Урок чтения во 2 классе по теме Л.Н.Толстой «Филипок»
Перед вами репродукция картины Н. Богданова-Бельского. Рассмотрите её внимательно. Скажите, что изображено на картине?
На репродукции картины изображены дети, учитель, который ведёт урок.
Как вы думаете, где находится школа? И кто в ней учится?
Школа находится в селе. Учатся в ней крестьянские дети.
Действительно, в сельской школе идёт урок арифметики. На доске учителем написана задача, которую предстоит решить. Дети, изображенные на картине, с увлечением, усердием ищут решение задачи.
Н. Богданов-Бельский на своей картине изобразил С.А. Рачинского (1833-1902) – российского ученого, педагога. Продолжая начинания своих родителей, он преподавал в сельской школе. С.А. Рачинский был любимым наставником крестьянских детей.
Предположите, о чем мы сегодня будем читать?
Сегодня мы будем читать произведение о школе.
Подумайте, а кто учится в этой школе?
Наверное, крестьянские дети.
Кто же является автором произведения, которое мы сегодня будем читать и анализировать? На этот вопрос вы сможете ответить, прослушав мой рассказ.
Автором этого произведения является наш земляк. Он родился и большую часть своей жизни прожил в Ясной Поляне. Имя этого великого писателя знает весь мир. Он написал очень много произведений и для детей, и для взрослых. Всего 90 томов. Кто этот писатель?
Этот писатель – Лев Николаевич Толстой.
В самом начале нашей беседы мы сказали, что будем читать произведение о школе, в которой учатся крестьянские дети. А как связаны Л.Н. Толстой и школа для крестьянских детей?
Мы знаем, что Лев Николаевич Толстой открыл в своей усадьбе Ясная Поляна школу для крестьянских детей, где сам и учил их. А пом огали ему дочери.
Правильно, ребята. В школе Л. Н. Толстого дети учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. На переменах и после занятий Л.Н. Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал гимнастические упражнения, играл с ними в городки, лето ходил в лес или на речку, зимой катался на санях с гор. Дети любили своего учителя и с удовольствием ходили в школу.
Пришла пора узнать название нашего рассказа.
Откройте стр.99 (большие учебники) или стр. 112 (маленький учебник) и прочитайте название.
Сегодня мы прочитаем рассказ Л.Н. Толстого «Филипок».
Как вы думаете, кто такой Филипок?
Филипок-это крестьянский мальчик.
Он взрослый или маленький?
Филипок – маленький мальчик.
Почему вы так решили?
Его автор называет не Филипп, а детским именем – Филипок.
Чтение рассказа.
Что вы узнали о Филипке в начале?
Был мальчик. Звали его Филипп. Он был ещё маленький и мать не пускала его в школу.
Почему Филипок остался дома с бабушкой?
Все ушли. Отец – в лес. Мать – на подённую работу.
Как вы понимаете словосочетание «подённая работа»?
Подённый – оплачиваемый по дням; производимый за рабочий день.
Продолжим работу по тексту. Что сделал Филипок, когда бабушка уснула?
Он взял отцовскую шапку и пошёл в школу.
Почему он взял отцовскую шапку?
Свою он не нашёл.
Почему он не стал продолжать искать свою шапку, а взял отцовскую?
Он очень торопился.
Найдите в тексте и прочитайте, где находилась школа?
Школа была за селом у церкви.
Что случилось подороге в школу.
Пока он шёл по своей слободе, собаки его не трогали. Но, когда он вышел к чужим дворам на него набросились собаки.
Как вы понимаете слово «слобода»?
Слобода – большое село, деревня.
Почему же собаки залаяли на него?
Собаки его не знали. А Филипок очень торопился.
Кто помог Филипку?
Вышел мужик, отогнал собак.
Как мужик назвал мальчика?
Пострелёнок.
Откройте словарик в учебнике и прочитайте значение этого слова.
Пострелёнок – непоседа, шалун.
Ответил ли Филипок мужику? Почему?
Филипок ничего не сказал. Он, наверное, сильно испугался.
Что он сделал?
Он подобрал полы и пустился бежать во весь дух.
Что значит «полы»?
Полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.
Как это «во весь дух»?
Во весь дух – быстро.
Какое чувство испытал Филипок около школы?
Филипок испытал страх.
Чего он испугался?
Он испугался, что учитель его прогонит.
Кто помог Филипку решиться войти в школу?
Его пристыдила баба.
Что он сделал, когда вошёл в школу?
Он снял шапку.
Почему?
Так было принято.
О каком качестве мальчика это говорит?
Он был хорошо воспитан.
Каким Филипок увидел учителя?
Учитель в красном шарфе ходил посередине.
Какие слова помогают понять, что мальчик сильно испугался, когда учитель его окликнул?