Учитель в красном шарфе ходил посередине.




Урок чтения во 2 классе по теме Л.Н.Толстой «Филипок»

 

Перед вами репродукция картины Н. Богданова-Бельского. Рассмотрите её внимательно. Скажите, что изображено на картине?

 

 

 

На репродукции картины изображены дети, учитель, который ведёт урок.

Как вы думаете, где находится школа? И кто в ней учится?

Школа находится в селе. Учатся в ней крестьянские дети.

Действительно, в сельской школе идёт урок арифметики. На доске учителем написана задача, которую предстоит решить. Дети, изображенные на картине, с увлечением, усердием ищут решение задачи.

Н. Богданов-Бельский на своей картине изобразил С.А. Рачинского (1833-1902) – российского ученого, педагога. Продолжая начинания своих родителей, он преподавал в сельской школе. С.А. Рачинский был любимым наставником крестьянских детей.

Предположите, о чем мы сегодня будем читать?

Сегодня мы будем читать произведение о школе.

Подумайте, а кто учится в этой школе?

Наверное, крестьянские дети.

Кто же является автором произведения, которое мы сегодня будем читать и анализировать? На этот вопрос вы сможете ответить, прослушав мой рассказ.

Автором этого произведения является наш земляк. Он родился и большую часть своей жизни прожил в Ясной Поляне. Имя этого великого писателя знает весь мир. Он написал очень много произведений и для детей, и для взрослых. Всего 90 томов. Кто этот писатель?

Этот писатель – Лев Николаевич Толстой.

 

В самом начале нашей беседы мы сказали, что будем читать произведение о школе, в которой учатся крестьянские дети. А как связаны Л.Н. Толстой и школа для крестьянских детей?

Мы знаем, что Лев Николаевич Толстой открыл в своей усадьбе Ясная Поляна школу для крестьянских детей, где сам и учил их. А пом огали ему дочери.

 

Правильно, ребята. В школе Л. Н. Толстого дети учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. На переменах и после занятий Л.Н. Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал гимнастические упражнения, играл с ними в городки, лето ходил в лес или на речку, зимой катался на санях с гор. Дети любили своего учителя и с удовольствием ходили в школу.

Пришла пора узнать название нашего рассказа.

 

Откройте стр.99 (большие учебники) или стр. 112 (маленький учебник) и прочитайте название.

Сегодня мы прочитаем рассказ Л.Н. Толстого «Филипок».

Как вы думаете, кто такой Филипок?

Филипок-это крестьянский мальчик.

Он взрослый или маленький?

Филипок – маленький мальчик.

Почему вы так решили?

Его автор называет не Филипп, а детским именем – Филипок.

Чтение рассказа.

Что вы узнали о Филипке в начале?

Был мальчик. Звали его Филипп. Он был ещё маленький и мать не пускала его в школу.

Почему Филипок остался дома с бабушкой?

Все ушли. Отец – в лес. Мать – на подённую работу.

Как вы понимаете словосочетание «подённая работа»?

Подённый – оплачиваемый по дням; производимый за рабочий день.

Продолжим работу по тексту. Что сделал Филипок, когда бабушка уснула?

Он взял отцовскую шапку и пошёл в школу.

Почему он взял отцовскую шапку?

Свою он не нашёл.

Почему он не стал продолжать искать свою шапку, а взял отцовскую?

Он очень торопился.

Найдите в тексте и прочитайте, где находилась школа?

Школа была за селом у церкви.

Что случилось подороге в школу.

Пока он шёл по своей слободе, собаки его не трогали. Но, когда он вышел к чужим дворам на него набросились собаки.

Как вы понимаете слово «слобода»?

Слобода – большое село, деревня.

Почему же собаки залаяли на него?

Собаки его не знали. А Филипок очень торопился.

Кто помог Филипку?

Вышел мужик, отогнал собак.

Как мужик назвал мальчика?

Пострелёнок.

Откройте словарик в учебнике и прочитайте значение этого слова.

Пострелёнок – непоседа, шалун.

Ответил ли Филипок мужику? Почему?

Филипок ничего не сказал. Он, наверное, сильно испугался.

Что он сделал?

Он подобрал полы и пустился бежать во весь дух.

Что значит «полы»?

Полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.

Как это «во весь дух»?

Во весь дух – быстро.

Какое чувство испытал Филипок около школы?

Филипок испытал страх.

Чего он испугался?

Он испугался, что учитель его прогонит.

Кто помог Филипку решиться войти в школу?

Его пристыдила баба.

Что он сделал, когда вошёл в школу?

Он снял шапку.

Почему?

Так было принято.

О каком качестве мальчика это говорит?

Он был хорошо воспитан.

Каким Филипок увидел учителя?

Учитель в красном шарфе ходил посередине.

Какие слова помогают понять, что мальчик сильно испугался, когда учитель его окликнул?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: