьей как единым целым. Системным объектом рассмотрения является семья.

Для возрастного психолога-консультанта принцип системности означает, прежде всего, требование учета всех нынешних и прошлых релевантных влияний на ребенка, обусловивших уровень его нынешнего развития и особенности его поведения. Целостностью для анализа, системным объектом рассмотрения в этом случае является ребенок, вернее его индивидуальный жизненный путь, который, конечно, неотделим от истории его семейных отношений, но не сводится к ней.

Принцип системности реализуется возрастным психологом-консультантом прежде всего в подробной анамнестической беседе, затрагивающей все стороны жизни ребенка в семье и семьи в целом.

На этапе диагностики принцип системности реализуется в том. что у психолога-консультанта должен быть в распоряжении максимально широкий набор диагностических методик, касающихся самых различных сторон психической жизни ребенка. Результатом работы принципа системности на этом этапе становится вынесение возрастно-психологического заключения, по своим основным структурным моментам близкого к т.н. функциональному диагнозу в психиатрии, закладывающему фундамент для профилактико-терапевтической и реабилитационной работы.

Принцип уважения личности ребенка и неразглашения информации о нем. Принцип уважения личности консультируемого означает отказ от прямого манипулирования клиентом, от постановки задач на перестройку его личности, а также от сравнения его личности с некой абстрактной нормой личностного развития.

Но когда консультируемой является диада ребенок-родитель, а именно это является типичной ситуацией для возрастного психолога-консультанта, то принцип уважения личности консультируемого становится по отношению к личности ребенка не столь очевиден. Например, по-видимому, не выполняется включенный в принцип уважения личности подпринцип добровольности


консультации. Во-вторых, возрастному психологу-консультанту трудно совершенно отстраниться от хотя бы частичного взятия на себя функций системы воспитания и обучения, которые, конечно же. имеют некоторые декларируемые и претворяемые в жизнь идеалы (нормы) возрастного развития личности ребенка. Может ли быть полным уважение взрослым личности ребенка определенного возраста, если в своих действиях и родители, и педагоги часто декларируют и воплощают известную простую идею, которую еще древние индейцы оформили в виде афоризма: "Веди себя с ребенком до 5 лет как с царем, с ребенком от 5 до 10 лет - как со слугой, с ребенком с 10 лет - как с равным"?!

Но все эти моменты не снимают, не зачеркивают принцип уважения личности ребенка, который реализуется и в возрастно-психологическом консультировании. Одной из задач психолога-консультанта, вытекающих из этого принципа, является задача повышения уровня эмоционального и личностного принятия ребенка со стороны его родителей. Иными словами, психолог-консультант реализует принцип уважения личности ребенка не только сам и непосредственно, но и косвенно, через родителей.

Что касается неразглашения (или лучше - соразмерного разглашения) информации о ребенке, то здесь психолог, с одной стороны, всегда действует в интересах ребенка, а с другой, с необходимостью распространяет на ребенка любого возраста, с которым можно вести коррекционно-терапевтическую беседу, принцип доверительности и конфиденциальности, как этические принципы работы психолога. Еще более это касается работы с детьми подросткового и юношеского возраста.

Принцип анализа подтекста фиксирует общепсихологическое методологическое противоречие: хотя объяснительным принципом и языком описания для человеческого поведения и деятельности в целом (и для факта обращения человека в психологическую консультацию, в частности) является язык мотивов, использование прямых методов для исследования и диагностики мотивов многими психологами считалось невозможным. Поиск истинных (не декларируемых!) мотивов обращения человека в психологическую консультацию и составил исходное содержание этого принципа.

С другой стороны, этот принцип в работе психолога-консультанта кроме общего направления, интенции - поиска истинных мотивов. - фиксирует и способ работы. Он означает, что истинные мотивы могут быть найдены, вскрыты, поняты психологом и что искать их надо, в соответствии с общепсихологическим принципом единства сознания и деятельности, за счет анализа особенностей текста, произносимого клиентом при описании собственной деятельности, поведения, поступков. Причем возможны все варианты меры осознанности этих мотивов самим клиентом, как, впрочем, и все варианты интерпретации процедуры, совершаемой психологом - от поиска чего-то существенного, но скрытого до совместного с клиентом конструирования "новых" мотивов в ходе консультативно-терапевтической беседы.

Принцип сравнения с возрастной нормой психического развития вытекает из главной задачи возрастно-психологического консультирования - контроля за нормальным психическим развитием ребенка.

Возрастная норма психического развития - одно из самых важных понятий теории и практики возрастной психологии. Прежде всего, необходимо предостеречь от упрощенного понимания возрастной нормы психологического развития исключительно как границ в изменении количественных показателей психического развития, измеряемых различными психодиагностическими методиками.

Действительно, детские психодиагностические методики должны иметь как возрастные границы своего применения, так и нормативные показатели для релевантных возрастных периодов и даже для более дробных возрастных подпериодов. В этом смысле проведение психодиагностической методики на детях есть сравнение их по конкретному параметру с возрастной нормой этого параметра психического развития.

Однако возрастная психология использует и более широкое понятие возрастной нормы психического развития, базирующееся на понятии возраста. В советской психологии понятия возраста, возрастных периодов, критических и литических возрастов достаточно хорошо проанализированы в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Л.И. Божович и др.

Принцип сравнения с возрастной нормой психического развития в практической работе психолога-консультанта предполагает использование схемы психологического анализа возраста, разработку которой начал еще Л.С. Выготский, а продолжили А.Н. Леонтьев. Д.Б. Эльконин. Л.И. Божович. Эта схема включает в себя: анализ уровня сформированности основных психологических новообразований данного возраста у данного ребенка, анализ социальной ситуации развития ребенка, анализ уровня развития основных деятельностей, характерных для данного возраста.


Далеко не для всех составляющих структуры возраста его анализ операционализирован в виде психодиагностических методик или даже в виде проб клинического характера. Это затрудняет работу, но не отменяет принципа.

Вторым затруднением в полной реализации этого принципа является известная неразработанность представлений о вариантах нормального психического развития ребенка. Известно, например, что существует два основных варианта прохождения критического возрастного периода в индивидуальном развитии: плавное и, собственно "кризисное", болезненное. Очевидно, что вариантов собственно кризисного прохождения критического возраста может быть несколько. Все они в известном смысле и являются вариантами нормального возрастного кризиса. Термин "нормального" здесь используется как синоним "закономерного, ожидаемого, неизбежного, нормативного".

Но ведь тоже самое касается и литических возрастов! Варианты их прохождения фиксируются в настоящее время различными способами, например, через указание на "трудности" возраста, "трудности адаптации" и т.п. Возможно ли анализ этих "трудностей" довести до выработки представлений о своеобразных "синдромах" нормального психического развития ребенка? Или же мы неизбежно должны заимствовать классификацию видов дизонтогенеза (т.е. аномалий развития)? Этот вопрос остается открытым.

Принцип анализа индивидуального жизненного пути ребенка. Если предыдущий принцип связан с процедурой фиксации особенностей прохождения ребенком соответствующего этапа онтогенетического развития психики, то принцип анализа индивидуального жизненного пути добавляет к нему требование вскрыть специфические особенности самого хода онтогенеза психики данного ребенка. Это необходимо по следующим основаниям: во-первых, это облегчает в ряде случаев диагностику особенностей уровня развития поведения и личности ребенка в данном возрасте. Во-вторых, во многих случаях анализ процесса развития на предыдущих этапах онтогенеза является просто необходимым для понимания индивидуальных особенностей развития ребенка на последующих стадиях. Сам объяснительный принцип в возрастной психологии во многом носит характер возрастной регрессии: в социальную ситуацию развития данного возраста входят новообразования предыдущего возраста. Понять индивидуальные особенности ребенка - значит найти их корни, первопричины, момент зарождения и роста. В-третьих, анализ прошлого индивидуального пути ребенка является средством прогноза. В некоторых случаях стертые, невыразительные данные об особенностях возрастного развития ребенка на данном этапе онтогенеза менее пригодны для прогноза хода психического развития на следующих стадиях онтогенеза, чем данные предыдущего индивидуального жизненного пути, особенно данные из некоторых ключевых точек онтогенеза.

Этот принцип включает в себя и требование учета психологических факторов риска, имевших место на различных стадиях жизни ребенка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: