Глава 3. Восточная Европа




Введение

Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связанно с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны. В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций: Международный туризм - источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости. Развитие международного туризма приводит к развитию экономической инфраструктуры страны и мирных процессов. Таким образом, международный туризм следует рассматривать, сообразуясь с экономическими отношениями отдельных стран. Международный туризм входит в число 3-х крупнейших отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8,6% соответственно. Международный туризм в мире крайне не равномерен, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития отдельных стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Всемирная организация по туризму в своей классификации выделяет страны, являющиеся преимущественно поставщиками туристов (США, Бельгия, Дания, Германия, и т.д.). Страны являющиеся, в основном, принимающими туристов (Австралия, Греция, Кипр, Италия, Испания, и т.д.).

 


Глава 1. Германия

В 1990 г. в Германии насчитывалось около 255 млн турдней, проведенных внутренними (этот рынок составляет 220 млн турдней, или 86%), и международными туристами (эти данные по Западной Германии). Однако рост внутреннего туризма в последние годы замедлился в связи с тем, что увеличилось количество путешествующих за границу. Немцы предпочитают останавливаться в отелях или других помещениях гостиничного типа. До недавнего времени места размещения в секторе самообслуживания также пользовались определенной популярностью. Большая их часть сосредоточена в Баварии (Приложение 1). В 90-х годах начала ощущаться нехватка отелей международного стандарта в Восточной Германии, поэтому туризм там не мог развиваться должным образом. Западная Германия до объединения принимала большое количество туристов из многих стран, посещавших ее с разными целями. Доля отдыхающих была небольшой, что свидетельствует об относительно высокой стоимости путешествия по стране из-за высокого курса национальной валюты (марки) и высокого уровня жизни. Что касается относительно большой доли посещений родственников и друзей, особенно из США и Великобритании, то это связано с присутствием войск НАТО на территории страны. Особенно много деловых посещений было из таких стран, как Великобритания, Франция, Швейцария и Япония. В этом большую роль играют многочисленные международные торговые выставки и конференции, проводимые в городах Ганновер, Гамбург, Дюссельдорф, Штутгарт, Мюнхен и др. Германия является стратегическим перекрестком по направлению к Альпам, Франции и Средиземноморскому побережью. Поэтому в стране бывает много транзитных путешественников, некоторые из которых даже не остаются ночевать. Германию посещает много однодневных гостей из стран Восточной Европы, совершающих Шоп-туры, особенно из соседней Польши.

Что касается выездного туризма Западной Германии, то он устойчиво растет (доля немцев, проводящих отпуск за границей, постоянно увеличивается) Возрастает также количество туристов, совершающих покедж-туры и путешествия в отдаленные местности. Немцы - самые расточительные во время отпуска люди после американцев. Их расходы в 1991 г. составили 13% всех расходов туристов во всем мире. Туристские сферы многих европейских стран тесно связаны с немецким рынком. Самым популярным местом проведения отпуска для немцев остается Средиземноморье. В конце 80-х годов они стали отдавать предпочтение отдыху в Испании, в то время как Италия потеряла свою былую популярность из-за ухудшения экологической обстановки в стране (за 1985-1989 гг. уменьшился приток немцев на 20%). Количество посещений немцами других альпийских стран - Швейцарии и Австрии - составило 18,4% немецкого рынка, а скандинавских стран - только 5,1%. Объединение Германии, развал бывшей Югославии, война "Буря в пустыне" и другие политические события, а также экономические кризисы, конечно, повлияли на установившуюся модель выездного туризма страны. Увеличилось количество поездок в такие страны, как Испания, Португалия, Турция (после 1991 г.) и Кипр. Число дальних путешествий также возросло, и рост их сохранялся даже в период экономического кризиса 1990 - 1991 гг. Большинство этих путешествий приходится на США, хотя и с флуктуациями, связанными с постоянным изменением соотношения курсов национальных валют. Дальний Восток является вторым по привлекательности регионом для немецкого рынка. Особенно развивается бизнес-туризм в такие страны, как Япония, Сингапур, Гонконг. Многие немцы отдыхают в Таиланде. Другими дальними туристскими центрами для немцев являются Мальдивские острова, Шри-Ланка, Кения др. До начала 90-х годов Западная и Восточная части Германии функционировали как разные туристские зоны. Восточная Германия, как и другие страны Восточной Европы, имела хорошо организованный внутренний туристский рынок, но ее международный туризм был ограничен за исключением прибытий из других стран социалистического лагеря. И путешествий немцев туда же, особенно в приморские районы (например, поселок Пицунда на черноморским побережье бывшего СССР). Если в 1990 г. только 25% восточных немцев путешествовали за границу, то уже в 1991 г. их доля составила 45%. Западная Германия за весь послевоенный период была интегрирована в туристские потоки Западной Европы. Однако в начале 90-х годов выездной туризм Западной Германии немного сократился из-за небольшого спада в экономике. С другой стороны, сокращение выездного туризма из западной части объединенной Германии компенсируется увеличением его в восточной части страны. Благодаря мощной экономике Германии она остается одним из главных генераторов туризма во всем мире. Открывающиеся возможности туристских потоков между Западом и Востоком могут создать новую модель туризма для европейских стран в целом и для объединенной Германии в частности. Новая модель внутреннего туризма, развивающегося внутри объединенной Германии, в дальнейшем может отражаться в изменениях моделей международного туризма.


 

Глава 2. Франция

Французский внутренний рынок туризма отличен от внутреннего рынка туризма остальной Западной Европы. Во-первых, очень небольшое количество французов проводят свой отпуск за рубежом (примерно 18% в году). Во-вторых, здесь существуют выраженные пики отпускных периодов: школьные каникулы в июле и августе, короткие рождественские каникулы, каникулы в феврале и во время пасхи. В-третьих, французы предпочитают путешествовать на автомобилях (81% всех внутренних туристов). В-четвертых, большинство путешественников - это городские жители. Французы во время своего отпуска предпочитают останавливаться не в гостиницах, а в других местах размещения. Например, в 1990 г. в стране было 2,8 млн "вторичных" домов. Отели пользуются относительно небольшой популярностью у отдыхающих зимой. Около 50% французов проводят отпуск летом на побережье, 25% - в сельской местности, 17% предпочитают горные курорты. Зимой картина меняется, и на побережье отдыхают лишь 17% французов, 28% - в сельской местности и 40% уезжают в горы. Что касается выездного туризма, то только 5% французов путешествуют по покедж-турам и 6% - авиатранспортом. В летний период особой популярностью пользуются соседние Испания и Италия (вместе 40% летних путешествий). В 1991 г. Испания приняла 8 млн туристов из Франции, а Италия - 7,29 млн туристов. В последнее время французы выбирают путешествия в такие отдаленные регионы, как СТА, Азия, Французские острова Карибского бассейна и Французская Полинезия. Наибольшее число деловых путешествий приходится на Германию и Великобританию. Количество иностранных туристов во Франции за 1980 - 1991 гг. значительно возросло, с 29 до 55 млн человек. Одним из основных генерирующих рынков для Франции является Германия, откуда прибывает около 25% гостей, а их количество за то же десятилетие увеличилось с 8,4 до 13,4 млн человек. За ней следуют Великобритания, Бельгия, Италия, Швейцария, Нидерланды, Испания и др. Туристы, прибывающие во Францию, предпочитают отдыхать на Французской Ривьере (Приложение 2): 35 млн турдней в отелях и туристских лагерях в год. Далее идут Париж (15,5 млн турдней в отелях), Альпы, Аквитания и Лангедок-Руссильон (каждый по 6 млн турдней в отелях и туристских лагерях). Французская экономика, активно применяющая государственное регулирование с целью развития региональных экономик, систематически развивала сельскую местность для приема гостей, например, в Аквитании, части Центрального массива и в Лангедок-Руссильон. Однако эти проекты должны были служить, в первую очередь, развитию внутреннего туризма, а не въездного. В 1967 г. правительством Франции был принят план совместного развития сельской местности и туризма в Аквитании. Финансирование плана осуществлялось частным сектором, а координация развития возлагалась на правительственную комиссию. По этому плану прибрежный район разделялся на 16 секторов, из которых девять должны были развиваться для туризма, т. е. оборудовались пляжи, зоны отдыха на озерах и места размещения для водных видов спорта. В остальных семи секторах, так называемых зеленых зонах, предполагалось сохранить ландшафт и дикую природу. По этому плану предусматривались: сохранение уже существующих курортов, таких как Аркашон и Биариц, обновление и расширение существующих поселений, например, Лакано, и, наконец, построение новых курортов, например Молиец. Планировка и строительство новых средств размещения производились с целью удовлетворения потребностей внутреннего туризма страны. До 1982 г. 28% мест для ночевок находилось в лагерях отдыха, а доля гостиниц и гостевых домов составляла всего 13%, в то время как 46% составляли "вторичные" дома. С началом реализации проекта туризм начал значительно развиваться, даже в годы экономического спада в 80-х годах. Берег Лангедок-Руссильон до 60-х годов нашего столетия не был развит для туризма и отдыха. Песчаные дюны берега отделены от основных земель болотами и мелководными лагунами, богатыми москитами. В 1964 г. французское правительство с целью поощрения развития туристского сектора региона разработало программу развития региона. Согласно этой программе предусматривалось строительство пяти туристских поселений, соединенных скоростными дорогами и автомобильными трассами. Северная группа курортов занимает морской песчаный берег протяженностью 20 км южнее и западнее исторического города Ажуа-Морте. В 1990 г. на его освоение было выделено 24% всех средств, предназначенных для развития туризма всего региона. Из курортов, построенных раньше, среди туристов популярны Сарнон и Палава, а курорты Камарг и Ла-Гранд-Мот построены относительно недавно. Последний является крупным курортом со своим знаменитым яхт-клубом. Другая группа курортов под общим названием Ту располагается на песчаном берегу длиной 30 км и включает такие относительно старые курорты, как Сет, Мезе и Марсель, и молодой курорт Кап д'Адг. На озере Ту развиты водные виды спорта. Эта группа имеет четверть койко-мест всего региона. Далее идут группы Вальрас-Груссан, Люка-Баркарес (22% койко-мест всего региона и хороший яхт-клуб вблизи города Баркарес), Кане-Аржелес (13% койко-мест всего региона и яхт-клуб вблизи основного центра группы Сен-Сиприен). Улучшение автомобильных дорог, по мнению разработчиков программы, должно было стимулировать рост туризма. Программа постоянно модифицировалась (в 1969 и 1972 гг.) и ее осуществление привело к заметному росту количества проведенных турдней в регионе с 16 млн в 1968 г. до 39 млн в 1979 г., а общее количество прибытий увеличилось с 30 тыс. человек в 1960 г. до 5 млн человек в 1990 г. Правительство Франции, признав приоритетность развития туризма для экономики региона, сделало рискованные капиталовложения в развитие сети автомобильных дорог и экологию. Однако не всегда такая схема дает положительный результат. Например, попытка итальянского правительства в свое время развивать туризм на юге Италии путем улучшения автомобильных дорог завершилась неудачей. Регион Лангедок-Руссильон в целом обслуживает внутренних туристов. Так, в 1986 г. 88% всех гостей составили французы, в 1992 г. на регион пришлось 54,1 млн турдней внутреннего рынка. Зарубежные гости приезжали, в основном, из Бельгии, Германии и Нидерландов. В 1988 г. 63% всех мест размещения составили "вторичные" дома, а 26% - лагерные городки. Существуют предпосылки, что в ближайшие годы Франция может изменить модель своего внутреннего туризма и увеличить спрос на места размещения в более продолжительный летний период. Открытие тоннеля через пролив Ла-Манш несомненно увеличит поток туристов из Великобритании и изменит существующую модель въездного туризма.


 

Глава 3. Восточная Европа

Чешская Республика и Словацкая Республика. 1 января 1993 г. Чехословакия разделилась на два суверенных государства: западная половина (массив Богемия) стала Чешской Республикой, а восточная половина (возвышенная зона вместе с горами Татрами) - Словацкой Республикой. Чехословакия была самой крупной туристской страной Восточной Европы с хорошо организованной индустрией туризма. Она имела хорошую сеть отелей и домов отдыха. До 1989 г. в Чехословакии существовала самая крупная индустрия въездного туризма среди всех стран социалистического лагеря Восточной Европы. Страна принимала 24,6 млн гостей в год, большинство из которых приезжали из соседних социалистических стран и классифицировались как экскурсанты. Цели визита в страну гостей из несоциалистических стран существенно отличались от целей гостей из социалистических стран: только 18% составляли экскурсанты, большая же часть приходилась на путешествия ради удовольствия и 17% - на деловые путешествия. Выездной туризм в Чехословакии, в основном, был нацелен на соседние социалистические страны, и треть путешествий были однодневными. Для граждан Чехословакии самыми популярными туристскими центрами были Венгрия, Восточная Германия и Польша, среди западных стран - ФРГ и Австрия (количество путешествии было незначительным и в основном они совершались с деловыми целями). С началом экономических реформ в Чехословакии в 1989 - 1991 гг. туристский сектор страны, как внутренний, так и международный, начал бурно развиваться. Например, выездной туризм возрос с 8,5 млн путешествий в год в 1989 г. до 20,6 млн в 1990 г. и до 39,6 млн в 1991 г. Большинство жителей выезжали в однодневные экскурсии и за рубежом тратили мало денег. Хотя в 1990 - 1991 гг. количество выезжающих резко возросло, количество потраченных ими в этот же период денег сократилось с 636 до 393 долл. Это обстоятельство наглядно демонстрирует трудности, связанные с экономическими преобразованиями. Две трети путешествий, совершаемых жителями Чехословакии, приходились на западные страны, и, как было сказано выше, в основном в Западную Германию (15,3 млн человек) и Австрию (14,1 млн человек). В этот период резко возросло количество людей, выезжающих в соседнюю Польшу (с 1,3 млн человек в 1990 г. до 6, L млн человек в 1991 г.). Значительные изменения претерпевал и въездной туризм. Количество туристов, посетивших Чехословакию, возросло более чем в 2 раза. Большая часть гостей, а именно 41%, составляли туристы из объединенной Германии. Удвоилось также количество польских туристов, значительно увеличился австрийский рынок - с 1,2 до 11,5%. Однако резко сократилось количество венгерских туристов, а количество самих чехов и словаков, выезжающих в Венгрию, увеличилось незначительно, всего на 3,8 млн человек. С 1993 г. в инфраструктуру туризма стран бывшей Чехословакии направлялись крупные иностранные инвестиции, большая часть из которых приходится на Чешскую Республику. Однако политические и экономические проблемы, с которыми столкнулись обе страны во время проведения реформ, часто беспокоят иностранных инвесторов и могут сократить их количество. Венгрия является экономически и политически наиболее стабильной страной в Восточной Европе. Свою программу экономических реформ страна начала проводить с 1968 г. и продвинулась в этом направлении намного дальше, чем соседние страны социалистического блока. В 1989 г. индустрия туризма Венгрии была хорошо построена и занимала второе место после Чехословакии. Особой популярностью как туристский центр страна пользовалась у чехов, поляков и восточных немцев. Венгрия привлекала и западных туристов, особенно из таких стран, как Австрия и Западная Германия, которых в середине 80-х годов насчитывалось 2 млн человек в год. Еще 1,4 млн гостей из западных стран совершали однодневные путешествия. В 1988 г. в Венгрию прибыли 17,9 млн человек, из которых 30% составляли туристы из несоциалистических стран. Количество зарубежных гостей увеличилось более чем в 2 раза после революции 1989 пив 1990 г. достигло 37,6 млн человек. Большая часть прибывавших гостей приходилась на долю Австрии, Германии, Югославии и Румынии. В 1991 г. сократилось количество прибытий из восточноевропейских стран, в результате чего общее количество прибытий уменьшилось до 33,2 млн человек. Однако количество западных туристов продолжало расти, несмотря на международную политическую ситуацию. В 80-е годы число поездок венгров на Запад также возросло и достигло своего пика в 1989 г. Общий объем выездного туризма во все туристские центры мира в 1985 - 1988 гг. удвоился, но в последующие годы его рост замедлился. Такая ситуация заметно отличалась от Чехословакии и Польши (см. ниже). Это связано не только с тем, что поездки венгров на Запад были лучше организованы до 1989 г., но и с политикой валютного контроля, которую проводило Венгерское правительство, начиная с 1990 г. Расходы зарубежных туристов в этот период также сократились примерно в 2 раза. По разным причинам политические изменения, происшедшие в стране в 1989 г., не оказали существенного влияния на модели путешествий, как в Венгрию, так и из нее, в отличие от других стран Восточной Европы. Польша имеет самую большую численность населения в регионе, около 38 млн человек. В стране высокотехнологическая экономика, но отсталая инфраструктура. До распада социалистического лагеря она входила в число основных генерирующих стран, так как поляки могли свободно путешествовать еще в 70-е годы. Выездной и въездной туризм быстро развивался в 1989 г., однако последующие экономические проблемы сократили его рост (уровень жизни упал к 1992 г. на 30%). Количество путешествий за рубеж снизилось с 22 млн человек в 1990 г. до 20,8 млн человек в 1991 г., причем большинство выезжало с торговыми целями или для работы за рубежом. С другой стороны, высокий уровень инфляции, который в 1991 г. составил 80%, сделал страну относительно дешевой для международного туризма. По этой причине количество зарубежных туристов медленно, но росло с 3,4 млн человек в 1990 г. до 3,8 млн человек в 1991 г. и 4 млн человек в 1992 г. Все это касается однодневных путешествий, число которых увеличилось с 8 млн человек в 1989 г. до более 30 млн человек в 1992 г. В этот период существенно изменилась и структура въездного и выездного туризма Польши. Увеличилось количество прибытий из Германии, стран СНГ и Чехословакии, из других западноевропейских стран оно возросло в 2 раза. Поляки путешествовали, как и раньше, в основном в Германию, но и количество путешествий в другие западноевропейские страны значительно выросло. Вместе с тем страны СНГ и Чехословакия потеряли свои рынки. Большинство туристов выезжают из страны и приезжают в нее с целью торговли, бизнеса и посещения родственников и друзей, которые сосредоточены, в основном, в городской местности страны. Тем не менее Польша богата и природными, и культурными туристскими ресурсами, которые может умело использовать в будущем для развития отдыха. Однако недостаточное количество отелей, соответствующих западным стандартам обслуживания, а также проживание зарубежных гостей преимущественно у своих родственников и друзей свидетельствуют о недостаточно развитой туристской индустрии страны.

Румыния богата прибрежными и горными ресурсами (Карпаты) для удовлетворения внутренних потребностей. Выездной туризм Румынии в последние годы возрос, однако его расходы были малы (всего 114 млн долл. в 1991 г.). Большинство зарубежных путешествий были направлены в Венгрию (9 млн человек в 1990 г.), далее - в Болгарию (1,8 млн человек) и Турцию (500 тыс. человек в 1991 г.). Модель выездного туризма Румынии аналогична моделям других стран Восточной Европы, однако большая часть путешествий были однодневными. До революции страну посещали относительно немногочисленные туристы, всего 4,5 млн человек, из них 1 млн гостей приезжал на один день. Это было связано с политической ситуацией в стране, хотя Румыния была единственной страной в Восточной Европе, которая предоставляла покедж-туры для пляжного отдыха на побережье Черного моря для восточноевропейского рынка. В 1990 г. страну посетили 6,5 млн зарубежных гостей, большинство из которых были из Восточной Европы: туристы из бывшего СССР составляли 2,1 млн человек, Венгрии 900 тыс. и только 13% прибытий пришлось на другие страны Европы.

Болгария (Приложение 3) до 1989 г. имела относительно небольшой, но экономически важный для страны сектор международного туризма. По количеству прибывавших в страну она уступала Румынии, но доля туристов из западных стран была относительно высока (9 -12%), они приносили необходимую иностранную валюту. Тем не менее индустрия туризма Болгарии в основном зависела от рынка отдыха Восточной Европы: в 1991 г. 60% из всего 1,5-миллионного рынка отдыха и гостей, посетивших своих родственников и друзей в Болгарии, приехали из стран Восточной Европы, в частности из Румынии, Польши и стран СНГ. В 1992 г. этот рынок исчез, так как сократились государственные субсидии отрасли и возникли экономические проблемы в странах - генераторах. В период 1990 - 1992 гг. Болгария испытала гиперинфляцию. Это означало, что немногие болгары могли выезжать за рубеж (только 1,5 - 2 млн болгар путешествовали за рубеж ежегодно) и политическая свобода компенсировалась экономическими ограничениями для путешествий. Естественно, были невелики и расходы, осуществляемые болгарскими туристами за рубежом. Болгария обладает достаточными туристскими ресурсами, чтобы удовлетворять как внутренний, так и международный спрос историческими памятниками, возможностями для пляжного отдыха и живописными ландшафтами гор и побережья Черного моря.


 

Глава 4. Китай

Китай является основной туристской страной на Тихоокеанском побережье. Однако до недавнего времени большинство туристов - 25,6 из 27,46 млн человек в 1990 г. составляли этнические китайцы (в Китае их называют "компатриоты"), приезжающие из Гонконга, Макао и Тайваня. По оценкам Национальной администрации Китая по путешествиям, в 1990 г. количество приезжавших с Тайваня гостей составило 1 млн человек. Только 1,7 млн туристов приезжают в основном из Японии, США, Великобритании, стран СНГ и др. Сложившаяся модель туризма Китая обусловлена политической историей страны и ее взаимоотношениями с перечисленными выше странами. Китай является одной из древнейших цивилизаций мира, однако его новейшая история начинается с 1840 г. после войны с Британией и другими европейскими странами. Последствием этой войны стал переход на долгое время острова Гонконг (сейчас Сянган) к Британии, который развивался как торговая база и финансовый центр. В 1898 г. часть территории Китая (Гонконг - "Новые территории") была сдана в аренду Великобритании сроком на 99 лет, а Макао в тот же период стал португальской колонией. Политическое развитие Китая в первой половине XX столетия характеризовалось нестабильностью, которая привела к гражданской войне после второй мировой войны и завершилось победой коммунистов в 1949 г. Побежденные китайские националисты убежали на Тайвань и создали свое государство Республику Китай как альтернативу коммунистической Китайской Народной Республике (КНР). Далее КНР постоянно пыталась присоединить к себе утраченные территории. Это обстоятельство и охлаждение отношений с соседним Советским Союзом послужили причиной политической изоляции КНР от остального мира в 60 - 70-е годы. Естественно, путешествия в КНР и из нее были незначительны. Однако в 70-е годы политика страны начала меняться с проведением экономических и политических реформ. В 1978 г. Китай после долгой изоляции начал проводить политику "открытых дверей". С началом модернизации китайской экономики в страну хлынул поток зарубежных гостей (за 2 года их количество увеличилось на 500 тыс. человек). Большинство туристов интересовалось древней культурой страны. Конечно, одной из важных причин такой политики являлась необходимость притока в страну иностранной валюты. Так в 1983 - 1989 гг. от туризма в стране поступила иностранная валюта. Вместе с экономическими реформами в 1978 - 1988 гг. в Китае и в его взаимоотношениях с соседями происходили значительные политические изменения. В 1984 г. КНР и Великобритания пришли к соглашению, что с 1 июля 1997 г. по окончании срока аренды Гонконга к КНР перейдут не только арендованные земли, но и вся колония. (Гонконг помимо одноименного острова состоит из 235 островов, части материковой земли под названием п-ов Коулун и "Новых территорий".) По мере интеграции КНР в мировую политическую и экономическую систему международная поддержка Тайваня сокращалась, однако его взаимоотношения с Китаем значительно улучшились. Если взаимные путешествия до 1987 г. практически были невозможны, то теперь Тайвань разрешил своим гражданам навешать родственников в КНР. Однако прямого сообщения между ними по-прежнему нет, и все эти поездки совершаются через Гонконг. Поэтому общее количество гостей, пересекших границу этого города с КНР, в 1990 г. составило 20 млн человек при том, что население Гонконга в том же году насчитывало всего 5,8 млн человек. В середине 80-х годов в КНР наблюдалась вторая волна быстрого роста туризма, однако темпы роста к концу десятилетия немного замедлились, возможно из-за слабой туристской индустрии страны и ее менеджмента, а также из-за недостаточно развитой инфраструктуры. Это обстоятельство дало толчок строительству новых отелей среднего и высшего классов с участием зарубежного капитала. Однако многие отели, особенно в Пекине и Шанхае, уже в начале 90-х годов начали испытывать финансовые трудности из-за неправильного выбора местности и ценовой политики, т. е. не смогли в полной мере использовать возможности нарастающего рынка "компатриотов". Что касается развития инфраструктуры, то строительство новых аэропортов отстает от строительства новых отелей, а железнодорожное сообщение развито слабо и практически не используется зарубежными туристами. Основным генерирующим рынком для Китая в 1979 - 1988 гг. была Япония, за ней следовали США, Великобритания и Австралия. В 1989 г. благодаря политике "перестройки" и соглашению между СССР и КНР об открытии границ для торговли и коммерческой деятельности Советский Союз опередил Австралию и поделил третье и четвертое место с Великобританией. Проводимая политика "открытых дверей" и увеличение контактов с Западом стали причиной студенческих выступлений с требованием большей демократии, которые были подавлены на площади Тяньаньмынь 4 июня 1989 г. После этого события западные туристы, в частности из США, Австралии и других стран Юго-Восточной Азии, бойкотировали Китай. Однако через некоторое время возобновились посещения туристов из Европы. Политические и экономические реформы, проводимые в КНР, начали положительно влиять на внутренний туристский рынок, и уже в 1987 г. в стране насчитывалось 290 млн внутренних туристов. Причины, по которым Китай стал крупным генератором для международного туризма и крупным туристским центром в мире, кроются в его политической эволюции. Благодаря реформам количество туристских зон, доступных для иностранцев, увеличилось со 122 городов в 1982 г. до 274 городов в 1986 г. и более 500 городов в 1990 г. Богатые туристские ресурсы (основные исторические памятники находятся в северо-восточной и центральной провинциях, где начала свою историю древняя цивилизация Китая, а южные и прибрежные провинции расположены в живописных местностях, где много красивых городов, а также самое большое население в мире позволили радикально изменить модель туризма в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе в целом. В 1997 г. Гонконг перешел к Китаю, который начал проводить политику "Одна страна - две системы". В течение предыдущих ста лет Гонконг развивался как крупный порт, торговый, финансовый и туристский центр, и вошел в состав новых индустриальных стран Тихоокеанского региона. Туризм для него является третьим крупным генератором иностранной валюты. До присоединения к КНР Гонконг вкладывал большие инвестиции в соседнюю провинцию Китая Гуандонг, с которой был связан торговыми и производственными связями. Вследствие этого уровень взаимных путешествий между жителями обоих регионов очень высок. После изменения внутренней политики КНР и ее отношений с соседними странами модель въездного туризма Гонконга также изменилась. Кроме своих гостей, страна начала принимать транзитных путешественников, посещающих КНР, и стала своеобразными воротами Китая: между Гонконгом и более десятью китайскими городами совершаются регулярные рейсы, а также проложены современные автомобильные и железные дороги до города Гуанчжоу (Приложение 4). Основными генерирующими рынками для Гонконга являются Япония, далее следуют США и Канада, Австралия и Новая Зеландия, Великобритания. В Гонконге туризм основан на шопинге, разнообразной ночной жизни, посещении достопримечательностей китайской культуры (опера, театры), тематических парков (Ошн-парк аква-нариум, деревня времен династии Сун), спорте (конный спорт) и ежегодно приводящихся фестивалях. Гонконг знаменит также как крупный центр конференций и ярмарок, так, в 1990 г. 18 - 29% западных гостей прибыли в страну именно с этими целями. В 80-е годы Гонконг был крупным генератором для других азиатских стран (от 1 млн человек в 1981 г. до 2,04 млн человек в 1990 г.). Основные поездки совершались в соседние страны и были краткосрочными. Жители Гонконга в основном проводят отпуск в Таиланде (90% всех отпусков), а бизнес-путешествия совершают на Филиппины, в Индонезию, Сингапур и Японию (51, 26, 21 и 20% соответственно). До событий на площади Тяньаньмынь 28% жителей Гонконга, выезжающих за рубеж, посещали Китай, а после 1989 г. их доля сократилась до 13%. Другая китайская территория - Макао (Аомынь), являвшаяся португальской колонией, в 1999 г. перешла к Китайской Народной Республике. Макао, в ее состав также входят п-ов Аомынь, о-ва Тайпа, Колоане и другие, расположен в дельте Жемчужной реки вблизи Гонконга и занимает территорию общей площадью 16,92 км2. Большинство туристов приезжают сюда на катерах из Гонконга. Например, в 1992 г. количество гостей в целом составило 7,85 человек, из них доля гостей из Гонконга - 78,7%. Половина гостей приезжают, чтобы провести здесь свой отпуск, а другая половина - для игры в казино.


 

Заключение

Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен 20 столетия, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях. Высокие темпы развития туризма, большие обмены валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 11% мирового валового национального продукта, 14% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 22% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику. Важной собственностью современного этапа развития туризма и изменения его организационных форм является проникновение в туристский бизнес транспортных, торговых, промышленных банковских, страховых и др. компаний. Интенсивное развитие международных туристских связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействие лучшей организаций, содействие лучшей организации этой сферы международных экономических отношений.

 


 

Список используемой литературы и интернет источников

1. https://tourlib.net/books_tourism/papiran5.htm

2. https://studopedia.ru/18_63979_glava--modeli-turizma-v-vedushchih-turistskih-stranah-i-regionah-mira.html

3. https://bstudy.net/751492/turizm/strukturnye_modeli_turizma

4. https://bank.nauchniestati.ru/primery/referat-na-temu-mezhdunarodnyj-turizm-v-razlichnyh-regionah-mira/

 


 

Приложения

Приложение 1

Германия, Бавария, замок Нойшванштайн

Приложение 2

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку "Средства рисования".]

 

 


Французская Ривьера


Приложение 3

Болгария, Марина Деневи пляж

Приложение 4

Китай. Гуанчжоу



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: