Несмотря на достаточно большую популярность франчайзинга на территории Российской Федерации, серьезной проблемой является законодательная база, регламентирующая франчайзинговые взаимоотношения. В России законодательно никак не закреплены понятия «франшиза» и «франчайзинг» - существует исключительно коммерческая концессия (гл. 54 ч.2 Гражданского кодекса РФ, ст. 1027) и только она регламентирует отношения, которые можно называть франчайзинговыми. Это создает проблему недопонимания сущности франчайзинга, т. к. именно в раскрытии термина содержатся принципиальные критерии; создает трудности при формировании условий договоров, а в ряде случаев приводит к конфликтам между субъектами, вступившими в правоотношения; приводит к длительному характеру обсуждений международных договоров из-за трудности адаптации их к условиям российского правового поля.
Поэтому в условиях отсутствия четкой нормативно-правовой базы, здесь главным регуляторным фактором деловых отношений становится моральные и этические нормы.
Российская ассоциация развития франчайзинга разработала «Кодекс этики франчайзинга» - сборник важнейших принципов взаимоотношений для франчайзинга: франчайзоров и франчайзи, и старается делать все, чтобы эти нормы уважались предпринимателями франшизного сообщества.
. Определение франчайзинга
Франчайзинг - это система продвижения на рынке товаров и/или услуг, а также технологий, которая основана на тесном и продолжительном сотрудничестве между юридически и финансово независимыми сторонами - Франчайзором и Франчайзи.
При этом Франчайзор передаёт Франчайзи права и налагает обязательства вести бизнес в соответствии с концепцией Франчайзора. Эти права влекут за собой и обязывают Франчайзи, в обмен на прямое или косвенное финансовое вознаграждение, использовать товарный знак Франчайзора, его ноу-хау, методы ведения бизнеса и технологию, процедуры и другие права на производственную и/или интеллектуальную собственность при продолжительной поддержке в технических вопросах и в вопросах ведения бизнеса со стороны Франчайзора в рамках и в период действия специально заключенного обеими сторонами для этой цели франчайзингового соглашения.
. Основные принципы
Франчайзор является инициатором франчайзинговой системы, состоящей из него самого и совокупности его франчайзи. При этом Франчайзор является гарантом всей системы в течение периода ее существования.
Обязательства Франчайзора:
развивает свою бизнес-концепцию с успехом в течение разумного периода времени, имея как минимум одно пилотное предприятие перед тем, как начать создание франчайзинговой системы;
является владельцем или имеет легальные права на использование его товарного знака или других знаков отличия фирмы;
предоставляет Франчайзи первоначальное обучение и дальнейшую коммерческую и техническую поддержку в течение всего времени действия франчайзингового соглашения.
Обязательства Франчайзи:
делает все возможное для развития франчайзингового бизнеса и поддержания имиджа, идентичности и репутации данной франчайзинговой системы;
предоставляет франчайзору проверенную операционную информацию, для определения уровня и качества ведения бизнеса, а также финансовые отчеты, необходимые для эффективного управления; предоставляет франчайзору и/или его уполномоченным агентам доступ в помещение франчайзи, а также доступ к документации по просьбе франчайзора в разумное время;
не разглашает третьим сторонам информацию, представляющую собой ноу-хау франчайзора, как в течение времени действия соглашения, так и по его истечении.
Обязательства обеих сторон. Стороны взаимодействуют между собой честно. Франчайзор письменно уведомляет Франчайзи о каких- либо нарушениях соглашения и, если позволяет случай, дает время Франчайзи на исправление этих нарушений. Стороны должны стараться разрешать все противоречия, разногласия и споры открыто и честно, демонстрируя добрую волю, посредством прямого общения и переговоров;
. Реклама по отбору франчайзи и раскрытие информации
Любые публикуемые материалы по отбору франчайзи, рекламные и другие материалы, содержащие прямые или косвенные ссылки на возможные будущие результаты, показатели доходов, ожидаемых Франчайзи, являются объективными и не вводят в заблуждение. Объективность материалов по отбору франчайзи относится исключительно к публикуемым материалам, доступным общественности. Очевидно, что при обсуждении деталей ведения бизнеса с франчайзи франчайзору приходится делать предположения, которые могут быть проверены лишь с течением времени.
Для того, чтобы дать возможность Франчайзи принять на себя какие-либо обязательства, обладая полным знанием, Франчайзор предоставляет Франчайзи экземпляр настоящего Этического Кодекса вместе с точно и достоверно представленной информацией о франчайзинговых взаимоотношениях в разумный период времени до вступления в эти взаимоотношения.
. Отбор Франчайзи
Франчайзор должен отбирать и принимать в систему новых франчайзи только после разумной проверки кандидатов и при наличии у них основных навыков, образования, личных качеств и финансовых ресурсов, достаточных для ведения франчайзингового бизнеса.
. Франчайзинговое Соглашение
Франчайзинговое Соглашение должно соответствовать положениям российского федерального и местного законодательства, а также Этического Кодекса.
Соглашение выражает интересы членов франчайзинговой системы, защищая производственную и интеллектуальную собственность Франчайзора и поддерживая общую идентичность и репутацию франчайзинговой системы. Все соглашения и контрактные обязательства, связанные с франчайзинговыми взаимоотношениями должны быть в письменном виде и переведены непредвзятым переводчиком на язык той страны, в которой Франчайзи будет вести свой бизнес. Подписанные копии соглашения немедленно предоставляются Франчайзи.
Франчайзинговое соглашение точно устанавливает соответствующие обязательства сторон и другие условия их взаимоотношений.
Необходимый минимум условий в Соглашении должен включать в себя следующие пункты:
права, передаваемые Франчайзору;
права, передаваемые Франчайзи;
товары и/или услуги, предоставляемые Франчайзором Франчайзи;
обязательства Франчайзора;
обязательства Франчайзи;
условия выплат, производимых Франчайзи Франчайзору;
срок действия франчайзингового соглашения, который должен быть достаточно продолжительным для того, чтобы дать возможность Франчайзи окупить свои первоначальные издержки, связанные с покупкой франшизы, при этом в ограниченном количестве самых крупных франшиз окупить первоначальные вложения, может не являться первостепенной задачей и в таких случаях сторонам рекомендуется установить срок действия соглашения приемлемым для обеих сторон;
юридическую основу для возобновления любого соглашения; условия, на которых Франчайзи имеет право продать франчайзинговый бизнес или передать права на его ведение, а также возможное право первоочередной преемственности Франчайзора;
положения, относящиеся к правам Франчайзи на использование знаков отличия Франчайзора, к которым относятся товарный знак, логотипы и другие отличительные знаки;
права Франчайзора вводить в систему новые методы и технологии;
положения по расторжению соглашения;
положения о немедленном возвращении по истечению срока действия соглашения любых основных или оборотных средств, принадлежащих Франчайзору или другому законному владельцу.
. Этический Кодекс и Система Мастерской Франшизы
Этический Кодекс применим во взаимоотношениях между Франчайзором и Франчайзи, а также, в равной степени, во взаимоотношениях между Мастером Франчайзи и Франчайзи. Он не применим во взаимоотношениях между Франчайзором и Мастером Франчайзи.
Заключение
Завершая работу, сделаем следующие выводы.
Франчайзинг - это способ организации бизнеса, при котором компания-владелец (франчайзер) передает независимому бизнесмену или компании (франчайзи) право на продажу товаров и услуг этой компании в обмен на обязательство франчайзи продавать эти товары или услуги: с соблюдением определенных качественных характеристик; с применением обусловленных технологий; по разработанной схеме; в четко установленном месте; под определенным товарным знаком.
В обмен на часть прибыли и независимость франчайзи получает достаточно известный товарный знак, проверенный временем метод ведения бизнеса и целый пакет технологий и ноу-хау.
Хотя номинально франчайзинг - всего лишь одна из многих практикуемых сетевых товарораспределительных и сервисных структур, во многих странах мира, где франчайзинг получил массовое распространение, он рассматривается гораздо шире и глубже - как особая, отвечающая потребностям современного рынка философия предпринимательства; как новая, прогрессивная система организации бизнеса и этики деловых отношений.
Франчайзинг ведения бизнеса, это строгая регламентированность франшизных предприятий - франшизополучателей в рамках франчайзинговой сети франшизодателя, оперативный контроль со стороны франшизодателя, предусмотренные договором франчайзинга, несомненно, повышают общую культуру ведения бизнеса и обеспечивают более высокий уровень обслуживания потребителей.
В этическом кодексе РАФ подчеркнуто, что стороны во франчайзинговом бизнесе взаимодействуют между собой честно. При этом франчайзор развивает свою бизнес-концепцию с успехом в течение разумного периода времени, предоставляет франчайзи первоначальное обучение, коммерческую и техническую поддержку; франчайзи делает все возможное для развития франчайзингового бизнеса и поддержания имиджа, идентичности и репутации франчайзинговой системы. Стороны должны разрешать все противоречия, разногласия и споры открыто и честно, демонстрируя добрую волю.
И, если стороны во франчайзинговом договоре разумно строят свои отношения, этические проблемы снимаются сами собой и никаких суровых санкций к нарушителям не требуется.
Список используемой литературы
1. Абчук В.А. Менеджмент: Учебник / В.А. Абчук. - СПб.: Издательство «Союз», 2002. - 463 с.
. Вселенная франчайзинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.franchisinguniverse.ru.
. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер. - СПб.: Питер, 2004. - 575 с.
. Предпринимательство: Учебник для вузов / под ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М., 2005. - 667 с.
. Спинелли С.-мл. Франчайзинг - путь к богатству / С. Спинелли-мл., Р.М. Розенберг, С. Берли Франчайзинг. - М.: Вильямс, 2006. - 384 с.
. Стажкова М.М. Договор франчайзинга / М.М. Стажкова. - М.: Статус-Кво-97, 2007. - 80 с.
7. Чepняxoвская Т.Н. Франчайзинг: преимущества, недостатки и применимость на практике / Т.Н. Чepняxoвская // Элитариум: Центр дистанционного образования. - СПб., 2011. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <https://www.elitarium.ru/2011/09/30/franchajjzing.html>.