Каждый живой организм может нормально существовать и продолжать свой род только в оптимальных (благоприятных) для него условиях.




Занятие 3. Факторы неживой природы. Адаптация.

 

Здравствуйте! Я рада приветствовать вас!

На прошлом занятии мы с вами затронули очень большое и важное направление экологии, отвечающее на вопрос: как мы, обитатели Земли, взаимодействуем со средой обитания.

Прежде чем мы начнём разговор по новой теме, давайте проверим, как вы самостоятельно выполнили задания. Кстати, для выполнения заданий, а так же для того, чтобы записать вопрос, который вы хотели бы задать мне по почте, я предлагаю завести тетрадь «Юный эколог» специально для наших занятий.

Проверяем задания занятия 2.

1. Конечно, вы сразу догадались, что в нашем стихотворении перепутаны среды обитания животных. Вот как мы расставим их по местам:

 

Живёт в лесу тюлень, У моря спит олень, И по степи седой Спешат на водопой В компании гориллы Три толстых крокодила. А в жаркой, знойной Африке Из вод речных сайгаки качают головой… Нет, что-то тут не так… Отправлю в лес оленя, У северного моря оставлю спать тюленя, гориллу – в лес тропический, Зелёный, экзотический. Под солнце африканское я на берег речной отправлю крокодилов. А где простор степной, Пускай бегут сайгаки на ближний водопой.

 

Задание 2. Распределите согласно классификации факторы среды, оказывающие влияние на растущий в парке клён:

 

Абиотические Биотические Антропогенные
сила тяжести, свет, плодородие почвы, дождь древоточцы, гнездящиеся птицы, мусор, туристическая тропинка

 

Кто справился – молодец!

Если вы ошиблись, распределяя факторы, будьте внимательны, на наших занятиях мы остановимся на каждой группе факторов, и вы эту классификацию обязательно запомните!

Например, сегодня мы поговорим с вами об абиотических факторах – факторах неживой природы.

Первое, что приходит на ум – это, конечно, климатические факторы. Уж очень очевидно их влияние на нас. Вы каждое утро смотрите прогноз погоды и выглядываете в окно, решая, как одеться. А вместе с вами «решают», как вести себя при тех или иных погодных условиях наши соседи – растения и животные. Когда мы наиболее активны? Конечно, в хорошую погоду! Летним вечером, когда спала дневная жара, нам так хорошо и уютно, что только темнота заставляет нас вернуться домой. В летний не очень жаркий час активны и наши соседи: слышны голоса птиц, мы можем заметить множество насекомых и других обитателей наших парков, дворов и улиц. А если на улице холодно, ветрено, идёт дождь? Мы не покидаем дом, или надеваем тёплую одежду и берём зонтик. Животные тоже ищут укрытия, на зиму «одеваются» в тёплый густой мех, кто-то, как перелётные птицы, ищет убежище в южных странах.

Какие выводы можно сделать из этих фактов?

Каждый живой организм может нормально существовать и продолжать свой род только в оптимальных (благоприятных) для него условиях.

Это экологический закон, который называется законом оптимальности. (Оптимальный – «подходящий», «благоприятный»)

Растения цветут и формируют семена, животные обзаводятся детёнышами, а птицы выводят птенцов в самый благоприятный для себя период.

 

Кстати, факторы, которые жизненно важны для тех или иных организмов, растений или животных, так и называются условия существования.

Но ведь условия не всегда благоприятны.

Лето заканчивается, приходит осень, а затем и суровая зима…

Вы уже подсказываете мне, что растения и животные приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Правильно, и это умение называется адаптацией!

Вот один из примеров адаптации: птицы зимой сидят, нахохлившись, распушив перья. Этим они создают себе воздушную защитную подушку – воздух у тела остаётся тёплым. Всем известно, что самый лучший мех – «зимняя шуба» северных лесных жителей: соболя, норки, песца, лисицы и т. д. Это тоже адаптация к зимнему холоду.

 

А летом в жару мы потеем, охлаждая так своё тело, а собаки, например, испаряют жидкость с поверхности языка, открыв пасть и часто дыша. Это примеры адаптаций к неблагоприятной температуре.

 

 

О других адаптациях мы поговорим с вами на следующих занятиях.

Внимание! Необычное задание!

Посмотрите короткометражный мультфильм «Песочник»:

ссылка на фильм: https://youtu.be/SU4BqSh9jZQ

и ответьте на вопрос: как песочник адаптировался к морским волнам?

Обсудим мультфильм на следующем занятии.

Благодарю за внимание!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: