ПЕРЕКРЕСТОК КАК ОБРАЗ ДОРОГИ И СИМВОЛ ВЫБОРА (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Ю.Г. СЛЕПУХИНА «ПЕРЕКРЕСТОК»)




Мельникова Екатерина Викторовна
Северо-Кавказский Федеральный университет
Гуманитарный институт, Факультет филологии, журналистики и межкультурной коммуникации, кафедра русского языка, магистерская программа "Русский язык"


Аннотация
Статья рассматривает пространственный образ «перекрестка». В романе Ю.Г. Слепухина данное существительное имеет несколько значений. Прямое значение лексемы используется для изображения реальных пространственных отношений, переносное значение используется для воплощения идиостиля, авторских интенций.

 

Библиографическая ссылка на статью:
Мельникова Е.В. Перекресток как образ дороги и символ выбора (на материале романа Ю.Г. Слепухина «Перекресток») // Филология и литературоведение. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://philology.snauka.ru/2016/01/1824 (дата обращения: 23.09.2018).

Пространственные отношения отображают место протекания событий. Локальность может быть представлена существительными со значением «событийность»: названия жилища человека, названия организаций и учреждений, топонимов, геонимов, ойконимов, оронимов и др. Существительные, выполняющие в предложении функцию локальных распространителей, выражают пространственную семантику лексически. Центром функционально-семантического поля пространственных отношений являются многозначные слова пространство и место, синонимичные во многих значениях. «Пространство высвобождает место для сакральных объектов, открывая через них свою высшую суть, давая этой сути жизнь, бытие, смысл; при этом открывается возможность становления и органического обживания пространства космосом вещей в их взаимопринадлежности». [Топоров: 242]

Лексема «перекресток» проходит через призму таких понятия, как «художественный образ», «символ». Изучение знаков, символов занимает особое место в семиотике. Символ – это абстрактная реальность, воплощенная в конкретный знак, способный передать сложнейшие логические понятия, идеи, мистические явления и состояния. Это наиболее емкая, продуктивная и концентрированная форма выражения культурных ценностей и смыслов. Символ представляет собой, по сути, конкретно-зримое воплощение тех или иных идей и идеалов как высших ценностей и смыслов, которыми живет человек и которыми обусловливается развитие и функционирование культуры.

Перекресток – это древний символ-образ. Он сочетает в себе противостояние двух дополняющих друг друга понятий: «жизни и смерти», «добра и зла». Символическим значением перекрестка может быть как жизнь отдельного человека, так и жизнь целой нации или даже всего человечества. Для человека особое значение имеет образ-символ перекрестка. Перекресток ментально в сознании русского человека связывался с символом выбора в целом, а в мифологии и в фольклоре с выбором между жизнью и смертью, с переходом из одного пространства в другое. В качестве такового перекресток наделяется двояким значением. С одной стороны, перекресток считался скоплением нечистых сил. С другой стороны, это священное место. В христианстве перекресток был местом почитания Христа. В. Н. Топоров, анализируя образ-символ-креста, обращает внимание на расхождении линий от сакрального центра во внешнее пространство: «Крест подчеркивает идею центра и основных направлений, ведущих от центра (изнутри вовне)» [Топоров: 12-13].

Перекресток — многоликость богов, а также утверждение триединства основ: несущей только добро; двоякой; несущей Зло. Так, например, Афродиту можно увидеть в трех аспектах: как богиню небесную, морскую и вполне земную. Перекресток — судьбоносный жизненный этап. В древнегреческом мифе об Эдипе — именно на скрещении дорог встретил он своего отца, которого в последствие убил. Античные греки на дорожных перекрестках приносили жертвы богине магии и ночных кошмаров — Гекате, а «древние германцы приносили на дорожных перекрестках в жертву своим богам пойманных разбойников, превращая эти места в подобие эшафотов» [Плотникова А.А: электронный ресурс]. В Древнем Риме перекрестки охранялись статуями покровителей этого места, Януса, или других богов, способных смотреть сразу в нескольких направлениях.

Русский фольклор отразил множество мотивов и ситуаций, связанных с темой перекрестка. Символизм перекрестка связан с символизмом двери, перехода из старого к новому. Чтобы обеспечить этот переход, на перекрестках воздвигаются обелиски, алтари, просто камни. На перекрестках выполнялись колдовские ритуалы. Это было место захоронения самоубийц, сборища Демонов и Ведьм. Во многих культурах перекресток – место встречи с трансцендентными Силами. Существует поговорка: «на перекрестке черти яйца катают, в свайку играют». По поверьям, на распутьях дорог можно увидеть ведьму, русалок, лешего, черта. На перекрестке происходят предопределяющие судьбу встречи.

Мотив перекрестка в литературе может быть связан с темой дороги, и тогда дорога также выступает как пространственный образ-метафора символ судьбоносных изменений в жизни героев. В творчестве реалистов мотив дороги продолжает выполнять ту же самую функцию. Так, Образ пространства заложен уже в самом названии романа Ю.Г. Слепухина «Перекресток». В толковом словаре Ожегова перекресток обозначает место пересечения дорог, улиц. Например: Светофор на перекрёстке. На каждом перекрёстке кричать о чём-н. (перен.: рассказывать везде, всем; разг. неод.) [Ожегов: 547]. Если же обратиться к краткой энциклопедии символов, то перекресток – это символ трудности выбора, неуверенность, тоска по утраченному пастырю, вождю, проводнику; потеря надежды. Перекресток — место, на котором испытываешь сомнение. Зачастую перекресток представляется образом человеческих страхов и надежд в момент выбора. Согласно Юнгу, это символ матери: «Место, где дороги пересекаются и входят одна в другую, таким образом, символизируя объединение противоположностей, есть «мать», объект и олицетворение всякого объединения» [Плотникова: электронный ресурс]. Перекресток – место встречи времени и пространства.

Так, в романе «Перекресток» пространственный образ несет в себе также два значения: образ дороги и символ выбора. Рассмотрим образ перекрестка в переносном значении, употребленном в тексте 7 раз:

  1. «Ты понимаешь, Люся, это как если бы ты шла до сих пор по ровной улице… по такой знакомой, где ты знаешь каждую витрину, каждый дом… а теперь у тебя впереди перекресток — и ты совершенно не знаешь, что за ним будет, куда ты повернешь, что окажется на твоем новом пути… это какое-то очень странное чувство, правда» (неизвестность будущего).
  2. «В общем, я не знаю… это очень трудно передать. Как будто все меняется и должно измениться еще больше, как будто мы все подходим к незнакомому перекрестку …» (беспокойство о будущем).
  3. «Я действительно до сих пор просто и не подумала, что эта мера вызвана подготовкой к войне, и вообще совершенно не думала о том, что война может захватить и нас. Теперь я понимаю, почему Т. говорила тогда о «перекрестке» и что именно она имела в виду. Неужели этот кошмар и в самом деле случится?» (неизбежность, страх).
  4. «Такой переломный для всех нас год. «Перекресток», как говорит Танюша. Последние месяцы школы, переезд в другие города, университет» (конкретный промежуток времени, заполненный неблагоприятными событиями).
  5. «— Вывели на перекресток? — задумчиво улыбается Таня. — Да, это верно, Дядясаша…

— Какой перекресток? Ну, если хочешь… э-э-э… аллегорически — пусть будет перекресток. Я все-таки рад, что помог тебе дойти до него. Так что, видишь, брат, — подмигивает он, — я вовсе не говорю, что ничего для тебя не сделал!» («перекресток» как жизненный этап).

В переносном значении пространственный образ «перекресток» для главной героини романа Татьяны, как и для других героев, обозначает символ жизненных трудностей, возникающих при неизбежном выборе. Для русской ментальности образ данный образ в первую очередь ассоциируется с выбором, переменами в жизни.

Образ перекрестка в прямом значении употребляется в тексте 6 раз:

  1. «На одном из перекрестков впереди вспыхнул красный глаз светофора — газик остановился, нетерпеливо пофыркивая и содрогаясь». В данном примере образ перекрестка представлен как движение.
  2. «Правда, слободку электрифицировали, понаставив по улицам столбов с зелеными, бутылочного стекла, изоляторами — вечными мишенями беспощадных рогаток слободской ребятни, да на перекрестке двух мощеных улиц, Красноармейской и Жертв Революции, воздвигли гипсовую статую Ленина». Место как конкретика
  3. «В комнате, залитой голубоватым светом фонаря, было очень тихо; внизу по улице промчалась запоздалая машина, коротко просигналив на перекрестке; шипело и чуть потрескивало радио; потом тишину вспорол режущий звук фанфар — медный, исполненный какого-то безжалостного торжества».
  4. «Ходить можно было кое-как только по тротуарам, а на перекрестках приходилось, балансируя руками, перепрыгивать с одной кочки посуше на другую. Володя злорадствовал от всей души». В обоих 3 и 4 «перекресток» представлен, как место, затрудняющее движение.
  5. «Но нет, все было в действительности — она стояла на знакомом перекрестке возле школы, мороз покалывал щеки, торопились по своим вечерним делам прохожие».
  6. «На знакомом перекрестке возле школы он соскочил с трамвая и пошел к бульвару Котовского». В данном контексте, как и в предыдущем примере, образ перекрестка означает «свое, знакомое место» для героев романа.

По классификации И.Я. Чернухиной, образ «перекрестка» в приведенных примерах является обобщенным художественным пространством, так как сам символ перепутья эстетически воспроизводит пространственную деталь и служит отправным моментом для развития идеи автора. Перекресток – слово-ориентир в значении «урбанистическое пространство».

В данной статье был рассмотрен пространственный образ «перекресток». Его функционирование в романе сводится к нескольким значениям. Прямое значение лексемы используется для изображения реальных локусов, в то время как переносный смысл используется для воплощения авторской идеи. Семантика пространственного образа «перекресток» расширяется в тексте, появляются добавочные значения, рассмотренные в приведенных примерах. Издавна в мифах и повериях образ перекрестка был связан с нечистой силой, с переходом из реального в потусторонний мир, жизненного выбора.


Библиографический список

  1. Бахтин М. М., Формы времени и хронотопа в романе, в его кн.: Вопросы литературы и эстетики, М., 1975;
  2. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л., 1972. – 271 с.
  3. Матвеева Т.В. Категория текстового пространства // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2003. С. 533-536.
  4. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. – М.: Междунар. отношения, 2002. – 512 с.
  5. Топоров В.Н. Крест // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1992, с. 12-14.
  6. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура, М., 1983
  7. Чернухина И.Я. Общие особенности поэтического текста. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1987. – 286 с.
  8. Ожегов С.И. Словарь русского языка: под ред. Шведовой Н.Ю. – М.: Рус. яз., 1989. – 750 с.
  9. Слепухин Ю.Г. Перекресток. Л: Лениздат, 1988. – 508 с.
  10. Плотникова А.А. Перекресток. Краткая энциклопедия символов. – URL: https://www.symbolarium.ru/index.php

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: