Кейсовые задания
для на участия в тематической образовательной программе
ФГБОУ «МДЦ «Артек» «Лаборатория РДШ»
экологическое направление
Правила выполнения задания:
1. Внимательно ознакомьтесь с информацией, представленной в кейсе.
2. Проанализируй проблему, затрагиваемую в кейсе, и соберите недостающую информацию.
3. Продумайте возможные варианты решения задания кейса и оформите его
в соответствии с правилами.
4. Решение кейса необходимо выполнить в данном документе, заполнив формы ответов и направить с пакетом заявочных документов, указанных
в положении о конкурсе на участие в тематической образовательной программе ФГБОУ «МДЦ «Артек» «Лаборатория РДШ» на электронный адрес rdsh_smeni@rdcentr.ru с темой письма «Лаборатория РДШ_Отборочный этап» отдельными прикрепленными файлами в виде скан-копий в формате jpg или pdf.
Как будут оценивать?
1. Полнота и комплексность проведенного анализа предложенной ситуации
– 50 баллов.
2. Грамотность постановки задачи, решение которой необходимо – 50 баллов.
3. Наличие четкого определения собственной управленческой
и лидерской позиции в решении ситуации – 50 баллов.
4. Креативное решение – 50 баллов.
Максимальное количество баллов за решение 3 кейсов – 200 баллов.
Кейс № 1. «Цель ООН: ликвидация нищеты»
В 2015 г. прошел саммит ООН по устойчивому развитию «Преобразование нашего мира в интересах людей и планеты», на котором была принята Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 г. (Повестка 2030). Она включает 17 Целей, достижение которых в течение пятнадцати лет направлено на сохранение ресурсов планеты и благополучие всех людей, включая ликвидацию нищеты. Как указывается в документах, «Цели в области устойчивого развития являются своеобразным призывом к действию, исходящим от всех стран – бедных, богатых и среднеразвитых. Он нацелен на улучшение благосостояния и защиту нашей планеты. Государства признают, что меры по ликвидации бедности должны приниматься параллельно усилиям по наращиванию экономического роста и решению целого ряда вопросов в области образования, здравоохранения, социальной защиты и трудоустройства, а также борьбе с изменением климата и защите окружающей среды»
Для каждой Цели разработан ряд показателей (всего 169 задач). Отмечается также, что достижение Целей невозможно без реализации образования для устойчивого развития. И сегодня в школах и даже детских садах многих стран можно увидеть плакаты с перечислением и объяснением этих Целей, они включены в содержание школьного образования. Содержание Целей охватывает ряд различных проблем, актуальных в настоящее время для всего человечества, в том числе и проблему обращения с отходами.
Цель 1. Ликвидация нищеты (Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах). В настоящее время один из десяти человек на планете в развивающихся странах находится за международной чертой бедности. Нищета — это не просто нехватка доходов и ресурсов для обеспечения средств к существованию на устойчивой основе. Она проявляется в голоде и недоедании, в ограниченном доступе к образованию и к другим основным социальным услугам, в социальной дискриминации и изоляции, а также в невозможности участия в принятии решений. Экономический рост должен быть всеохватным, чтобы обеспечивать стабильную занятость и способствовать равенству.
Задача: напиши, как школьники могут участвовать в достижении этой глобальной цели? Как необходимо преобразовать ежедневные привычки и какие поступки и действия школьников помогут повышению комфорта жизни малообеспеченных слоев населения?
Ежедневные привычки | Регулярные акции |
Наименование, обоснование | Наименование, обоснование |
… | … |
… | … |
Кейс № 2. «Устойчивое развитие (УР) моего района»
Для экологического благополучия региона сформулировано семь принципов, соблюдение которых доступно каждому школьнику:
1. Уважать (уважение): у ребенка есть права (соблюдение прав ребенка).
2. Осознавать (осознание): люди разных культур смотрят на мир по-разному (необходимость сохранения и поддержки разнообразия культур).
3. Переосмыслить (переосмысление): люди начинают ценить то, что не ценили раньше (смена системы ценностей, отказ от потребительского отношения к природе).
4. «Переиспользовать» («переиспользование»): старые вещи можно использовать по-новому (повторное, многократное использование вещей).
5. Экономить (экономия): с меньшими затратами можно сделать больше (экономия материалов, природных ресурсов).
6. Переработать (переработка): ненужные вещи снова станут кому-то полезны (сбор, утилизация, переработка отходов).
7. Перераспределить (перераспределение): использовать ресурсы более справедливо (обеспечение равного доступа к ресурсам).
Указанные принципы отражают все три составляющие устойчивого развития (экологическую, экономическую и социальную). Первые три связаны с социальной и культурной составляющими, четвертый и пятый — с проблемами окружающей среды, шестой и седьмой – с экономической компонентой.
Задача: подумай и напиши, как можно реализовать принципы УР в своей в повседневной жизни, на чем сконцентрировать усилия.
Что мы можем сделать для того, чтобы изменить к лучшему нашу окружающую среду в школе, в городе, дома? | |
Что мы можем сделать, чтобы сохранить природу? | |
Как мы можем улучшить территорию школы (сбор и сортировка отходов в своей образовательной организации, обустройство территории, в том числе с использованием бросовых материалов, создание компостной кучи и т.п.)? | |
В решении каких проблем нуждается мой регион наиболее остро? | |
Какие экологические праздники можно провести в школе? |
Кейс № 3. «День Земли»
День Земли. Международное мероприятие. Существует две даты проведения Дня Земли: 20 марта (день весеннего равноденствия) и 22 апреля. Более известна и популярна вторая дата. День Земли был официально утвержден резолюцией ООН в 1971 г. Сейчас он отмечается в нашей стране в рамках «Дней защиты от экологической опасности». Символом праздника является Флаг Земли. Традиционно в этот день в разных странах звучит Колокол мира, который призывает к миру и сохранению нашей планеты. Идея праздника принадлежит биологу Джону Мортону, который обратился с призывом ко всем жителям вместе посадить деревья и показать свое бережное отношение к природе. В День Земли проводятся самые разные экологические акции, мероприятия, в которых активно участвуют и школьники. Одним из таких мероприятий является «Зеленый марафон»: люди отказываются от использования автомобилей, ходят пешком, ездят на велосипедах, активно участвуют в весенних субботниках, высаживают растения.
Условие: представь, что в твоем дворе проживает 1000 человек. Из них 240 несовершеннолетних, 460 работающих и 300 пенсионеров. Каждый 10 твой работающий сосед ездит на личном автомобиле. Половина остальных жителей двора пользуется общественным транспортом два раза в день.
В День Земли все дети поддержали акцию и убедили всех соседей отказаться от использования автотранспорта в этот день.
*Один легковой автомобиль в день выделяет 12 грамм СО (моноокись углерода).
*Один городской автобус с чистотой выхлопа Евро-5 в этом городе в день выделяет 80 грамм СO и вмещает 40 пассажиров.
Задача: Посчитай, на сколько г CO вы сберегли легкие вашего района?