Вопрос 2 – Особенности великопостых богослужений суточного круга




Характерной особенностью богослужений Великого поста является то, что богослужение суточного (дневного) круга, которое называется вечерня,
в будничные дни совершается утром. Это связано с тем, что в среду и пятницу вечерня соединяется с литургией Преждеосвященных Даров,
а причащение верующих на Литургии совершается натощак. Ограничивать себя в течение всего дня от пищи и питья на фоне строго Великого поста многим не по силам, поэтому Церковь, как любящая мать, снисходя к немощам человеческим, перенесла литургию Преждеосвященных Даров, соединенную с вечерней, на утреннее время.

Характерным богослужением Великого поста является великое повечерие, которое совершается в будничные дни вечером. В этом богослужении мы благодарим Бога за прошедший день, раскаиваемся в совершенных нами грехах и просим благословения на сон грядущий. Великое повечерие совершается не только в период Великого поста, но также накануне праздников Рождества Христова и Крещения Господня.

Великопостное богослужение во многом отличается от богослужения, совершаемого Церковью в другое время года.
В Великий пост «вечернее богослужение состоит из великого повечерия;
утреннее - из полунощницы, утрени и первого часа; дневное - из часов: 3-го, 6-го и 9-го, чина изобразительных и вечерни, а по средам и пятницам с прибавлением к сему литургии Преждеосвященных Даров». Согласно Типикону, после первого часа совершался «совершенный отпуст», после которого братия расходились из храма. В 3-й час дня (по нашему в 12 часов дня) братия собирались на дневное богослужение. После отпуста вечерни совершалась заупокойная лития, и также был расход (Тип., гл. 49, 330 лист). Устав о трапезе в Типиконе находится после расхода вечерни, т. е. по окончании дневного богослужения. В 9 часов дня (по нашему исчислению в 15 часов дня) братия собирались в храм для совершения повечерия.

В настоящее время, согласно наиболее распространенной практике, утреннее богослужение соединяется с дневным.
В некоторых приходских храмах утром совершают дневное богослужение (часы, изобразительные и вечерню),
а вечером - повечерие, и утреннее богослужение (утреню и первый час).

Особенности богослужений суточного великопостного круга
Общей особенностью великопостных служб является молитва Ефрема Сирина, которая произносится в конце каждой из них с 16-ю поклонами.

На полунощнице единственной особенностью является произнесение молитвы прп. Ефрема Сирина в конце первой ее части,
по возгласе: «Боже, ущедри ны…» перед молитвой: «Владыко Боже Отче Вседержителю…».
В тропарях первой части полунощницы воспоминается о Втором пришествии Христа и Страшном суде.
Поэтому молитва «Господи и Владыко живота моего…» является естественным заключением первой части.
В конце полунощницы молитва прп. Ефрема Сирина была бы неуместной, потому что вторая (заключительная) часть полунощницы посвящена молитве об усопших.

Утреня
1) В отличие
от обычной на великопостной утрени после возгласа «Благословен Бог наш…» перед «Приидите, поклонимся…»
читается Трисвятое, «Отче наш…», «Господи, помилуй» 12 раз, «Слава, и ныне».

2) Вместо «Бог Господь …» поется «Аллилуия» по гласу Октоиха с четырьмя стихами из пророка Исаии. «Аллилуия» значит «хвалите Господа». Если в обычные дни здесь говорится о явлении Бога и Господа нам, то на великопостной утрени говорится о стремлении человека к Богу, смысл которого является в хвалении Бога, или в прославлении Его своею жизнью. Первый стих - «От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли» (Ис. 26:9) - выражает усердие к Богу, осознавая то, что на земле сияет свет Его заповедей, т. е. Он уже открыл нам Свою волю. Второй стих - «Правде научитеся, живущии на земли» - говорит о том, что верующие обязаны учиться познавать и исполнять правду, т. е. волю Божию. В третьем стихе - «Зависть приимет люди ненаказанныя» (Ис. 26:11) - говорится об участи тех, кто не будет учиться правде Божией и останется ненаказанным, т. е. ненаученным. Эти люди в день Страшного суда сильно позавидуют праведным. В четвертом стихе - «Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли» (Ис. 26:15) - содержится молитва о ниспослании скорбей людям, имеющим силу и власть на земле, для того, чтобы они смирились и не противились Богу, потому что гордость является причиной отпадения от Бога и пренебрежения Его заповедями.

3) После «Аллилуия » поются Троичные тропари гласа. Окончание первого тропаря «соответствует службе дня». Например, в понедельник - «Предстательствы бесплотных Твоих, помилуй нас»; во вторник - «Молитвами Предтечи Твоего помилуй нас» и т. д. Окончание второго и третьего тропарей не изменяются. Второй оканчивается словами: «молитвами всех святых Твоих помилуй нас», третий - «Богородицею помилуй нас». Эти тропари называются Троичными потому, что в них говорится о прославлении Троицы ангелами, которые воспевают песнь: «Свят, Свят, Свят…». В данном случае Церковь ставит ангелов нам в пример для подражания в усердии к молитве.
*Тропарь празднуемого святого здесь не поется потому, что с древности (в Студийском уставе) он являлся принадлежностью праздничной службы, а не аллилуйной.
4 ) Кафизмы и седальны. Поскольку Четыредесятницы - время сугубого покаяния и сугубой молитвы (усугубити - делать вдвое, удвоять),
Псалтирь в храме за седмицу прочитывается дважды. Поэтому на утрени читаются три кафизмы.
Исключение составляет четверг 5-й седмицы («стояние Марии Египетской). В этот день на утрени одна кафизма потому, что читается Великий канон.
Если в этот четверг придется Благовещение, то эта служба переносится на вторник.
По первой кафизме седальны читаются из Октоиха. Если празднуемый святой имеет свой кондак, то к ним добавляется мученичен (из седальнов Октоиха по второй кафизме)
(Тип., гл. 49, стр. 325 на обор.). Если у святого нет своего кондака, то этот мученичен читается по 6-й песни канона. Мученичен непременно должен быть прочитан либо по первой кафизме, либо в каноне потому, что пример мучеников укрепляет в терпении подвига поста. По второй и третьей кафизме читаются седальны Триоди. В них идея поста и покаяния связана связывается с воспоминанием дня седмицы. В Четыредесятницу по кафизмах ектений нет, за исключением особых праздничных дней.

5) После 50-го псалма диакон (если нет, то иерей) произносит литийную молитву: «Спаси, Боже, люди Твоя…». Хор поет: «Господи, помилуй» 12 раз,
и священник произносит возглас: «Милостию и щедротами…». Эта молитва не читается в четверг Великого канона.

6) Канон. На великопостной утрене читается полный канон святого (из Минеи), который соединяется с трипеснцами Триоди. Первая песнь трипеснца зависит от дня седмицы (в понедельник - 1-я песнь, во вторник - 2-я и т. д.), а две другие - всегда 8-я и 9-я. Те песни, в состав которых входят трипеснцы, поются на 14: канон Минеи со ирмосом на 6 и трипеснцы на 8. Во втором трипеснце есть один тропарь (в понедельник 1-й седмицы в первой песни - два тропаря), который не входит в эти 14. Этот тропарь читается с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Катавасией является ирмос второго трипеснца. Песни, в которых нет трипеснцев, поются на 4 (без ирмоса). В 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях ирмос поется перед тропарями, а в 3-й и 6-й песнях - только после тропарей, т. е. в качестве катавасии. Если случатся два святых, то в песнях с трипеснцами читаются оба канона Минеи на 6 (первые два тропаря обоих в каждой песни обоих канонов соединяются в один). В песнях без трипенсцев, как правило, каноны святых читаются на 8.

Канон читается с библейскими песнями, которые берутся из раздела Ирмология
«Во святую и великую Четыредесятницу стихословятся песни сице».
Полностью стихословятся лишь те песни, в которых есть трипеснцы.
В остальных случаях библейские песни стихословятся на 4.

Седален по 3-й песни и кондак по 6-й читаются из Минеи, а светилен - из приложения Триоди
(или из приложения Октоиха); светилен же Минеи, если есть, опускается. Светилен читается по гласу Недели. Произносится трижды - через «Слава» и «И ныне». Когда он читается первый раз, запев к нему берется в зависимости от дня (в понедельник - «Предстательствы безплотных Твоих, и спаси мя», во вторник - «Молитвами, Господи, Предтечи Твоего, и спаси мя» и т. д.). Запевы у светильна при втором и третьем его произнесении не изменяются. На «Славу» запев: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя». На «И ныне» - «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя». Обычно в светильнах говорится о плодах подвига святого и о просвещении, как о цели наших молитв к нему. Светильны Триоди являются молитвенными обращениями ко Христу, Который есть Свет истинный, пришедший в мир (см. Ин. 1:9; 9:5). В них содержатся прошения о просвещении души духовным светом. В окончаниях же светильнов, в отличие от Троичных тропарей после «Аллилуия», говорится не о помиловании, а о спасении, так как спасение есть цель молитвы и следствие духовного просвещения.

7) Стихиры на хвалитех поются из числа стихир на «Господи, воззвах» второго святого (если есть).

Стихиры на стиховне всегда поются из Триоди (даже на Благовещение). «Если святой будет иметь утренние стихиры на стиховне, то Слава - святого, И ныне, Богородичен по гласу Славы из дополнительной части Минеи, а в среду и в пяток крестобогородичен Минеи на ряду».

8) Окончание утрени.

Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…» в конце великопостных утрени и вечерни опускается, видимо, потому, что она является усиленным молением о людях, а пост - это время усиленной молитвы о своих грехах. Поэтому вместо нее 40 раз произносится «Господи, помилуй».

В конце обычной утрени произносится возглас «Премудрость», возвещающий о начале отпуста, который «…является благословением на выход из храма и заключительным прославлением Бога».
В конце же великопостной утрени этого возгласа нет, по всей видимости потому, что она заканчивается не прославлением Бога, а усиленными молитвами.

Вместо пения «Утверди, Боже… » читается молитва: «Небесный Царю…». В ней говорится о мире, о храме, об усопших отцах и братиях. Заканчивается она упоминанием о покаянии, которое является смыслом великопостной службы: «…и нас в покаянии и исповедании приими…».

Часы
1) 3-й, 6-й и 9-й совершаются вместе.

2) На каждом часе после трех обычных псалмов читается кафизма,
за исключением, 1-го часа понедельника и на 1-го и 9-го часов пятницы.

3) Вместо чтения тропаря святого священником перед царскими вратами произносится от лица молящихся тропарь часа с двумя его стихами. Клирос поет этот тропарь трижды: после произнесения его священников и после каждого из двух стихов. Во время пения клиросом тропаря совершаются великие поклоны. Тропари связаны с воспоминаниями часов и являются усиленным молитвенным обращением к Богу. Поэтому они сопровождаются земными поклонами. Стихи этих тропарей взяты из псалмов. Тропарь часа в Уставе называется "постным".

По Трисвятом вместо кондака святому читается постный тропарь (отличный от первого). На 1-м часе постный тропарь по Трисвятом положен один и посвящен Богородице: «Преславную Божию Матерь…», служащий седальным 6 гласа. В среду и пятницу на этом часе читается тропарь Кресту: «Скоро предвари…» - седален 4 гласа. «Тропарь положен один, может быть, в соответствие нумерации часа и по усталости от утрени». На остальных часах по Трисвятом читаются по три тропаря.

4) На 6-м часе после Богородичного: «Яко не имамы дерзновения…» читается тропарь пророчества дважды через «Слава, и ныне», затем прокимен со стихом, а затем паримия из пророка Исаии.

5) На 3-м и 6-м часах вместо возгласа «Молитвами святых отец наших…» произносится возглас: «Боже, ущедрины…».

6) После возгласа: «Боже, ущедрины…» дважды читается молитва: «Господи и Владыко живота моего…» с 16-ю поклонами.

На 9-м часе эта молитва читается один раз с тремя земными поклонами потому, что «…следующее за 9-м часом последование изобразительных начинается прямо с пения Блаженных с 17-ю поклонами (14 поясных и 3 земных). Соединение в одном месте многих поклонов (16 и 17) будет нарушением меры и затруднительно для многих богомольцев. Но «Блаженны» поются один раз в сутки и поклоны на них не могут быть ни отменены, ни сокращены. Посему в конце 9-го часа сокращается число положенных в этом месте поклонов и молитва св. Ефрема Сирина читается один раз».

Изобразительные После молитвы 9-го часа: «Владыко Господи Иисусе Христе…» сразу совершается последование изобразительных. «Так называется краткая служба, которая совершалась иногда пустынножителями вместо литургии и служила некоторым изображением или подобием ее, почему называется также обедницею». Со временем «…прежний обычай самопричащения иноков (анахоретов) исчезает…», а чин изобразительных остается. Он совершается вместо литургии, если почему-либо ее не положено. Ибо смыслом богослужений суточного круга является приготовление к литургии, которая придает этому кругу полноту. Она как бы является центром этого круга. Когда же литургии не положено, то эту ее роль выполняют изобразительные, которые напоминают о цели всех молитв - единении с Богом. В Навечерия Рождества Христова и Богоявления, в Великий Четверток и Великую Субботу изобразительные в богослужебном круге, по-видимому, находятся как изобразительные, так и Литургия. Согласно Уставу, в эти дни после изобразительных полагается расход. Литургия же присоединяется к вечерне и, следовательно, относится к следующему суточному кругу.

В дни Великого поста опускаются изобразительные псалмы (102-й и 145-й), так как они являются торжественными песнопениями, и тропарь «Единородный Сыне…».
Поэтому изобразительные начинаются пением Блаженн. Заключительные молитвы: «Помяни нас, Господи…», «Помяни нас, Владыко…» и «Помяни нас, Святый…» поются медленно, и во время их пения делаются три земных поклона. По «Отче наш…» читаются кондаки храма, дня, рядового святого Минеи (если есть), «Слава» - заупокойный кондак, «И ныне» -
кондак: «Предстательство христиан непостыдное», или кондак Господского храма.

Окончание вечерни, не соединяемой с Литургией, совершается так же, как на великопостной утрени до молитвы прп. Ефрема Сирина, а после нее - так же, как в конце изобразительных (если есть Литургия Преждеосвященных Даров). Только после отпуста поется не «Господи, помилуй» трижды, а многолетие.

Возглашение: «Свет Христов просвещает всех» означает, что «…в конце веком нам, сидящим во тьме, воссиял через воплощение Свет истинный - Иисус Христос и исполнил вселенную светом Своей благодати». Фимиам кадила означает благодать, а свет свечи - истину. Священник благословляет кадилом и свечой в знак того, что «…благодать… и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1:17).

Литургия Преждеосвященных Даров - Литургия Преждеосвященных Даров - это Литургия, на которой не совершается освящение Даров, а для причащения предлагаются Св. Дары, освященные прежде. Согласно 52-му правилу VI Вселенского собора, она совершается в дни Великого поста. Полную Литургию древние христиане называли Пасхой, потому что они присутствовали на ней «…с такими же радостными и высокими чувствами, с какими и при торжестве Пасхи. Но эти чувства не согласуются с сокрушением и печалию, с какими должно проводить дни великого поста». Потому 49-м правилом Лаодикийского собора было предписано не совершать полной Литургии в седмичные дни Великаго поста. Но чтобы постящихся не лишить не лишить небесной пищи Тела и Крови Христовых, необходимых для укрепления в духовной жизни, совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

Первоначально эта Литургия, как и полные, совершалась по устному преданию и не везде одинаково. В IV веке для азиатских церквей ее отредактировал свт. Василий Великий. В VII веке свт. Григорий Двоеслов собрал и письменно изложил чин Литургии Преждеосвященных Даров. Он узаконил совершать ее один раз в году - в Великий Пяток Страстной седмицы. До XVI века Литургия Преждеосвященных Даров называлась Литургией св. Василия Великого. С XVI в. (первоначально на Афоне) она стала называться Литургией св. Григория Двоеслова (видимо, для того, чтобы отличать ее от полной Литургии св. Василия Великого, которая совершается 10 раз в году).

Начинается Литургия Преждеосвященных Даров сразу после молитвы прп. Ефрема Сирина, которой заканчивается вечерня. Диакон произносит сугубую ектению: «Рцем вси…», ничем неотличающуюся от сугубой ектении на полной Литургии. Далее следует ектения о оглашенных. Со среды 4-й седмицы поста после нее произносится ектения о просвещаемых, т. е. о тех, кто готовится ко крещению. В древности оглашение могло продолжаться до трех лет. Те оглашенные, которые принимали крещение на эту Пасху, назывались «иже ко просвещению», т. е. просвещаемыми. Со среды 4-й седмицы начиналось усиленное приготовление их ко крещению. Поэтому на Литургии о них произносилась особая ектения.

Далее следуют две ектении о верных. После последней ектении священник произносит возглас: «По дару Христа Твоего…». После этого возгласа хор поет: «Ныне силы небесныя…». Священнослужителями совершается вход, на котором переносятся преждеосвященные Дары с жертвенника на престол. Священнослужителя совершают вход в молчании, т. е. не возглашают поминовения, потому что на этой Литургии не совершается проскомидия. После входа совершаются три великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. Эти поклоны совершаются не в конце (как у остальных великопостных богослужений), а после Входа потому, что далее молящиеся готовятся ко причащению и причащаются. Поэтому далее нет покаянных молитвословий, и молитва прп. Ефрема Сирина с земными поклонами была бы здесь неуместной.

После поклонов диакон произносит просительную ектению. Она отличается от подобной ектении на полной Литургии только первыми двумя прошениями. В ее первом прошении вместо «Исполним молитву нашу…» произносится: ««Исполним вечерню молитву нашу…» потому, что по Уставу эта Литургия совершается вечером (после вечерни). Во втором прошении вместо «О предложенных и освященных честных Дарех…» произносится: «О предложенных и преждеосвященных честных Дарех…». Далее - последование как на полной Литургии, за исключением следующих моментов:

- вместо возгласа: «Святая святым» произносится: «Преждеосвященная Святая святым»;

- независимо от дня и празднуемого святого на Литургии Преждеосвященных Даров всегда поется причастен: «Вкусите и видите…»;

- при выносе Даров поется: «Благословлю Господа на всякое время…»;

- по возгласе: «Спаси, Боже, люди Твоя…» поется: «Хлеб Небесный и Чашу жизни…»;

- третье прошение благодарственной ектении начинается со слов: «Вечера всего совершенна…»;

- заамвонная молитва - «Владыко Вседержителю, Иже всю тварь мудростию соделовавый…»;

- на отпусте поминается святой следующего дня; составитель Литургии (св. Григорий Двоеслов) поминается не перед святыми дня и храма, а после них.

Великое повечерие (обычно отдельно от утрени) -совершается вечером в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу во все седмицы Великой Четыредесятницы, за исключением четверга и пятницы 5-й седмицы (суббота Акафиста)», т. е. в вечер тех дней, в которые не совершалась полная Литургия. «Повечерие, как показывает самое наименование, есть служба, совершаемая "по вечери", т. е. после вечерней трапезы (ужина), перед отходом ко сну». Через молитвы великого повечерия «…Церковь располагает нас к покаянию… которое в конце дня особенно необходимо и благовременно, как отчет пред Богом в нашем поведении в течение дня». Согласно Известию учительному в Служебнике, со службой повечерия соединены воспоминания «…о сошествии Христа во ад, о победе Его над диаволом и об освобождении из ада и введении в рай душ всех праведников». Также в последовании великого повечерия содержатся молитвы о сохранении от ночного страха и внезапной смерти.

Великое повечерие можно состоит из трех частей.

Первая часть. Обычные начальные молитвословия. «Приидите, поклонимся…» трижды. В первые четыре дня Великого поста, когда на повечерии читается канон св. Андрея Критского, после «Приидите, поклонимся…» читается 69-й псалом: «Боже, в помощь мою вонми…», и начинается чтение Великого канона.

После «Приидите, поклонимся…» - псалмы: 4-й, 6-й, 12-й. «Слава, и ныне». «Аллилуия…» (3). «Господи, помилуй» (3). «Слава, и ныне». Псалмы: 24-й, 30-й и 90-й. «Слава, и ныне». «Аллилуия…» (3). «Господи, помилуй» (3). «Слава, и ныне». В этих шести псалмах выражается надежда на Бога в подаянии земных благ (пс. 6), скорбь о грехах и моление об их прощении (пс. 6, 12), надежда на прощение грехов и на защиту от врагов (пс. 24, 30 и 90).

Далее поются пророческие стихи из книги пророка Исаии (Ис., гл. 8 и 9): «С нами Бог, разумейте языцы и покарайтеся, яко с нами Бог…». В них говорится о Христе Сыне Божием, о Его воплощении и о плодах этого воплощения для неверующих и для верующих.

Затем поются тропари в честь Св. Троицы, в которых испрашиваются вечер и ночь без греха: «День прешед, благодарю Тя, Господи…». «Слава: День прешед, славословлю Тя, Владыко…». «И ныне: День прешед, песнословлю Тя, Святый…».

После этих тропарей читается тропарь: «Безплотное естество…». В нем воспоминается о славословии ангелами Св. Троицы и содержится молитва к Богородице, апостолам, пророкам и мученикам о нас, чтобы и мы сподобились прославлять Троицу. После тропарей, прославляющих Св. Троицу читается Символ веры, в котором исповедуется вера в Троицу и в домостроительство нашего спасения. Далее произносятся молитвы ко всем святым, как к тем, которые достигли спасения и имеют дерзновение молиться перед Богом и о нас. Заключаются эти обращения к святым прошением к Богу об очищении от грехов - в знак того, что, прося святых о себе, мы и сами должны заботиться о спасении.

Далее - снова усиленное обращение к Св. Троице: Трисвятое по «Отче наш…». Затем поются тропари. Для понедельника и среды назначаются три тропаря: «Просвети очи мои…» (в нем содержится молитва о просвещении души). «Слава» - «Заступник души моея буди…» (об заступлении от соблазнов и спасении души). «И ныне» - «Яко не имамы дерзновения…» (молитва к Богородице).

Для вторника и четверга назначаются четыре тропаря: «Невидимых враг моих…» (о защите от врагов и просвещении ума). Стих: «Призри, и услыши мя, Господи Боже мой», тропарь: «Яко страшен суд Твой, Господи…» (о Страшном Суде). «Слава» - «Слезы ми даждь, Боже…» (прошение о даровании покаяния в грехах). «И ныне» - «Непостыдную, Богородице, надежду Твою имея…».

После тропарей - «Господи, помилуй» 40 раз. «Слава, и ныне». «Честнейшую херувим…». «Именем Господним благослови, отче» - благословение на окончание первой части повечерия. Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Господи, Господи, избавлей нас…» - молитва, в которой кратко излагаются моления, заключающиеся в первой части повечерия.

Вторая часть великого повечерия - покаянная.

«Приидите, поклонимся…» трижды. Пс. 50-й, 101-й и покаянная молитва Манассии, царя Иудейского: Господи Вседержителю…». Трисвятое по «Отче наш…». Покаянные тропари: «Помилуй нас, Господи…». «Слава» - «Господи, помилуй нас…». «И ныне» - «Милосердия двери отверзи нам…». «Господи, помилуй» 40 раз. «Слава, и ныне». «Честнейшую херувим…». «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Покаянная молитва ко Св. Троице: «Владыко Боже Отче Вседержителю…».

Третья часть великого повечерия «…главным образом, состоит из славословий и хвалений Богу и святым угодникам Божиим, и она подобна той части утрени, которая начинается пением канона».

«Приидите, поклонимся…» трижды. Пс. 69: «Боже, в помощь мою вонми…» (молитва о спасении от врагов). Пс. 142: «Господи, услыши молитву мою…» («сей есть от семи покаянных псалмов, есть молитва сокрушенного сердца, о грехах кающегося»). Эти псалмы «…составляют как бы переход от службы покаянной к службе более торжественной. Так, в псалме: «Боже, в помощь мою вонми», говорится: «Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Боже…». И в псалме: «Господь, услыши молитву мою» слышим: «… Имене ради Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою». Таким образом, здесь содержится как бы указание на то, что Господь, сошедши во ад, возвел из темницы ада души праведников».

Далее читается великое славословие, читаемое на непраздничной утрени. Оно «…составляет как бы продолжение молитвословий, содержащихся в предшествующих ему псалмах. В славословии находятся самыя слова 142-го псалма "Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой"».

После великого славословия читается канон, «…в котором прославляются святые, возрадовавшиеся и возвеселившиеся о Боге, ищущие Бога, которых Господь оживил, и души коих правдою Своею извел от печали». «Великий канон читается не в третьей части повечерия, где обыкновенно канон составляет торжественную часть службы, а в самом начале повечерия потому, что Великий канон приготовляет, настраивает душу к покаянному молению, какое затем и следует в повечерии».

В пятницы вечером на великом повечерии читается заупокойный канон Октоиха с утрени субботы и канон святого, случившегося в субботу или неделю этой седмицы. «С понедельника 2 седм. Великого поста начинается совместное пение канона Пр. Богородицы и канонов тех святых, которые прилучатся в период времени от Лазаревой субботы до недели Антипасхи». В пятницы вечером канон Богородицы не поется, так заменяется заупокойным каноном Октоиха.

В среду и пятницу 4-й седмицы служба совершается только по Триоди. Поэтому каноны святых этих дней переносятся на повечерие накануне: во вторник вечером читается канон святого, прилучившегося в среду, а в четверг вечером - канон святого пятницы. На 5-й седмице во вторник вечером прочитывается канон святого, случившегося в четверг этой седмицы, а в четверг вечером - канон святого субботы.

После канона читается «Достойно есть…». Трисвятое по «Отче наш…». Затем велегласно и косно поется на 6-й глас тропарь: «Господи сил, с нами буди…» и 150-й псалом: «Хвалите Бога во святых Его…». Тропарь поется после каждого стиха псалма. Затем поется: «Слава» - тропарь: «Господи, аще не быхом святыя Твоя имели молитвенники…». «И ныне» - «Многая множества…». «Всесвятая Богородице…». «Все упование мое…».

«На великом повечерии в пятницу вечером вместо «Господи сил, с нами буди» будет читаться:
1) на 1-й седмице - кондак св. великомученику Феодору Тирону;
2) на 2-й, 3-й и 4-й седмицах - кондак «Со святыми упокой…»;
3) на 6-й седмице в пятницу вечером - кондак св. Лазаря…»".

После «Господи сил…» (или кондака) - «Господи, помилуй» 40 раз. Далее великое повечерие совершается как и малое, за исключением:

- вместо возгласа: «Молитвами святых отец наших…» - возглас: «Боже, ущедри ны…», а после него - молитва прп. Ефрема Сирина с 16-ю поклонами, Трисвятое по «Отче наш…» и «Господи, помилуй» 12 раз;

- вместо отпуста: «Христос, истинный Бог наш…» священник читает коленопреклонную молитву: «Владыко Многомилостиве…».

Великие повечерия, совершаемые в пятницу вечером заканчиваются так же, как и малые повечерия в период пения Октоиха.

 

Вопрос 3 - Каждение на Господи воззвахъ

Во время пения «Господи воззвах» диакон совершает полное каждение алтаря и храма.
Пономарь подает разожженное кадило диакону, и диакон, вложив в кадило фимиам, став у северной стороны святого престола
Подняв кадило, обращается к служащему священнику: «Благослови, владыко, кадило », Священник благословляет кадило, читая молитву: «Кадило Тебе приносим...»
Диакон отвечает «Аминь» и начинает каждение.
Кадит святой престол С 4-Х СТОРОН (троекратно на каждую сторону с одним поклонением) с запада - с юга - с востока - с севера,
Затем кадит запрестольный крест и образ, горнее место, святой жертвенниК,
Потом, с горнего места, иконы над царскими вратами и на западной стене алтаря
Потом иконы в южной части алтаря, и затем в северной.
Далее кадит настоятеля, молящихся по правую сторону, молящихся по левую сторону и выходит северной дверью на солею

На солее кадит царские врата, иконы по правую сторону иконостаса, иконы по левую сторону, правый клирос, левый клирос, народ (слева направо).

Затем спускается к праздничной иконе (на середину храма), кадит ее, и начинает каждение собственно храма, по его периметру, начиная с икон, находящихся у правого клироса, и далее правую (южную) часть храма и молящихся в ней, затем кадит притвор, затем левую (северную) часть храма и молящихся, заканчивая каждение храма у икон под левым клиросом.

Затем поднимается на солею, кадит царские врата, икону Спасителя, икону Божией Матери и, взяв кадило в левую руку и перекрестившись, идет южною дверью в алтарь.
В алтаре кадит св. престол с западной его стороны, затем служащего священника (или настоятеля) и, сотворив поклон к горнему месту, отдает кадило пономарю.

Затем сотворив положенные поклоны, целует край св. престола, с его южной стороны, и остается у св. престола в ожидании времени вечернего входа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: