Факторы, влияющие на выбор партнера для брака.




На выбор будущего супруга влияют различные факторы. Один из них – тенденция жениться на себе подобных – гомогамия. Люди одного возраста, расы, религии, национальности, образования, интеллекта, взглядов и прочее, склонны вступать в браки друг с другом. Применительно к социальным характеристикам действие принципа гомогамии представляется вполне вероятным, но его влияние в случае таких психологических факторов, как личность и темперамент, не столь очевидны.

При выборе партнера имеет значение также физическая привлекательность. Согласно гипотезе соответствия, мы, как правило, ощущаем наибольшее удовлетворение, когда выбираем себе партнеров, обладающих физической привлекательностью в той степени, которая свойственна нам самим. Мы поступаем так, поскольку велика вероятность того, что индивиды, обладающие физической привлекательностью, схожей с нашей, склонны отвечать на наш интерес взаимностью.

В выборе партнера проявляется действие еще одного фактора. Он сформулирован как теория комплементарных потребностей, суть которой в том, что два различных характера, противоположных друг другу и взаимно дополняющих, при соединении дают ощущение полноты (завершенности). Например, человек, склонный к доминирующей роли, хорошо чувствует себя в компании с пассивными людьми, а любителей поговорить привлекают люди, умеющие слушать. Роли тоже дополняют одна другую. Таким образом, взаимное притяжение между людьми зависит также от того, насколько хорошо каждый из партнеров отвечает ролевым ожиданиям другого.

Связь между этими тремя факторами осуществляет теория обмена, основанная на идее о том, что мы любим людей, которые нас “вознаграждают”, и не любим тех, кто нас “наказывает”. Многие наши поступки объясняются уверенностью в том, что от них мы что-нибудь получим – объяснение в любви, благодарность, надежное положение или материальную выгоду. В процессе взаимодействия мы укрепляем нашу взаимосвязь, вознаграждая друг друга. Эта теория подразумевает, что люди, участвующие во взаимно удовлетворяющих отношениях, производят обмен, от которого получают многое при минимальных затратах. Касательно первых трех факторов, то люди с одинаковыми социальными положениями, взглядами и ценностями подтверждают и поддерживают жизненные стили друг друга, тем самым вознаграждая друг друга. При выборе партнера со схожей физической привлекательностью мы минимизируем риск отказа и повышаем возможность получения взаимности в результате ухаживания. Партнеры по комплементарной взаимосвязи дополняют друг друга.

Жизненный цикл семьи.

 

Жизненным циклом семьи социологи называют ряд перемен и перестроек, которые с течением времени переживают нуклеарные семьи, не испытавшие разрушительного воздействия развода, ухода из семьи или смерти одного из членов. Семья начинается с супружеской пары – мужа и жены – и постепенно усложняется с появлением в ней новых членов, с новыми ролями, что также приводит к увеличению количества взаимосвязей. Затем семья на время стабилизируется, а в дальнейшем начинает “сжиматься” каждый раз, как один из взрослых детей покидает родительский дом. И, наконец, она снова возвращается к своему первоначальному варианту – к паре, муж и жена, впоследствии распадаясь со смертью одного из супругов.

Любое изменение роли одного из членов семьи имеет последствия для всех остальных ее членов. Реорганизация жизни супружеской пары происходит в следствие рождения первенца: у родителей возникает необходимость вносить изменения в свои рабочие роли, менять распорядок дня, модели общения и жертвовать некоторой долей личной жизни. С ролью мужа и жены конкурирует роль родителей. Начальный этап вхождения в роль родителей может оказаться довольно болезненным, в связи с тем, что уровень супружеского согласия снижается. Но, несмотря на перемены, которые дети вносят в жизнь родителей, большая часть супружеских пар вполне удовлетворена своей родительской ролью.

Рождение последующих детей имеет влияние на старших детей. Единственный ребенок, старший ребенок в семье, средний ребенок и младший по возрасту ребенок – всем им свойственны различия в жизненном опыте, поскольку они имеют разные социальные ориентиры, организующие их жизнь. Как правило, первенец выполняет роль “суррогатного” родителя в отношениях со своими младшими братьями или сестрами, посредника между своими младшими братьями или сестрами и родителями, что способствует развитию у старших детей в семье вербальных и когнитивных способностей и задатков лидера. Более поздние дети, как правило, более спокойны и общительны, а также более избалованы, поскольку родители меньше запрещают им, чем старшим детям.

Большинство супругов не испытывают особых трудностей, когда их дети покидают дом. Они рассматривают это как время «новой свободы». Хотя некоторые родители сталкиваются с чувством неудовлетворенности, в связи с пустотой собственных взаимоотношений, которая до этого была скрыта присутствием детей.

Дети в семье.

6.1. Малодетность.

Бездетность и малодетность уже давно стали довольно распространенными явлениями на большей части территории России. Растет не только количество таких семей, но и их доля в семейной структуре.

Тенденция к снижению желаемого и ожидаемого числа детей и ориентации молодых супругов на малодетную (одно-, двухдетную) усилились под влиянием условий, сложившихся в период реформ. Тем не менее исследования, проведенные Фондом «Общественное мнение» в мае 2008 года, вселяют некоторый оптимизм. Они показывают следующее:

респондентам был задан вопрос: сколько детей Вы хотели бы иметь, если бы у Вас были для этого идеальные условия? 10% опрошенных, у которых еще нет детей, хотели бы иметь одного ребенка, 47% - двоих, 24% - троих и более, 7% - четверых и более, не хотели бы иметь детей 4%.

6.2. Работающие матери.

Исторически мужчина выполняет роль добытчиков средства существования, а женщина – роль хранительницы очага, воспитательницы детей. Но в последние несколько десятилетий все большее число женщин, имеющих детей, постоянно работает.

В связи с тем, что все большее число матерей занято материальным обеспечением семьи, все чаще выражается обеспокоенность будущим детей. Считается, что работающая мать не в состоянии обеспечить должный уход за своими детьми, дать им внимание, любовь, обогатить их внутренний мир. Но «целый ряд исследований показывает, что разница в развитии детей, чьи матери работают, и детей, чьи матери сидят с ними дома, в действительности совсем невелика»[2]. Все зависит от того, удовлетворена ли мать своим положением в семье, независимо от того, работает она или нет. Женщина (мать), которая довольна своей работой, не отягощенная чувством вины и имеющая хорошую обстановку в семье, будет справляться со своими обязанностями не хуже, а, может быть, даже лучше, чем неработающая. Проблемы с поведением детей и с их воспитанием могут возникнуть в семьях, где матери не работают, но хотели бы работать, или там, где жизнь работающих женщин постоянно протекает в атмосфере тревоги и давления. Более того, работающие матери дают своему ребенку возможность познакомиться с несколько иной ролевой моделью, отличающейся от традиционных представлений о тендерных ролях и расширяющей область компетенции женщин.

Россия – одна из немногих стран, в которой нет всесторонней программы по обеспечению присмотра за детьми. В разных странах мира дети воспитываются в самых разнообразных условиях, и детские учреждения – всего лишь одна из множества возможных форм. Влияние детских дошкольных учреждений зависит в некоторой степени от того, сколько времени ребенок проводит в таком учреждении, а также от качества взаимодействия «ребенок – родители» в тот период времени, который семья проводит вместе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: