Тезисы к обсуждению: Акме и Кате – категории всеобщего развития человека общества, природы




 

В развитии человека и общества наступает период, когда происходит переосмысление достигнутого результата как личностью, так и обществом.

Все это происходит на основе нового научно-цивилизационного осмысления.

В связи с этим расширяется культурный и научный кругозор современной личности, что позволяет рассматривать социальную действительность с ученом новых научных дисциплин.

Одной из таких научных дисциплин является акмеология, которая рассматриваетя, как общепонятийное явление и как научное направление.

Наука приобретает самостоятельность, когда определены ее объект, предметная область, сформулированы основополагающие принципы и категории.

Акмеология как научная дисциплина является социальным явлением и рассматривает закономерности развития личности, общества для решения и природы

. Цель изучения акмеологии– выработка понимания достижения успеха на основе гуманитарного и естественно- научного типов познавательной деятельности.

Предмет акмеологии - есть совокупность теоретических и практических представлений о человеке, как части природы, являющимся результатом достижения вершин в своем развитии..

 

Дисциплина закладывает основы применения акмеологического знания к социальным явлениям и пониманию своей роли в процессе достижения успеха на основе интеграции научных исторических, философских и психологических знаний.

Рассмотрим понятия,достижение, успех,вершина, пик совершенствования, результат с учетом акмеологической точки зрения.

В 30-х годах ХХ столетия и начале ХХ1 века подтвердился факт становления акмеологии как науки, были решены три принципиальные задачи:

1. – обоснование правомочности применения общенаучных методов для решения акмеологических проблем;

-2.-Б.Г.Ананьевым, А.А.Бодалевым н.в. Кузьминов А.А.Деркачем была сформулирована система … методов акмеолгических исследований…»

.-3,- Успешно осуществились первые апробации «собственно акмеологических методов..»

.

Этот путь успешно пройден акмеологией на современном этапе ее развития

. Акмеология способствует повышению уровня культурного и профессионального образования личности.

Статус акмеологии как науки рассматривается в плане глубины разработанности:

- собственного понятийно-категориального аппарата,

-методологии и конкретных исследовательских методов,

-разработанности и установление акмеологических законов и закономерностей.

В системе практического освоения акмеологического знания и методов их применения опубликованы десятки серий монографий и учебных пособий посвященные [1]данной тематике.

 

.

-Сердцевиной данного учения является теория достижения результата (успеха) с одной стороны и анализ наступления и преодоления кризисов и катастроф с другой стороны.

.Практическая значимость данного научного направления развития природы общества и личнсти – поиск путей преодоления этого низинного состояния природы, общества и личности.

Особенность данного научного направления - ориентация каждой конкретной личности, на достижение индивидуального успеха, как составной части социального успеха общества, расцвету как индивидуума, так и общества, достижения вершинного результата, которое носит название – акмерезультат.

Является частью любого научного знания, помогающих полнее раскрыть сущность гуманитарных и естественных наук на основе общемировоззренческих представлений.

Онтологический аспект акмеологии

Гносеологический аспект акмеологии

Аксиологический аспект акмеологии

Триединство акме

Акмеологический подход, развития, рассматривается через призму исторического развития.

Выделим три этапа:-

- греческий,

- латинский

- современный.

Первый этап, когда (совершенствование) вершина по-гречески определялась как άκμη (акме), символизируя гору, предельное, фиксированное состояние.

Второй этап достижение, когда вершина понималась, как высшая точка развития, кульминация, точка высшего напряжения, (по-латыни culminis), символизируя расцвет и цветение (floruit).

Третий этап, когда вершина становится многомерным понятием - топ (от англ. top - вершина).

 

 

Акме характеризует высший этап развития природных,социальных и личностных явлений.

Вершина в таком понимании позволяет увидеть мир в единстве, чему способствуют интенсивно развивающиеся сегодня новые научные направления: глобализация и ноосферогенез.

. В связи с этим место человек, как личности, включает в себя новые реалии - позицию в планетарном (глобальном) и космическом (ноосферном) исторического поэтапного развития его содержания.

Первый подход.

 

Акме на данном этапе рассматривается как (диагностика, нулевой уровень, старт), фиксация) предельного достижения развития, которое является:-

- с одной стороны, наивысшим результатом, достигнутым в прошлом – вершиной прошлого;

- с другой стороны - базой для дальнейшего развития вверх в будущее.

Это первая констатирующая сущность такого многогранного понятия как вершина.

 

.

Акме - гора

 

.

,

Символическим выражением понятие а кме, как одновременно конкретного и абстрактного, идеального, обобщенного осмысливание высших ценностей реального мира является гора. Гора ассоциируется с движением устремленностью вверх в развитии, и осознанию высшей мудрости.

В онтологическом смысле понятие акме можно охарактеризовать как фундаментальную константу (фундаментальную констатацию) некого предельного состояния природы человека и общества.

. Акме - мудрость

.,

В Древней Греции высшим благом считалась мудрость. Мудрость была наивысшим благом и во всех развитых цивилизациях от древности до наших дней. мудрецы.

В этом проявляется соединение конкретного физического объекта – горы – со свойством человека – мудростью, характеристики физического пространство переносятся в идеальный план и становятся характеристиками идеального, абстрактного движения вверх к этически совершенному состояни.

Н а уровне мифологического мировоззрения на вершинах гор обитали боги и мудрецы.

.

 

Акме – пик, острие

 

Как уже говорилось, древнегреческое «akme» родственно «axis» («острие»), символическим выражением которого является пик, статичная наивысшая точка совершенства.

Понятие пик – это уже следующий уровень абстрактного понимания вершины.

Пик – это не только вершина, но также и впадина, поэтому данное понятие характеризует предельные параметры вершинного (акме) и низинного (кате) этапов развития.

).

Вершина в таком понимании позволяет увидеть мир в единстве.

Место человек, как личности) предполагает осмысливание высших достижений предшественников и созидание на этой основе нового знания, формирующего сознание современных людей.

.

. Это первая констатирующая сущность такого многогранного понятия как вершина.

 

.

 

;

.

Второй подход.

Кульминация «…(от лат. culmen, род. п. culminis – вершина), точка высшего напряжения, подъема, развития чего-либо как обобщенное понятие вершинного этапа развития.

Акме, как кульминация характеризует процесс развития живой природы, состоящей из двух частей: флоры – растительного мира и фауны - животного мира, частью которого является человек.

В результате анализа вершинного развития в биологии и физиологии человека, акме наполняется новым смыслом и воспринимается как, достигшего конкретного результата.

 

Акме – цветение (цветок)

 

Сущность акме - кульминации – с точки зрения биологии заключается в, вершинным этапом которого является цветок. \

Особое отношение к этому моменту отразилось в мифологии. Римляне почитали Флору – богиню цветов, юности и весны. Цветение, расцвет у потребляется не только для обозначения этапа развития отдельно взятого растения, но также собирательно для характеристики определенного времени года, когда все растительное царство входит в кульминационную пору.

Акме - результат (плод)

 

Цветение – это всего лишь этап на пути к главной концентрации всех усилий растительного мира – плодоношению. Акме - плод – понимается как биологическая константа развития роста, цветения и результата в качестве продукта деятельности природы.

Плод не является свойственным только флоре, плод существует и в фауне.

Процесс цветения и плодоношения отделены друг от друга определенным временным интервалом.

Эта протяженность во времени и отражает процессуальность акме, когда весь интервал от точки формирования цветка до точки попадания плода в землю можно назвать акмеологическим.

Понятие кульминация раскрывает тройственный характер совершенства:-

как конкретную вершин у,-

как цветение - длительный процесс от достижения точки кульминации до его завершения (увядания), -

как результат, итоговый продукт (плод).

 

Применительно к человеку можно говорить о нескольких аспектах человек(акме) -- результат развития животного мира, обладающий особым свойством мышления.

Сущность человека, как «общественного животного, наделенного разумом» (Аристотель), состоит в том, что человек есть идеологическое животное человек –конечным мотивом поведения которого является некоторый идеал, а конечным результатом – реализация этого идеала.

Для человека можно определить индивидуальное акме как реализацию идеала.

Кульминационный момент его жизни будет связан с формированием идеала и воплощением его в действительность.

Акме – продукт деятельности

 

Акме как продукт деятельности характеризует особенность развития человека и общества.

В общем плане можно сказать, что творческая деятельность человека заключает в себе три этапа:

- осмысливание уже достигнутого уровня развития знаний, продуктов материального и духовного творчества;

- производство на этой основе нового знания, новых продуктов материального и духовного творчества;

- потребления продуктов реализации этих знаний.

Если отсутствуют эти три компонента, то не может быть и движения вперед.

При раскрытии сущности кульминации в человеческой деятельности самым важным моментом является процесс производства, как создание конкретного продукта деятельности, как плод усилий человека.

Третий подход

Акме – топология

 

Новое значение акме, как топ, своими корнями и понятийным аппаратом восходит к греческому слову topos (вершина), и более широкому понятию топология (от греческого topos- и –logia).

 

Топология, в данном случае понимается не только как разделы математики (топология, топография), но и как символ вершины, высшей степени, высшей ступени, высшего максимального предельного уровня конкретного результата деятельности.

Понятие «топ» многомерно.

Его раскрытие необходимо начинать с двух предыдущих ступеней развития, включающих вершинный:

-1. анализ развития органического и неорганического мира с ориентацией на прстраество;

-2. высший этап развития Homo sapiens (лат.), который является вершиной биологической и социальной эволюции.

 

Очень важно отметить,

- что процесс утверждения результатов деятельности человека им самим и обществом, без участия в этом;

--Абсолюта, -

-Мирового разума,

-Мировой идеи - т.е. таких сил развития, на которые разумный человек не имеет выхода.

 

Расширение понимания акме позволяет увидеть новые грани в этом феномене.

Первая грань акме раскрывает такое свойство акме, как фиксация и констатация предельного достижения развития.

Вторая грань акме – это ее динамическая характеристика, кульминационность развития.

Достигается высшее напряжение, концентрация всех сущностных сил человека, общества и природы – в определенное количество времени (период цветения) - как универсального символа плодо родия.

Третья грань акме – это единство фиксирующего и длящегося моментов при достижении результата.

Происходит выход к проблеме антропного принципа, который показывает, что развитие Вселенной закономерно направлено к возникновению существа, наделенного разумом – человеку, способного наблюдать и осмысливать стадии развития этой самой Вселенной на этапе социальной зрелости сообщества людей.

 

11.Часть

Катабология.

Расширение границ понятия акме(вершинного развития) приводит к необходимости постановки и решения проблемы его противоположности – низинного развития. (кате).

Специфические закономерности низинного этапа развития и пути его преодоления, на теоретическом уровне разрабатывается в научном направлении – катабологии.

Анализ данного явления наталкивается на ряд трудностей в силу отличности эти х сторон процесса развития.

Акме – это такое предельное состояние, достижение которого означает реализацию своей жизненной программы (то есть обладает позитивным смыслом).

Кате – это, предельное состояние, разрушения, гибели требующее своего преодоления для нового движения к акме. Указанное отличие акме и кате определяет специфику приложения категорий акмеологии в катабологии.

.

Этимологический анализ «кате» отсылает нас к греческому «κατα» или «κατω» - низ[2].

Взаимоотношения между двумя точками акме и кате характеризуются понятием границы.

Граница относится к рассмотрению объекта в категориях качества и количества. По качеству мы имеем возможность отличить объекты друг от друга, определить их.

В центре внимания находится граница между верхом и низом.

С одной стороны, верх и низ отличны как противоположные полюса вертикальной оси, а с другой стороны они взаимосвязаны – без верха мы не можем понять где низ и наоборот.

Характерной особенностью границы является конечность объектов не только пространственно, но также и во времени (если рассматривать развитие как процесс).

Понятие низ (кате) обозначает нижнюю границу, нижний предел, с которого начинается новый этап развития.

Взаимодействие акме и кате – сложно и предполагает диалектику их взаимопереходов.

Гераклит обратил внимания на то, что весь мир – это борьба противоположностей, переходящих друг в друга. Одно из центральных мест в разнообразии противоположностей занимают категории верх и низ, задающие ориентацию в пространстве.

Качественные характеристики кате на основе этимологического анализа занимают промежуточную ступень при переходе от мифологического подхода к научному.

Научная разработка катабологии и категории кате началась только ХУ11 веке.

В первом издании универсального этимологического словаря английского языка (1675 год) приводится ряд понятий, содержащих в себе в качестве составной части дефиницию «кате» [3]:

- катахризис – [καταχρήσεις = κατα – низ + χρήσεις - использовать]

 

«catachresis … a Figure in Rhetorick, when one Word is abusively put for another; an abusive Expression…»

риторический прием, когда слова употребляются в целях оскорбления других [людей]; злоупотребление экспрессией

 

- катаклизм [κατακλυσμος = потоп, смывать]

 

«cataclysmos – … a Deluge or Overflowing with Water, an Inundation…»

Стремительное заполнение пространства водой, наводнение, потоп.

Понятие катаклизм получило широкое распространение в осмысливании человека и развития природы. Вода у греческих философов – одно из первоначал всех вещей.

В то же время, вода, относясь к природным стихиям, обладает разрушительными свойствами, суть которых, в разрушении старого и создании предпосылок для нового.

.

 

- катакомбы [κατακόμβης = κατω (внизу) + κομβος (сплетение)]

 

«… catacombos - … are Grottos in Rome under the Church of St Sebastian, which extend some Miles under Ground, where the primitive Christians hid themselves in Time of Perfection, and buried the Martyrs; now visited out of a Principle of Devotion…»

Гроты в Риме под церковью Святого Себастьяна, тянущиеся на несколько миль под землей, где первые христиане скрывались во время совершенствования [скорее всего, во время поста] и хоронили мучеников; в настоящее время посещаются исходя из благочестия.

 

Понятие катакомбы определяет одну из составных частей храма

. Храм – не только великолепное здание, возвышающееся над поверхностью земли, освещаемое солнцем, это также мрачные подземелья. И для того, чтобы познать свет истины монахи специально опускались вниз и испытывали себя тьмой, неизведанной частью мира.

 

- катаграф

[καταγραφή]

 

«… the first Draught of a Picture…»

первый набросок картины

В данном случае кате характеризует основание для работы.

 

- катаптоз

[καταπτωση = κατα – вниз + πτώση - падать]

 

«… one Symptom of the Falling Sickness, viz. when Men fall to the Ground…»

Один из симптомов падучей (эпилепсии), когда человек падает на землю. (медицинский термин)

Медицина раньше всего столкнулась с низинными проявлениями человека в форме болезней, страданий. Перед врачами стояла и стоит задача вернуть человека из низинного в нормальное состояние. Видимо, этим объясняется большое количество терминов, к которым обращается и акмеология.

 

- катаракт

[καταρακτης - водопад, καταρρακτης - стремнина, пороги]

 

«… a step Place of a River made by Rocks flopping the Course of its Stream, and so causing the Water to fall with great Force and Noise…»

Участок реки, течение в котором обусловлено внезапным обрывом скалы, в результате чего вода обрушивается вниз с большой силой и шумом

 

Помимо этого, в медицине для обозначения заболевания глаз, лишающего человека возможности пользоваться главным органом чувств, используется понятие катаракта.

 

- катастазис

[κατάσταση = κατω – низ; σταση = устанавливать, ставить]

 

А) «… is the third Part of a Comedy, and is the full Height and Vigour of the Plot»

Третья часть комедии, в которой достигается высшее напряжение, кульминация развития сюжета

В специализированном словаре литературных терминов дается следующее определение катастазиса:

«… (a) the narrative part that comes in the introduction of a speech… (b) the third of the four divisions of a tragedy – the first, second and fourth being protasis, epitasis and catastrophe …»[4]

(а) часть повествования, относящаяся к вступительной части речи; (б) третья из четырех частей трагедии – первая, вторая и четвертая называются соответственно протасис, эпитасис и катастрофа.

 

Греческая трагедия (в дословном переводе означающая «песнь козла» - τράγος - «козел» и ώδή - «песнь»), сформировалась в связи с культом бога Диониса (Вакха), в свиту которого входили сатиры (наполовину люди, наполовину козлы).

В трагедии всегда ставились в центр внимания наиболее острые, болезненные события жизни.

В ходе сопереживания зритель достигал эффекта катарсиса (очищения), освобождения от бремени жизни.

 

Б) «… according to Hippocrates, is the Constitution or State of any Thing: Galen applies it to the Seasons of the Year, the Disproportion of the Body, or of Time…»

Согласно Гиппократу, это конституция (сложение) или состояние любой вещи. Гален применяет это понятие в контексте времен года, диспропорции тела или времени

 

Понятие катастазиса многогранно – оно означает одновременно и некое исходное состояние, без которого невозможно никакое развитие, и в то же время предельный уровень накала страстей в античной трагедии – как системы восприятия и отражения низинного состояния объективной реальности (смерть, несправедливость, войны и т.д.).

 

Особое место в системе понятий, взаимосвязанных с кате, занимает определение катастрофе.

 

- катастрофе

[καταστροφή – уничтожение, разрушение; κατα - низ; στροφή - поворот]

«… the last Part of the Comedy, and the unraveling of the Plot; the End of Issue of a Business; a fatal Conclusion of any Action, or of a Man’s Life…»

Завершающая часть комедии, развязка сюжета; разрешение делового вопроса; фатальный исход любого действия или человеческой жизни.

 

Значение катастрофе во многом сходно с употреблявшимися выше понятиями катаклизм, катаракт.

Принципиальная особенность его в том, что в категории катастрофа фиксируется момент поворота, смена направления развития.

 

. В греческом языке приставка «ανα» обозначает движение вверх (к примеру ανάβασης – анабазис - восхождение, ανατολή - восход). Следовательно, мы можем говорить об αναστροφη – анастрофе (инверсия, переворачивание) – как о противоположности катастрофе, что будет особенно актуальным при анализе этапов низинного развития

. Понятие анастрофе обозначает предел, в котором низинное развитие заканчивается.

В биологической литературе в научном обороте закрепился ряд понятий, также взаимосвязанных с категорией кате:

- катаболизм

[καταβολισμος – сбрасывание, разрушение]

«… диссимиляция, совокупность ферментативных реакций в живом организме, направленных на расщепление сложных органич. веществ … … противоположная сторона анаболизма [ανα - приставка, означающая движение вверх – прим. авт.]. В процессе К. энергия, заключенная в химич. связях крупных органических молекул освобождается и запасается… … Катаболич. процессы … занимают центр. место в обмене веществ…»[5]

- катагенез «… (от греч. κατα- - приставка, означающая движение сверху вниз, и … генез) регрессивная эволюция, связанная с переходом организмов в упрощенную экологическую среду и ведущая к общему снижению их морфофизиологической организации, к дезинтеграции и редукции органов и их систем. … Термин «К.» в отличие от катаморфоза подчеркивает экологические и генетические аспекты регрессивной эволюции, несводимость ее только к морфологическим изменениям…»[6]

- катаморфоз – «… регрессивные преобразования организмов при переходе к более простым условиям существования, лежащие в основе регрессивной эволюции – катагенеза. Термин «К.» предложен И.И. Шмальгаузеном (1939)…»[7]

В химии и биологии используется еще одно понятие – катализ [от греч. κατάλυσις - разрушение] – «… катализом называется ускорение химической реакции в присутствии вещества, именуемого катализатором, которое после реакции остается в неизменном состоянии и количестве…»[8], а исходные вещества изменяют свое состояние (связи между ними либо разрушаются, либо образуются новые).

В геологии существует понятия катаморфизма и анаморфизма, которые предложены Ч. Р. Ван Хайзом[9].В биологической литературе в научном обороте закрепился ряд понятий, также взаимосвязанных с категорией кате:

- катаболизм

[καταβολισμος – сбрасывание, разрушение]

«… диссимиляция, совокупность ферментативных реакций в живом организме, направленных на расщепление сложных органич. веществ … … противоположная сторона анаболизма [ανα - приставка, означающая движение вверх – прим. авт- катагенез «… (от греч. κατα- - приставка, означающая движение сверху вниз, и … генез) регрессивная эволюция, связанная с переходом организмов в упрощенную экологическую среду и ведущая к общему снижению их морфофизиологической организации, к дезинтеграции и редукции органов и их систем. … Термин «К.» в отличие от катаморфоза подчеркивает экологические и генетические аспекты регрессивной эволюции, несводимость ее только к морфологическим изменениям…»[10]

- катаморфоз – «… регрессивные преобразования организмов при переходе к более простым условиям существования, лежащие в основе регрессивной эволюции – катагенеза.

Термин «К.» предложен И.И. Шмальгаузеном (1939)…»[11]

В химии и биологии используется еще одно понятие – катализ [от греч. κατάλυσις - разрушение] – «… катализом называется ускорение химической реакции в присутствии вещества, именуемого катализатором, которое после реакции остается в неизменном состоянии и количествеВ геологии существует понятия катаморфизма и анаморфизма, которые предложены Ч. Р. Ван Хайзом[12]. Данные понятия выделяются в рамках классификации геологических процессов по критерию глубины. Согласно Ван Хайзу катаморфизм – это процесс образования более простых соединений из сложных, а анаморфизм – образование более сложных соединений из простых.

В результате проведенного анализа обращают на себя внимание следующие моменты:

Во-первых, широта смыслового употребления кате, которая включает в себя как статические (форма, состояние, порог), так и динамические (движение, разрушение, развитие) характеристики объектов.

Во-вторых, разнообразие сфер употребления понятий, содержащих в качестве своего смыслового основания кате: химия, биология, геология, медицина, литературоведение, искусство. В химии понятие катализ является важнейшей частью в разделе кинетики и механизмов химических реакций (взаимодействия веществ и образования вследствие этого новых соединений).

В биологии катагенез, катаморфоз входят в область понятий биологической эволюции, а катаболизм – одна из категорий биохимии, раскрывающая механизм усвоения веществ, поступающих в организм с пищей.

Ката- и анаморфизм в геологии служат описанию процессов породообразования в результате химических реакций.

В-третьих, многозначность качественных характеристик кате.

А) кате - как исходное, начальное состояние, начало движения вверх. В этом контексте можно вспомнить о состоянии покоя, бездействия системы.

Б) к ат е - как конечное, предельное состояние - порог, в котором происходит разложение некоторой сложной структуры.

В) кате – антипод верха, как точка (нижняя точка) и как общее направление (движение вниз). Для акме мы обнаружили взаимосвязь с кульминацией (как напряжением), в противоположность этому кате связано с расслаблением, сбрасыванием

 

Таким образом, в ходе этимологического анализа выяснилось, что понятие кате отражает разнообразные проявления низины в ее физическом, биологическом и социальном аспектах. Проведенный анализ позволяет нам подойти к детальной характеристики триединства кате.

 

Триединство кате

Триединство можно назвать единством противоположностей. Анализ развития понятий акме и кате в истории человечества показывает движение мысли от осмысления отдельных характеристик к их противоположностям, а затем - к целостному видению взаимосвязей как внутри этих понятий, так и между ними.

Как и для акме, можно выделить три этапа в содержательном наполнении категории кате:

- греческий,-

-латинский

- современный

 

В результате проведенного анализа обращают на себя внимание следующие моменты:

Во-первых, широта смыслового употребления кате, которая включает в себя как статические (форма, состояние, порог), так и динамические (движение, разрушение, развитие) характеристики объектов.

Во-вторых, разнообразие сфер употребления понятий, содержащих в качестве своего смыслового основания кате: химия, биология, геология, медицина, литературоведение, искусство. В химии понятие катализ является важнейшей частью в разделе кинетики и механизмов химических реакций (взаимодействия веществ и образования вследствие этого новых соединений).

 

.

В-третьих, многозначность качественных характеристик кате.

А) кате - как исходное, начальное состояние, начало движения вверх. В этом контексте можно вспомнить о состоянии покоя, бездействия системы.

Б) кате - как конечное, п редельное состояние - порог, в котором происходит разложение некоторой сложной структуры на элементы

В) кате – антипод верха, как точка (нижняя точка) и как общее направление (движение вниз). Для акме мы обнаружили взаимосвязь с кульминацией (как напряжением), в противоположность этому кате связано с расслаблением, сбрасыванием.

 

Ускоренное движение создает потенциальную возможность разрушения вследствие падения, разложения на части.

Понятие катаболизм, помимо аспекта разрушения, имеет значение обновления (в данном случае структуры организма).

О катабологии как о самостоятельной области научного знания стало возможно говорить на рубеже XX–XXI веков (своеобразном переломном моменте), когда создались условия для междисциплинарного синтеза методологии классической акмеологии с социальной синергетикой.

Впервые обоснование и определение катабологии было дано в работе В.П. Бранского и С.Д. Пожарского «Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивидуума и социума» (2001).

Катабология – это наука, изучающая закономерности движения к «низине» творческой деятельности, закономерности не подъема, а упадка.

За более чем десятилетний срок, катабология обрела свой понятийно-категориальный аппарат, и наметились пути переход от теоретических построений к конкретным практическим приложениям..

Предмет катабологии как факторы и закономерности временного застоя и упадка развития личности и общества. Обратим внимание, что понимание упадка должно соотноситься с движением вверх – к акме.

Процесс движения к акме – это созидание чего-то принципиально нового, образование новых связей, структур. Все начинается с формирования некоторого предельного представления о желаемом объекте.

Далее происходит реализация этого представления в ходе деятельности, результат которой воплощается в некоторой материальной или духовной ценности. Признание этой ценности обществом придает ей значение локального акме.

Дальнейшая история существования созданной ценности покажет, какова ее абсолютная лепта в достижении абсолютного акме.

С другой стороны, существует процесс движения к кате, как разрушение прежних связей, распад структуры.

Предельное представление низинного состояния., абсолютное кате представляет собой идеализированный образ полного разрушения и деградации.

 

Проблема кризиса и катарсиса в акмеологии и катабологии

Реализуясь в деструктивной деятельности человека, это представление, приводит,, к воплощению антиценности.

Позитивная роль такого временного скатывания вниз заключается в возможности переоценки ценностей, нахождения для себя нового ориентира.

 

Ученые общественные деятели в последние двадцать лет постоянно обращаются глобального экологического, экономического, общественно-политического, духовного кризисов и их преломлений в сознании людей.

Центральное место во всех этих обращениях занимает человек, его отношения с обществом или природой.

.Первый шаг на пути к познанию путей преодоления кризисов связан с углублением понимания сущности человека, его собственного развития во взаимодействии с окружающей средой в широком смысле.

Указанная проблема входит в сферу задач акмеологии и катабологии.

Кризис в переводе с греческого означает осуждение, решение, исход.

Кризис – это также резкое изменение состояния. Этимологически слово кризис родственно греческому глаголу κρινω (крино-), что означает разделять, отделять[13].

Аристотель в Никомаховой этике употребляет кризис как суд, решение[14].

В китайском языке кризис обозначается двумя иероглифами - 危機, каждый из которых по отдельности означает: 危 – опасность, 機 – возможность.

В латинском языке кризису соответствует понятие «discrimen», которое имеет несколько значений: «… рубеж, черта разграничения, точка расхождения; … промежуток, расстояние … разница, различие, решение, исход, решительный момент, критическое положение, риск, опасность… »[15]

Многообразие значений указывает на то, что латинское понимание кризиса – это момент, отделяющий два состояния друг от друга, это также момент выбора между двумя возможным периоды прогресса сменяются упадком.

Смена направлений развития связана с конфликтами различных социальных групп и поисками оснований для нового восхождения[16]. Кризис в развитии человека и общества осмысливали такие выдающиеся философы XX века как О. Шпенглер, Г. Зиммель, Т. Лессинг, А. Вебер, Й. Хейзинга, А. Тойнби, П. Сорокин, К. Ясперс, К. Манхейм, М. Бубер, К. Ясперс, Э. Гуссерль, К. Поппер, Э. Мунье и др.[17]

Понятие кризиса вошло в онтологические построения естественных и гуманитарных областей научного знания. К примеру, в биологии изучаются критические периоды в развитии живых организмов, как в филогенезе, так и в онтогенезе. Социология и история рассматривают общественные кризисы. Психология исследует человека как результат антропогенеза (процесс формирования физиологической конституции человека) и социогенеза (процесс формирования нравственного склада личности), следовательно, в центре ее внимания находятся возрастные кризисы и кризисы жизненного пути.

В России становление акмеологии имеет непосредственное отношение к развитию психологии и проблеме возраста

. Среди отечественных психологов Лев Семенович Выготский впервые дал научное обоснование понятия «критический возраст» как противоположности «стабильному возрасту период времени.

Л.С. Выготский отмечает, что понятие критический возраст – эмпирическое, то есть сначала были получены опытные факты существования таких особых периодов в жизни человека, а затем для их объяснения стали строиться теоретические схемы. изменений, так и по смыслу соверша­ющихся перемен. Это поворотные пункты в детском развитии, принимающем иногда форму острого кризиса…»[18]. Как видно, проблема критического возраста напрямую связана с кате и низинными характером развития.

Выготский обращает внимание, что в критическом возрасте имеется предельная – кульминационная – точка, в которой «… кризис достигает апогея…»[19]. В нашей терминологии апогей кризиса – это точка кате.

В русле психологического изучения кризиса мы не можем не остановиться на концепции Э. Эриксона, пользующейся широкой популярностью как за рубежом, так и в нашей стране.

Он выделил восемь критических периодов, при этом в течение всей жизни человека от рождения и до глубокой старости, в ходе которых человек решает ту или иную задачу развития.

. При этом Эриксон подчеркивал, что в случае, если жизненная задача оказывается неразрешенной, то в последующем развитии будет происходить постоянный возврат к этой задаче.

Перечислим критические стадии и связанные с ними задачи[20]:

Младенчество – доверие/недоверие

Раннее детство - автономия/стыд

Дошкольный период – инициатива/вина

Школьный возраст – трудолюбие/неполноценность

Юность – идентичность/спутанность ролей

Ранняя зрелость – близость/изоляция

Зрелость – продуктивность/стагнация

Старость – интегративность/ безысходность

Основное направление развития – это достижение все более высокой степени целостности, интеграции различных сторон личности.

Критические периоды играют роль пунктов определения направления будущего развития, разрушения старых структур, обуславливающих поведение личности и формирование новых.

Соотношений понятий кризиса и катарсиса с точки зрения акмеологии и катабологии.

В свете вышесказанного в качестве критерия различения акме и кате, кризиса и катарс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: