Предметный гнозис
· Назови, что изображено на картинке (реалистичные картинки)
· Предъявление контурного изображения
· Предъявление неполного рисунка
· Предъявление зашумленных фигур
· Предъявление наложенных друг на друга изображений (проба Поппельрейтера)
Цветовой гнозис
· Дифференциация основных цветов
· Подбор картинки к цветовому фону
·
Слуховое восприятие
· Определяет ли направление звука (закрой глаза и скажи, где хлопнули)
· Дифференциация звучащих игрушек (послушай, как звучат игрушки, а затем закрой глаза и угадай, какая звучит)
· Воспроизведение простых ритмов
Пространственный праксис
· Покажи правую (левую) руку, сначала свою, затем на картинке
· Покажи правой рукой левую ногу
· Хлопни перед собой, позади, вверху, внизу
· Понимание пространственных значений предлогов в, на, за, под, между, около, перед (положи игрушку в коробку…)
Конструктивный праксис
· Складывание пирамидки (число колец = возраст ребенка + 1)
· Складывание досок Сегена
· Складывание разрезных картинок
· Складывание фигурок из 3 – 4 палочек по образцу или по памяти
Динамический праксис
· Все пробы на мелкую моторику с переключением
Общая моторика
· Пройти по начерченной по полу линии
· Попрыгать на 2-х ногах, продвигаясь вперед
· Ударять ладонью по мячу об пол (к 5 годам)
· Прыгает ли через скакалку?
· Катается ли на велосипеде?
Мелкая моторика
· Сжать/разжать кулаки
· Похлопать в ладоши
· Сжать кулак правой руки, ударить им по ладони левой и наоборот
· Согнуть руки в локтях, поставив их перед собой
· Выполнить круговые вращательные движения кистями рук (наружу, вовнутрь)
Пальчиковая моторика
· Показать 2 – 3 пальцы на правой руке, на левой, затем на обеих
· Показать 2-й и 5-й пальцы
· Сложить в все пальцы в кольцо таким образом, чтобы 2, 3, 4 и 5 пальцы касались первого
· Попеременно соединить все пальцы с первым, затем в обратном порядке
· Застегнуть пуговицу большого, среднего и малого размера
· Завязать бантик
Зрительная память
· Запомнить и найти 3 – 4 изображения предметов, относящихся к одной классификационной группе, затем они выкладываются в ряд с другими изображениями (не более 10). Ребенок должен показать те картинки, которые он запомнил раньше
· Запомнить и показать, что изменилось в ряду из 2 – 5 предметов. Затем поменять игрушки местами. Просим рассмотреть и поставить так, как они стояли раньше. При увеличении ряда до 5 меняем местами первую и последнюю игрушку (феномен края).
· Сравнить 2 игрушки/картинки, найти сначала сходства, потом различия с помощью вопросов логопеда.
Интеллект
· Предложить ребенку разложить 3 – 5 сюжетных картинок в последовательности изображенных на них событий (можно помочь в определении первой картинки)
· Понимание инструкции (сложность зависит от возраста)
· Понимание распространенных предложений по сюжетным картинкам
· Понимание различных грамматических форм
Пассивный словарь
· Понимание обобщающих слов с деталями (для детей 5 лет – части тела, детали одежды; 6 лет – детали мебели, транспорта)
· Понимание названий детенышей домашних и диких животных
· Понимание слов с противоположным значением
Экспрессивная речь
· Общая характеристика (отсутствует, лепетная, речь отдельными словами, фразовая)
Исследование звукопроизношения
· Учитывается желание ребенка называть или не называть картинки на определенные звуки по логопедическому альбому
· Состояние звукопроизношения отмечается на основе тех образцов речи, которые имеются у ребенка, или в отраженной речи, если у ребенка возникает желание повторять слова логопеда
Речевая моторика
1. Состояние артикуляционного аппарата
· Предлагается по подражанию выполнить серию движений
2. Для губ
· Улыбнуться, вытянуть губы вперед, опять улыбнуться, вытянуть губы хоботком, подвигать вправо-влево
3. Для языка
· Открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, поднять его наверх, опустить на нижнюю, убрать в рот, положить за нижние зубы, закрыть рот
4. Для мягкого неба
· Широко открыть рот, покашлять с открытым ртом, закрыть рот
Дифференциация фонем
· Для дифференциации детям с алалией предлагают фонетически резко отличающиеся звуки (Р – с, л – к, з – т), потом фонетически близкие (м – н, п – б, т – д, к – г).
· Предложить повторить слоги с данными фонемами
Активный словарь
· Назвать действие по предъявленному предмету
· Сказать, кто как передвигается (щука, ласточка, кузнечик, змея, корова, самолет)
· Подобрать антонимы к словам (глаголы)
· С изменением приставки (к глаголу – входит, уходит…)