Личность и профессиональные способности преподавателя высшей школы




Содержание

1. Сущность и структура педагогической деятельности

2. Личность и профессиональные способности преподавателя высшей школы

3. Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы

Список использованной литературы

 


Сущность и структура педагогической деятельности

Деятельность - активная форма отношения субъекта к объекту: в познавательной - постигается, открывается, изучается истина, в трудовой - создаются, сохраняются, совершенствуются материальные ценности; в художественной - воспринимается, интерпретируется, созидается, воссоздается, транслируется художественный образ; в общественной - декларируются, пропагандируются, распространяются социально-ценностные идеи.

Педагогика как наука изучает особый вид деятельности. Эта деятельность - целенаправленная, потому что педагог ставит перед собой определенную цель: научить, например, умению воспитать то или иное качество личности, например, патриотизм. В широком смысле, предметом педагогики выступает такая деятельность, которая направлена на выполнение вечной социальной функции, состоящей в передаче, трансляции накопленного человечеством опыта последующим поколениям. Исходя из этого, педагогика как наука изучает особую, социально и личностно детерминированную деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества.

В данном контексте педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие педагога, воспитателя на ученика или воспитанника, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования.

Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведения, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности, а именно: предметность, социальность, сознательность.

С другой стороны, если понимать педагогический процесс как целенаправленную учебно-воспитательную деятельность педагога в единстве с учебно-познавательной и самообразовательной деятельностью, то появляется возможность трактовать этот процесс как деятельностную систему. Под деятельностной системой понимается совокупность объектов, взаимодействие которых способствует появлению новых интегральных качеств, не свойственных образующим эту систему частям и компонентам. Если считать объектом область действительности, которая находится в поле зрения исследователей, то тогда субъекты педагогического взаимодействия (педагог - учащиеся) в контексте данного определения могут выступать в качестве объектов изучения.

Таким образом, педагогическая деятельность - это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Общество задает цели и определяет содержание процесса воспитания и образования в общем русле социализации личности. Роль педагога, реализующего этот социальный заказ, значительна. По сути, педагог - это связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, цивилизации в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью Школы как социального института и Учителя как одного из главных действующих в ней лиц [1].


Личность и профессиональные способности преподавателя высшей школы

 

Преподаватель является ключевой фигурой педагогического процесса высшей школы, ему принадлежит стратегическая роль в развитии личности студента в ходе его профессиональной подготовки.

Преподаватель - в широком смысле слова - работник высшей, средней специальной или общеобразовательной школы, преподающий какой-либо учебный предмет, в узком смысле слова - штатная должность в вузах и средних специальных учебных заведениях.

Преподаватель проводит практические и семинарские занятия. В вузах и специальных учебных заведениях на преподавателя возлагается учебная и методическая работа по своей специальности, руководство учебной и производственной практикой, самостоятельными занятиями и научно-исследовательской работой студентов” [2].

Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций - обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской. Они воспринимаются в единстве, хотя у многих одни довлеют над другими. Наиболее специфично для преподавателя высшей школы сочетание педагогической и научной деятельности; исследовательская работа обогащает его внутренний мир, развивает творческий потенциал, повышает научный уровень знаний.

Если педагогическая деятельность не подкреплена научной работой, быстро угасает профессиональное педагогическое мастерство. Профессионализм как раз и выражается в умении видеть и формулировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения.

Творческая индивидуальность педагога - это высшая характеристика его деятельности, и как всякое творчество, она тесно связана с его личностью. Профессия преподавателя складывается из трех компонентов: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность. Личность - стержневой фактор, который определяет его профессиональную позицию в педагогической деятельности и в педагогическом общении. Педагогическая деятельность - это технология труда, педагогическое общение - его климат и атмосфера, а личность - ценностные ориентации, идеалы, внутренний смысл работы преподавателя.

Педагогическая деятельность - это и профессиональная активность педагога, с помощью различных действий решающего задачи обучения и развития студентов (обучающая, воспитывающая, организаторская, управленческая, конструктивно-диагностическая). Такая активность включает в себя пять компонентов: гностический, решающий задачу получения и накопления новых знаний о законах и механизмах функционирования педагогической системы, проектировочный, связанный с проектированием целей преподавания курса и путей их достижения; конструктивный включает действия по отбору и композиционному построению содержания курса, форм и методов проведения занятий; организационный решает задачи реализации запланированного; коммуникативный включает в себя действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического процесса.

Сегодня происходит снижение роли преподавателя как единственного “держателя” научных знаний и растет его роль как эксперта и консультанта, помогающего студенту ориентироваться в мире научной информации.

В процессе реализации функций педагогической деятельности решаются следующие группы задач:

. Проектирование.

формирование и конкретизация целей учебного курса с учетом требований, предъявляемых педагогической деятельностью;

планирование учебного курса с учетом поставленных целей;

учет этапов формирования умственных целей;

предвидение возможных затруднений у студентов при изучении курса и путей их преодоления.

. Конструирование.

отбор материала для данного занятия с учетом способностей студенческой аудитории к его восприятию;

подбор и разработка системы заданий и задач, исходя из поставленных целей;

выбор рациональной структуры занятий в зависимости от цели, содержания и уровня развития студентов;

планирование содержания занятий с учетом межпредметных связей;

разработка заданий для самостоятельной работы студентов;

выбор системы оценки и контроля обучаемой студентов.

. Организация.

организация активных форм обучения: дискуссий, деловых игр, тренингов;

использование педагогических методов, адекватных данной ситуации;

организация самостоятельного изучения учебного предмета студентами;

использование информационных технологий обучения;

ясное изложение материала, выделение ключевых понятий, закономерностей, построение обобщающих выводов;

создание тестов по читаемому курсу;

изложение отобранного материала в виде проблемной лекции.

. Социально-психологическое регулирование.

стимулирование студентов к постановке вопросов, проведению дискуссий;

установление обстановки сотрудничества;

конструктивное решение конфликтов;

управление психологическим состоянием субъектов педагогического воздействия;

активизация познавательной деятельности студентов;

саморегуляция своих психических состояний;

установление и поддержка деловых отношений с коллегами, студентами, администрацией.

В педагогике есть аксиома: интеллект оттачивается интеллектом, характер воспитывается характером, личность формируется личностью. В данном случае яркая, неординарная, привлекательная личность педагога выступает важнейшим условием и средством достижения успеха в воспитательной и образовательной деятельности.

Профессиональное становление будущего педагога состоит, прежде всего, в овладении избранной профессией, которое не сводится лишь к приобретению определенной суммы знаний, умений, навыков, а предполагает перестройку всей ценностно-мотивационной сферы, развитие его профессиональных способностей и качеств с тем, чтобы он мог удовлетворять тем ролевым ожиданиям, которые заложены в профессиональном образе педагога. Качества личности проявляются по-разному во внешне одинаковой деятельности в зависимости от установок, интересов, идеалов, мотивов, побуждающих человека к деятельности и определяющих отношение к ней, что и определяет ее успешность в будущем [3].

При этом центральным базовым образованием структуры личности педагога, ее ядром является педагогическая направленность, связанная с направленностью на учащегося, принятием его личности. Педагогическая направленность ориентирует на уникальную неповторимость каждого человека, на развитие индивидуальных способностей как ученика.

Педагогические способности обычно включают в структуру организационных и гностических способностей:

- способность делать учебный материал доступным;

- творчество в работе;

педагогически-волевое влияние на учащихся;

способность организовать коллектив учащихся;

интерес и любовь к детям;

содержательность, яркость речи, ее образность и убедительность;

педагогический такт;

способность связать учебный предмет с жизнью;

наблюдательность;

педагогическая требовательность.

К сопутствующим свойствам личности педагога относятся: организованность, трудоспособность, любознательность, самообладание, активность, настойчивость, сосредоточенность и распределение внимания.

К научным чаще всего относят гностические и конструктивно-проективные способности.

Гностические способности представляют собой чувствительность педагога к способам получения информации о мире, учащихся, в целом формирования нравственного, трудового, интеллектуального фонда личности, быстрого и творческого овладения научными методами исследований, способами изучения учащихся в связи с целями формирования личности. Гностические способности обеспечивают накопление плодотворной информации о себе и других, о студентах, которая позволяет стимулировать формирование контроля и саморегуляции. Признаком высокоразвитых гностических способностей является быстрота и творческое овладение научными методами изучения студентов в целях принятия обоснованных решений в отношении их, изобретательность в способах обучения студентов научными методами самовоспитания, саморазвития и самоконтроля. Важной составляющей гностического компонента являются знания и умения, которые лежат в основе собственной познавательной деятельности.

Определяющими в достижении высокого уровня мастерства выступают конструктивные и проективные способности. От них зависит эффективность использования всех других видов знаний. Психологическим механизмом реализации этих способностей служит мысленное моделирование воспитательно-образовательного и научного процессов. Данный вид способностей обеспечивает реализацию тактических целей: структурирования курса, отбора содержания и выбора форм проведения занятий. В основе проективной и конструктивной деятельности лежат способности к интеллектуальному труду:

· отбросить обычные стандарты и методы решения, искать новые, оригинальные;

· видеть дальше непосредственно данного и очевидного;

· охватывать суть основных взаимосвязей, присущих проблеме;

· ясно видеть несколько различных путей решения и мысленно выбрать наиболее эффективный;

· чутье к наличию проблемы там, где кажется, что все уже решено;

· идейная плодовитость и др.

Организационные способности служат не только для организации процесса обучения в вузе, но и самоорганизации деятельности преподавателя. Организаторская деятельность современного ученого-педагога предполагает его включение во взаимодействие не только с объектом исследования, но и с другими компонентами, участвующими совместно с ним в исследовании или изучающие смежные науки.

Организаторские способности проявляются в умении организовать себя, свое время, индивидуальную, групповую, коллективную деятельность студентов, сплотив вокруг научной проблемы надежных помощников, единомышленников.

Коммуникативный компонент. Общение в деятельности преподавателя выступает не только средством научной и педагогической коммуникации, но и условием совершенствования профессионализма в деятельности и источником развития личности преподавателя, а также средством воспитания студентов. К коммуникативным относятся способности:

· способность всесторонне и объективно воспринимать человека - партнера по общению;

· способность вызывать у него доверие, сопереживание в совместной деятельности;

· способность предвидеть и ликвидировать конфликты;

· справедливо, конструктивно и тактично критиковать своего коллегу по совместной деятельности;

· воспринимать и учитывать критику, перестраивая соответственно свое поведение и деятельность.

Для преподавателя важны следующие коммуникативные умения:

) владеть “чтением по лицу” (социальной перцепцией);

) понимать личность ученика, его психическое состояние;

) подавать себя в общении со студентами;

) оптимально строить свою речь в психологическом плане (умения речевого общения, речевого и неречевого контакта со студентами).

Как профессионально-значимое качество педагога толерантность проявляется в терпимости, готовности принятия учащихся такими, какие они есть, уважении их мнений и взглядов.

Воспитание как процесс взаимодействия, а не воздействия сопряжен с толерантностью - с терпением и терпимостью, но не всего, что угодно, а лишь того, что дает пищу для размышления и развития. Это обучение таким способам поведения и реагирования, которые не наносят вреда другому, которые учитывают этого другого.

В основе процесса воспитания заложена идея добровольно, осознанно выбираемого отношения к поведению и поступкам другого, т.е. толерантность. В этом случае толерантность предполагает терпение более сильного, опытного (воспитателя, педагога, учителя, просто взрослого) к более слабому (воспитаннику, ученику, ребенку), что включает умение управлять своим собственным поведением и обучение воспитанника с помощью «образа» или «образца своего поведения». Толерантность - понятие многоаспектное и может рассматриваться как с позиций личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития. Толерантность - это с одной стороны, цель и результат воспитания, сопровождающийся формированием определенных социальных установок, а с другой - ценность и качество личности, проявляющееся в поведении и поступках.

Раскрывая принципы, нормы и правила успешного воспитания В. Лизинский выделяет принцип толерантности, подразумевающий терпимое, уважительное отношение к людям, признание права каждого человека на ошибку и индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом. Культура и философия толерантности базируются на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свои национальные и религиозные воззрения, свое отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру. Задача учителя в том, чтобы изучить особенности поведения школьника и оказать ему необходимую педагогическую поддержку.

Педагогическая толерантность требует соблюдения некоторых основных принципов: все работники школы и родителе в общении с детьми должны проявлять доброжелательность, терпение, уважение к ученикам; педагоги должны относиться к ученикам с одинаковым уважением, не возвышая одних за счет унижения других; оценки должны способствовать развитию ребенка, стимулировать получение знаний и умений, а не выступать в виде «кнута и пряника» в руках учителя; процесс обучения невозможен без продуктивного, позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни, в т.ч. и толерантности как одной из целей воспитания.

Педагогическая справедливость. Древние говорили: хорошо быть строгим, еще лучше - добрым, но лучше всего - справедливым. Педагогическая справедливость - это понятие морального сознания, выражающее должный порядок человеческих взаимоотношений в педагогической деятельности.

Она характеризует соотношение педагогических явлений с точки зрения распределения добра и зла. Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности. В.А. Сухомлинский писал, что справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости - вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка.

Педагогический такт - это форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой мысли и действия совпадают. Такт является проявлением нравственного поведения, включающего предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия, требование высокой гуманности, чуткости и заботы о человеке, наилучшее средство установления доброжелательных отношений в любых ситуациях.

Чтобы всегда оставаться тактичным и верным педагогической этике, учитель обязан учитывать ряд требований к своему поведению:

умение оценить ситуацию, в которой существует возможность нарушить какое-либо требование педагогической этики и, следовательно, особенно нуждающейся в тактичном поведении учителя;

владение максимумом информации о причинах нравственных противоречий, а при выборе поступка учет неполноты и неточности информации;

умение учитывать субъективные особенности учащегося и объективные условия, в которых протекает противоречие: от кого зависит исправление ситуации, в силах ли это сделать ученик и как учитель может этому помочь;

умение учитывать обстановку, в которой совершается поступок;

умение учитывать возможный эффект, который вызывает педагогическое воздействие на ученический коллектив и отдельных учащихся.

Педагогический такт - это своеобразный стиль поведения педагога, при котором учащиеся остаются уверенными в доброжелательности учителя, его чуткости и доброте. Педагогический такт предполагает

уважение к школьнику и требовательность к нему;

развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой;

внимательность к психическому состоянию школьника;

разумность и последовательность требований к нему;

развитие активности мышления и воли школьников;

продуманная помощь им в учебной работе, отзывчивость и проявление заботы о них;

настойчивость учителя в работе с учениками и применение различных способов воспитательного воздействия с учетом их педагогической эффективности;

доверие к учащимся и систематическая проверка их учебной работы;

педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками;

спокойная уверенность, уравновешенность и выразительность в обращении.

Тактичный педагог бережно относится к детям, особенно в их трудные, кризисные периоды [4].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: