Тема: М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы»
Словарь урока
Баллада – стихотворение особой формы, преимущественно на историческую, обычно легендарную тему.
Гипербола – преувеличение.
Лирика – это один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. Чувства, переживания не описываются, а выражаются.
Лирический герой – это образ поэта в лирике, художественный двойник автора, выступающий как жизненная роль, как лицо, наделённое особенностями индивидуальной судьбы, своеобразным внутренним миром, а подчас и приметами реального облика, явленный из текста лирических композиций.
Метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.
Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
Стихотворение – художественная речь, строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу.
Тропы (изобразительные средства) – слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении.
Эпитет (от др.-греч. ἐπίθετον «приложенное») – определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вопросы о смысле человеческой жизни и о месте человека в мире волновали писателей и поэтов во все времена. Как об этом рассуждает знаменитый русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов в стихотворении «Три пальмы»?
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли...
Поэт передаёт яркие краски восточной природы, «степи аравийской земли», необычную эпическую картину: в пустыне – единственный оазис.
«Три гордые пальмы» – главные героини стихотворения, которые растут в пустыне, где ещё ни разу не ступала нога человека.
Жанр восточной притчи (сказания) придаёт балладе «Три пальмы» статус народной мудрости. Оно было создано в 1838 году, а напечатано в 1839 в журнале «Отечественные записки».
Количество пальм (три – библейская символика) ассоциируется с чувством, разумом и волей. Деревья полны сил и энергии, но они несчастны, считают себя бесполезными и одинокими.
Оазис-рай образовался вокруг родника – это символа духа, связывающего человека со Всевышним. Пальмы обратились к Создателю с просьбой помочь им выполнить своё предназначение – стать убежищем для одинокого путника.
На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!
Бог услышал их и послал к ним караван. Пальмы махали людям своими изумрудными листьями и радовались.
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студёный ручей.
Люди же из ручья утолили жажду, отдохнули в тени пальм, а потом срубили деревья.
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Пальмы срубили, и оазис исчез. Так люди ради минутных желаний или выгоды не думают о последствиях.
По сюжету «гордые пальмы» были наказаны за то, что посмели «на Бога роптать».
Тем самым Михаил Лермонтов хотел показать, что не стоит просить у Бога изменить свою судьбу – нужно следовать своему предназначению. Эту тему фатализма Лермонтов более подробно раскроет в другом своём произведении – «Герой нашего времени».
Автор также хотел показать, что бессердечие людей губительно для природы.
И ныне всё дико и пусто кругом –
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит –
Его лишь песок раскалённый заносит…
В балладе противопоставляются жизнь и смерть. Поэтом используется приём антитезы. Сначала перед нами предстаёт удивительная картина волшебного оазиса, который затем становится пеплом, ручей заносит раскалённый песок, и пустыня вновь становится безжизненной.
Лермонтов использует следующие выразительные средства:
эпитеты (звучный ручей, роскошные листья, гордые пальмы, бесплодной почвы, махровою главой),
метафоры (песок крутился столбом, пылающая грудь),
сравнения (люди – «малые дети», караван «шёл, колыхаясь, как в море челнок»),
олицетворения (родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьём, приветствуют пальмы нежданных гостей). Олицетворения позволяют увидеть в образах «гордых пальм» людей, недовольных своей жизнью,
символы: стволы деревьев – «тела», листья – это «одежда», пальмы «пали без жизни».
Михаил Юрьевич Лермонтов в своей балладе «Три пальмы» хотел рассказать читателю о хрупкости окружающего мира, пытался предостеречь от недальновидных поступков и амбициозных желаний.
Дополнительный материал
Стихотворение «Три пальмы» впервые напечатана в «Отечественных записках» (1839, т. 5, № 8, отд. III, стр. 168–170). Белинский с восторгом отзывался об этом произведении и писал, что «пластицизм и рельефность образов, выпуклость форм и яркий блеск восточных красок – сливают в этой пьесе поэзию с живописью» (Белинский, т. 6, 1903, стр. 51).
Жанр этого стихотворения – баллада (стихотворный рассказ на легендарную или историческую тему, где реальное нередко сочетается с фантастическим). Можно отметить следующие признаки баллады в этом стихотворении:
наличие сюжета (есть кульминация, завязка и развязка);
рассказ на легендарную тему;
фантастическое в балладе: ропот пальм на Бога, их мысли, разговор;
реальное в балладе: гибель трёх пальм и дикое пустое место, бывшее раньше цветущим оазисом.
Особенности баллады как жанра:
наличие сюжета (есть кульминация, завязка и развязка);
эмоции автора и чувства героев»
сочетание реального с фантастическим;
романтический (необычный) пейзаж;
мотив тайны;
сюжет может заменяться диалогом;
лаконичность;
сочетание лирического и эпического начал.
Запишите число и тему урока.
Далее запишите что называется балладой (определение смотрите в начале урока)
Работа с учебником. Учебник стр. 151 – 154 (выразительное чтение)
Письменно ответьте на вопросы.
Вопрос 1. Какие вопросы (темы) волновали Михаила Лермонтова в стихотворении «Три пальмы»?
Варианты ответа:
тема смысла человеческой жизни;
темы любви и дружбы;
тема поэта и поэзии.
Задание основано на материале урока. Вспомните какие темы были названы?
Вопрос 2. Найдите в тексте эпитет и выделите его.(перепишите строки и подчеркните)
Столбом уж крутился песок золотой…
Сначала вспомним, что такое эпитет.(смотрите определение в начале урока)
Это образное прилагательное.
Задание основано на материале урока и на ранее изученном материале.
Домашнее задание. Стр. 152 – 154 - выразительное чтение.
Стр. 154 (отвечать устно на вопросы)