Тема: М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы»




Тема: М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы»

Словарь урока

Баллада – стихотворение особой формы, преимущественно на историческую, обычно легендарную тему.

Гипербола – преувеличение.

Лирика – это один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. Чувства, переживания не описываются, а выражаются.

Лирический герой – это образ поэта в лирике, художественный двойник автора, выступающий как жизненная роль, как лицо, наделённое особенностями индивидуальной судьбы, своеобразным внутренним миром, а подчас и приметами реального облика, явленный из текста лирических композиций.

Метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.

Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

Стихотворение – художественная речь, строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу.

Тропы (изобразительные средства) – слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении.

Эпитет (от др.-греч. ἐπίθετον «приложенное») – определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вопросы о смысле человеческой жизни и о месте человека в мире волновали писателей и поэтов во все времена. Как об этом рассуждает знаменитый русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов в стихотворении «Три пальмы»?

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли...

Поэт передаёт яркие краски восточной природы, «степи аравийской земли», необычную эпическую картину: в пустыне – единственный оазис.

«Три гордые пальмы» – главные героини стихотворения, которые растут в пустыне, где ещё ни разу не ступала нога человека.

Жанр восточной притчи (сказания) придаёт балладе «Три пальмы» статус народной мудрости. Оно было создано в 1838 году, а напечатано в 1839 в журнале «Отечественные записки».

Количество пальм (три – библейская символика) ассоциируется с чувством, разумом и волей. Деревья полны сил и энергии, но они несчастны, считают себя бесполезными и одинокими.

Оазис-рай образовался вокруг родника – это символа духа, связывающего человека со Всевышним. Пальмы обратились к Создателю с просьбой помочь им выполнить своё предназначение – стать убежищем для одинокого путника.

На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?

Без пользы в пустыне росли и цвели мы,

Колеблемы вихрем и зноем палимы,

Ничей благосклонный не радуя взор?..

Не прав твой, о небо, святой приговор!

Бог услышал их и послал к ним караван. Пальмы махали людям своими изумрудными листьями и радовались.

Приветствуют пальмы нежданных гостей,

И щедро их поит студёный ручей.

Люди же из ручья утолили жажду, отдохнули в тени пальм, а потом срубили деревья.

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

Пальмы срубили, и оазис исчез. Так люди ради минутных желаний или выгоды не думают о последствиях.

По сюжету «гордые пальмы» были наказаны за то, что посмели «на Бога роптать».

Тем самым Михаил Лермонтов хотел показать, что не стоит просить у Бога изменить свою судьбу – нужно следовать своему предназначению. Эту тему фатализма Лермонтов более подробно раскроет в другом своём произведении – «Герой нашего времени».

Автор также хотел показать, что бессердечие людей губительно для природы.

И ныне всё дико и пусто кругом –

Не шепчутся листья с гремучим ключом:

Напрасно пророка о тени он просит –

Его лишь песок раскалённый заносит…

В балладе противопоставляются жизнь и смерть. Поэтом используется приём антитезы. Сначала перед нами предстаёт удивительная картина волшебного оазиса, который затем становится пеплом, ручей заносит раскалённый песок, и пустыня вновь становится безжизненной.

Лермонтов использует следующие выразительные средства:

эпитеты (звучный ручей, роскошные листья, гордые пальмы, бесплодной почвы, махровою главой),

метафоры (песок крутился столбом, пылающая грудь),

сравнения (люди – «малые дети», караван «шёл, колыхаясь, как в море челнок»),

олицетворения (родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьём, приветствуют пальмы нежданных гостей). Олицетворения позволяют увидеть в образах «гордых пальм» людей, недовольных своей жизнью,

символы: стволы деревьев – «тела», листья – это «одежда», пальмы «пали без жизни».

Михаил Юрьевич Лермонтов в своей балладе «Три пальмы» хотел рассказать читателю о хрупкости окружающего мира, пытался предостеречь от недальновидных поступков и амбициозных желаний.

Дополнительный материал

Стихотворение «Три пальмы» впервые напечатана в «Отечественных записках» (1839, т. 5, № 8, отд. III, стр. 168–170). Белинский с восторгом отзывался об этом произведении и писал, что «пластицизм и рельефность образов, выпуклость форм и яркий блеск восточных красок – сливают в этой пьесе поэзию с живописью» (Белинский, т. 6, 1903, стр. 51).

Жанр этого стихотворения – баллада (стихотворный рассказ на легендарную или историческую тему, где реальное нередко сочетается с фантастическим). Можно отметить следующие признаки баллады в этом стихотворении:

наличие сюжета (есть кульминация, завязка и развязка);

рассказ на легендарную тему;

фантастическое в балладе: ропот пальм на Бога, их мысли, разговор;

реальное в балладе: гибель трёх пальм и дикое пустое место, бывшее раньше цветущим оазисом.

Особенности баллады как жанра:

наличие сюжета (есть кульминация, завязка и развязка);

эмоции автора и чувства героев»

сочетание реального с фантастическим;

романтический (необычный) пейзаж;

мотив тайны;

сюжет может заменяться диалогом;

лаконичность;

сочетание лирического и эпического начал.

Запишите число и тему урока.

Далее запишите что называется балладой (определение смотрите в начале урока)

Работа с учебником. Учебник стр. 151 – 154 (выразительное чтение)

Письменно ответьте на вопросы.

Вопрос 1. Какие вопросы (темы) волновали Михаила Лермонтова в стихотворении «Три пальмы»?

Варианты ответа:

тема смысла человеческой жизни;

темы любви и дружбы;

тема поэта и поэзии.

Задание основано на материале урока. Вспомните какие темы были названы?

Вопрос 2. Найдите в тексте эпитет и выделите его.(перепишите строки и подчеркните)

Столбом уж крутился песок золотой…

Сначала вспомним, что такое эпитет.(смотрите определение в начале урока)

Это образное прилагательное.

Задание основано на материале урока и на ранее изученном материале.

Домашнее задание. Стр. 152 – 154 - выразительное чтение.

Стр. 154 (отвечать устно на вопросы)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: