Уровни усвоения содержания дисциплины




Задания АПИМа рассчитаны на проверку репродуктивного и конструктивного уровня содержания учебной дисциплины «Дифференциальная психология», что предполагает раскрытие содержания дисциплины по следующим критериям:

Уровень Наименование уровня Характеристика уровня Мыслительные операции
I Репродуктивный Студент должен знать основные понятии и термины дифференциальной психологии историю ее развития как науки. Студент должен иметь представления о групповых и индивидуальных, различиях между людьми, об источниках индивидуальных различий, о закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека, о наиболее известные концепциях как зарубежных, так и отечественных исследователей. Узнавание, вспоминание, воспроизведение
II Конструктивный Студент должен уметь устанавливать связи между основными понятиями, находить общее и особенное в различных видах экспериментов, уметь анализировать и обобщать результаты экспериментальных исследований понимание, применение, сравнение

 

АПИМ включает в себя 2 вариантов тестовых материалов, в каждом из которых 30 заданий по 12 темам изучаемой учебной дисциплины. Задания представляют собой вопросы закрытого типа. Для вопросов закрытого типа предлагается 3 - 6 вариантов ответа, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных. На выполнение тестовых заданий, входящих в АПИМ, студентам отводится 60 минут.

Инструкция по обработке контрольных заданий

За каждое правильно выполненное задание дается 1 балл. По результатам выполнения контрольных заданий, полученные баллы переводятся в 5-ти бальную оценку по следующей шкале (система перевода оценочных шкал по Б. П. Беспалько):

Система перевода оценочных шкал

Шкала оценки тестовых заданий 5-ти балльная шкала «Мягкая» рейтинговая трехуровневая шкала порядка
89-100% (27-30 вопросов) «5» - отлично Высокий
75-88% (22-26 вопросов) «4» - хорошо Средний
51-74% (15-21 вопрос) «3» - удовлетворительно
до 50% (менее 15 вопросов) «2» - неудовлетворительно Низкий

 

Раздел считается освоенным, если студент правильно ответил более чем на 51% предложенных заданий.

Инструкция по проведению контрольных заданий (для студентов)

В течение 50 минут Вам предлагается ответить на 30 тестовых заданий. Задания включают в себя тестовые вопросы закрытого типа (дающие варианты ответов). Для вопросов закрытого типа предлагается 3 – 6 вариантов ответа, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных ответов.

При оценке заданий будет действовать следующая оценочная шкала: 27–30 правильных ответов – оценка «отлично»; от 22 до 26 правильных ответов – оценка хорошо; от 16–21 – оценка «удовлетворительно; менее 15 правильных ответов – оценка «неудовлетворительно».

Ответы на задания теста оформляются на отдельном бланке с указанием фамилии, имени, отчества, специальности, курса, группы, формы обучения и варианта задания. Напротив номера задания необходимо написать правильный ответ. По истечении отведенного времени или по окончании выполнения работы бланк с ответами сдается преподавателю.

 

Бланк контрольных заданий

Вариант – 1

1. Синонимом дифференциальной психологии является

а) сравнительная психология,

б) этническая психология,

в) психология индивидуальных различий.

 

2. Понятие норма в психологии чаще всего

а) имеет эмпирическую природу, определяясь по частотам показателей,

б) имеет конвенциональную природу, устанавливаясь на основании договоренности исследователей,

в) имеет теоретическую природу и устанавливается посредством методологических принципов.

 

3 Термин «дифференциальная психология» был введен Уильямом Льюисом Штерном в:

а) 1906г.

б) 1886г.

в) 1968г.

г) 1900г.

 

4. Гуманитарная парадигма познания означает

а) предпочтение метода включенного наблюдения при изучении особенностей человека,

б) изучение человека с соблюдением этических норм и без использования аппаратных методов,

в) этап зрелости научной дисциплины, характеризующийся вниманием к единичным феноменам.

5. Психография — это

а) составление биографий наиболее известных психологов,

б) составление психологических портретов психотических личностей,

в) описание индивидуальности, учитывающее историчность ее развития.

 

6. Близнецовый метод относится к классу

а) психогенетических методов,

б) аппаратных методов,

в) психолого-педагогических методов

 

7. В.Штерн отмечал, что ни об одной функции нельзя спрашивать, извне она или изнутри. Надо интересоваться – что в ней извне и что изнутри. Это теория:

а) биогенетическая,

б) социогенетическая,

в)двухфакторная.

г) историко-культурная

 

8. По Б.Г.Ананьеву индивиду свойственны: (исключите лишнее)

а) Пол, возраст, конституция, нейродинамика,

б) Статус, социальные роли, структура ценностей,

в) Психофизиологические функции, органические потребности,

г). Задатки, темперамент.

 

9. Процесс социализации состоит в следующем:

а) в привитии ребенку нравственных норм;

б) в усвоении ребенком общекультурного опыта;

в) в воспроизводстве ребенком социальных норм и правил;

г) в познании действительности (особенно социальной);

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

 

10. Индивидуальность в дифференциальной психологии понимается как:

а) сумма особенностей, отличающих данного человека от других,

б) качества личности, помогающие противостоять групповому, давлению,

в) система многоуровневых связей, охватывающих все факторы индивидуального бытия человека.

11. Подвижность – это свойство нервной системы, означающее

а) скорость возникновения и прекращения нервных процессов,

б) скорость переделки знаков раздражителей,

в) работоспособность нервной системы.

 

12. Способности определяются как:

а) индивидуально-психологические особенности человека;

б) индивидуальные особенности, имеющие отношение к успешности выполнения одного или многих видов деятельности;

в) особенности, несводимые к знаниям, умениям, навыкам;

г) функциональные органы человека;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

13. Специальная теория индивидуальности В.М. Русалова – это

а) учение о происхождении, структуре, функционировании и месте биологических факторов (темперамента) в общей структуре индивидуальных свойств человека,

б) учение о происхождении и проявлении индивидуальных отличий психики,

в) учение о взаимодействии факторов среды и наследственность в формировании особенностей личности.

 

14. Нормальный характер по П.Б. Ганнушкину – это

а) характер, лишенный выраженных акцентуаций,

б) наиболее распространенный в данной популяции тип характера,

в) характер, лишенный патологических тенденций.

 

15. Понятие акцентуации характера ввел

а) А.Е. Личко,

б) К. Леонгард,

в) К.Г. Юнг.

 

16. Для психастеников характерны следующие соматические расстройства:

а) головные боли;

б) усиленное сердцебиение;

в) тошнота;

г) головокружения;

д) все ответь верны;

е) все ответы неверны

.

17. Понятие «интегральная индивидуальность» в 1986 году ввёл:

а) А.Н. Леонтьев

б). Б.М. Теплов

в) В.С. Мерлин

г) В. Штерн

 

18. Черта — это:

а) особенность, отличающая конкретного человека от других представителей психотипа,

б) качество, устойчиво присущее данному человеку и проявляющееся в различных ситуациях,

в) особенность, затрудняющая человеку приближение к так называемому «нормальному» характеру.

 

19. Одаренность можно понимать как:

а) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность деятельности

б) общие способности (в отличие от специфических)обусловливающие широту возможностей человека

в) умственный потенциал ‑ интеллект, предполагающий широту обобщения, логичность (а не способности к искусствам)

г) совокупность задатков, природных данных, обеспечивающих начальный высокий уровень в какой-либо деятельности (наличие врожденных предпосылок)

д) талантливость (условия для успехов самого высокого уровня)

е) все ответы верны

20. Интроверсия – это

а) установка на препятствие контакту с объектами внешнего и внутреннего мира ввиду высокой рефлексии,

б) метод самонаблюдения, используемый в доэкспериментальной психологии,

в) невротическая особенность, состоящая в нарушении общения с людьми.

 

21. Феномен полового диморфизма – это

а) наличие у данного биологического вида дифференциации полов,

б) наличие различий средних показателей биологических или психосоциальных характеристик у представителей различного пола,

в) отличие самок и самцов по первичным и вторичным половым признакам.

 

22. Полоролевая социализация в рамках психоанализа есть

а) результат социального научения,

б) эпифеномен интеллектуального развития,

в) результат разрешения раннедетских конфликтов с родителями.

 

23. Понятие жизненного стиля стало использоваться впервые в работах

а) А. Адлера,

б) Г. Оллпорта,

в) В.С. Мерлина.

 

24. Наиболее продуктивной стратегией разрешения конфликта в рамках концепции К.Томаса считается

а) компромисс,

б) избегание,

в) сотрудничество.

 

25. Стилевые особенности человека проявляются

а) только в области познавательных процессов,

б) только в профессиональной деятельности и общении,

в) в способе взаимодействия субъекта с реальностью на всех уровнях его бытия

.

26. Психологическое преодоление — это

а) поведение человека в условиях стресса,

б) тенденция развития Я-концепции, выражающая собой личностный рост человека,

в) индивидуальный способ взаимодействия человека с ситуацией в зависимости от ее значимости и психологических ресурсов

 

27. Женские копинг-стратегии – это: (исключите лишнее)

а) пассивное приспособление и самоизменение

б) надежда и ожидание

г) высокая двигательная активность, ажиотация

д) проявление чувств

 

28. Что является признаком профнепригодности психолога (по Нартовой-Бочавер)?

а) завышенная самооценка

б) молодой возраст

в) отрицательная «Я-Концепция»

г) слабая нервная система

 

29. Что не способствует повышению самооценки человека?

а) наличие достижений

б) повышение уровня притязаний

в) уверенность в благожелательном отношении

г) отсутствие сопоставления своих успехов с успехами других людей

 

30. Подберите правильное определение.

Личность- это – а) совокупность психических свойств, через которые преломляются все внешние воздействия; б) системное качество индивида приеобретаемое им в ходе культурного исторического развития и обладает свойствами активности, субъективности, пристрастности и осознанности; в) физический носитель психологических характеристик.

 

 

Вариант 2.

 

1. Дифференциальная психология – раздел психологической науки, который изучает:

а) особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе;

б) общие закономерности психики;

в) особенности человека сквозь призму закономерностей, присущих возрастной стадии его развития;

г) индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий.

 

2. Проблемы дифференциальной психологии разрабатывались в психологической школе:

а) С.Л. Рубинштейна,

б) А.Н. Леонтьева,

в) Теплова — Небылицына,

г) Д.Н. Узнадзе.

 

3. Среди психогенетических методов в дифференциальной психологии используется: (исключите лишнее)

а) генограмма

б) близнецовый метод

в) контент-анализ

г) метод приёмных детей

 

4. Какие методы направлены на определение влияния факторов среды и наследственности в формировании индивидуальных качеств?

а) общенаучные

б) исторические

в) психогенетические

г) психологические

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

 

5. Генограмма — это:

а) вариант генеалогического метода, в котором фиксируют психологические отношения;

б) схематическое изображение источников риска нормального развития;

в) схематическое изображение вероятности рождения мальчиков и девочек в семье.

 

6. К интроспективным методам познания в психологии индивидуальных различий не относятся:

а) контент-анализ дневников, писем

б) аналитическая интроспекция

в) систематическая интроспекция

г) феноменологическое самонаблюдение

 

7. Свойства человека, обусловленные биологическими факторами, – это:

а) задатки;

б) лидерство;

в) нравственность;

г) гуманность;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

 

8. Гуморальная теория темперамента, связывающая состояние организма с соотношением различных жидкостей, создана:

а) И.П.Павловым,

б) Гиппократом,

в) Э. Кречмером,

г) А. Н. Леонтьевым.

 

9. Характер в общих чертах заканчивает свое формирование

а) к подростковому возрасту,

б) к дошкольному возрасту,

в) в пренатальном периоде.

 

10. Недостатком типологического подхода в дифференциальной психологии является

а) игнорирование индивидуальных особенностей человека,

б) отсутствие эмпирической валидности выделяемых типов,

в) невозможность сравнения одного типа с другими.

 

11. «Его собственный мир – это безопасная гавань, заботливо выращенный за крепкой стеной сад, закрытый для публики и спрятанный от любопытных глаз. Самым лучшим остается своя компания»

По К.Г. Юнгу это – а) интровертированная установка личности; б) Экстравертированная установка личности; в) особенности акцентуации характера; г) особенности темперамента.

 

12. Индивидуальный стиль деятельности — это

а) система приемов деятельности, обусловленная личными качествами человека и служащая приспособлению к объективным обстоятельствам,

б) индивидуальный темп деятельности, обусловленный темпераментом человека,

в) индивидуальный профессиональный выбор человека.

 

13. В области профессиональных достижений высокоинтеллектуальные женщины отличаются от женской группы в целом

а) большей фемининностью,

б) большей маскулинностью,

в) большей интровертированностью

 

14. Идиографический подход – это

а) метод, основанный на анализе графических продуктов респондента,

б) метод, реализующий гуманитарную парадигму изучения человека как уникальности,

в) метод, опирающийся на компьютерные графики.

 

15. Функциональная асимметрия – это

а) смещение оси симметрии в строении полушарий головного мозга, вызванное органическим поражением,

б) характеристика распределения психических функций (специализации) между правым и левым полушариями,

в) специфическое для человека строение головного мозга, связанное с речью.

 

16. Характер – это

а) особенности личности, формирующиеся в раннем детстве,

б) своеобразие поведения человека в социальных ситуациях,

в) совокупность проявлений личности на фрустрирующие ситуации.

 

17. Людей, находящихся в своем развитии на самом высоком уровне развития, А.Ф. Лазурский назвал

а) приспособившиеся,

б) приспособляющиеся,

в) недоприспособившиеся.

 

18. Личностные свойства, обусловленные социально – это:

а) инстинкты;

б) ценностные отношения;

в) музыкальный слух;

г) острота зрения;

д) рефлексы;

е) все ответы верны;

ж) все ответы неверны.

 

19. Согласно определению А.Н.Леонтьева – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития и обладающее свойствами активности, субъектности, пристрастности, осознанности это -

а) индивидуальность,

б) личность,

в) открытость,

г) целеустремлённость/

 

20. Важнейшими элементами психологической структуры личности являются:

а) способности

б) направленность

в) темперамент

г) характер

д) все ответы неверны

е) все ответы верны

 

21 «Индивидуальность – это саморазвивающаяся и саморегулируемая автономная, уникальная и неповторимая биосоциальная система» по:

а) А.Н.Леонтьеву,

б) B.C.Мерлину,

в) К.Леонгарду,

г) И.П.Павлову.

 

22.Недостатком типологического подхода в дифференциальной психологии является

а) игнорирование индивидуальных особенностей человека,

б) отсутствие эмпирической валидности выделяемых типов,

в) невозможность сравнения одного типа с другими.

 

23. Клинико-экзистенциальный подход позволяет

а) уточнить дифференциальный диагноз больного человека,

б) установить взаимосвязь симптомов и переживаний человека,

в) обнаружить нарушения, касающиеся жизненной философии человека.

 

24. Мудрость в психологии интеллекта – это

а) система знаний, ориентированная на жизненно важные практические стороны жизни,

б) высокая толерантность к чужим ошибкам,

в) высокий уровень профессиональной эрудиции

.

25. Эволюционное предназначение дифференциации полов состоит

а) в распределении функций устойчивости и изменчивости между представителями различных полов,

б) в повышении количества особей,

в) в увеличении комбинаторных возможностей генотипа

 

26. Тип личности – это

а) тенденция к поведению той или иной клинической группы;

б) обусловленная темпераментом особенность поведения;

в) обобщение, основанное на уподоблении человека усредненному образу некоторой группы.

 

27. Э. Фромм определяет характер как форму, в которой канализируется энергия человека в процессах:

а) приобретения и потребления вещей;

б) установления отношений с другими людьми;

в) установления отношений с самим собой;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

 

28 Укажите, какой компонент не входит в «Я-Концепцию»:

а) когнитивный

б) физиологический

в) аффектиный

г) поведенческий

 

 

29. Копинг-стратегии от английского слова?

а) действовать

б) прощать

в) преодолевать

г) решать

 

30. По Дж. Роттеру, если человек ощущает себя творцом собственной жизни, то у него а) экстернальный локус контроля, б) интернальный локус контроля, в) творческий характер.

Ключи к заданиям

№ задания 1 вариант 2 вариант
1. в г
2. а в
3. г в
4. в д
5. в а
6. а а
7. в а
8. б б
9. д а
10. в а
11. б а
12. б а
13. а б
14. а б
15. б б
16. д б
17. в б
18. б б
19. е б
20. а е
21. б б
22. в а
23. а б
24. в а
25. в а
26. в в
27. г г
28. в б
29. б в
30. б б

РЕЦЕНЗИЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: