Определение спроса и потребностей




Процесс покупки начинается в тот момент, когда человек понимает, что у него есть неудовлетворенная потребность. Осознание этого может происходить быстро и прямолинейно (человек заглядывает в холодильник и обнаруживает, что молоко все-таки закончилось), а может быть и неопределенным, как, например, желание попробовать чего-то новенького. Один из способов удовлетворения потребностей – поход в магазин и приобретение необходимого продукта. Поэтому говорят, что ключевая задача розничной торговли — удовлетворение индивидуальных человеческих потребностей.

Потребности людей почти бесконечны, но ресурсы для их удовлетворения ограничены. Человек будет выбирать те товары, которые максимально приближены к его желаниям и при этом находятся в рамках его финансовых возможностей.

Спрос - это потребность, подкрепленная покупательной способностью.

Существует множество видов спроса. Например, по степени удовлетворения потребностей выделяют действительный, реализованный, удовлетворенный и неудовлетворенный виды спроса. По частоте предъявления выделяют повседневный, периодический и эпизодический спрос и т.д. (табл. 1). Также выделяют спрос на конкретные виды товаров и товарные группы.

Спрос — величина непостоянная. На его объем и структуру влияют такие факторы, как гуманизация отношений в обществе; степень развитости различных видов потребностей и уровень осознанности их населением; доходы населения и объем ресурсов, которые могут быть направлены на удовлетворение той или иной потребности. С изменением значений этих факторов изменяются величина и структура спроса. Кроме того, людям надоедают вещи, которые еще вчера пользовались популярностью, и они ищут разнообразия ради самого разнообразия.

Виды спроса Определение
По степени удовлетворения потребителей
  Действительный (платежеспособный) спрос Весь фактически предъявленный спрос на товары. Его размер определяется суммой денежныхсредств, которые население может предъявить в определенный период времени для покупки товаров и оплаты услуг, при условии, что их ассортимент и качество полностью соответствуютпредъявляемым требованиям
  Реализованный спрос Весь спрос, который фактически реализуется в определенный период времени при покупке товарови оплате услуг
  Неудовлетворенный спрос Спрос, оставшийся нереализованным ввиду отсутствия товаров или несоответствия их ассортимента и качества требованиям потребителей
  Явный неудовлетворенный Проявляется в виде определенной суммы денежных средств, скапливающихся на руках у потребителей
Скрытый неудовлетворенный Деньгами не представлен, но реализуется при покупке других товаров, приобретаемых в замен отсутствующих
  Удовлетворенный спрос Спрос, фактически реализованный в товарах и услугах, по объему, ассортименту и качеству полностью в соответствии с требованиями покупателей
  Нереализованный спрос Спрос, по каким либо причинам не реализованныйна рынке (неготовность к покупке, нехватка времени, отсутствие условий для покупки)
  Отложенный спрос Не связан с уровнем товарного предложения и возникает из-за временного отсутствия условий для потребления некоторых товаров
По характеру проявления
  Отрицательный (негативный) спрос Ассоциируется с товарами, потребление которых людям неприятно; например, спрос на стоматологические услуги
  Отсутствие спроса Характеризует незаинтересованность или безразличие целевых групп потребителей в товаре
  Скрытый спрос Выражает потенциальные потребности, которые невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров и услуг
  Нерациональный спрос Спрос на товары, вредные для здоровья обществаи его членов
По частоте предъявления
  Повседневный спрос Спрос на товары потребительского назначения, приобретаемые на регулярной основе
  Периодический спрос Отражает колебания в структуре потребления на сезонной, ежедневной и почасовой основе
  Эпизодический спрос Не возобновляемый спрос на товары-однодневки
По степени зрелости
  Потенциальный спрос Прогнозируемый спрос на товары, находящиесяв стадиях разработки или проектирования, или натовары, недавно выведенные на рынок.
  Формирующий спрос Спрос на новые товары, культура потребления,которых еще не сформирована.
  Сложившийся спрос Спрос на известные товары, товарные марки, характеризующий устоявшийся объем потребления
По интенсивности предъявления
  Интенсивный спрос Спрос на новые модные товары, товары-фетиши (как правило, со временем стабилизируется)
  Стабилизировавшийся спрос Спрос, устоявшийся по объему и частоте предъявления
  Угасающий (падающий) спрос Характеризуется постепенным уменьшением объемов потребления товаров, находящихся на заключительных этапах жизненного цикла
С позиций соответствия целям организации
  Полноценный спрос Спрос, удовлетворяющий целям и задачам организации
  Чрезмерный спрос Спрос, выше того уровня, который может удовлетворить организации
  Неудовлетворительный спрос Спрос по своему объему или структуре, не удовлетворяющий целям и задачам организации

 

Розничные торговцы со своей стороны пытаются сформировать связь между реализуемой ими продукцией и нуждами людей. Для этого им необходимо отыскивать потребителей, которым они хотят продавать, выяснять их потребности, а затем формировать ассортимент, наиболее полно их удовлетворяющий. Деятельность по управлению ассортиментом, таким образом, можно представить двумя составляющими:

• определение величины действительного спроса целевой группы потребителей;

• действия, предпринимаемые с целью увеличения доли удовлетворенного спроса

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: