Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
· умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
· использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
· участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работе;
· поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
· оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
· умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;
· осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.
Результаты обучения
Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать, на осознанный выбор своей будущей профессии и формирование качеств личности, необходимых для профессиональной деятельности.
Курс предназначен для ознакомления учащихся с общими характеристиками различных чрезвычайных ситуаций, их последствиями, подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнение конституционного долга по защите Отечества, патриотическое воспитание старшеклассников, а также для приобретения ими знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
Рабочая программа рассчитана на 186 часов, а именно:
10 класс. Тема: «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. Гражданская оборона. Основы военной службы».
Количество часов 68 (2 часа в неделю). В конце периода обучения с юношами 10 классов:проводятся 5 дневные военно-полевые сборы на базе воинской части – 40 часов
11 класс. Тема: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Основы военной службы».
Количество часов 68 (2 часа в неделю).
Для обучения используется учебно-методический комплект, который включает в себя:
· Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008;
· Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008;
· Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
· Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
· Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
· Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т., Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;
· Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;
· Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;
· Смирнов А.Т., Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.
Учебные пособия:
· Шойгу С.К., Воробьев Ю.Л., Фалеев М.И. Основы безопасности жизнедеятельности – 10 класс / Мультимедийный учебник TeachProтм, - М.,
Федеральный центр науки и высоких технологий ВНИИ ГОЧС МЧС России, 2005;
· Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;
· Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;
· ОБЖ. Основы безопасности жизни: Учебно-методический журнал.2004-2008 - №№ 1-12;
· Основы безопасности жизнедеятельности: Информационно-методическое издание для преподавателей. 2004-2008 - №№ 1-12;
· Библиотека журнала «Основы безопасности жизнедеятельности». 2006;
· Арсеньев Е.Н. Работоспособность и здоровье человека на Севере. – Мурманск, Кольский научно-внедрический центр «Валеос», 1993.
§ Кроме того, при подготовке к занятиям во всех классах используется другая популярная литература на данную тему, различные плакаты, видеофильмы, мультимедийные презентации.
Освоение программы курса ОБЖ в 11 классе заканчивается итоговой аттестацией. Выпускники имеют право по выбору сдавать экзамен по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в традиционной форме – по билетам и в форме защиты рефератов.
Для реализации данной рабочей программы используются следующие методы и формы обучения:
· Лекции,
· беседы,
· семинары;
· Практические занятия;
· Соревнования;
· Ролевые игры.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | ТЕМА | Количество часов | ||||||||
Формы организации учебных занятий | Всего часов | |||||||||
Лекции | Семинары | Практические занятия | Беседы | Соревнования и проекты | Ролевые игры | |||||
10 класс | ||||||||||
I раздел: Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. | ||||||||||
ТЕМА 1: Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения | ||||||||||
ТЕМА 2: Гражданская оборона – составляющая часть обороноспособности страны | ||||||||||
ТЕМА 3: Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | ||||||||||
II раздел: Основы военной службы | ||||||||||
ТЕМА 4: Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества и его национальных интересов | ||||||||||
ТЕМА 5: Боевые традиции Вооруженных сил Российской Федерации | ||||||||||
ТЕМА 6: Символы воинской чести | ||||||||||
ТЕМА 7: Оружие России | ||||||||||
Сборы 10 класс | ||||||||||
ОСНОВЫВОЕННОЙ СЛУЖБЫ Практические занятия на базе воинской части во внеурочное время. | ||||||||||
Основы подготовки граждан к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках | ||||||||||
Размещение и быт военнослужащих. | ||||||||||
Суточный наряд, обязанности суточного наряда | ||||||||||
Организация караульной службы, обязанности часового | ||||||||||
Строевая подготовка | ||||||||||
Огневая подготовка | ||||||||||
Тактическая подготовка | ||||||||||
Физическая подготовка | ||||||||||
РХБЗ | ||||||||||
Медицинская подготовка | ||||||||||
Итого за 10 класс | ||||||||||
11 класс | ||||||||||
I раздел: Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. | ||||||||||
ТЕМА 1: Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения | ||||||||||
II раздел: Основы военной службы | ||||||||||
ТЕМА 2: История военной службы | ||||||||||
ТЕМА 3: Проблемы национальной безопасности Российской Федерации | ||||||||||
ТЕМА 4: Воинская обязанность (с юношами) | ||||||||||
III раздел: Основы медицинских знаний и здорового образа жизни /девушки/ | ||||||||||
ТЕМА 4: Основы медицинских знаний (с девушками) | ||||||||||
ТЕМА 5: Особенности военной службы | ||||||||||
ТЕМА 6: Правовые основы военной службы | ||||||||||
ТЕМА 7: Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных сил России | ||||||||||
ТЕМА 8: Основы строевой подготовки | ||||||||||
ТЕМА 9: Основы огневой подготовки | ||||||||||
IV раздел: Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | ||||||||||
ТЕМА 10: Основы здорового образа жизни. | ||||||||||
ТЕМА 11: Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. | ||||||||||
Итого за 11 класс | ||||||||||
Итого за курс | ||||||||||
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ