Нормативно-правовая база деятельности железнодорожного транспорта РФ




ТЕМА№2

Деятельность предприятия железнодорожного транспорта регламентируется и регулируется соответствующей законодательной базой.

Основным документом в данной системе является Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993, ред. 5 февраля 2014 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ). Конституция формирует и закрепляет отправные принципы правового регулирования, является базой всего законодательства и представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой [1].

Конституция РФ содержит ряд норм, значимых для деятельности предприятия железнодорожного транспорта. Эти конституционные нормы можно условно подразделить на две группы.

К первой относятся положения, применяемые к предпринимательству в целом и, следовательно, к железнодорожным грузоперевозкам как к разновидности предпринимательской деятельности. Конституция РФ, в частности, закрепляет право на свободную предпринимательскую деятельность (ст. 34), право на частную собственность (ст. 35, 36), право на судебную защиту, право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти (ст. 53), обязанность по уплате налогов (ст. 57). Конституция России устанавливает пределы компетенции и полномочия органов государственной власти, в том числе по вмешательству в деятельность частных лиц.

Вторая группа конституционных норм включает обеспечение единства экономического пространства России и определение государственно-регулятивных основ деятельности железнодорожного транспорта. Недопустимость ограничения свободного перемещения товаров декларируется ст. 8 Конституции РФ и устанавливается в качестве конституционного запрета ст. 74. Применительно к железнодорожному транспорту это гарантирует единство перевозочного процесса. Федеративное устройство России требует разведения полномочий органов государственной и муниципальной власти. Согласно п. «и» ст. 71, федеральный транспорт, пути сообщения находятся в ведении Российской Федерации. Следует подчеркнуть, что исключительная компетенция федеральной власти распространяется не на весь рынок железнодорожных транспортных услуг, а только на перевозки по железнодорожным путям общего пользования.

Нормы конституционного права в декларативной форме устанавливают ряд принципиальных положений правового регулирования деятельности железнодорожного транспорта. Однако было бы некорректно считать Конституцию основным источником железнодорожного транспортного права. Конституция РФ как нормативный акт преимущественно публичного права (основной закон государства и для государства) лишь в наиболее общей форме отражает частноправовые начала.

Кроме Конституции РФ, предприятие железнодорожного транспорта руководствуется в своей деятельности Кодексами РФ.

Кодекс - сводный законодательный акт, в котором объединяются и систематизируются правовые нормы, регулирующие сходные между собой, однородные общественные отношения. Кодексы являются результатом кодификационной деятельности законодателя. По общему правилу Кодекс относится к определенной отрасли права (напр., гражданский, уголовный, семейный, трудовой и др.). Обычно содержит только основу правового массива соответствующей отрасли; остальные нормы включаются в другие законы и подзаконные акты. Некоторые Кодексы объединяют нормы, отрасли законодательства или подотрасли права. [36]

Главным источником правового регулирования деятельности железнодорожного транспорта является Гражданский кодекс Российской Федерации (от 30 ноября 1994, ред. от 5 мая 2014 г.), поскольку содержит принципиальные основы частного права и конкретизирует их применительно к предпринимательской деятельности в целом и к транспортной деятельности в частности [3].

Гл. 40 "Перевозка" и гл. 41 "Транспортная экспедиция" определяют важнейшие условия транспортных договоров и содержат отсылки к специальным актам транспортного законодательства, которое включает систему законодательных актов о перевозках на отдельных видах транспорта, прежде всего транспортные уставы и кодексы.

Для предприятия железнодорожного транспорта важное значение имеет Трудовой Кодекс (от 30.12.2001 № 197-Ф, ред. от 5 мая 2014 г. № 28-П) устанавливающий государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создает благоприятные условия труда, защищает права и интересы работников и работодателей [5].

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Принципы регулирования трудовых отношений закреплены в ст.2 ТК РФ:

· Свобода труда (свобода выбора труда и свобода соглашения на определенный труд, свобода выбора профессии и рода деятельности);

· Запрещение принудительного труда и дискриминация в сфере труда (данные принципы раскрываются в статье 3 и 4 ТК)

· Обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда;

· Равенство прав и возможностей работников;

· Обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы не нижу установленного федеральным законом;

· Сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных связанных с ними отношений;

· Обязательное возмещение вреда, причиненного работнику в связи с использованием им трудовых обязанностей;

· Обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного трудового договора;

· Обеспечить права на обязательное социальное страхование работников и др [5].

Налоговый Кодекс (от 31.07.1998 № 146-Ф, ред. от 5 мая 2014 г.) также является одним из основных законов, регламентирующих деятельность железной дороги [4].

Первая часть кодекса устанавливает систему налогов и сборов, общие правила исполнения обязанности по их уплате, основы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, порядок обжалования актов налоговых органов и др.

Вторая часть содержит положения о конкретных налогах (федеральных, региональных и местных), сборах и специальных налоговых режимах.

Кроме Гражданского, Трудового и Налогового кодексов немало важную роль играет Административный Кодекс (от 30.12.2001 № 195-ФЗ, ред. от 5 мая 2014 г.).

КоАП РФ - это свод правил, определяющих основные принципы и порядок привлечения к административной ответственности. Общими положениями устанавливаются задачи законодательства об АП, определяются понятия правонарушения, административных ответственности и наказания. Закреплены принцип равенства перед законом, презумпция невиновности.

КоАП РФ предусматривает ответственность за правонарушения в различных сферах. В их числе - электроэнергетика, окружающая среда, здравоохранение, строительство, транспорт, связь и информация, предпринимательская деятельность, таможенное дело, безопасность дорожного движения [2].

Должностные лица и граждане за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта могут привлекаться к ответственности на основании гл. 27 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта» Уголовного кодекса Российской Федерации (от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ, в ред. от 5 мая 2014 г.).

Уголовный кодекс Российской Федерации -- основной и единственный источник уголовного права, единственный нормативный акт, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории Российской Федерации [5].

Нормативно-правовая база железнодорожного транспорта регламентируется также Федеральными Законами.

Федеральный закон -- федеральный законодательный акт Российской Федерации, принимаемый в соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.

Специальным железнодорожным транспортным законом является Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ, ред. от 03.02.2014).

Устав железнодорожного транспорта РФ регулирует отношения по оказанию железнодорожными перевозчиками транспортных услуг юридическим и физическим лицам и представляет собой основной специальный источник транспортного железнодорожного права. Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг [9].

Наряду с Уставом железнодорожного транспорта РФ к числу специальных железнодорожных законов относятся Федеральный Закон «О железнодорожном транспорте» (от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ, ред. от 02.07.2013 № 131-ФЗ) [13].

Закон «О железнодорожном транспорте» «…устанавливает правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования».

Федеральный Закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (от 2 февраля 2003 г. №29-ФЗ, в ред. от 21.11.2011 № 323-ФЗ) определяет процедуру создания ОАО «РЖД», особенности приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, основы деятельности ОАО «РЖД», особенности распоряжения имуществом ОАО «РЖД». [6]

Кроме специальных транспортных законов, к отношениям, связанным с железнодорожными перевозками, применяются и другие законы. Федеральный Закон «О защите прав потребителей» (от 07.02.1992 № 2300-1, в ред. от 05.05.2014 № 133-ФЗ) [11] применяется при перевозках пассажирским железнодорожным транспортом. Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Поскольку железнодорожная транспортная деятельность признается естественно-монопольной, то особое значение приобретает Федеральный Закон «О естественных монополиях» (от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ, ред. от 30.12.2012 № 291-ФЗ), устанавливает тарифы, сборы и платы, связанные с выполнением работ (услуг) в местах как общего, так и необщего пользования исходя из себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточную деятельность железнодорожного транспорта и частных предпринимателей. Остальные тарифы, сборы и плата устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и монополистической деятельности на товарных рынках. [7]

По средствам железнодорожного транспорта часто осуществляются почтовые перевозки. К ним применяются положения Федерального Закона «О почтовой связи» (от 07.07.2003 N 126-ФЗ, ред. от 06.12.2011 № 409-ФЗ), направленный на обеспечение конституционных прав каждого свободно получать, передавать и распространять информацию, на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, устанавливает систему правовых гарантий формирования и эффективного функционирования почтовой связи на территории Российской Федерации в целях укрепления и развития взаимодействия участников экономических, социальных и политических отношений, реализации потребностей населения в услугах почтовой связи [12].

Правовые основы стандартизации на предприятие железнодорожного транспорта устанавливает Федеральный Закон «О техническом регулировании» (от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ, ред. от 28.12.2013 № 236-ФЗ). Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации [8].

Важным источником правового регулирования деятельности железнодорожного транспорта являются постановления Правительства РФ, устанавливающие права и обязанности граждан как пользователей железнодорожным транспортом.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (от 2 марта 2005 г. № 111в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.05.2013 № 411) регулируют отношения, возникающие между перевозчиками и физическими лицами - пассажирами, грузоотправителями (отправителями) и грузополучателями (получателями) при оказании услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [34].

Всем указанным пользователям при оказании услуг предоставляются одинаковые условия обслуживания и оплаты оказанных услуг.

Устанавливается обязанность перевозчика своевременно и бесплатно обеспечивать в наглядной и доступной форме перечисляемую информацию пользователям его услуг [15].

Постановлением Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте» (от 21 марта 2012 г. № 221в ред. Постановления Правительства РФ от 16.11.2012 № 1171) утверждены Положение о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров; по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов; Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте [27].

Благодаря большому количеству нормативно-правовых актов федерального уровня, регламентирующих деятельность железной дороги, на уровне субъектов федерации такие законы почти не принимаются, поэтому, в частности по Пермскому краю, локальных актов было не выявлено.

Особенностью системы источников правового регулирования железнодорожных перевозок является относительно большое количество ведомственных актов, издаваемых Министерство Транспорта Российской Федерации (бывшее МПС), среди которых выделяются Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила перевозок) и Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

Согласно ст. 3 УЖДТ РФ Правила перевозок разрабатывает и утверждает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций. Правила перевозок содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, других юридических и физических лиц.

Всего насчитывается около тридцати различных правил перевозок. Все они неравнозначны как по своему значению, так и по объему. Условно Правила перевозок можно разделить на две большие группы. Первую составляют Правила перевозок, содержащие регламентацию технологических приемов перевозок отдельных категорий грузов. Например, Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденные приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 25 [35], определяют технические требования к цистернам и полувагонам, их маркировку, технологию налива и слива грузов, специальные отметки в перевозочных документах, специальные технические условия перевозок опасных грузов наливом, порядок действий при обнаружении неисправности цистерн. Аналогична направленность Правил перевозок грузов в открытом подвижном составе, насыпью и навалом, в универсальных контейнерах, специализированных контейнерах, транспортных пакетах, мелкими отправками, подконтрольных Госветнадзору, подкарантинных и т. п., а также Правила составления учетной карточки, Правила пломбирования, Правила очистки и промывки вагонов и контейнеров, Правила заполнения перевозочных документов.

Вторая группа включает Правила перевозок, которые содержат не столько технические, сколько юридические нормы. Они используются для регулирования отношений перевозки грузов и вспомогательных транспортных отношений. Это Правила приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденные приказом МПС РФ от 16 июня 2003 г. № 21; Правила приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденные приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 28; Правила выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденные приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 29; Правила хранения грузов в местах общего пользования при перевозке железнодорожным транспортом, утвержденные приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 47; Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденные приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 27; Правила оформления и взыскания штрафов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденные приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 43; Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных подъездных путей необщего пользования, утвержденные приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 26.

Министерство Транспорта РФ каждый год издает множество приказов в сфере железнодорожного транспорта, на которые в дальнейшем опирается предприятие железнодорожного транспорта. Это такие приказы, как: Приказ Минтранса России «Об утверждении Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов» (от 10 апреля 2013 года № 119) или Приказ Минтранса России «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги по принятию решений об открытии железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций на основании предложений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования» (от 1 февраля 2013 г. № 21) и другие.

Таким образом, предприятия железнодорожного транспорта функционирует на основе нормативно-правовых актах разного уровня. Широкий круг вопросов в данной сфере регламентируется Конституцией РФ, Федеральными Законами, Постановлениями Правительства и приказами Министерства Транспорта РФ.

Конспект.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: