Тема занятия «Несемейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей».




«Детский дом как приговор»

Вопрос:

1. Какие недостатки этой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, вы отметили при просмотре ролика?

 

ü Не приближенных к семейным условий проживания и воспитания, является одним из основных недостатков этой формы устройства детей-сирот в субъектах Российской Федерации на современном этапе

 

ü Сложный, в плане возраста (от рождения до четырехлетнего возраста включительно),

ü физического и умственного здоровья,

ü контингент домов ребенка,

ü юридическое отнесение к медицинским организациям, которые не совсем обеспечивают уход, диагностику, лечение, реабилитацию детей, организацию и проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, комплексную оценку состояния здоровья детей, а также их воспитание и социальную адаптацию.


«Детские деревни SOS»

необходимо письменно ответить на вопросы к ролику.

Вопросы:

1. Чем детские деревни SOS отличаются от обычных детских домов?

2. Почему эта форма устройства детей не обрела широкого распространения?

 

1. «Детские деревни SOS»

Международная благотворительная организация по поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, которым грозит потеря семьи. Аббревиатура SOS в названии организации - сокращение фразы «социальная поддержка», которое также соотносится с международным обозначением сигнала бедствия SOS. Дата основания: 1949 г.

Российская благотворительная организация «Детские деревни – SOS» является членом международной некоммерческой благотворительной ассоциации «Детские деревни – SOS» (SOS Children`s Villages), работающей в 135 странах мира на всех континентах. По всему миру построено уже более 550 Детских деревень – SOS, в которых живут около 60 000 детей, лишенных родительской опеки. Еще более 1 000 000 детей и взрослых получают регулярную поддержку от организации в рамках программ укрепления семьи, образовательных и гуманитарных проектов, проектов по защите прав детей.

– SOS – это уникальная альтернатива детским домам, где для детей, потерявших семью, создаются комфортные условия для реабилитации, счастливого детства и адекватной подготовки к взрослой жизни. В Детских деревнях – SOS в России существуют две формы семей: SOS-семья, где опекуном всех детей выступает директор Детской деревни, и приемная семья, в которой опекунами детей являются приемные мамы и папы.

Это «внешняя» семья, постоянно проживающая на территории Детской деревни. Семья состоит из мамы (мамы и папы) и нескольких детей. Опекуном детей в такой семье выступают сами приемные родители.

Международная организация «Детские деревни SOS» существует с конца 40-х годов прошлого века и до сих пор это – одна из самых удачных моделей проживания для детей, оставшихся без попечения родителей. На вопрос, как живут дети в Детской деревне, сотрудник организации часто отвечают лаконично: «Как в обычной семье».


Фото с сайта https://www.sos-dd.ru/

Каждая Детская деревня состоит из отдельных домиков, в каждом домике обитают несколько детей разного возраста под присмотром сотрудницы организации, так называемой SOS-мамы, или, реже, двоих сотрудников – мужа и жены. Дети ходят в обычные школы, наблюдаются в обычных медицинских учреждениях.

В России «Детские деревни SOS» появились около 20 лет назад и до сих пор успешно развивались. Но в прошлом году страна взяла курс на сокращение количества сиротских учреждений и на перевод как можно большего количества сирот в приемные семьи.

Формально Детская деревня – такое же учреждение. И хотя многие дети зовут SOS-мам просто мамами и воспринимают SOS-семьи, практически как свои родные, для государства они ничем не отличаются от обычных детдомовцев, а значит, конкретного ребенка можно в любой момент передать приемным родителям, если таковые изъявят на то желание.

С прошлого года из российских Детских деревень забрали во внешние семьи около 10 детей – детей, каждый из которых уже ощущал себя частью другой семьи. Единственное решение, которое показалось в этой ситуации правильным руководству российских Детских деревень – перевести SOS-семьи в статус приемных. Для ребенка ничего не меняется, он продолжает жить так же, как жил. Но SOS-мама и SOS-папа становятся его официальными опекунами, и из такой семьи забрать его уже никто не имеет права.

– SOS-семья – по сути та же многодетная приемная семья. Таких семей вообще у нас в стране сравнительно немного. А потребность в них есть. По нашим оценкам, в Детских деревнях приблизительно четверть воспитанников – это дети из многодетных семей, в которых родители были лишены родительских прав. Но большая часть именно таких детей остается на сегодняшний день в детских домах.

Эти дети приходят с достаточно сложным бэкграундом, и здесь важна форма поддержки со стороны учреждения. SOS-семья – это профессиональная замещающая семья, и ее жизнь более регламентированная, здесь велико участие всей SOS-системы, специалистов, которые работают с проблемными детьми. А в отношениях приемной семьи с SOS-системой для оказания поддержки работает, скорее, заявительный принцип. Потому и не завершился еще у нас переходный период, что для администрации важно понять, что нужно этой приемной семье от специалистов Детской деревни. И мы сохранили весь объем услуг, который мы оказывали и SOS-семьям.

Но сами потребности у семей при переходе в новый статус меняются. Например, таким семьям больше нужна поддержка психолога, а поддержка социального работника становится менее востребованной. Ведь часть функций социального работника приемные родители берут на себя – например, получение положенных детям денежных пособий, решение вопросов, касающихся будущего жилья детей. Приемный родитель представляет интересы ребенка в суде, мы в данном случае только консультируем его, сопровождаем в случае надобности.

Мы видим, что те связи, которые возникают в семьях Детских деревень – это действительно семейные связи. Мы учитываем ситуацию в каждой семье. Где-то ребенок, а где-то и потенциальный приемный родитель еще психологически не готовы к такому переходу. Здесь нужно не гнаться за планом, а, прежде всего, учитывать интересы каждого конкретного ребенка.

Почему мы все-таки стараемся перевести все SOS-семьи в статус приемных? У нас были случаи, пусть и единичные, когда из Детских деревень детей забирали в обычные приемные семьи. И представители власти говорят нам, что они не могут по-другому поступать, ведь у них есть показатели по усыновлению, они должны по этим показателям отчитываться. Но получается, что ребенок дважды оказывается в системе сиротства: первый раз его биологических родителей лишили прав, но там была ситуация, которая, возможно, угрожала его жизни и здоровью, второй раз его забирают уже из нормальной SOS-семьи, которую и он сам воспринимает, как свою.

На самом деле, многие из тех, кто приходит в Детские деревни, чтобы посмотреть на детей, которых собираются усыновить, отказываются от своих намерений, видя жизнь этих детей в деревне. Они видят уже сложившиеся семейные отношения. Но так бывает не всегда, ведь при усыновлении детей мотивации у людей разные. Кому-то нужно взять как можно больше детей потому, что в ряде регионов очень высокий уровень материальной поддержки семей, воспитывающих приемных детей, иногда даже квартиры дают таким семьям.

 

 

Детские деревни SOS оказались в сложной ситуации: формально – это сиротские учреждения, поэтому из SOS-семей детей стали забирать во внешние семьи. Но дети тут уже ощущают себя частью семьи. Руководство Детских деревень приняло решение изменить статус участников проекта.

 

Ситуационная задача

Родители Руслана Хаматова погибли, когда мальчику было 5 лет. После гибели родителей Руслан был временно помещен органом опеки и попечительства в воспитательное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей. Руслан, будучи общительным ребенком, достаточно быстро нашел контакт с воспитателями и детьми. Близкая подруга матери Руслана- Осипенко Н.А., у которой не было собственных детей, знавшая мальчика, решила усыновить Руслана. Осипенко Н.А. обратилась к руководителю воспитательного учреждения, в котором находился Руслан, с вопросом будет ли ей дано согласие на усыновление Руслана. Однако, руководитель воспитательного учреждения стала отговаривать Осипенко от усыновления, мотивируя это тем, что мальчику хорошо в детском доме, что ребенок уже адаптировался и неизвестно как у них сложатся отношения. Не допустила она и встречи Осипенко с Русланом. Позже, с тем же вопросом обратился и дядя Руслана, пожелавший усыновить мальчика. Однако и ему руководителем воспитательного учреждения, в котором находился Руслан, было отказано.

Каким формам устройства отдает приоритет СК РФ?

Может ли руководитель воспитательного учреждения, в котором находится ребенок, отказать в возможности встретиться с ребенком?

Имеет ли значение при решении вопроса об усыновлении ребенка, оставшегося без попечения родителей, мнение руководителя детского воспитательного учреждения, в котором находится ребенок?

 

"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: