ШКАТУЛКА ИЗ МОЖЖЕВЕЛЬНИКА




Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности

Средствами поэзии Вятского края

Технологическая карта урока

Класс: 6 класс ____________________________________________________________________________________

Предмет: литература __________________________________________________________________________________________

Учитель: Залесова О.И. ___________________________________________________________________________________

Тема: Родная природа в лирических миниатюрах П.П.Маракулина

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, для развития у школьников умения формулировать проблемы, свою точку зрения, высказывать и аргументировать её, находить в произведении непонятные для себя «тёмные» места, задумываться над их художественным значением.

Задачи:
Обучающие:

познакомить с произведениями кировского писателя П.П.Маракулина, особенностями его творчества, организовать деятельность учащихся в работе с текстовым материалом.

Воспитывающие:

воспитывать неравнодушное отношение к художественному тексту, воспитывать чувство любви к природе родного края, бережного отношения к ней, доброжелательное отношение друг к другу.

Развивающие:

развивать монологическую речь школьников, эмоциональное восприятие прочитанного, способность к самостоятельному мышлению, совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать; совершенствовать навыки выразительного чтения; способствовать развитию коммуникативных и познавательных способностей учащихся.

Планируемые результаты

Предметные результаты: формировать умения воспринимать, анализировать прочитанное, научиться определять идейно-художественный замысел художественного произведения.

Метапредметные результаты: умение думать, совершая при этом различные мыслительные операции.
УУД личностные: умение определить свою внутреннюю позицию, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
УУД регулятивные: умение самостоятельно формулировать тему, цели и задачи урока, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; овладевать способностями понимать учебные задачи; отвечать на вопросы; обобщать, делать выводы; оценивать себя и одноклассников на уроке.

УУД познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию из прочитанного текста; делать обобщения, устанавливать аналогии.

УУД коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам.

Формы организации учебной деятельности: групповая работа, индивидуальная работа.

Оборудование:

§ тексты произведений П.П.Маракулина;

§ компьютер и проектор,

§ презентация «Природа родного края в лирических миниатюрах Павла Маракулина»

§ рабочие материалы (приложения).

 

 

Этапы урока Содержание учебного материала. Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формирование УУД
1. Организационный этап Учитель: Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на уроке.   Обучающиеся садятся в 4 группы. На столе тексты миниатюр П.П.Маракулина.   Личностные: готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Учитель: У нас зимой сугробы серебра, А осенью по золоту мы ходим: Не потому ли в сказках мы находим Такой запас душевного добра?! Увидев раз, до смерти не забыть Места, где на увалах дремлют совы, Где начинали братья Васнецовы И рисовать, и родину любить. Это отрывок из стихотворения Павла Павловича Маракулина, нашего земляка, автора 15 книг стихов и прозы, члена союза писателей России, лауреата Всероссийской премии им. Н. Заболоцкого. Слайд 2. -О чем говорят названия его книг? Слайд 3. Книги автора «Доброта» - 1979 г. «Лесная азбука» - 1982 г. «Васильки во ржи» - 1983 г. «Свидание под дождем» - 1986 г. «У медведя во бору» - 1992 г. «Березовый малахит» - 1994 г. «Записки вятского Робинзона» - 1997 г.   П. Маракулина называют «Вятский Робинзон» или «Вятский Пришвин». Интересное сравнение и приятное, не правда ли? И не каждый его заслужит. Сформулируйте тему урока, поставьте, пожалуйста, цели и задачи на урок.   Формулируют тему, цель и задачи урока: Тема: Родная природа в произведениях П.П.Маракулина Цель: ответить на вопрос, почему П.П.Маракулина называют Вятским Пришвиным, Вятским Робинзоном. Задачи: 1.Познакомиться с произведениями П.Маракулина. 2.Выяснить, в чем особенность его произведений. Личностные: умение определить свою внутреннюю позицию, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Регулятивные: умение самостоятельно формулировать тему, цели и задачи урока Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам
3. Актуализация знаний. Учитель: сегодня мы познакомимся с особым жанром прозаических произведений – лирическими миниатюрами. Повторение. Роды и жанры литературы. Заполните таблицу. (Приложение 1. Слайды 4-5)   Учитель: что вы знаете о М.А.Пришвине? Кого в настоящее время называют Робинзонами по аналогии с героем Д.Дефо?   Работа с таблицей «Роды и жанры литературы». Заполнение. Самопроверка. (Приложение 1)   Затруднение: выяснить, в чем особенность жанра «лирические миниатюры»   Писал о природе     Робинзонами называют людей, которые много времени проводят на природе, хорошо ее знают, тонко чувствуют все, что их окружает. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; овладевать способностями понимать учебные задачи; отвечать на вопросы.  
4.Первичное усвоение новых знаний. 1. Знакомство с биографией П.П.Маракулина. Сообщение обучающегося. Павел Павлович Маракулин родился 20 мая 1937 года в Горьком в семье рабочего автозавода. Вскоре родители переехали в Коми-республику, на реку Летку. Почти нетронутая человеком природа, ее красота поразили будущего поэта. Окончил семилетку на станции Староверческая Мурашинского района Кировской области. Работал в леспромхозе, учился в вечерней школе рабочей молодёжи, затем в Кирове в ремесленном училище, работал на заводе электромонтёром. После службы в Советской армии вернулся на завод. В это время пришло увлечение поэзией, которая и в детстве влекла к себе юного Павла. Большое влияние на формирование поэта оказали занятия в литературном клубе «Молодость», которым в то время руководил Владилен Иванович Кожемякин. Маракулин выступает в газете «Комсомольское племя». Ищет себя в поэзии и в жизни. Работал на телевидении, в газете. Затем поступил в литературный институт им. Горького, на заочное отделение, и окончил его. Занимался в творческом семинаре Ильи Сельвинского. В 1966 году вышла первая книга стихов «Снегири» с напутственным словом Сельвинского. Его книги выходили в Кирове, Горьком, Москве в издательстве «Современник». Скончался в 9 января 2017 года в Кирове.     2.Идейно-художественный анализ миниатюр П.П.Маракулина по плану (Приложение 2) План анализа произведения 1.Прочитайте лирическую миниатюру. 2.Определите ее тему, замысел автора. 3.Проанализируйте изобразительно-выразительные средства. Сделайте вывод о языке произведения. 4.Подумайте, что можно сказать об авторе по прочитанному. 5.Подумайте, в чем особенность этого произведения, к какому роду и жанру литературы оно относится. 5.Выразите свое отношение к прочитанному. 6.Составьте кластер о произведении (Приложение 7) 7.Подготовьте в группе сообщение о прочитанном. 8.Подготовьтесь к выразительному чтению произведения. Учитель: Можете воспользоваться словарями, энциклопедиями, которые есть в кабинете. Учитель контролирует работу групп, слушает детей. Слайды 6-11 1.Слушают сообщение о биографии Маракулина.     2.Работа в группах по плану, составление кластера (Приложение 2)   1 группа работает с миниатюрой «Рыжики» (Приложение 3) 2 группа работает с миниатюрами «Шкатулка из можжевельника», «Липы»(Приложение 4) 3 группа работает с миниатюрами «Черемуха», «Закон красоты» (Приложение 5) 4 группа работает с миниатюрами «Северный виноград», «Заречный парк» (Приложение 6)     3. Обмен информацией. После обсуждения группы презентуют результаты работы.   Предметные результаты: формировать умения воспринимать, анализировать прочитанное, научиться определять идейно-художественный замысел художественного произведения. Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам. Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию из прочитанного текста; делать обобщения, устанавливать аналогии Личностные: формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам Регулятивные: умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; овладевать способностями понимать учебные задачи, обобщать, делать выводы
5.Первичная проверка понимания Учитель: Предлагаю представленную группами информацию оформить в виде одной схемы, которая поможет ответить на вопрос, в чем особенность лирических миниатюр П.П.Маракулина. Особенности лирических миниатюр Павла Павловича Маракулина. 1.Лирические миниатюры – это стихотворения в прозе, небольшие лирические произведения в прозаической форме. Учитель: Свои лирические миниатюры автор объединил в циклы «Березовый малахит», «Васильки во ржи». Они представляют собой лирическую песню о природе Вятского края. «Я счастлив,- говорил писатель,- что нашел новую для себя форму – это, по существу, стихи, только записаны они прозой… И еще: не прав тот, кто видит в миниатюре легкость, эта форма требует языковой и художественной техники. Мне нравятся те мои вещи, чтение которых заставляет человека думать о своем, то есть вызывает у него какие-то ассоциации». 2Автор выражает свои мысли, чувства. (Гиперссылка на слайды 17-20) 3.Автор пишет о красоте вятской природы. 4.Писатель знает и чувствует природу. 5.Звучит тревога за судьбу природы. (Гиперссылка на слайд 21) Анализ отрывка из стихотворения П.Маракулина. Я боюсь за судьбу Богатейшего в мире народа, Потому что и смелому Дрогнуть настала пора: Лишь слепой не увидит, Как быстро скудеет природа, Лишь глухой не услышит Заносчивый гром топора! - Что тревожит автора? О чем заставляют задуматься эти строки? 6.Яркий, образный язык. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор в своих миниатюрах? Давайте вспомним, что такое эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения?     Заполнение обучающимися кластера на доске (Приложение 8)   Отвечают на вопросы учителя   Ребята дают определения изобразительных средств (в случае затруднения обращаются к словарям), приводят примеры из произведений Маракулина.   Предметные результаты: научиться определять идейно-художественный замысел художественного произведения. Коммуникативные: формировать умение находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи. Познавательные: умение делать обобщения, устанавливать аналогии Личностные: формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам Регулятивные: умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
6.Первичное закрепление 1.Интерактивное задание «Указатели»Работа в группах Учитель: П.П.Маракулин пишет о неразрывной связи человека с природой. Сам он прекрасно знает нашу вятскую природу. - А знаете ли, ребята, вы ее? Давайте проверим. В миниатюре «Указатели» автор пишет: «Наиболее ягодные и грибные места, по обыкновению, подсказывают человеку птицы и звери, которые, можно сказать, бывают привязаны:…» - К каким ягодам и грибам привязаны звери и птицы? (Приложение 9) (Гиперссылка на слайды 21-27) 1.Интерактивное задание. Работа в группах по ссылке https://learningapps.org/display?v=pidd3yum521     Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; умение договариваться, находить общее решение Познавательные: умение устанавливать аналогии Регулятивные: умение овладевать способностями понимать учебные задачи
2.«Соревнование с писателем». Учитель: Давайте посоревнуемся с писателем. Вставьте пропущенные изобразительно-выразительные средства в миниатюру «Мухомор». (Приложение 10). Сверьте свои работы с писателем. (Приложение 11) Слайды 29-30 2. Работа в группах. Ребята зачитывают, что у них получилось      
3.Обобщение по уроку. Связывание информации. Учитель:Итак, мы познакомились с замечательными миниатюрами Павла Павловича Маракулина, нашего земляка. Почему его называют «Вятским Пришвиным», «Вятским Робинзоном? В чем же особенность его произведений? Учитель: Павел Маракулин интересен своей горячей увлечённостью природой вятского края, своеобразной, ни с чем не сравнимой красотой его лесов, рек, озёр, увалов, богатым животным миром. Его проза подкупает искренностью интонации, любовным отношением к родному для него Северу, ярким, образным языком. В его стихах и рассказах о природе «оживают» птицы, животные и природа, в них целый мир человеческих переживаний и чувств. Обычно писатель работает не за письменным столом, а прямо в лесу, сидя на пеньке, описывает нашу прекрасную вятскую природу. Он учит любить и беречь ее. «Всей своей душой я – вятский, – говорит П. Маракулин. – И вятская природа помогает, она дает и бодрость, и силу, и чистоту. Как будто возвращаешься в детство, и как будто жить будешь на этом свете вечно. Такое радостное чувство. И писать о нем, и сообщать его людям – счастье». П.П.Маракулин в одной из статей в журнале так объяснил читателям, почему он пишет о природе свои книги: «Тот, кто с детства любит стихи, повести и рассказы о природе, о бессмертной ее красоте и загадочных тайнах, - тот не только никогда не поднимет на ее руку, но и будет ее защитником». Слайд 13 Я надеюсь, ребята, что вы прислушаетесь к словам нашего земляка.     3.Отвечают на вопросы учителя. Коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предложение, владеть монологической и диалогической формами речи Познавательные: умение делать обобщения, устанавливать аналогииРегулятивные:выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; овладевать способностями понимать учебные задачи; отвечать на вопросы. Личностные: формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам Предметные результаты: научиться определять идейно-художественный замысел художественного произведения.  
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Написать сочинение на одну из тем «Мое открытие Павла Маракулина», «Любимый уголок родины» или выучить стихотворение П.Маракулина и сделать к нему рисунок. Слайд 14   Записывают домашнее задание Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи
8.Рефлексия (подведение итогов занятия) Учитель: Составьте и запишите синквейн по теме урока Произведения Павла Маракулина Слайд 15 Учитель: Поставьте себе и друг другу в группах оценки за урок. Спасибо за урок. Составляют синквейн по теме урока Произведения Павла Маракулина Трогательные, короткие Предостерегают, рассказывают, заставляют задуматься Они о красоте вятской природы Миниатюры   Предметные результаты: научиться определять идейно-художественный замысел художественного произведения. Регулятивные: умение обобщать, делать выводы, оценивать себя и одноклассников на уроке

 

Список использованной литературы

1.Маракулин П.П. Любовь к Диане. Стихи / П.П.Маракулин. - Киров: Волго-Вятское кн.изд-во,1989.

2.Энциклопедия земли Вятской: т.2. Литература. – Киров: «Вятка», 1995.

3.Маракулин П.П. Свидание с дождем: Лирические новеллы и стихотворения /П.П.Маракулин. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1986.

4.Маракулин П. Сердце, полное света/ П.Маракулин. – Киров,2006.-64 с.

 

 

Приложение 1.

Роды и жанры литературы

Род литературы   ________________________________________________ – род литературы, для которого главным является объективное изображение действительности, авторское описание событий, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д.   __________________________________ – род литературы, изображающий внутренний мир человека, его чувства, переживания. __________________________ – род литературы, изображающий жизнь через действия с помощью монологов и диалогов героев.
Жанр произведения      

Слайд 4.

Роды и жанры литературы

Род литературы ЭПОС________________________________ – род литературы, для которого главным является объективное изображение действительности, авторское описание событий, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д. ЛИРИКА___________________ – род литературы, изображающий внутренний мир человека, его чувства, переживания. ДРАМА__________________ – род литературы, изображающий жизнь через действия с помощью монологов и диалогов героев.
Жанр произведения   Сказка Рассказ Повесть Роман Басня Былина Легенда   Стихотворение Песня Послание Ода Романс Гимн   Комедия Трагедия Драма

Приложение 2.

План анализа произведений П.П.Маракулина

1.Прочитайте лирическую миниатюру.

2.Определите ее тему, замысел автора.

3.Проанализируйте изобразительно-выразительные средства. Сделайте вывод о языке произведения.

4.Подумайте, что можно сказать об авторе по прочитанному.

5.Подумайте, в чем особенность этого произведения, к какому роду и жанру литературы оно относится.

5.Выразите свое отношение к прочитанному.

6.Составьте кластер о произведении.

Приложение 3.

РЫЖИКИ

Удивительное по красоте создание – рыжик: такое впечатление, будто смотришь через зеркальный цилиндр ружейного ствола на солнце и видишь все до одного самоцветные кольца алмазной сверловки.

Но если еловый рыжик – это, образно говоря, тигренок, то боровой рыжик – настоящий тигр, потому что нередко достигает размеров деревенской ватрушки.

Есть люди, ставящие боровой рыжик выше всех грибов вообще, включая белый гриб. Еще не так далеки те времена, когда Вятка отправляла для самых дорогих ресторанов Парижа маленькие дубовые бочонки с мочёной брусникой, молодую конину и... рыжики.

В северных вятских деревнях рыжик используют очень разнообразно. Кроме соления, из него пекут пироги, варят супы (особенно знаменит молочный суп из рыжиков), добавляют в любую грибовницу для запаха три-четыре грибка, жарят, маринуют…

Боровой рыжик тяготеет к траве и молодой сосне, хотя нередко появляется в огромных количествах и в старых борах-беломошниках и особенно – в борах на песчаных почвах, любит можжевеловые куртины и сферическую обтекаемость грив, балок и увалов.

Приложение 4.

ШКАТУЛКА ИЗ МОЖЖЕВЕЛЬНИКА

Кустарник, который имеет свойство тем лучше выглядеть, чем хуже погода, – это можжевельник. Родом он из ценного семейства кипарисовых, обладает целым набором удивительных качеств. Одно из них заключается в его антисептической волшебности, которую давно подметил народ, пропаривая с вересом (местное название можжевельника) корчаги, ушаты, кадушки и бочки под огурцы, соленые грибы и капусту. Можжевеловый аромат – враг всякой плесени.

Из древесины можжевельника в городе Халтурине делают шкатулки, напоминающие своим узором кожу крокодила. А ветка можжевельника, срезанная или сломленная зимой во время лыжной прогулки, в банке с водой отпускает корешки, после чего цепко уживается в цветочных горшках на равных с комнатными геранями и фикусами.

Ко всему этому стоит добавить еще, что плоды можжевельника – лакомое блюдо многих птиц: тетеревов, свиристелей, дроздов, соек...

У нас шутят: можжевеловая ложка настолько вкусна сама по себе, что масла в кашу совсем не требуется.

ЛИПЫ

Липы загораживали своими ветвями дорожку в городской сад. Дворник принес лестницу-стремянку, острую ножовку и отпилил все, что мешало. Сейчас свежие эти порезы стали как глаза вполне одушевленного существа, например, оленя... Будто рогатые деревья-олени всем стадом сгрудились у чугунной решетки и глядят на нас своими золотыми, ореховыми глазами и не просто глядят, а спрашивают... Разное спрашивают!

 

Приложение 5.

ЧЕРЕМУХА

Так пахнет, может быть, только миндаль! Так горит и брызжет светом, может быть, лишь раскаленная нить в электрической лампочке!

А как ее любят у нас соловьи! Черемуха! До настоящего цветения, пожалуй, больше недели осталось, но уже дрожат бисерной величины бутончики, как будто дожидаясь какого-то сигнала, тока и напряжения... Щелкнет невидимый выключатель – и вспыхнут, дивно раскроются душистые цветы красавицы севера!

ЗАКОН КРАСОТЫ

Так уж получается, что на какие-нибудь ничтожные хлопоты мы тратим куда больше времени и усилий, чем на осмысление красоты, окружающей нас.

Но разве с материнским молоком не переходит в нас счастливая способность радостно улыбнуться от одного только небесного тепла и света? Не говоря уж о бесподобной соловьиной песне в черемуховых зарослях, которые, бывало, чуть не ломятся под тяжестью росы и цветов.

Не открывайте тогда свое окно в черные лаковые эти прутья, не задевайте стеклянными створками светящиеся эти грозди! Волшебный яд черемуховых ароматов нагрезит во сне и наяву столько разного, что вскрикнешь от удивления: на белую, свернувшуюся в кольцо собаку будет похож туман в травянистой пойме реки, отчетливо услышится каждое слово пастушки и каждый выкрик пастуха на том берегу, а черно-пестрые коровы в струящемся мареве покажутся пятнистой березовой рощей, которая вдруг решила перейти на другое место.

Приложение 6.

СЕВЕРНЫЙ ВИНОГРАД

Дни первых инеев и первых заморозков, пожалуй, лучшие дни для заготовки плодов шиповника впрок.

Если щука по осени любит брать в пасмурные теплые дни с тихими дождиками, то в сухую, холодную и ветреную погоду мертвого бесклевия я ставлю спиннинг под ольху или березу, вынимаю целлофановый пакет и обследую речной обрыв, где в игловых зарослях пламенеют, как рубиновые камни, красные плоды нашего северного винограда – шиповника.

ЗАРЕЧНЫЙ ПАРК

Видел в Заречном парке кусты безобразно обломанной рябины...

Все чаще прихожу к тоскливой мысли о том, что человек (особенно за последние десять–пятнадцать лет) становится по отношению к природе каким-то жуликоватым хищником, практически почти не наказуемым.

Я боюсь за судьбу

Богатейшего в мире народа,

Потому что и смелому

Дрогнуть настала пора:

 

Лишь слепой не увидит,

Как быстро скудеет природа,

Лишь глухой не услышит

Заносчивый гром топора!

Приложение 7. (Слайд 12)

Приложение 8 (Слайд 12)

 

 

(Приложение 9).

«Указатели»

Работа в группах

- П.П.Маракулин пишет о неразрывной связи человека с природой. Сам он прекрасно знает нашу вятскую природу.

- А знаете ли, ребята, вы ее? Давайте проверим. В миниатюре «Указатели» автор пишет:

«Наиболее ягодные и грибные места, по обыкновению, подсказывают человеку птицы и звери, которые, можно сказать, бывают привязаны:…»

- К каким ягодам и грибам привязаны звери и птицы?

Птицы и звери Ягоды и грибы, к которым привязаны птицы и звери
Медведь К белому грибу
Глухарь К малине
Журавль К рябиновым ягодам
Белка К клюкве
Дрозд К бруснике и костянике
Тетерев К чернике

(Ответ: «…медведь – к малине, глухарь – к чернике, журавль – к клюкве, белка – к белому грибу, дрозд – к рябиновым ягодам, тетерев – к бруснике и костянике…»

 

Приложение 10.

Вставьте изобразительно-выразительные средства в миниатюру «Мухомор».

ü «Мухомор».

Всем известно, что мухомор – один из самых ядовитых грибов. Но таков парадокс действительности: нет в лесу гриба _____________ мухомора.

Ах, глаза, не умом вы живёте,

Тянет вас к показной ____________:

Вон опять, разнаряжен, как _________,

На поляне стоит мухомор.

Может быть, природа с умыслом сделала таким ___________, чтобы даже подслеповатый грибник не спутал ни с каким другим грибом? Кто-то метко зарифмовал мухомор со _____________: в самом деле, красный цвет этих поганок виден издалека, как бы аварийно сигналя нам: «Стоп, опасность!»

И всё-таки нельзя не залюбоваться ______________ красотой мухомора, шелковистостью его _______________ ножки, горошинами, звёздочками, крапинками на красном небе шляпки. Они разбросаны так прихотливо, что невольно вспоминаешь для сравнения ___________, _________, барса!

Но осудив бесполезность красавца, отверженного людьми, нельзя не заметить такую его странную черту. Мухомор для опытного грибника служит указателем ____________ грибных мест. Не обязательно рядом, но где-то поблизости всегда найдёшь ____________ гриб, нередко – белый!

 

Приложение 11.

ü «Мухомор».

Всем известно, что мухомор – один из самых ядовитых грибов. Но таков парадокс действительности: нет в лесу гриба красивее мухомора.

Ах глаза, не умом вы живёте,

Тянет вас к показной позолоте:

Вон опять, разнаряжен, как вор,

На поляне стоит мухомор.

Может быть, природа с умыслом сделала таким ярким, чтобы даже подслеповатый грибник не спутал ни с каким другим грибом? Кто-то метко зарифмовал мухомор со светофором: в самом деле, красный цвет этих поганок виден издалека, как бы аварийно сигналя нам: «Стоп, опасность!»

И всё-таки нельзя не залюбоваться броской красотой мухомора, шелковистостью его стройной ножки, горошинами, звёздочками, крапинками на красном небе шляпки. Они разбросаны так прихотливо, что невольно вспоминаешь для сравнения леопарда, пантеру, снежного барса!

Но осудив бесполезность красавца, отверженного людьми, нельзя не заметить такую его странную черту. Мухомор для опытного грибника служит указателем хороших грибных мест. Не обязательно рядом, но где-то поблизости всегда найдёшь добрый гриб, нередко – белый!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: