Ибо их есть Царство Небесное.




Так, согласно Критическому тексту, у Луки блаженство обещается «нищим». Матфей же полагает, что для блаженства недостаточно быть только нищим. Ибо и нищему его нищета может быть препятствием для вхождения в Царство. Например, если из-за нищеты он ни о чём ином не думает кроме денег и богатства, или если нищета становится для него поводом для преступного поведения или предметом гордости. Царство Божие достаётся только тому, кто внутренне больше ни от чего не зависит: ни от богатства, ни от власти, ни от права, ни от преимуществ. Поэтому Матфей уточняет: «Блаженны нищие духом!».

«Нищие духом» – внутренне свободны: «Царствие Божие внутри них есть». Но ведь в Царствии Божием нет мирских забот и мирской нужды. По словам апостола Павла, «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим 14:17). Жители этого Царства «нищие » в том смысле, что у них нет ничего того, в чем нуждаются жители царства земного. Нет и не надо! Их жизнь определяется не богатством или нищетой этого мира, а свободным Духом Божиим, Который свободен и «дышит, где хочет», Который руководит их жизнью и составляет содержание Царствия Божия, благую весть о котором принес Иисус Христос. Нуждаются в этой жизни все, но, как писал апостол Павел, – «я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп 4:11-13). Вот это и есть то смирение и скромность, о которой говорил святой Иоанн Златоуст и которая в Евангелии от Матфея названа «нищетой духовной», ведущей из нужды, несвободы, зависимости и насилия земного царства в богатство, свободу, независимость и любовь Царствия Божия!

Выводы по первой заповеди у Матфея:

1. В принципе, в этом мире, в этой жизни в той или иной степени несчастны все люди: одному недостает одного, другому другого… Иначе говоря, все в известном смысле «нищие», все нуждаются в том или другом, все несвободны! Таков уж наш мир! Но есть такие люди, которые прекрасно понимают, что пусть у них будут горы золота, пусть у них будет здоровье олимпийских чемпионов, пусть им будет дана безграничная власть над толпами людей и так далее и тому подобное, – это не утолит их жажды истинной правды и свободы, ибо ни того, ни другого им этот грешный мир дать просто не в состоянии. Такие люди понимают, что смысл их жизни определяется не богатством или нищетой этого мира, а свободой от того и от другого. А такой свободы им этот мир дать не в состоянии: её может дать только Бог Своим свободным Духом, Который Сам абсолютно свободен и «дышит, где хочет». Блаженство таких людей дает им Дух Божий. Они стоят перед Богом в скромном и доверчивом сознании своей духовной нищеты, даже если они богаты. Вот это и есть то смирение и скромность, о которой говорил святой Иоанн Златоуст, и которая ведет из нужды, несвободы, и насилия земного царства в богатство, свободу, и любовь Царствия Божия!

2. Иисус Христос вольно цитирует пророка Исаию: «Дух Господень на Мне», «нищим благовествуется», «Господь помазал Меня благовествовать нищим». Это из Ис 61:1-3. Но у пророка понятие «нищие» поясняется другими понятиями: «сокрушенные сердцем», «пленники», «узники» (ст. 1), «скорбящие» (ст. 2), «унывающие» (ст. 3). Отсюда вывод: «нищие» – это не просто убогие, несчастные, не просто нищие и бедные в прямом смысле слова (хотя и они тоже!), но все те люди, которые знают, что целиком должны полагаться на помощь Бога. Именно этих людей Иисус Христос называет также алчущими, плачущими, малыми, меньшими, младенцами, труждающимися, обремененными, последними, потерянными, больными, грешниками. Именно им было трудно жить в «земном царстве», именно на них Иисус Христос смотрит с бесконечным состраданием и открывает им врата в «Царство Небесное».

3. Ни в коем случае не следует думать, будто это «блаженство» возводит нищету в добродетель. Нищета – это не добродетель. Иисус никогда не назвал бы блаженным состояние, когда люди живут в трущобах и испытывают недостаток в пище; Он никогда не назвал бы блаженным больного или угнетенного человека. Такую нищету христианское благовествование призвано устранить, и Христос делал все, что было в Его силах, чтобы такой «нищеты» в людях не было. Кстати, иногда в Церкви и вне Церкви блаженными понимались нищие, то есть бедные и угнетенные в прямом смысле. Так, например, Император Юлиан Отступник грозил конфисковать имущество всех христиан, «чтобы они могли войти в Царство Небесное нищими». В этой издевательской угрозе он исходил именно из такого буквального толкования. Но это толкование отразилось и в некоторых монашеских правилах (Василий Великий, правило 205; правила Меньших братьев святого Франциска). Однако, это уже относится не к общехристианской этике, а к специфическому случаю аскетизма.

2) 4 Блаженны плачущие,

Ибо они утешатся.

Здесь именно скорбящие, а не плачущие. Человек не может всерьез искать Царствия Божия и правды Божией, не испытывая вполне реальной боли от недолжного состояния мира и себя самого; только окончательный приход Царствия приносит конец этому трауру и скорби.

3) 5 Блаженны кроткие,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: