Экология и нравственность».




Задание.

Прочитав отрывок из рассказа Р.Брэдбери «Всё лето в один день». ответьте на следующие вопросы.

Что фантастическое и реалистическое увидели вы в этом произведении?

Какую мысль хотел донести до нас автор произведения?

3. для меня природа …

II. Задание.

Прочитав текст «Экология и нравственность». Выпишите к каким экологическим проблемам привела не нравственное отношение к природе.

Как российское правительство организует защиту природы?

Найдите примеры в СМИ на нарушение эклогии в своем городе, как вы этому противостоите.

Отрывок из рассказа Р.Брэдбери «Всё лето в один день».

«В короткий промежуток между дождями, в тот редкий час, когда появляется солнце, дети покинули свой подвал. Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой, упругий матрац…Они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и салки, но главное – опять и опять хмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слёзы, и тянули руки к золотому сиянию и к невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть…И вдруг…Редкие холодные капли упали на нос, на щёки, на губы. Солнце затянула туманная дымка. Подул холодный ветер. Ребята повернулись и пошли к своему дому – подвалу, руки их вяло повисли, они больше не улыбались».

Учебная задача: Определить роль природы в жизни общества.

2. Изучение нового материала

1. Мини – лекция «Природа и мы» - взгляды философов о роли природы в жизни общества по книге В.А.Канке «Философия» (учащиеся записывают наиболее важные моменты в тетради).

«В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Что же такое природа? Давайте запишем слово природа следующим образом: «при – рода». То есть Природа – это то, что находится при роде человеческом, то из чего рождается сам человек. Во взаимоотношении с природой человек реализует две свои уникальные способности. Он изменяет природу и символизирует себя в ней, записывает себя в неё. Итак, природа – это совокупность естественных условий существования человека и общества.

Как же понимали философы разных исторических эпох взаимоотношения человека и природы. Давайте рассмотрим исторические формы отношения человека к природе.

Античная философия космоцентрична, космос понимается как неразделённость природы и человека. Греческие философы не противопоставляли природу человеку. Благая жизнь мыслится не иначе, как в согласии и гармонии с природой.

Средневековая христианская философия понимает природу как последнее звено лестницы, которая ведёт вниз, от Бога к человеку и от человека к природе. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Иногда дело доходи до умерщвления плоти. В глобальном масштабе человек эпохи средневековья не меньше, чем человек античности, подчинён природным закономерностям и ритмам.

В новое время природа становится объектом тщательного научного анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой постоянно нарастают. Природа понимается как объект приложения сил человека в соответствии с данными естественных наук.

В XX веке на фоне превращения деятельности человека в планетарную силу, которая не только созидает, но и разрушает, русским мыслителем В.И.Вернадским и французскими философами Т. Де Шарденом и Е. Ле-Руа вырабатывается концепция ноосферы. Ноосфера – это область господства разума. Имеется в виду, что в XX век единство природы и человека достигло нового качественного уровня. Теперь человек должен руководить ходом природных процессов. И делать это следует на основе разума.

Вопросы и задания:

1.Что фантастическое и реалистическое увидели вы в этом произведении?

2. Какую мысль хотел донести до нас автор произведения?

3. для меня природа …

Экология и нравственность».

Об экологии сейчас говорят, без всякого преувеличения, все, но подразумевают под этим термином далеко не одно и тоже. Между тем экология достаточно точно определена, как биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней. И заявляет она о себе в самых разнообразных научных, экономических, политических, природоохранных и других областях: от экологии геосфер Земли до экологической генетики, теории этногенеза и этики. Мы же поведем речь о нравственном аспекте экологии, а заодно и всего современного естествознания.

Актуальность этических проблем экологии, признаваемая современным научным сообществом, к сожалению, связана не столько с нашим стремлением к нравственному совершенству, сколько со страхом перед природными катастрофами и нами же вызванными экологическими бедствиями.

В современном общественном сознании наиболее активно распространяют те объяснения экологических бедствий, которые основаны на путанице причин, следствий и понятий. Создаются мифы о перенаселении планеты, леденящие душу истории об озоновой дыре, глобальном потеплении, и прочих кошмарах. Однако, проблема заключается в другом. Суть демографической проблемы состоит не в угрожающем росте численности людей, а в

чудовищном падения нравственного их уровня. Жизненного пространства хватит и на 50 миллиардов. Но некогда и двум родным братьям не хватило места под солнцем: Не надо забывать, что Каин убил Авеля вовсе не из-за нехватки жизненного пространства…

В 1991 г., индустриально развитые страны, составлявшие 22% населения планеты, владели 61% мирового валового национального продукта. Остальные 39% приходились на долю 78% населения Земли. Имея лишь 4% населения планеты, США произвели в 1992 г. 24% мирового объёма двуокиси углерода (больше, чем Канада, Индия, вся Южная Америка и Африка вместе взятые). И при населении в 3 раза меньше индийского, американцы в расчёте на душу населения потребляют в 33 раза больше алюминия, в 163 раза природного газа. Соответственно, гораздо больше и объём производимых отходов. Одной только двуокиси углерода в расчёте на одного человека там производится в 19 раз больше, чем в Индии.

Приведенные цифры показывают, что главнейшими причинами экологических бедствий являются вовсе не природные катастрофы и не “строгие законы научно-технического прогресса”, не перенаселение планеты и недостаток природных ресурсов, а несправедливое распределение этих ресурсов и неэффективное их использование.

Генеральный секретарь конференции ООН по окружающей среде и развитию М. Стронг на открытии форума в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г. заявил: “Путь, которым пришли к своему благополучию развитые страны, не приемлем для человечества в целом… Мы не можем обеспечить экологическую безопасность планеты в социально несправедливом мире”.

Форум в Рио-де-Жанейро стал первой серьезной попыткой заявить на весь мир о необходимости перейти от дикости “общества потребления” на разумный путь “устойчивого развития”. Этот путь, в первую очередь, означает ясную систему нравственных координат, соблюдение норм национального и международного права.

Но эта идея была похоронена весной 1999 года, когда США со своими сообщниками, нарушив все нормы международного права и даже собственный устав НАТО, более двух месяцев бомбили Югославию, целенаправленно уничтожая мирное население и экономику независимого и ничем не провинившегося перед мировым сообществом государства.

К началу 21-го века США сумели навязать всему миру свою “мораль” и свое представление о международном праве: им грабить и убивать можно, а те, кто им пытаются в этом помешать должны расцениваться, как злодеи и преступники.

И если мир не найдет в себе сил отказаться от “ценностей” общества потребления и “нравственности” по-американски, то нам придется готовиться к серьезным бедствиям, в том числе и экологическим.

Как в России, так и на Западе о нравственном подходе ко всем проблемам человечества говорят давно. Ещё А. Н. Уайтхед писал в тридцатых годах ХХ века о необхо

юдей, для которых дороги ценности, выходящие за рамки удовлетворения животных потребностей.

Концепция “устойчивого развития” приводят к выводу о том, что уровень экологической безопасности прямо зависит от нравственного состояния общества. Но современное общество не только игнорирует этот вывод, но и делает все для того, чтобы о нем поскорее забыли. Но забывать об этом нельзя, поскольку все нации и народы жёстко связаны с кормящим ландшафтом. И разрушение его даже на сравнительно небольших территориях может вызвать цепь необратимых последствий планетарного масштаба.

Всеобщая экологическая безопасность определяется установившимися традициями природопользования. Традиции же отражают духовно-нравственное состояния нации. С древнейших времен отношения к среде обитания имело религиозную основу. Ее утрата привела к потере связи человека с землей.

Возникла абсолютно безумная ситуация, когда собственные природные ресурсы стали рассматриваться только как предмет торговли и сама земля, то есть жизненное пространство, как предмет коммерческих спекуляций. При этом такие понятия, как “Родина” и “Отечество” становятся досадным анахронизмом.

1.Закон РФ "Об охране окружающей среды"

Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года

Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности

ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде

независимость контроля в области охраны окружающей среды

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности

обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную

деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан

учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности

приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов

обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц

сохранение биологического разнообразия

обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды

соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством

ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры

участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды

международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: