Тема 7.Интеграция экономической науки и экономического образования.




Система высшего экономического образования в российских вузах.

Болонский процесс и проблемы высшего экономического образования.Создание системы менеджмента качества экономического образования в ВУЗе. Создание НРА «РейтОР» (рейтинг образовательных ресурсов) и повышение качества высшего экономического образования.Проблема формирования образовательных структур нового типа (корпоративных, университетских комплексов, образовательных холдингов и т. п.).Проблема формирования в России университетов предпринимательского типа. Проблемы современного экономического образования в классических университетах России. Стратегия развития классического университета в современной экономической системе. Формирование инновационной экономики города: роль университета.Формы и тенденции интеграции экономической науки и экономического образования. Кластерное развитие современного общества.Развитие экономической науки на уровне вузов и проблемы материально-организационного обеспечения. Адаптация учебных курсов к достижениям современной экономической науки.

 

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В процессе преподавания дисциплины используются современные образовательные технологии и формы:

· Лекции; практические занятия, на которых обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий, семинары, где проводятся дискуссии, тестирование, ролевые и деловые игры, тренинги, анализ проблемных ситуаций.

· Самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, подготовка к семинарам, выполнение творческих заданий, подготовка к текущему контролю знаний и к зачету.

· Консультирование студентов по вопросам учебного материала, написание тезисов статей, докладов на конференции.

 

 

6. Учебно-методические материалы

6.1.Задания и методические указания по организации и проведению практических занятий

Практические занятия – важная и необходимая форма организации учебного процесса при изучении дисциплины. Она способствует закреплению и углублению знаний, полученных на лекциях и в результате самостоятельной работы над литературными и нормативными источниками, учебниками и учебными пособиями, развивает самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой. В ходе практических занятий вырабатываются навыки экономического мышления и выполнения плановых расчетов, умение использовать имеющуюся информацию для принятия плановых решений по направлениям деятельности предприятия, анализировать производственную ситуацию, определять возможности ее решения.

Практические занятия являются средством контроля преподавателей за самостоятельной работой студентов.

Тема 3. Роль экономической науки в развитии общества.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое наука?

2. Каковы цели и задачи науки?

3. Как обеспечить объективность научного знания?

4. Перечислите основные атрибуты науки?

5. Какие основные функции науки Вам известны? В чем их назначение?

6. Объясните сущность понятий: «истина», «принцип», «гипотеза» «инновация».

7. Какова роль науки в формировании картины мира?

8. Какая главная социальная роль науки в современном обществе?

9.В чем разница между фундаментальными и прикладными науками?

10. В чем специфика научных исследований в экономике?

11. Каковы основные специальности экономических наук?

12. В чем проблема предмета исследования экономической науки?

 

Тема 4.1. Цели, задачи методологии. Классификация методов экономических исследований.

1.Дайте определение терминов «метод» и «методология».

2.Приведите примеры статистико-экономического и монографического методов (на базе конкретных ситуаций):

- средние и относительные величины;

- регрессионно-кореляционный и дисперсионный анализ;

- комплексно-функциональный анализ;

- суммирование относительных показателей.

3.Привидите примеры балансового и экономико-математического методов (на базе конкретных ситуаций):

- анализ исходного уровня явления и процесса;

- балансовые коэффициенты взаимосвязи;

- прием балансовых моделей;

- системно-нормативный прием.

Тема 4.2. Общенаучная и частнонаучная методология.

Перечислите общенаучные методы научных исследований и дайте общую характеристику каждому из них.

Назовите специальные методы научного исследования, определите их значимость и необходимость.

Охарактеризуйте метод экспертных оценок как частный метод научного исследования.

 

Тема 5. Взаимодействие экономики с другими науками

Семинарское занятие в виде круглого стола.

Заполните следующую таблицу.

  Объект Предмет Области взаимодействия
Социология      
Политиология      
Математика      
Психология      
Биология      
География      
История      

 

Обоснуйте взаимосвязь экономикис выше перечисленными науками

Приведите примеры использования достижений выше перечисленных наук в экономических исследованиях.

 

Тема 6. 1.Конкурентоспособность услуг высшего экономического образования в современных условиях.

Дискуссия на тему: «Конкуренция на рынке услуг профессионального образования»

Выносимые на дискуссию вопросы:

1.Социально-экономическая сущность образовательных услуг.

2. «Квазирыночный» характер атрибутов сферы профессионального образования.

3.Особенности конкуренции в сфере профессионального образования.

4.Факторы и механизмы обеспечения конкурентоспособности образовательной организации.

 

Тема 6.2. Проблемы непрерывного экономического образования в современной России: соотношение проблем содержания и организации экономического образования

 

Вопросы для рефератов и эссе:

  • Место и роль университетов в системе непрерывного образования.
  • Непрерывное образование инженерных кадров. Инженеры будущего.
  • Интегрирование технологий электронного обучения в системе непрерывного образования.
  • Проблемы совершенствования подготовки специалистов для приоритетных сфер экономики муниципальных образований и пути их решения.
  • Механизм частно-кластерно-государственного партнерства в непрерывном образовании.
  • Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития
  • Непрерывное образование как национальная проблема;
  • Компетентность как один из основных императивов непрерывного образования;
  • Новая парадигма образования – непрерывное образование. Проблемы методологии и методики непрерывного образования;
  • Технологии и организационные формы непрерывного образования. Обмен международным опытом;
  • Духовно-нравственные, этические и демократические ценности в контексте воспитания в непрерывном образовании;
  • Непрерывное образование в контексте рынка труда и рынка образовательных услуг.

§ Проблемы интеграции экономического и экологического образования и пути их решения;

§ Компетенции и компетентностный подход в современном экономическом образовании.

 

Тема 7. Университеты предпринимательского типа: проблемы и перспективы развития

 

Темы рефератов и эссе

 

Социально-экономическая сущность предпринимательства в свете современных экономических теорий.

Предпосылки формирования и развития предпринимательства в сфере высшего образования.

Специфика вузовского предпринимательства в условиях рыночных отношений.

Понятие, структура и оценка предпринимательского потенциала вуза.

Модель формирования и реализации предпринимательской стратегии вуза.

Приоритеты предпринимательской стратегии конкурентоспособного развития вуза.

Развитие инновационной инфраструктуры вузовского предпринимательства.

Модель «Тройной спирали» предпринимательского вектора развития вуза.

Молодежный потенциал вузовского предпринимательства.

Формирование предпринимательской компетентности студентов.

Предпринимательский университет: интеграция науки и бизнеса.

Предпринимательские компетенции в сфере профессионального образования.

 

 

6.2.Задания и методические указания по выполнению письменных работ

Задания к контрольной работе и методические указания по ее выполнению

Контрольная работа является одним из основных видов самостоятельной работы студентов заочной формы обучения.

Цель контрольной работы способствовать формированию, закреплению и углублению теоретических знаний по изучаемому курсу и практических навыков подготовки и оформления письменных работ.

Контрольная работа - это письменная работа по определённой теме, проблеме, подготовленная на основе изучения учебной литературы, монографий, периодической печати, практического опыта и личных наблюдений. В контрольной работе автор должен стремиться к самостоятельному изложению вопроса.

Студенты выбирают контрольную работу из предложенных вариантов. Варианты заданий выбираются по двум последним цифрам шифра (№ зачётной книжки).

Оформленная контрольная работа должна соответствовать стандарту, принятому в высшей школе. На титульном листе контрольной работы нужно указать название университета, института, кафедры, название учебной дисциплины, по которой написана работа, фамилию, имя, отчество студента, курс, факультет, номер группы, номер зачётной книжки.

Требования к тексту контрольной работы:

· текст пишется на одной стороне листа белой бумаги формата А4;

· поля: верхнее и нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое –10 мм;

· межстрочный интервал – 1,5;

· шрифт – Times New Roman;

· размер шрифта – 14;

· абзацный отступ – 5 печатных знаков (1,25см);

· ориентация для текста – книжная;

· для больших, графиков и схем – альбомная;

· нумерация страниц контрольной работы сквозная, включая титульный лист и приложения, т.е. все страницы работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы без пропусков и повторений. Страницы нумеруются арабскими цифрами. Первой страницей считается титульный лист, но на ней цифра «1» не ставится. Порядковый номер печатается внизу по центру страницы, начиная с оглавления, которое нумеруется цифрой 2.

Работа должна включать: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы, приложения (если необходимо).

К вышеперечисленным структурным элементам предъявляется ряд требований:

1. Титульный лист оформляется в соответствии с примером, приведенным в приложении.

2. Оглавление контрольной работы включает названия всех разделов работы с указанием страниц начала каждого параграфа.

3. Во введении должны быть отражены мотивы выбора раскрываемой темы, обозначена ее актуальность и кратко раскрыта степень ее разработанности в современной отечественной и зарубежной литературе.

4. В основной части работы последовательно раскрываются этапы изложения темы в соответствии с намеченным рабочим планом.

5. В заключении подтверждается актуальность выбранной темы и выражается собственная точка зрения или отношение студента к изложенному материалу, а также обозначаются возможные способы применения усвоенного материала темы в будущей профессиональной деятельности.

6. Литература. Библиографический список литературы включает в себя только те работы, которые проработаны автором и на которые делаются ссылки в тексте. В начале списка используемой литературы указываются нормативно-правовые акты в порядке степени значимости, а внутри каждого из разделов – в хронологическом порядке по датам их принятия и подписания. Все прочие литературные источники должны быть расположены в строго алфавитном порядке. Каждый литературный источник нумеруется.

Контрольная работа должна содержать систематизацию и краткое изложение материала из не менее 10 литературных источников (монографий, научных статей и докладов) по выбранной теме.

Темы контрольных работ

1. Современная наука и ее основные концепции.

2. Эволюция взглядов на предмет экономическойнауки.

3. Наука и ее роль в современном обществе.

4. Методы и методология научного исследования.

5. Методологические проблемыэкономическойнауки.

6. Современные направления и школы экономической науки.

7. Принципы присвоения ученной степени и ученого звания.

8. Технологии выбора темы научного исследования.

9. Современныеэкономическиепроблемы России.

10. Экономическая теория и практика хозяйствования в современных условиях.

11. Трансакционные издержки и пути их минимизации.

12. Трудовая миграция и её последствия для России.

13. Концепция и технология реструктуризации компании.

14. Перспективы экономического роста России в условиях бюджетной экономики.

15. Оптимизация затрат компании в условиях нестабильной экономической ситуации.

16. Неоиндустриальная модель и стратегии развития экономики.

17. Стратегическое планирование – неотъемлемый инструмент развития предприятия.

18. Задачи и критерии оценивания направлений государственной поддержки предприятия.

19. Управление государственной собственностью в России.

20. Конкуренция: система и процесс.

21. Аутсорсинг: виды, условия и факторы развития.

22. Проблемы инновационного развития экономики.

23. Современное государство: проблемы социально-экономического развития.

24. Роль экономической науки в постиндустриальном обществе.

25. Проблемы и перспективы инновационного развития экономики.

26. Реструктуризация предприятия: сущность и технология.

27. Стратегия реструктуризации предприятия в кризис.

28. Геоэкономические инновациикакфактор экономического развития.

29. Продовольственная безопасность и причины ее возникновения.

30. Предпринимательская экосистема региона

31. Проблемы развития технологического предпринимательства

32. Развитие малого предпринимательства в регионе: проблемы и перспективы.

33. Правовое регулирование предпринимательской деятельности

34. Роль микро-предприятий в современной экономике

35. Сетевая форма конкуренции предприятий малого бизнеса.

36. Проблемы формирования предпринимательской культуры в современной экономике.

37. Факторы конкурентоспособности малого предприятия

38. Кластерные формы организации предпринимательской деятельности.

39. Проблемы развития интеллектуального предпринимательства и пути их решения.

40. Развитие интрапренерства как внутрифирменного предпринимательства.

 

6.3.Задания и методические указания по организации самостоятельной работы студента

Самостоятельная работа - планируемая учебная, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя) Самостоятельная работа в вузе является важным видом учебной деятельности. Самостоятельная работа ориентирована на освоение теоретического курса, должна включать освоение учебной литературы по темам курса, тестирование по темам дисциплины, решение задач, подготовку к практическим занятиям.

Самостоятельная работа направлена на формирование профессиональных компетенций, должна включать освоение научной литературы, получение представления о прикладных макроэкономических исследованиях. Для достижения этой цели можно использовать кейс-задания, рефераты и доклады как форму самостоятельной работы с научной литературой.

Самостоятельная работа играет значительную роль в рейтинговой технологии обучения. Поэтому СРС должна стать эффективной и целенаправленной работой.

 

№ п/п Название раздела (темы) дисциплины Форма (вид) самостоятельной работы
    Подготовка к опросу  
    Подготовка докладов
    Подготовка к опросу
    Подготовка к разбору кейса
    Подготовка к практическому занятию в форме дискуссии
    Подготовка докладов
    Подготовка к практическому занятию в форме дискуссии
  Взаимодействие экономической науки с другими науками  

 

 

6.4.Вопросы для подготовки к зачету

 

1. Предмет, задачи, идеология и структура современной экономической науки.

2. Задачи и идеологические функции экономической науки.

3. Социальная роль экономической науки.

4. Структура экономической науки.

5. Состояние современной мировой экономической науки.

6. Современная стадия постиндустриального развития и переход к информационной экономике.

7. Генезис экономической науки в России и её современное состояние.

8. Взаимодействие экономики и политики: эволюция научных взглядов.

9. Концептуальные подходы в экономической науке и теоретические дискуссии.

10. Выбор стратегии России на XXI век и значение экономической науки.

11. Основное содержание научных стратегических программ экономического развития России.

12. Концепция устойчивого развития и ее влияние на развитие современного общества.

13. Проблемы экономической безопасности и роль экономической науки.

14. Идеал ученого-экономиста и проблемы его реализации.

15. Научные школы и парадигмы экономической науки.

16. Современные требования к профессионально-квалификационным качествам экономиста.

17. Соотношение общих и частных, теоретических и прикладных экономических наук.

18. Роль экономической теории как методологической основы экономической науки.

19. Отражение соотношения реального и финансового секторов экономики в структуре экономических научных отраслей.

20. Принципы системности и синергетики в современной методологии экономической науки.

21. Проблемы соотношения системного метода исследования и структурализма в экономической науке.

22. Формирование модели российской экономики в ходе реформы и роль экономической науки.

23. Особенности современного неоинституционализма.

24. Влияние отдельных концептуальных подходов на современную российскую экономическую мысль и экономическую политику.

25. Процессы глобализации мировой экономики и их влияние на развитие экономической теории.

26. Глобализация мировой экономики и поиск новой парадигмы экономической науки.

27. Финансовая глобализация. Соотношение глобализации и интернационализации мирового хозяйства.

28. Особенности инновационных процессов в экономике знаний XXI в.

29. Проблемы конкурентоспособности российской экономики.

30. Взаимодействие экономической науки с другими науками.

31. Типы высшего экономического образования в мировой системе образования: сравнительная характеристика.

32. Университет как универсальный тип высшего образования.

33. Конкурентоспособность услуг экономического образования в современных условияхинтернационализации образования.

34. Проблема непрерывного экономического образования в современной России.

35. Управление качеством экономического непрерывного образования.

36. Дистанционные технологии как условие повышения качества в системе непрерывного образования.

37. Проблемы экономического образования в школе в современной России.

38. Система высшего экономического образования в российских вузах.

39. Болонский процесс и модификация высшего экономического образования.

40. Формирование образовательных структур нового типа (корпоративных, университетских комплексов, образовательных холдингов).

41. Особенности послевузовского экономического образования.

42. Многоуровневая система дополнительного образования в системе подготовки менеджеров.

43. Формирование инновационной экономики города: роль университета.

44. Проблемы современного экономического образования в неэкономических вузах России.

45. Условия формирования экономической культуры в неэкономических вузах России.

46. Формы и тенденции интеграции экономической науки и экономического образования.

47. Адаптация учебных курсов к достижениям современной экономической науки.

48. Современная стратегия развития российского общества и человеческие ресурсы экономической науки.

49. Условия формирования потребности в реализации творческого потенциала ученого-экономиста.

50. Соотношение индивидуальных качеств ученого-экономиста и коллективного потенциала научных школ.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1.Мокроносов А.Г. Маврина И.Н. Предпринимательский потенциал развития автономного вуза: Монография. Екатеринбург:Изд-во Рос.гос.проф.пед.-ун-та, 2016. -166 с.

Дополнительная литература

 

1. Кожухар, В.М. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / В. М. Кожухар. - М.: Дашков и К°, 2012. - 216 с.

2. Кукушкина, В.В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров): учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / В.В. Кукушкина. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 264 с.

3. Организация научно-исследовательской работы студентов в вузе: учеб.-метод. пособие / А.В. Ефанов [и др.]; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2009. - 143 с.

4. Основы научных исследований: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Б.И. Герасимов [и др.]. - М.: Форум, 2011. - 269 с.

5. Рыжков, И.Б. Основы научных исследований и изобретательства [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / И. Б. Рыжков. - 2-е изд., стер. - СПб.; М.; Краснодар: Лань, 2013. - 222 с.

6. Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие для вузов / М. Ф. Шкляр. - 2-е изд. - М.: Дашков и К°, 2009. - 243 с.

7. Экономическая теория. Макроэкономика -1,2. Метаэкономика. Экономика трансформаций: учебник для вузов [Гриф УМО] / Г.П. Журавлева [и др.]; ред. Г. П. Журавлева. - М.: Дашков и К°, 2011. – 920 с.

8. Экономическая теория: основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, история экономических учений: [учеб. пособие для вузов] / Т.В. Игнатова [и др.]; под общ. ред. Т. В. Игнатовой. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 412 с.

1. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности [Текст]: учебник [Гриф Федерального института развития образования] / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. - 7-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2012. - 124 с.

2. Диссертационные исследования по педагогике: словарь-справочник / Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т педагогики и психологии детства; [авт.-сост. М.А. Галагузова]. - Екатеринбург: Издательство УГПУ, 2012. - 118 с.

3. Комарова, О.В. Проблемы развития ремесленничества, малого и среднего бизнеса и среднего класса: монография / О.В. Комарова, Т.А. Саламатова, Д.Е. Гаврилов; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2012. - 162 с.

4. Основы научной работы и методология диссертационного исследования [Электронный ресурс]: [монография] / [Г.И. Андреев и др.]. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 294 с.

5. Основы научных исследований и изобретательства [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО]. - СПБ.: Лань, 2012. - 224 с. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/view/book/2775/.

6. Пастухова, И.П. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст]: учебное пособие [Гриф Федерального института развития образования] / И.П. Пастухова, Н.В. Тарасова. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2012. - 159 с.

7. Сафронова, Н.Б. Маркетинговые исследования [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Н.Б. Сафронова. - М.: Дашков и К°, 2012. - 296 с. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/view/book/3566

8. Фомичев, А.Н. Исследование систем управления [Электронный ресурс]: учебник для вузов [Гриф Минобразования РФ] / А.Н. Фомичев. - М.: Дашков и К°, 2013. - 347 с. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/view/book/5638/.

Интернет - источники

1. Библиотека Администрации Президента РФ. – Режим доступа: http: // 194.226.30/32 /book.htm

2. Виртуальные библиотеки – Режим доступа: http// imin.urc.ac.ru

3. Государственная публичная научно-техническая библиотека России – Режим доступа: https:// gpntb.ru

4. Информационный бизнес-портал. – Режим доступа: https://market-pages.ru/marketing/index.html

5. Межрегиональная ассоциация деловых библиотек – Режим доступа: http// www.library.ru

6. Муниципальное объединение библиотек – Режим доступа: http// www.gibs.uralinfo.ru

7. Публичная электронная библиотека – Режим доступа: http// gpntb.ru

8. Российская библиотечная ассоциация – Режим доступа: http// www.rba.ru

9. Российская национальная библиотека – Режим доступа: http// www.rsl.ru

10. Сетевая электронная библиотека – Режим доступа: http// web. ido.ru

11. Практика рыночных исследований – Режим доступа: https://www.marketing.spb.ru

12. Электронная библиотека – Режим доступа: http// stratum.pstu.as.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Перечень материально-технического обеспечения для реализации образовательного процесса по дисциплине (модулю):

- учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования.

Дисциплина обеспечивается электронным курсом лекций, заданиями для самостоятельной работы в виде практических заданий, рефератов и эссе, компьютерным классом с доступом в Интернет для выполнения практических заданий.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ»

 

 

Подписано в печать _______. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: