Написание рефератов 0,2/10ч




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина «Психология»

 

Укрупненная группа. 030000 Гуманитарные науки

 

Направление 030602.65 Связи с общественностью

 

Программа подготовки бакалавров

 

Институт Педагогики психологии и социологии

 

Кафедра Психического здоровья

 

Красноярск

Рабочая программа дисциплины

 

составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе

030000 Гуманитарные науки

030602.65 Связи с общественностью

направления (профиля)

Программу составили старший преподаватель кафедры Психического здоровья, Потапова Е.В.

 

Заведующий кафедрой Федоренко Е.Ю.

«_____»_______________201__г.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры _______________

__________________________________________________________________

«______» _________________ 201___ г. протокол № _____________

Заведующий кафедрой ______________________________________________

(фамилия, и. о., подпись)

Рабочая программа обсуждена на заседании НМСИ _____________

__________________________________________________________________

«______» __________________ 201___ г. протокол № _____________

Председатель НМСИ __________________________________________

(фамилия и. о., подпись)

Дополнения и изменения в учебной программе на 201 __/201__ учебный год.

В рабочую программу вносятся следующие изменения: _____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______

«____» _____________ 201__г. протокол № ________

Заведующий кафедрой ______________________________________________

(фамилия, и.о., подпись)

Внесенные изменения утверждаю:

Директор ___________________________________________ института

(фамилия, и. о., подпись)

 

 

Примечание: Изменения в программе можно указывать в отдельном приложении.

 

Цели и задачи изучения дисциплины

1.1 Цель преподавания дисциплины

«Психология» заключаются в ознакомлении студентов с основными положениями фундаментальной психологической науки, категориями научной психологии, принципами и методами психологического исследования, подходами к изучению психических явлений.

 

1.2 Задачи изучения дисциплины

Задачи:

· Расширение и углубление представлений, отражающих основные этапы развития психологии как науки, её базовые идеи и понятия;

· Ориентирование в вопросах предмета психологии, методологии и методах исследования;

· Развитие навыков самостоятельной работы с научной литературой;

· Анализ различных теоретических и методологических позиций.

 

Одним из итогов изучения дисциплины является формирование следующих компетенций:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);


- использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач,
способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);


 

1.3 Межпредметная связь

Курс «Психология» принадлежит профессиональному циклу и является фундаментальной базой для изучения дисциплин, входящих в содержание подготовки бакалавра. Изучение психологии следует осуществлять в тесной взаимосвязи с другими гуманитарными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами: «Философией», «Социальной психологией», «Жизненными стратегиями».

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) Семестр
3-й      
Общая трудоемкость дисциплины 2/72ч.        
Аудиторные занятия: 1/36ч.        
лекции 0,5/18ч.        
практические занятия (ПЗ) 0,5/18ч.        
семинарские занятия (СЗ) .        
лабораторные работы (ЛР)          
другие виды аудиторных занятий          
промежуточный контроль          
Самостоятельная работа: 1/36ч.        
изучение теоретического курса (ТО) 0,4/16ч.        
курсовой проект (работа):          
расчетно-графические задания (РГЗ)          
реферат 0,2/10ч.        
задачи 0,1/5ч.        
задания 0,1/5ч.        
другие виды самостоятельной работы          
Вид промежуточного контроля - зачет          

 

Содержание дисциплины

3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)

 

№ п/п Модули и разделы дисциплины Лекции зачетных единиц (часов) ПЗ или СЗ зачетных единиц (часов) Самостоятельная работа зачетных единиц (часов) Реализуемые компетенции
  Модуль 1. Введение в психологию. Основные психические процессы человека.   0,2/10 ч. 0,2/10ч. 0,5/20ч.   ОК 1.. ОК 2 ОК3 ОК 6 ОК 9
  Модуль 2.Психология личности и межличностного общения. 0,2/8ч. 0,2/8ч 0,4/16ч.   ОК 1.. ОК 2. ОК3 ОК 6 ОК 9

 

 

3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса

Модуль 1. Введение в психологию. Основные психические процессы человека. 0,2/10 ч.

Тема 1 «Психология как наука, Предмет психологии, ее задачи»

Психология как наука. Краткий исторический экскурс. Научное употребление термина «Психология». Предмет психологии. Основные направления психологии. Многообразие психологических дисциплин. Прикладные отрасли психологии.

Тема 2. «Бессознательное как предмет психологии»

 

Психоанализ З.Фрейда (Ид, Эго, Суперэго). Комлекс Электры и Эдипов комплекс. Невротические симптомы по Фрейду. Вклад А.Фрейд в развитие психоанализа. Основные идеи А.Адлера. Основные идеи К.Г.Юнга (архетипы, коллективное бессознательное). Неофрейдизм (К.Хорни, Э.Фром, Г.Салливен).

Тема 3. «Поведение и специфические качества человека как предмет психологии»

 

Бихевиоризм как наука о поведении (Скиннер, Франкл). Экзистенциально-гуманистический подход (К.Роджерс). Гештальт-психология (Ф.Перлз). Понятие гештальта.

Тема 4. «Процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии»

Основные идеи Дж.Келли. Основные идеи А.Бека. Понятие когнитивной психологии. Основные направления когнитивной психологии. Понятие когнитивной терапии. Цели когнитивной терапии. Основные концепции когнитивной терапии.

Тема 5. «Методы психологических исследований»

Наблюдение как метод психологии. Эксперимент как метод психологии. Опрос как метод психологии. Тесты как метод психологии. Методы моделирования, статистической и математической обработки данных, качественный анализ

Тема 6. «Познавательные процессы, их роль и место в психике человека»

Понятие об ощущении. Виды ощущений (экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные). Восприятие. Свойства восприятия (предметность, целостность, константность, категориальность, перцепция, апперцепция). Репрезентативные системы. Определение основной репрезентативной системы.

Тема 7. «ВНИМАНИЕ».

Функции и свойства внимания (устойчивость, интенсивность, сосредоточенность, переключаемость, распределение, объём, направленность). Произвольное и непроизвольное внимание.

Тема 8. «Воображение и Память»

 

Основные определения (воображение, представление). Функции и виды воображения. Классификация воображения. Приемы воображения или приемы создания новых образов (имажинитивные действия). Классификация образов по сферам их развития и функционирования. Классификация образов по сенсорным каналам. Основные определения. Функции памяти. Свойства памяти. Виды памяти (по времени хранения, в зависимости от особенностей материала, по характеру участия воли в процессах, по способу запоминания). Физиологическая основа и процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение и виды воспроизведения, забывание).

 

Тема 9. «мышление и речь»

 

Мышление – основные определения. Сущность процесса. Виды и классификация мышления. Развитие мышления и его функции. Речь и язык – основные определения. Специфика речи. Функции, характеристики и свойства речи. Классификация речи (по Л.С.Выготскому). Взаимосвязь речи и мышления.

Тема 10. «Проблема сознания и деятельности в психологии»

 

Понятие о сознании и основные определения. Формирование сознания. Структура сознания (значение, смысл, чувственная ткань и биодинами­ческая ткань). Свойства сознания (содержание, пристраст­ность, широта, глубина, устойчивость и др.). Деятельность как философская категория. Определение понятия «деятельность». Основные характеристики деятельности. Психологическая структура деятельности (по А.Н.Леонтьеву). Внутренняя психическая деятельность и внешняя деятельность.

Модуль 2. Психология личности и межличностного общения. 0,2/8ч.

Тема 11 « Основные подходы к изучению личности»

 

Понятие личности в широком и узком смысле. Понимание проблемы личности в психологии. Индивид, индивидуальность, личность – сходство и различие понятий. Основные теории личности в психологии (биогенетический подход, социогенетический, психотегенетический). Основные подходы к изучению формирования личности.

 

Тема 12 « СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ»

 

Структура личности в исследованиях разных авторов (З.Фрейд, Р.С.Немов, А.В.Петровский). Динамическая структура личности по К.К.Платонову.

 

Тема 13 « Характер и темперамент»

 

Темперамент – основные определения. Научное обоснование темперамента. Типы темперамента (Гиппократ о темераменте, характеристики типов). Характер – основные определения. Черты характера.

 

Тема 14 « Эмоционально-волевая сфера»

 

Понятие об эмоциях. Предмет эмоции. Эмоциональное переживание. Структура эмоционального явления. Определение понятия «воля», волевые свойства личности.

 

Тема 15 « Личность в системе межличностных отношений»

 

Малая группа (определение, классификация малых групп, качетсва группы). Коммуникация (определение, аспекты коммуникации). Виды общения.

Тема 16. « Виды конфликтов в межличностном общении»

 

Конфликты в малой группе (определение; предмет и объект конфликта; причины; типология; динамика; управление конфликтами: приемы, способствующие снятию напряженности у конфликтующих, способы выхода из конфликта, технологии регулирования конфликтов).

Тема 17. « СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ»

 

Понятие о потребностях и мотивах. Структура потребности (эмоциональная окраска, предмет, спо­соб удовлетворения, цикл и норма насыщения). Классификация потребностей (биогенные и социогенные) и мотивов. Структура потребностно-мотивационной сферы. Иерархия потребностей А.Маслоу.

Тема 18. «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫГУМАНИТАРНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»

Психическое здоровье человека в современном социуме. Психотравмирующие факторы влияющие на индивида и личность. Пути психологической адаптации и изменениям внешней социальной среды.

3.3 Практические занятия 1/36ч.

Практические занятия проводятся с использованием интерактивных методов: дискуссии, тренинг, мозговой штурм и. д.

 

№ п/п № раздела дисциплины Наименование практических занятий, объем в часах
    Модуль 1. Введение в психологию. Основные психические процессы человека.- 10 ч.  
    Тема 1 «Психология как наука, Предмет психологии и ее задачи»   Практическая значимость знаний по психологии. Написание эссе на тему «Зачем мне нужны знания по психологии». Обсуждение в интерактивной форме, в виде дискуссии. – 1ч
  Тема 2. «Бессознательное как предмет психологии»   Другиешколы психоанализа. Подготовка и защита докладов. Интерактивное обсуждение отношения студентов к психоанализу, в виде дискуссии.-1ч
  Тема 3. «Поведение и специфические качества человека как предмет психологии»     Гуманистическая психология. Интерактивное обсуждение нужна ли современному обществу гуманистическая психология. При помощи метода мозгового штурма – найти гуманистические принципы в психологии современного человека.-1ч.
  Тема 4. «Процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии»     Когнитивная психология. Подготовка и обсуждение докладов.-1ч
  Тема 5. «Методы психологических исследований»   Тест как метод исследования в психологии. Проведение психодиагностических процедур.-1ч
  Тема 6. «Познавательные процессы, их роль и место в психике человека»   Репрезентативная система. Приведение собственных примеров к типам репрезентативной системы -1ч
  Тема 7. «Воображение и Память»   Развитие воображения. Проведение упражнений на развитие воображения. Развитие памяти. Проведение упражнений на развитие памяти.-1ч
  Тема 8. «ВНИМАНИЕ»   Концентрация внимания. Проведение упражнений на развитие концентрации внимания. Интерактивное обсуждении в виде дискуссии креативных методов развития внимания. -1ч
  Тема 9. «мышление и речь»   Развитие мышления и речи. Проведение упражнений на развитие речи и мышление. Интерактивное осуждение на тему соотношение вербальных и невербальные аспекты публичного выступления.-1ч
  Тема 10. «Проблема сознания и деятельности в психологии»   Самосознание. Тренинг по развитию самосознания. Рефлексивная оценка компонентов самосознания.-1ч.
  Модуль 2.Психология личности и межличностного общения. – 8ч.
  Тема 11. Основные подходы к изучению личности Индивид. Индивидуальность. Личность. Написание аналитической работы «Сходство и различие понятий «Индивид. Индивидуальность. Личность» - 1ч.
  Тема 12. Структура личности Структура личности по З.Фрейду Составление модели структуры личности по З.Фрейду -1ч.
  Тема 13. Характер и темперамент Типы темперамента Проведение опросника Айзенка, расчёт формулы темперамента. Обсуждение результатов в ходе дискуссии.-1ч
  Тема 14. Эмоционально-волевая сфераЭмпатия Проведение тренинга на развитие эмпатических способностей.-1ч.
  Тема 15. Личность в системе межличностных отношений   Анализ видов общения в малой группе с элементами тренинга. Написание эссе мои обычные способы общения. Обсуждение в ходе дискуссии.-1ч.
  Тема 16. «Виды конфликтов в межличностном общении»   Использование игровой формы в моделируемой ситуации на развитие способности эффективно урегулировать конфликты.-1ч.
  Тема 17. «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ»   Построение иерархии собственных потребностей. -1ч.
  Тема 18. «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫГУМАНИТАРНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»   Обсуждение в виде дискуссии актуальных гуманитарных проблем современности. Роль и место психологической науки в ценностях современного общества. 1ч.

 


3.4 Лабораторные занятия

 

«учебным планом не предусмотрено».

 

3.5 Самостоятельная работа 1/36ч.

Самостоятельная работа включает систематическую проработку конспектов занятий, учебной и специальной литературы, самостоятельное изучение монографий по темам курса, подготовку к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление результатов практической работы, отчетов и подготовка к их защите.

Перед выполнением студентами самостоятельной работы, необходимо проведение разъяснения по выполнению задания, которое включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов, в зависимости от цели, объема, конкретной тематики, уровня сложности и уровня умений студентов.

Самостоятельное изучение теоретического курса 0,4/16ч.

Изучение монографий, методических пособий и статей из списка основной и дополнительной литературы.

Написание рефератов 0,2/10ч

Тематика исследовательских работ:

1. Система явлений, изучаемых в современной психологии.
2. Методы психологических исследований.
3. Психофизиологические модели, объясняющие взаимодействие физиологических факторов с психическими процессами, состояниями и свойствами человека в управлении его жизнедеятельностью.
4. Социологические аспекты психологических исследований.
5. Психология и философия.
6. Элементарные и высшие психические функции у человека.
7. Мотивация и эмоции у человека.
8. Проявления сознания в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.
9. Проявления бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.
10. Развитие деятельности человека в фило- и онтогенезе.
11. Психофизиологические механизмы формирования ощущений.
12. Влияние мышления на восприятие.
13. Психологические теории внимания.
14. Развитие внимания.
15. Индивидуальные особенности памяти и способности человека.
16. Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека.
17. Развитие воображения.
18. Развитие речи и мышления.
19. Психология творческого мышления.
20. Феномен эгоцентрической речи.
21. Проблема нормы патологии в развитии личности.
22. Культурно-исторический подход к изучению личности.
23. Условия ускоренного развития человеческих способностей.
24. Личность и темперамент.
25. Сопоставительный анализ различных типологий характеров.
26. Основные направления и пути развития воли.
27. Функциональное назначение различных эмоций у человека.
28. Мотивационно-психологические факторы, способствующие и препятствующие достижению успехов.
29. Развитие общения у детей.
30. Пути и средства повышения эффективности групповой работы.
31. Феноменология лидерства.
32. Способы улучшения самочувствия личности в группе.
33. Основные источники развития индивида в группе.
34. Возникновение и преодоление одиночества.
35. Любовь в разные исторические эпохи.
36. Современные направления психологических исследований в мире.

 

Задачи для самостоятельного изучения 0,1/5ч.

Решение задач из учебного пособия Бадмаева Б.У. «Методика преподавания психологии». – М. 1999.

1) Мозг как главный орган психики. Задача № 5. – С. 170.

2) Основные подходы к изучению психики. Задача № 6. – С. 170.

3) Познавательные процессы. Задача № 3, № 7, № 13. – С. 169, 170, 171.

4) Внимание. Задача № 4. С. 170.

5) Продуктивное и непродуктивное мышление. Задача № 8. – С. 170-171.

6) Способности. Задача № 17, № 18. – С. 173.

7) Деятельность. Задача № 23, № 24. – С. 175.

Задания 0,1/5ч.

Задание 1. Внимание.

- оценка устойчивости внимания (тест "Корректурная проба Бурдона");

- определение переключаемости внимания (при помощи черно-красной таблицы);

- определение сосредоточенности и концентрации внимания ("Перепутанные линии").

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: