Задания АПИМа рассчитаны на проверку репродуктивного и конструктивного уровня содержания учебной дисциплины «Дифференциальная психология», что предполагает раскрытие содержания дисциплины по следующим критериям:
Уровень | Наименование уровня | Характеристика уровня | Мыслительные операции |
I | Репродуктивный | Студент должен знать основные понятии и термины дифференциальной психологии историю ее развития как науки. Студент должен иметь представления о групповых и индивидуальных, различиях между людьми, об источниках индивидуальных различий, о закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека, о наиболее известные концепциях как зарубежных, так и отечественных исследователей. | Узнавание, вспоминание, воспроизведение |
II | Конструктивный | Студент должен уметь устанавливать связи между основными понятиями, находить общее и особенное в различных видах экспериментов, уметь анализировать и обобщать результаты экспериментальных исследований | понимание, применение, сравнение |
АПИМ включает в себя 2 вариантов тестовых материалов, в каждом из которых 30 заданий по 12 темам изучаемой учебной дисциплины. Задания представляют собой вопросы закрытого типа. Для вопросов закрытого типа предлагается 3 - 6 вариантов ответа, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных. На выполнение тестовых заданий, входящих в АПИМ, студентам отводится 60 минут.
Инструкция по обработке контрольных заданий
За каждое правильно выполненное задание дается 1 балл. По результатам выполнения контрольных заданий, полученные баллы переводятся в 5-ти бальную оценку по следующей шкале (система перевода оценочных шкал по Б. П. Беспалько):
Система перевода оценочных шкал
Шкала оценки тестовых заданий | 5-ти балльная шкала | «Мягкая» рейтинговая трехуровневая шкала порядка |
89-100% (27-30 вопросов) | «5» - отлично | Высокий |
75-88% (22-26 вопросов) | «4» - хорошо | Средний |
51-74% (15-21 вопрос) | «3» - удовлетворительно | |
до 50% (менее 15 вопросов) | «2» - неудовлетворительно | Низкий |
Раздел считается освоенным, если студент правильно ответил более чем на 51% предложенных заданий.
Инструкция по проведению контрольных заданий (для студентов)
В течение 50 минут Вам предлагается ответить на 30 тестовых заданий. Задания включают в себя тестовые вопросы закрытого типа (дающие варианты ответов). Для вопросов закрытого типа предлагается 3 – 6 вариантов ответа, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных ответов.
При оценке заданий будет действовать следующая оценочная шкала: 27–30 правильных ответов – оценка «отлично»; от 22 до 26 правильных ответов – оценка хорошо; от 16–21 – оценка «удовлетворительно; менее 15 правильных ответов – оценка «неудовлетворительно».
Ответы на задания теста оформляются на отдельном бланке с указанием фамилии, имени, отчества, специальности, курса, группы, формы обучения и варианта задания. Напротив номера задания необходимо написать правильный ответ. По истечении отведенного времени или по окончании выполнения работы бланк с ответами сдается преподавателю.
Бланк контрольных заданий
Вариант – 1
1. Синонимом дифференциальной психологии является
а) сравнительная психология,
б) этническая психология,
в) психология индивидуальных различий.
2. Понятие норма в психологии чаще всего
а) имеет эмпирическую природу, определяясь по частотам показателей,
б) имеет конвенциональную природу, устанавливаясь на основании договоренности исследователей,
в) имеет теоретическую природу и устанавливается посредством методологических принципов.
3 Термин «дифференциальная психология» был введен Уильямом Льюисом Штерном в:
а) 1906г.
б) 1886г.
в) 1968г.
г) 1900г.
4. Гуманитарная парадигма познания означает
а) предпочтение метода включенного наблюдения при изучении особенностей человека,
б) изучение человека с соблюдением этических норм и без использования аппаратных методов,
в) этап зрелости научной дисциплины, характеризующийся вниманием к единичным феноменам.
5. Психография — это
а) составление биографий наиболее известных психологов,
б) составление психологических портретов психотических личностей,
в) описание индивидуальности, учитывающее историчность ее развития.
6. Близнецовый метод относится к классу
а) психогенетических методов,
б) аппаратных методов,
в) психолого-педагогических методов
7. В.Штерн отмечал, что ни об одной функции нельзя спрашивать, извне она или изнутри. Надо интересоваться – что в ней извне и что изнутри. Это теория:
а) биогенетическая,
б) социогенетическая,
в)двухфакторная.
г) историко-культурная
8. По Б.Г.Ананьеву индивиду свойственны: (исключите лишнее)
а) Пол, возраст, конституция, нейродинамика,
б) Статус, социальные роли, структура ценностей,
в) Психофизиологические функции, органические потребности,
г). Задатки, темперамент.
9. Процесс социализации состоит в следующем:
а) в привитии ребенку нравственных норм;
б) в усвоении ребенком общекультурного опыта;
в) в воспроизводстве ребенком социальных норм и правил;
г) в познании действительности (особенно социальной);
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
10. Индивидуальность в дифференциальной психологии понимается как:
а) сумма особенностей, отличающих данного человека от других,
б) качества личности, помогающие противостоять групповому, давлению,
в) система многоуровневых связей, охватывающих все факторы индивидуального бытия человека.
11. Подвижность – это свойство нервной системы, означающее
а) скорость возникновения и прекращения нервных процессов,
б) скорость переделки знаков раздражителей,
в) работоспособность нервной системы.
12. Способности определяются как:
а) индивидуально-психологические особенности человека;
б) индивидуальные особенности, имеющие отношение к успешности выполнения одного или многих видов деятельности;
в) особенности, несводимые к знаниям, умениям, навыкам;
г) функциональные органы человека;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
13. Специальная теория индивидуальности В.М. Русалова – это
а) учение о происхождении, структуре, функционировании и месте биологических факторов (темперамента) в общей структуре индивидуальных свойств человека,
б) учение о происхождении и проявлении индивидуальных отличий психики,
в) учение о взаимодействии факторов среды и наследственность в формировании особенностей личности.
14. Нормальный характер по П.Б. Ганнушкину – это
а) характер, лишенный выраженных акцентуаций,
б) наиболее распространенный в данной популяции тип характера,
в) характер, лишенный патологических тенденций.
15. Понятие акцентуации характера ввел
а) А.Е. Личко,
б) К. Леонгард,
в) К.Г. Юнг.
16. Для психастеников характерны следующие соматические расстройства:
а) головные боли;
б) усиленное сердцебиение;
в) тошнота;
г) головокружения;
д) все ответь верны;
е) все ответы неверны
.
17. Понятие «интегральная индивидуальность» в 1986 году ввёл:
а) А.Н. Леонтьев
б). Б.М. Теплов
в) В.С. Мерлин
г) В. Штерн
18. Черта — это:
а) особенность, отличающая конкретного человека от других представителей психотипа,
б) качество, устойчиво присущее данному человеку и проявляющееся в различных ситуациях,
в) особенность, затрудняющая человеку приближение к так называемому «нормальному» характеру.
19. Одаренность можно понимать как:
а) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность деятельности
б) общие способности (в отличие от специфических)обусловливающие широту возможностей человека
в) умственный потенциал ‑ интеллект, предполагающий широту обобщения, логичность (а не способности к искусствам)
г) совокупность задатков, природных данных, обеспечивающих начальный высокий уровень в какой-либо деятельности (наличие врожденных предпосылок)
д) талантливость (условия для успехов самого высокого уровня)
е) все ответы верны
20. Интроверсия – это
а) установка на препятствие контакту с объектами внешнего и внутреннего мира ввиду высокой рефлексии,
б) метод самонаблюдения, используемый в доэкспериментальной психологии,
в) невротическая особенность, состоящая в нарушении общения с людьми.
21. Феномен полового диморфизма – это
а) наличие у данного биологического вида дифференциации полов,
б) наличие различий средних показателей биологических или психосоциальных характеристик у представителей различного пола,
в) отличие самок и самцов по первичным и вторичным половым признакам.
22. Полоролевая социализация в рамках психоанализа есть
а) результат социального научения,
б) эпифеномен интеллектуального развития,
в) результат разрешения раннедетских конфликтов с родителями.
23. Понятие жизненного стиля стало использоваться впервые в работах
а) А. Адлера,
б) Г. Оллпорта,
в) В.С. Мерлина.
24. Наиболее продуктивной стратегией разрешения конфликта в рамках концепции К.Томаса считается
а) компромисс,
б) избегание,
в) сотрудничество.
25. Стилевые особенности человека проявляются
а) только в области познавательных процессов,
б) только в профессиональной деятельности и общении,
в) в способе взаимодействия субъекта с реальностью на всех уровнях его бытия
.
26. Психологическое преодоление — это
а) поведение человека в условиях стресса,
б) тенденция развития Я-концепции, выражающая собой личностный рост человека,
в) индивидуальный способ взаимодействия человека с ситуацией в зависимости от ее значимости и психологических ресурсов
27. Женские копинг-стратегии – это: (исключите лишнее)
а) пассивное приспособление и самоизменение
б) надежда и ожидание
г) высокая двигательная активность, ажиотация
д) проявление чувств
28. Что является признаком профнепригодности психолога (по Нартовой-Бочавер)?
а) завышенная самооценка
б) молодой возраст
в) отрицательная «Я-Концепция»
г) слабая нервная система
29. Что не способствует повышению самооценки человека?
а) наличие достижений
б) повышение уровня притязаний
в) уверенность в благожелательном отношении
г) отсутствие сопоставления своих успехов с успехами других людей
30. Подберите правильное определение.
Личность- это – а) совокупность психических свойств, через которые преломляются все внешние воздействия; б) системное качество индивида приеобретаемое им в ходе культурного исторического развития и обладает свойствами активности, субъективности, пристрастности и осознанности; в) физический носитель психологических характеристик.
Вариант 2.
1. Дифференциальная психология – раздел психологической науки, который изучает:
а) особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе;
б) общие закономерности психики;
в) особенности человека сквозь призму закономерностей, присущих возрастной стадии его развития;
г) индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий.
2. Проблемы дифференциальной психологии разрабатывались в психологической школе:
а) С.Л. Рубинштейна,
б) А.Н. Леонтьева,
в) Теплова — Небылицына,
г) Д.Н. Узнадзе.
3. Среди психогенетических методов в дифференциальной психологии используется: (исключите лишнее)
а) генограмма
б) близнецовый метод
в) контент-анализ
г) метод приёмных детей
4. Какие методы направлены на определение влияния факторов среды и наследственности в формировании индивидуальных качеств?
а) общенаучные
б) исторические
в) психогенетические
г) психологические
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
5. Генограмма — это:
а) вариант генеалогического метода, в котором фиксируют психологические отношения;
б) схематическое изображение источников риска нормального развития;
в) схематическое изображение вероятности рождения мальчиков и девочек в семье.
6. К интроспективным методам познания в психологии индивидуальных различий не относятся:
а) контент-анализ дневников, писем
б) аналитическая интроспекция
в) систематическая интроспекция
г) феноменологическое самонаблюдение
7. Свойства человека, обусловленные биологическими факторами, – это:
а) задатки;
б) лидерство;
в) нравственность;
г) гуманность;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.
8. Гуморальная теория темперамента, связывающая состояние организма с соотношением различных жидкостей, создана:
а) И.П.Павловым,
б) Гиппократом,
в) Э. Кречмером,
г) А. Н. Леонтьевым.
9. Характер в общих чертах заканчивает свое формирование
а) к подростковому возрасту,
б) к дошкольному возрасту,
в) в пренатальном периоде.
10. Недостатком типологического подхода в дифференциальной психологии является
а) игнорирование индивидуальных особенностей человека,
б) отсутствие эмпирической валидности выделяемых типов,
в) невозможность сравнения одного типа с другими.
11. «Его собственный мир – это безопасная гавань, заботливо выращенный за крепкой стеной сад, закрытый для публики и спрятанный от любопытных глаз. Самым лучшим остается своя компания»
По К.Г. Юнгу это – а) интровертированная установка личности; б) Экстравертированная установка личности; в) особенности акцентуации характера; г) особенности темперамента.
12. Индивидуальный стиль деятельности — это
а) система приемов деятельности, обусловленная личными качествами человека и служащая приспособлению к объективным обстоятельствам,
б) индивидуальный темп деятельности, обусловленный темпераментом человека,
в) индивидуальный профессиональный выбор человека.
13. В области профессиональных достижений высокоинтеллектуальные женщины отличаются от женской группы в целом
а) большей фемининностью,
б) большей маскулинностью,
в) большей интровертированностью
14. Идиографический подход – это
а) метод, основанный на анализе графических продуктов респондента,
б) метод, реализующий гуманитарную парадигму изучения человека как уникальности,
в) метод, опирающийся на компьютерные графики.
15. Функциональная асимметрия – это
а) смещение оси симметрии в строении полушарий головного мозга, вызванное органическим поражением,
б) характеристика распределения психических функций (специализации) между правым и левым полушариями,
в) специфическое для человека строение головного мозга, связанное с речью.
16. Характер – это
а) особенности личности, формирующиеся в раннем детстве,
б) своеобразие поведения человека в социальных ситуациях,
в) совокупность проявлений личности на фрустрирующие ситуации.
17. Людей, находящихся в своем развитии на самом высоком уровне развития, А.Ф. Лазурский назвал
а) приспособившиеся,
б) приспособляющиеся,
в) недоприспособившиеся.
18. Личностные свойства, обусловленные социально – это:
а) инстинкты;
б) ценностные отношения;
в) музыкальный слух;
г) острота зрения;
д) рефлексы;
е) все ответы верны;
ж) все ответы неверны.
19. Согласно определению А.Н.Леонтьева – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития и обладающее свойствами активности, субъектности, пристрастности, осознанности это -
а) индивидуальность,
б) личность,
в) открытость,
г) целеустремлённость/
20. Важнейшими элементами психологической структуры личности являются:
а) способности
б) направленность
в) темперамент
г) характер
д) все ответы неверны
е) все ответы верны
21 «Индивидуальность – это саморазвивающаяся и саморегулируемая автономная, уникальная и неповторимая биосоциальная система» по:
а) А.Н.Леонтьеву,
б) B.C.Мерлину,
в) К.Леонгарду,
г) И.П.Павлову.
22.Недостатком типологического подхода в дифференциальной психологии является
а) игнорирование индивидуальных особенностей человека,
б) отсутствие эмпирической валидности выделяемых типов,
в) невозможность сравнения одного типа с другими.
23. Клинико-экзистенциальный подход позволяет
а) уточнить дифференциальный диагноз больного человека,
б) установить взаимосвязь симптомов и переживаний человека,
в) обнаружить нарушения, касающиеся жизненной философии человека.
24. Мудрость в психологии интеллекта – это
а) система знаний, ориентированная на жизненно важные практические стороны жизни,
б) высокая толерантность к чужим ошибкам,
в) высокий уровень профессиональной эрудиции
.
25. Эволюционное предназначение дифференциации полов состоит
а) в распределении функций устойчивости и изменчивости между представителями различных полов,
б) в повышении количества особей,
в) в увеличении комбинаторных возможностей генотипа
26. Тип личности – это
а) тенденция к поведению той или иной клинической группы;
б) обусловленная темпераментом особенность поведения;
в) обобщение, основанное на уподоблении человека усредненному образу некоторой группы.
27. Э. Фромм определяет характер как форму, в которой канализируется энергия человека в процессах:
а) приобретения и потребления вещей;
б) установления отношений с другими людьми;
в) установления отношений с самим собой;
г) все ответы верны;
д) все ответы неверны.
28 Укажите, какой компонент не входит в «Я-Концепцию»:
а) когнитивный
б) физиологический
в) аффектиный
г) поведенческий
29. Копинг-стратегии от английского слова?
а) действовать
б) прощать
в) преодолевать
г) решать
30. По Дж. Роттеру, если человек ощущает себя творцом собственной жизни, то у него а) экстернальный локус контроля, б) интернальный локус контроля, в) творческий характер.
Ключи к заданиям
№ задания | 1 вариант | 2 вариант |
1. | в | г |
2. | а | в |
3. | г | в |
4. | в | д |
5. | в | а |
6. | а | а |
7. | в | а |
8. | б | б |
9. | д | а |
10. | в | а |
11. | б | а |
12. | б | а |
13. | а | б |
14. | а | б |
15. | б | б |
16. | д | б |
17. | в | б |
18. | б | б |
19. | е | б |
20. | а | е |
21. | б | б |
22. | в | а |
23. | а | б |
24. | в | а |
25. | в | а |
26. | в | в |
27. | г | г |
28. | в | б |
29. | б | в |
30. | б | б |
РЕЦЕНЗИЯ