Нормативно-правовое обеспечение людей с инвалидностью в РФ.




Модуль 4 «Особенности волонтерского взаимодействия с людьми с инвалидностью различных видов нозологий»

Тема 4.1.

Особенности организации волонтерской работы при взаимодействии с людьми с инвалидностью

Введение

4.4.1.1. Понятие «инвалидность».

4.4.1.2. Нормативно-правовое обеспечение людей с инвалидностью в РФ.

 

 

Введение

РГСУ приветствует Вас на курсе «Мастер администрирования добровольческой (волонтерской) деятельности». В ходе изучения модуля 4 «Особенности волонтерского взаимодействия с людьми с инвалидностью различных видов нозологий » вы познакомитесь с особенностями работы волонтера при сопровождении людей с инвалидностью. В силу многих причин в последние годы стремительно росло количество таких людей. И хотя в последнее время этот рост прекратился и ситуация стабилизируется, сегодня мы имеем большое количество людей с инвалидностью, которые хотят жить полноценно и быть равноправными гражданами в своей стране. В связи с этим стоит вопрос о создании условий для социализации той части людей, которой требуется особое внимание со стороны общества. Участие же волонтеров в жизни этих людей позволит им приобрети необходимые компетенции и информацию о полноценном гражданском участии, расширить свой круг общения и осознать пути решения своих проблем.

Волонтеры, которые работают с людьми с инвалидностью, должны строить свою работу изначально таким образом, чтобы последние почувствовали себя партнерами. Но это только первый шаг на пути грамотной работы волонтера. Принцип «Не навреди!» и здесь является крайне важным.

В рамках темы 1 «Особенности организации волонтерской работы при взаимодействии с людьми с инвалидностью» модуля 4 «Особенности волонтерского взаимодействия с людьми с инвалидностью различных видов нозологий » рассматриваются вопросы понятий «ивнвалидность» и нормативно-правовая защита людей с ОВЗ.

Поэтому внимательно знакомьтесь с учебным материалом, выполняйте задания и запоминайте то, что позволит вам чувствовать себя уверенным в любой ситуации! Дерзайте!

 

Содержание темы 4.1

1. Понятие «инвалидность».

Изучив эту тему вы раскроете сущность понятия «инвалидность».

2. Нормативно-правовое обеспечение людей с инвалидностью в РФ.

Изучив эту тему Вы познакомитесь с основными документами, регулирующими права людей с инвалидностью в современном мире.

Понятие «инвалидность».

 

Кого мы можем считать человеком с инвалидностью?

Чаще всего человеком с инвалидностью считают индивида, у которого возможности его личной жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений. Сам термин «инвалидность» имеет латинские корни и означает «не обладающий здоровьем» ('in'+'validus'). В мировой практике также используется другой термин — лицо с ограниченными возможностями здоровья. В обиходе это полный синоним термина «инвалид», однако, например, в практике ООН эти понятия различаются: лицо с ограниченными возможностями здоровья — это человек с определенным дефектом (нарушением функционирования организма), а инвалид — это лицо, у которого дефекты приводят к определенным затруднениям в жизни, то есть само по себе наличие дефектов не является достаточным для признания лица инвалидом, с точки зрения ООН, требуются последствия в виде ограничений в разных сферах жизнедеятельности.

Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975) ( https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml), инвалидом можно считать любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечивать полностью или частично потребности нормальной личной или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических, или умственных возможностей.

В Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и вступившей в силу 3 мая 2008 года (https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability) к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Подход Генеральной Ассамблеи ООН предопределил две основные модели инвалидности:

· медицинская модель (доминировала долгое время) — различие между инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья по примеру ООН не проводилось, а наличие нарушений здоровья автоматически означало признание лица инвалидом;

· социальная модель (пришедшая на смену медицинской модели) — соответствующее различие проводится.

Различие моделей влияет на сферу государственного регулирования. По сути, от понимания термина «инвалид» зависит модель построения социальной политики страны в отношении инвалидов. При господстве медицинской модели основной формой воздействия выступает устранение дефектов (лечение, минимизация дефектов и прочее). Социальная модель основывается на том, что нельзя ограничиваться воздействием на здоровье, поскольку полное выздоровление не всегда возможно. При этом следует воздействовать на социальную среду, приспосабливая ее к потребностям инвалидов, чтобы их затруднения были минимизированы или же вовсе устранены.

Проблеме инвалидности посвящен ряд международно-правовых актов. Основополагающие принципы государственной политики в отношении инвалидов содержатся во Всеобщей декларации прав человека (https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr ). В ней сделан акцент на то, что все люди равны в своем достоинстве и правах, и состояние здоровья не может быть основанием для умаления прав.

Важным документом выступает и Декларация ООН о правах инвалидов 1975 года ( https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml ). Его создание было вызвано необходимостью оказания инвалидам помощи в развитии их способностей в самых различных областях деятельности, а также содействия всеми возможными мерами включению их в нормальную жизнь общества.

1981 год был назван международным годом инвалидов, и по его итогам в 1982 году в рамках ООН была принята Всемирная программа действий в отношении инвалидов ( https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/prog3.shtml ). Следуя определению Декларации 1975 года, Программа разграничила понятия дефект, инвалидность и нетрудоспособность.

В 1993 году в рамках ООН были приняты Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов ( https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disabled.shtml ), где был сформулирован набор определенных действий, направленных на обеспечение равных возможностей для инвалидов.

В 2006 году была принята Конвенция ООН о правах инвалидов (https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability). Конвенция раскрывает понятие инвалидности, определяет принципы политики государств в отношении инвалидов. Среди них особое внимание следует обратить на принцип уважения особенностей инвалидов и их принятия в качестве компонента людского многообразия и части человечества, а также на принцип уважения развивающихся способностей детей-инвалидов и уважения права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

Особое внимание Конвенция уделяет повышению доступности окружающей среды: не только физической, но и информационной.

Отдельно Конвенция оговаривает доступ инвалидов к правосудию. Речь идет не только о физической доступности, но и об информационной доступности.

С точки зрения сложившихся у нас стереотипов социального обслуживания инвалидов важным представляется положение Конвенции, согласно которому признаются и гарантируются личные права инвалидов, включая право на выбор места жительства с точки зрения возможности получения услуг и социальной помощи на дому.

В отношении образования в Конвенции проходит и идея инклюзивного образования, что, несомненно, влияет на общие стандарты дошкольного, школьного образования не только в области самого процесса образования, но и в области его организации.

К международно-правовыми источниками в отношении прав людей с инвалидностью относятся и следующие акты Международной организации труда:

Конвенция № 37 об обязательном страховании по инвалидности трудящихся промышленных и торговых предприятий, лиц свободных профессий, а также трудящихся, работающих на дому, и домашней прислуги (https://www.nashepravo.org/index.php?name=Pages&op=page&pid=76);

Конвенция о пособиях в случаях производственного травматизма ( https://docs.cntd.ru/document/901762617 );

Конвенция о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (https://docs.cntd.ru/document/1900814)

 

Нормативно-правовое обеспечение людей с инвалидностью в РФ.

 

Какие нормативно-правовые документы регулируют права инвалидов в России?

Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Общие нормы и принципы раскрываются в Федеральном законе Российской Федерации «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» (https://docs.cntd.ru/document/9014513) посредством определения конкретных мер, таких как обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, лекарственными препаратами, медицинскими услугами, предоставление льготы по оплате коммунальных услуг, выплата пенсии по инвалидности, пособия по случаю потери кормильца и т. п. Данный закон содержит понятие инвалидности через условие признания лица инвалидом. Инвалидом понимается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Соответственно, условиями признания лица инвалидом выступают следующее:

· нарушение здоровья;

· последствие нарушения здоровья в виде ограничения жизнедеятельности;

· последствие ограничения жизнедеятельности в виде необходимости мер социальной защиты.

Нарушение здоровья может иметь разные формы, причины, последствия. Это влияет на правовой статус конкретного лица, т.к. с момента признания инвалидности он приобретает право на определенный набор мер социальной поддержки, который, в свою очередь, определяется по конкретному нарушению состояния здоровья.

Ограничения жизнедеятельности оценивается отдельно по сферам жизнедеятельности. Такой механизм стал применяться лишь после принятия действующего закона. Ранее меры социальной поддержки оказывались лишь на основании конкретного нарушения здоровья (вспоминаем про медицинскую модель). Новый механизм потребовал формализации тех критериев, на основании которых эта оценка осуществляется.

Закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. При этом в ст. 2 четко указана государственная роль с поддержке данной категории граждан: «социальная защита инвалидов — это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества».

Стоит отметить ратификацию Российской Федерацией в 2009 году Международной Конвенции ООН о правах инвалидов, которая затрагивает права инвалидов в области здоровья, образования, занятости, реабилитации, участия в политической жизни, закрепляет принципы не дискриминации, уважения, независимости и личной самостоятельности человека, доступности, полного включения и вовлечения в общество.

Последние годы характеризуются ростом численности инвалидов в Российской Федерации, что является одним из ведущих негативных индикаторов общественного здоровья. В Российской Федерации в настоящее время насчитывается более 13 млн. инвалидов, что составляет около 9% населения страны. Ежегодно в учреждениях медико-социальной экспертизы освидетельствуется более 4 млн. человек, из них впервые признаются инвалидами около 1 млн. человек, повторно - 2,5 млн. граждан. При этом нормативная правовая база в Российской Федерации в сфере социальной защиты инвалидов постоянно развивается и трансформируется.

На законодательном уровне закреплены вопросы социального обслуживания инвалидов. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154757/). регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для них исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сформировали пенсионное законодательство, в соответствии с которым в Российской Федерации установлены следующие виды пенсий: трудовая пенсия по инвалидности; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия.

Существует и ряд иных федеральных законодательных актов, регулирующих смежные с социальной защитой инвалидов отношения. Так, Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" устанавливает правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, в частности, в части предупреждения инвалидности, социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья.

 

Уважаемые друзья!

Посмотрите видеосюжет «Социальная защита инвалидов: новое в законодательстве» (https://www.otr-online.ru/programmi/programmparts_34339.html) и перечислите те изменения, которые произошли в законодательстве РФ по отношению к людям с инвалидностью за последнее время.

 

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан. В частности, нормы кодекса обозначают права инвалидов в части: сокращенной продолжительности рабочего времени (ст. 92); неполного рабочего времени (ст. 93); работы в ночное время (ст. 96); привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113); предоставления дополнительных отпусков (ст. 128). Также закреплена обязанность работодателей создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ст. 224).

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" устанавливает инвалидам льготы при поступлении в образовательные учреждения (ст. 16). Нормы Закона (ст. 20) устанавливают возможность реализации профессиональных образовательных программ, в т.ч. для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в специальных (коррекционных) учреждениях профессионального образования для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Нормы Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (ст. 31) предусматривают реализацию мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.

В сфере социальной защиты инвалидов возникает большое число процедурных отношений по разработке индивидуальной программы реабилитации и контролю за ее реализацией, переосвидетельствованию граждан учреждениями медико-социальной экспертизы, динамическому наблюдению за ходом реализации индивидуальной программы реабилитации, принятию решений о предоставлении того или иного вида реабилитационных услуг и доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры. Основным программным документом в отношении инвалидов в настоящее время является государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. N 175 (https://www.rg.ru/2011/03/28/dostupnaya-sreda-site-dok.html), практические результаты которой должны были обеспечить инвалидам равные с другими гражданами права и возможности. При этом предусматривалось, что инвалид сможет получить относительную независимость в быту, в городе (другом населенном пункте), в условиях обучения и трудовой деятельности. В связи с этим необходимо создание условий для инвалида в жилой градостроительной, образовательной и производственной среде.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: