Государственное образовательное учреждение
«Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко»
Кафедра биологии и физиологии человека
Утверждаю И.о.декана медицинского факультета, к.м.н., доцент /Р.В. Окушко/ (подпись, расшифровка подписи) Пр. № от.09. 2016 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной ДИСЦИПЛИНЫ
«Нормальная физиология-физиология челюстно –лицевой области »
на 2016/2017 учебный год
Направление подготовки:
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ –
51.Б.13
«Стоматология»
Квалификация (степень) выпускника:
СПЕЦИАЛИСТ
Форма обучения:
ОЧНАЯ
Тирасполь, 2016
Рецензент – к.м.н., доцент _________ Р.В. Окушко
Рабочая программа дисциплины «Нормальная физиология » /сост. С.С. Гайдей – Тирасполь: ГОУ ПГУ, 2016 - с.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины обязательной части цикла Нормальная физиология студентам очной формы обучения по направлению подготовки СПЕЦИАЛИСТОВ – 51.Б.13 «Стоматология» Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51.Б.13 – «Стоматология», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, приказ №95 от 09.02.2016 г.
Составитель ____________________ С.С. Гайдей
31.08.2016 г.
ã Гайдей С.С., 2016 | |
ã ГОУ ПГУ, 2016. |
Цели и задачи освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины Нормальная физиология –физиология челюстно-лицевой области являются обеспечение современного уровня физиологических знаний о механизмах и процессах жизнедеятельности, составляющих основу физиологических функций организма здорового человека и принципах их регуляции.
Основными задачами дисциплины являются изучение физиологических функций организма здорового человека на молекулярном, клеточном, тканевом, органном и системном уровнях организации, механизмов регуляции физиологических функций, показателей характеризующих нормальное состояние и резервы основных функций организма, физиологических принципов здорового образа жизни.
Задачи преподавания дисциплины. Изучение дисциплины в рамках данной программы должно помочь студентам:
- развить физиологическое мышление;
- глубже изучить основы жизнедеятельности здорового человека;
- научиться обобщать и осмысливать данные различных медицинских наук с общефизиологических позиций;
- осмыслить как фундаментальные, так и прикладные задачи современной медицины;
- понимать физиологические принципы защиты организма от влияния вредных факторов среды существования, профилактики заболеваний за счет организации рационального режима труда, быта, отдыха и питания;
Место дисциплины в структуре ООП ВО
Нормальная физиология –физиология челюстно-лицевой области связана со следующими учебными дисциплинами: биологической химией, анатомией человека, патологической физиологией, фармакологией и др. Таким образом, нормальная физиология представляет собой необходимый для стоматолога теоретический фундамент для последующего изучения специальных дисциплин.
Преподавание и успешное изучение дисциплины «челюстно-лицевой области» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих дисциплин:
Биология. Молекулярно-генетический и клеточный уровни организации живых систем. Биология развития клетки. Популяционно-видовой уровень организации живого.
Общая химия. Химическая природа веществ. Химические явления и процессы. Элементы химической термодинамики. Буферные системы. Гальванические элементы. Понятие о химических и физико-химических характеристиках среды существования.
Медицинская и биологическая физика. Биопотенциалы, электрические явления в организме. Транспорт веществ через биологические мембраны. Понятие об электрических и магнитных полях, давлении, температуре и других физических характеристиках среды существования.
Гистология, цитология, эмбриология. Основные положения клеточной теории. Структурные компоненты клетки. Жизнедеятельность клеток. Основные закономерности развития, строения и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов. Механизмы гистогенеза и органогенеза, тканевого гомеостаза.
Биологическая химия. Молекулярные основы процессов жизнедеятельности в норме. Химическая природа веществ, химические явления и процессы в организме. Метаболизм белков, липидов, углеводов. Основы регуляции процессов жизнедеятельности. Молекулярные механизмы действия гормонов, медиаторов и других молекул-регуляторов на уровне ферментативных реакций, субклеточных частиц, клеток, органов и целого организма. Влияние на протекание биохимических процессов различных факторов среды существования.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:
№ п/п | Номер/Индекс компе- тенции | Содержание компетенции | В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: | |||
ЗНАТЬ | УМЕТЬ | ВЛАДЕТЬ | ||||
ОК-1 | способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу | предмет, цель, задачи дисциплины и её значение для своей будущей профессиональной деятельности; | объяснить информационную ценность различных показателей (констант) и механизмы регуляции деятельности клеток, тканей, органов, систем и целостного организма; | навыками: анализа полученных результатов, формулиро вать выводы о физиологических механизмах деятельности органов, систем и всего организма в целом | ||
ОК-5 | готовностью к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала | основные этапы развития физиологии и роль отечественных учёных в её создании и развитии | -осмыслить как фундаментальные так и прикладные задачи современной медицины; -развить физиологическое мышление как основы клинического мышления | -составления описаний хода экспериментов, регистрации получаемых данных, их анализ, формулировка заключений и выводов на основе выполненных экспериментов и работ | ||
ОПК-9 | способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности | -закономерности функционирования клеток, тканей, органов, систем здорового организма и механизмы его регуляции, рассматриваемых с позиций общей физиологии, частной физиологии и интегративной поведенческой деятельности | -оценивать и объяснять закономерности формирования и регуляции основных форм поведения организма в зависимости от условий его существования; -самостоятельно выполнять лабораторные работы, ставить опыты на экспериментальных животных | -работы с клинико-физиологической аппаратурой; -постановки экспериментов на лабораторных животных. |
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
4.1. Распределение трудоемкости в з.е./часах по видам аудиторной и самостоятельной работы студентов по семестрам:
Семестр | Количество часов | Форма итогового контроля | |||||
Трудоемкость, з.е./часы | В том числе | ||||||
Аудиторных | Самостоятельная работы | Подготовка и сдача экзамена | |||||
Всего аудиторных часов | Лекций | Практические занятия | |||||
2/72 | - | аттестация | |||||
2/72 | Переводной экзамен | ||||||
Итого: | 4/144 |
4.3. Тематический план по видам учебной деятельности
Раздел 1 Лекции
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Объем часов | Тема лекции | Учебно-наглядные пособия |
2 семестр | ||||
1. | Предмет физиологии.Структурно-функциональное устройство клетки. Понятие о лиганд-рецепторной системе. Система внутриклеточной передачи сигнала в клетке. | Интерактивная доска, мультимедийная презентация, анимации и видео. | ||
2. | Законы раздражения. Механизм возникновения потенциала действия. Физиология нервных волокон. Проведение возбуждения через нервно-мышечный синапс. | Интерактивная доска, мультимедийная презентация, анимации и видео. | ||
3. | Физиологические свойства скелетных и гладких мышц. Механизм сокращения. Физиологические механизмы утомления. | Интерактивная доска, мультимедийная презентация, анимации и видео. | ||
4. | Общие представления о механизмах регуляции функций организма. Принципы рефлекторной регуляции. | Интерактивная доска, мультимедийная презентация, анимации и видео. | ||
5. | Учение о рефлексе. Понятие нервного центра. Особенности распространения возбуждения в нервных центрах. Процессы торможения в центральной нервной системе | Интерактивная доска, мультимедийная презентация, анимации и видео. | ||
6. | Физиология сердечно-сосудистой системы. Физиологические свойства проводящей системы сердца и рабочего миокарда. Динамика сердечного цикла. | Интерактивная доска, мультимедийная презентация, анимации и видео. | ||
7. | Клинико-физиологические методы исследования сердца. Электрокардиография. | Интерактивная доска, мультимедийная презентация, анимации и видео. | ||
8. | Регуляция деятельности сердца. Внутри- и внесердечные регуляторные механизмы. | Интерактивная доска, мультимедийная презентация, анимации и видео. | ||
9. | Физиология сосудов.Законы гемодинамики. Особенности кровообращения в артериальном отделе сосудистого русла | Интерактивная доска, мультимедийная презентация, анимации и видео. | ||
3 семестр | ||||
10. | Физиология микроциркуляторного русла. Особенности кровообращения в венах. Венозный возврат крови к сердцу. Механизмы регуляции региональной и системной гемодинамики (функциональная система). | Интерактивная доска, мультимедийная презентация, анимации и видео. | ||
11. | Рефлекторная регуляция висцеральных функций. Автономная нервная система. Сегментарный, надсегментарный уровень организация вегетативных рефлексов. | Интерактивная доска, мультимедийная презентация, анимации и видео | ||
12. | Гормональный механизм регуляции функций. Гипоталамо-гипофизарная система. Понятие о нейросекреции. Гипофиз, его значение для организма. Принцип отрицательной обратной связи | Интерактивная доска, мультимедийная презентация, анимации и видео | ||
13. | Физиология щитовидной железы и надпочечников. Роль адреналина в организации стресс-реакции. Половые гормоны и их физиологическое значение. Эндокринная функция поджелудочной железы и роль ее гормонов в регуляции обмена. | Интерактивная доска, мультимедийная презентация, анимации и видео | ||
Итого: 36 часов лекционных занятий |
Лабораторные работы
№ п/п | Номер раздела дисциплины | Объем часов | Тема практического занятия | Номер лаборатории | Учебно-наглядные пособия |
2 семестр | |||||
1. | Анатомия и физиология как фундаментальные дисциплины. Введение в экспериментальную физиологию. Структурно-функциональное устройство клетки. | Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания. | |||
2. | Понятие о лиганд-рецепторной системе. Система внутриклеточной передачи сигнала в клетке. Биоэлектрические явления в возбудимых тканях. | Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания. | |||
3. | Особенности структуры и функции нервных волокон. Физиология нервно-мышечного синапса. | Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания. | |||
4. | Анатомия скелетных и гладких мышц. Физиологические свойства скелетных и гладких мышц. | Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания. | |||
5. | ИТОГОВОЕ. | Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания. | |||
6. | Учение о рефлексе. Понятие нервного центра. Особенности распространения возбуждения в нервных центрах. | Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания. | |||
7. | Процессы торможения в центральной нервной системе. ИТОГОВОЕ. | Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания. | |||
8. | Анатомия сердца. Физиология сердца. Физиологические свойства и особенности сердечной мышцы. | Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания. | |||
9. | Клинико-физиологические методы исследования деятельности сердца. | Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания. | |||
10. | Механизмы регуляции деятельности сердца. | Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания. | |||
11. | Физиология с основами анатомии сосудов. Законы гемодинамики. Регуляция кровообращения. | Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания. | |||
12. | ИТОГОВОЕ. | Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания. | |||
13. | Особенности строения и функций автономной нервной системы. Ганглии, медиаторы автономной нервной системы. | Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания. | |||
14. | Сегментарный уровень организации вегетативных рефлексов. Классификация вегетативных рефлексов Спинальный уровень регуляции вегетативных функций. Гипоталамус, как высший подкорковый отдел регуляции висцеральных функций. Значение коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций. | Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания. | |||
15. | Понятие о железах внутренней секреции. Классификация гормонов. Три уровня ответа организма на действие раздражителя. Гормоны гипоталамуса. Понятие нейросекреции. | Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания. | |||
16. | Гормоны гипофиза, метаболические и функциональные эффекты. Особенности секреции гормонов щитовидной железы. Метаболические и функциональные эффекты Т3, Т4. | Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания. | |||
17. | Физиология с основами анатомии эндокринной системы: надпочечники, половые железы, регуляция овариально-менструального цикла, климакс. Эндокринная часть поджелудочной железы. Гормоны периферических органов и тканей. | Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания. | |||
18. | Эндокринная функция плаценты. Гормональные механизмы поддержания уровня глюкозы в крови и кальция в организме. ИТОГОВОЕ | Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания. | |||
3 семестр | |||||
19. | Функции крови. Основные физико-химические константы крови. Форменные элементы | Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания. | |||
20. | Группы крови, правила переливания крови. Гемостаз, его регуляция | Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания. | |||
21. | Внешнее дыхание. Биомеханика вдоха и выдоха. Понятие легочной и альвеолярной вентиляции. | Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания. | |||
22. | Транспорт газов кровью. Регуляция дыхания | Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания. | |||
23. | ИТОГОВОЕ. | Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания. | |||
24. | Пищеварение в полости желудка | Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания. | |||
25. | Пищеварение в кишечнике. Физиологические основы голода и насыщения | Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания. | |||
Обмен веществ и энергии. Принципы определения основного обмена (прямая и непрямая калориметрия) | Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания. | ||||
27. | Выделение. ИТОГОВОЕ | Таблицы, мультимедийные пособия, симуляторы, рабочая тетрадь для практических занятий, ситуационные задачи, тестовые задания. | |||
Итого: 54 часа |