Основные функции и составляющие легенды




Индивидуальный проект

поОУП.09 Родной русской литературы

 

«Легенды народов Крыма. Богатство и романтика легенд,

общность идеалов у разных народов»

 

Выполнил: Бугир Матвей Георгиевич

Студент 1 курса 1МК2 группы

Специальность «Сестринское дело»

 

Руководитель: Лузман Валентина Михайловна

Оценка ______________________

«_____» ___________ 2021г. ___________

 

 

Ялта – 2021 г.

 

 

Скажи, ты бывал когда-нибудь в Крыму?

Всё там есть: горы есть, море есть, степь тоже есть.

В степи воздух как пух, сам грудь подымает.

Взойдешь на гору –

жалко станет человека, который тут не был.

Так красиво.

А за горой море с небом вместе живут,

оба синие, одно другого синее.

Крымские люди очень любят свой край.

Где бы ни был крымский человек,

непременно скажет: лучше Крыма нет земли.

 

Бахчисарайская легенда «Азис»

Никандр Маркс

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………. 4

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….. 6

1Основные функции и составляющие легенды……………………...

2Классификация легенд……………………………………………….

3 Священная крымская география……………………………………

4 Особенная крымская легенда о Золотой колыбели………………..

ВЫВОД…………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….

 

 

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА- исследовать особенности легенд народов Крыма.

ЗАДАЧИ:

1.Рассмотреть легенды Крыма,как уникальный жанр.

2. Проанализировать неповторимое собрание легенд, которое является единым культурным полем для этносов, проживающих в Крыму.

3. Ответить на вопрос:

-Можно ли сейчас, в начале XXI века, говорить о культурном единстве его населения или основаниях для такого единства?

 

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Величественные крымские горы, крутые утесы, то бурное, то ласковое море, причудливой формы камни, таинственные пещеры, целебные источники – удивительно своеобразная, волнующая душу природа Крыма настраивает на поэтический лад. Омываемый со всех сторон Черным и Азовским морями, полуостров издревле стал перекрёстком множества морских и сухопутных дорог. Его история не менее уникальна, чем его земля.

На нашем полуострове сменилось немало народов. Здесь жили тавры, киммерийцы, скифы, эллины, сарматы, готы, гунны, хазары, генуэзцы. Территория Крыма была когда-то греческой колонией, частью Боспорского и Понтийского царств, Римской империи и Византии, была улусом Золотой Орды. Здесь располагалось маленькое гордое княжество Феодоро. Крымское ханство некоторое время было самостоятельным, но затем вошло в состав Османской империи. Потом полуостров стал частью Таврической губернии Российской империи, автономной республикой в составе РСФСР, входил в состав Украины, затем России.

Эта земля помнит много кровопролитных сражений. Но им на смену пришли времена более мирные. Сегодня в Крыму проживают представители этносов с разными культурными корнями: русские, татары, украинцы, греки, армяне, евреи, поляки, болгары, караимы, крымчаки, немцы, эстонцы и другие.

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Основные функции и составляющие легенды

Легенда – это изначально устный народный рассказ (в более позднее время – записанный) о неких событиях, связанный с тем, что действительно происходило в реальной жизни.

Проявляются три важнейшие для легенды составляющие: священное, чудесное и ценностное. Теперь нужно объяснить, какую роль они играют в создании легенд.

Священны в легенде «утес, дерево, родник, камень, кусок дерева, дом – словом, любая вещь может быть священной» (Дюркгейм 1998, с. 217). Она становится такой, если её существование имеет повышенное значение.

На одной территории может располагаться много святых мест, принадлежащих разным народам.

Для Крыма характерен вопрос: как воспринимает один народ священные места другого народа? Известен и ответ. Сакральные места в Крыму пользуются уважением независимо от конфессиональной принадлежности населения.

Основной функцией легенды всегда является рассказ о значимости места или события. В рассказываемой истории ценности утверждаются как нечто воплощённое в конкретном предмете или личности.

Функция легенды проявляется в утверждении и закреплении связи между действительностью и легендарным объектом.

Важнейшей функцией фольклора (и легенды в частности) всегда было усвоение человеком ценностей.

Постепенно с развитием различных ветвей культуры стали выделяться групповые (политические и религиозные), индивидуальные (эстетические и нравственные), синтетические (художественные) ценности. Когда произошло разделение, они стали складываться в систему.

В средневековье ценности тщательно охранялись церковью.

Однако с постепенной девальвацией религии стала наблюдаться утрата веры в абсолютные ценности.

У каждого народа, этноса, социальной группы складывается собственный менталитет, сквозь призму которого воспринимается мир (Лукьянов 2001, с. 222).

Легенды представляют уникальный материал для исследования возможности реального взаимодействия различных культур, так как они сохраняют древние представления, однако с ними уживаются и ценности современной культуры.

Легенда по-прежнему играют важную роль в усвоении и сохранении ценностей. С их помощью традиции и нормы передаются следующим поколениям.

В легендарных текстах чудесное напрямую связано с ценностью. Чем важнее ценность, заложенная в сюжет, тем ярче и необычнее связанное с ней чудо.

Чудесное – главная неотъемлемая черта легенды.

Выделяется четыре типа чудесного: необыкновенное, желанное, невероятное и религиозное. Однако очень часто в легендах эти типы смешаны. Примером может служить крымскотатарская легенда об Азисе. В ней столетний старик совершил паломничество в Мекку, что само по себе необыкновенно. По дороге домой ему отсекли голову арабы. Однако он настолько хотел вернуться в родной Крым, что смерть ему не помешала. Он взял свою отрубленную голову и вернулся домой, где и был похоронен (пример желанного чуда, смешанного с невероятным). Спустя время люди заметили зеленый свет на его могиле и поняли, что это могила Азиса, то есть святого (религиозное чудо).

Характер чудес может меняться в зависимости от типа легенды (христианская или фольклорная). Отличие функции фантастического в фольклорной и христианской легендах в том, что если в христианской – это подтверждение святости, то в местной – это выражение ценности происходящего. В обоих случаях оно является смысловым ядром, так как подчёркивается важность, значимость: в христианской – святого, а в фольклорной – события, артефакта или ценности более широкого плана. В фольклорной легенде чудо имеет двойственный характер, с одной стороны,утверждается его реальность, с другой – оно подаётся как что-то невероятное.

Главной чертой легенды является то, что она рассказывается как правда, и ее события признаются как действительно произошедшие.

Характер чудес все же постепенно меняется. На смену необыкновенному и фантастичному приходит необычное и маловероятное. Например, внезапная слепота врагов заменяется в сюжетах легенд туманом. Волшебное спасение города с помощью потусторонних сил превращается в спасение с помощью хитростей. Так в караимской легенде мудрая женщина кормит врагов, после чего те прекращают осаду города, потому что не могут нарушить законы гостеприимства. Таким образом, чудесное-фантастическое в легенде постепенно заглушается, и начинают доминировать более реальные мотивировки действия, однако самый древний вариант – чудесное-удивительное – оказывается самым стойким.

Классификация легенд

 

Изучение легенд тесно связано с проблемой их классификации. Однако это – тоже спорный и до сих пор окончательно не решенный вопрос.

Братья Гримм предложили делить легенды на три группы: мифологические, исторические и этиологические (Degh 1997, с. 489). На основе этого подхода международная комиссия по изучению народных преданий и легенд в Будапеште в 1963 году разработала подробную классификацию. Делегаты конференции составили общеевропейский каталог, где были выделены следующие группы и подгруппы легенд:

I. Этиологические и эсхатологические легенды,

II. Культурно-исторические легенды,

III. Мифологические сказания о сверхъестественных существах,

IV. Легенды о богах и героях.

В западноевропейской науке эта классификация признана классической.

Однако в Москве в 1964 году на VII Международном конгрессе антропологов и этнографов этот каталог был отредактирован. К четвертой категории были добавлены агиографические легенды, то есть легенды о святых (Азбелев 1966, с. 182). Однако споры на этом не прекратились.

Законом мифизирующего мышления является причинность. Стремление человека узнать причины каждого события – «характерная черта человеческого рода, проявляющаяся уже на самых низких ступенях культуры» (Тайлор 1989, с. 178).

Так как необычайное никогда не бывает случайностью, оно всегда воспринимается как результат действия сверхъестественной силы (Леви-Брюль 1937, с. 444).

Так, в легендах «О горе Демерджи» и «Арзы хыз» вода в источниках пересыхает после исчезновения девушек Марии и Арзы. Простой факт засушливого лета как причина исчезновения воды не учитывается.

Легенды очень часто оперируют бинарными оппозициями.

Бинарных оппозиций много, назовём те, которые встречаются в легендах. Экзистенциальные: жизнь – смерть, счастье – несчастье; пространственные: море – суша, горы – степь; социальные: свой – чужой, близкий – далёкий. Все противопоставления восходят к более общей оппозиции «сакральный – мирской» (Иванов 1965, с. 64).

Ш. де Бросс считал почитание материальных объектов, или фетишизм, древнейшей формой верований (Бросс 1973, с. 20)

Фетиши выбираются из предметов, способных вызывать ассоциации с чем-то другим: «Камни, в особенности странной формы или напоминающие своими очертаниями людей или животных, служат предметами почитания» (Тайлор 1989, с. 342). Таким образом, необычность предмета служит причиной фетишизации, а впоследствии сакрализации. Так, например, крымская гора Бешик-Тав по форме напоминает колыбель, что выделяет её из ряда других гор. Сакральность колыбели как источника жизни переносится на неё, и мифизирующее мышление воспринимает эту гору не только как символ колыбели, но отчасти и как её особое воплощение.

В крымских легендах в камни и объекты живой природы перевоплощаются обычные люди. Так обстоит дело в легенде «Плачущий камень»: издающий звуки, похожие на плач, камень напоминает фигуру женщины, поэтому мифизирующее мышление породило легенду о женщине, превращённой за грехи именно в этот камень.

Архаическое мышление, выделяя в человеке наиболее важные части тела, приходит к их фетишизации.

В Крыму – голова Азиса, которую он принес подмышкой.

В легенде об Азисе сакральность могилы праведника определяется его подвигом, отрубленная голова, которую он несёт собою, – чудо, знаменующее эту сакральность.

С фетишизмом тесно граничит анимизм. Э. Тайлор определял его как представление о духовных существах. Анимизм имеет два вида: вера в существование духов и в то, что души способны продолжать существование после смерти тела

Примеров одушевленности неживой природы в крымском материале огромное множество, например, вышеупомянутая легенда «Плачущий камень». Гора Демерджи, ручьи и реки, само Чёрное море – все они участвуют в жизни людей.

Многие легенды имеют выраженное тотемическое начало.

Наиболее характерные примеры – легенды «Тополь, гранат и кипарис», «Гора двух удодов – Опук», «Орлиный залёт». Но легенда об основании Бахчисарая, повествующая о том, как хан увидел израненную змею, исцелившуюся в водах реки Чурук-Су, не только объясняет выбор места для города чудесными свойствами здешней воды, но и даёт основания для размышлений о возможности трактовки змеи как предполагаемого тотема одного из татарских кланов.

С тотемизмом тесно связан культ предков – вера в то, что души предков (тотемов) существуют после смерти и могут влиять на жизнь живых.

В Крымских текстах находим множество женских героических образов (Феодора, Гикия, Алтын-апай, Тетушка Гулюш, Мать Севастопольская). Это говорит о сохранившихся древних представлениях, проявившихся в этих текстах.

Легенда может возникать на любом этапе исторического развития, сохраняя привязку к определённому месту и остаётся на уровне конкретных сообщений.

 

3. СВЯЩЕННАЯ КРЫМСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

 

 

Легенды, в которых священным объектом являются водные ресурсы (источники, реки и моря).

Как известно, в Крыму проблемы с питьевой водой, поэтому источник воды всегда оказывается в центре повышенного внимания.

В легендах часто подчёркиваются целебные или даже животворящие свойства воды(«Об озёрах целебных», «Кутузовский фонтан», «Родник Святославы», «Казачья гора», «Источники из-под Ай-Петри», река Чурук- Су в «Предании о происхождении Бахчисарая».

Чудеса связана с источниками часто являются примерами чудесного желанного, так как они противостоят необратимости смерти.

В легенде «Гордая Айше из Кыз-Кюлле» источник делает людей добрее.В легенде «Проклятые» испить воды из источника человек не хочет расстаться с родной землёй.

 

В легендах часто описывается история предания источнику чудесных свойств. На священность источника могут влиять строительство храма при нём («Проклятые»), захоронение святых при источнике(«Источник Космы и Дамиана»).

Легенда «Источник Космы и Дамиана»- яркий пример классического жития святого с привязкой к Крыму. Согласно каноническому тексту, врачей убил их учитель, позавидовавший их искусству. В крымской легенде они убиты завистником и похороненны при источнике вод в крымских горах, целебные свойства которого обнаружились благодаря чудесам. Муж, ослепшой жены, завёл её в горы, где к ней явились два неизвестных человека. Они велели ей умыться, после чего она прозрела. по другой версии (татарской), брошенный в источник мёртвый баран ожил.

Вода в приведённых легендах выступает как символ жизни. Она спасает людей, а иногда целые народы.

 

Легенды, в которых священным местом выступают камни и скалы.

В легенде «Живые скалы» мать и дочь, не желая стать добычей жестокого бея, превращаются в камни «Ай, маменька!» и «Не бойся, дитя моё». Эта легенда очень популярна в Крыму: её опубликовали Н. Маркс, В. Кондараки и М. Кустова. Их варианты отличаются небольшими сюжетными деталями.

Превращение в камень в наказание за грехи- наиболее популярный мотив в легендах этого типа.

Несоблюдение заповеди почитание святого и наказание за это заложено в основе легенды «Безбожные сёстры». Девочки- близнецы нарушают предписания сшить обувь для святого Спиридона после своей помолвки, за что святой покровитель греческих мореходов жестоко их наказывает: он топит их женихов в море, а самих превращает две огромные скалы в память о «ничтожестве их перед избранными Богом святыми угодниками» (Кондараки 1883, с. 71). В центре сюжета- несоблюдения традиций.

Легенды, в которых священным местом выступают горы и пещеры.

Мотив о возникновении гор не очень распространён, он встречается только в четырёх легендах. Это два варианта легенды об Аю-Даге, легенда «Родник Святославы» о происхождении Лысой, или мёртвой, горы в Феодосии и о происхождении горы «Бешик-Тав».

Наиболее древняя- легенда об Аю-Даге, так как в ней медведь -великан становится горой из-за божьего гнева.

Легенды, в которых священным объектам выступают растения (деревья, кустарники, цветы).

Крымские легенды, в которых упоминаются деревья, имеют чисто этиологический характер, однако в них присутствует связь с географией Крыма: «Тополь, гранат и кипарис» связаны с Кучук-Ломбарским морским побережьем рядом с Алуштой, «Шайтан и Кизил»- с Отузскойкой долиной.

Легенды, в которых священным местом выступают религиозные и светские здания, можно разделить на два типа: о происхождении и о разрушение здания.

Происхождение религиозных зданий всегда имеет мотив зарока, долга перед Богом, необходимости служения ему, в этом проявляется высшая ценность- ценность святого. Бедные люди находят способ достать деньги на строительство мечетей, иногда чудесным способом. Часто герои обещают построить религиозное здание («Султан-Салэ»), за нарушение же этого обещания жестоко караются Богом («Мыс Ильи»).

Легенда о происхождении монастырей всегда связано с религиозным чудом,в основе легенды «О возникновении Успенского монастыря» популярный христианский мотив явления иконы и перенесения её на место, где будет построен монастырь.

Иногда легенды повествуют о чудесных событиях монастырях.

На склонах Карадага была церковь, в которой по бедности не было колоколов. Монахи просили о помощи святого Стефана Сурожского, который управлял тогда местной епархией. Святой в это время подвергался гонениям со стороны иконоборцев и был вывезен в Константинополь, где претерпел мучение за веру. Корабль, везший святого в Константинополь, проплыл мимо Карадага в Пасхальную ночь, и по молитве святого зазвенели несуществующие колокола. «С тех пор, сколько ни прошло лет, всегда в ночь на Пасху слышен в Карадаге Стефанов звон», «церковная песнь чудится в лёгком движении отлива, точно серебрится в лунных лучах исчезнувшей крест, из ущелья выходят тени людей, в чёрных впадинах скал зажигает светляк пасхальные свечи» (Маркс 1917, с. 28).

 

 

Таким образом, при анализе легенд подтвердился тезис о том, что выбор объектов происходит на основе важных для общества ценностей. Такие ценности, как жизнь и здоровье, являются общечеловеческими. Поэтому легенды об источниках, о горах и пещерах носят интернациональный характер. Когда речь идёт о здоровье, а, следовательно, и о жизни как главной ценности, стираются национальные границы, и святая могила и целебный источник определённого народа становится местом всеобщего паломничества.

Среди важнейших в крымских легендах- ценность любви к родине.

 

 

4.Особенная крымская легенда о Золотой колыбели

В большем разнообразии легенд Крыма выделяется одна – легенда о Золотой колыбели. Распространённость и вариативность делает её особенной. Она является ярким примером культурного взаимодействия. Варианты которой встречаются у многих народов Крыма. «Легенда о золотой колыбели» у татар. «Легенда о золотой колыске и наковальне» у греков. «Легенда о сокровище горы Басман» («Легенда о сокровище отчей горы») – армянский вариант. «Легенда о горе колыбели» или «Бешик-Тав» – караимская легенда. Вариативность легенды указывает на её значимость, а также на то, что заложенная в ней ценность – одна из важнейших.

Коротко о сюжете. Во всех легендах речь идёт о борьбе местного и пришлого народов. Когда враги начинают побеждать, вожди находят решение спасти свой народ. Они взбираются на труднодоступную гору, и там, в пещере, прячут колыбель – святыню рода, но не просто прячут, а заколдовывают её с помощью духов той пещеры. Это инвариант легенды, скупая схема, которая у каждого народа дополнена живыми и яркими деталями. Каждый из вариантов представляет самостоятельный интерес как часть этнического фольклора.

Легенда «В поисках Золотой колыбели» очень популярна и важна в Крыму и сегодня. Она трансформирует в контексте разных культур и религий, не теряет своей актуальности со временем.

По традиции в легенде пещера включается в комплекс жизнь – смерть – плодородие, как место зачатия, рождения и погребения, как источник и конец. Пещера – лоно земли, её детородное место и могила одновременно. Нерасторжимы понятия смерти и рождения. Поэтому гора и пещера являются источником и могилой рода. Точно так же – и колыбель. Начало и конец рода в колыбели. Таким образом, очевидна следующая закономерность культурного сознания. Несмотря на то, что легенда транслируется представителями различных религий (ислам, православие, караизм), она была популярной и в советские атеистические времена, в ней просматриваются древнейшие представления, что говорит об их необыкновенной живучести.

Легенда о золотой колыбели – яркий пример напластования различных этапов культурного сознания. Каждый народ рассказывает её по-своему, предлагая собственные мотивировки событий. И всё же во всех оригинальных вариантах основная сохраняет свою суть.

Древние корни в легенде о золотой колыбели объединяют крымские народы. Популярность легенды объясняется драматической историей полуострова. Сохранение народной жизни неотделимо от сохранения рода, его главных ценностей. Гарантией того, что народы, населяющие Крым, останутся на родной земле, служит колыбель, которая и поныне хранится в пещере. Легенда представляет интерес не только с точки зрения фольклористики или культурологии, но и как проявление актуальных проблем современного культурного сознания, так как её мотивы выражают сакральные ценности, присущие всем народам мира.

Легенда о Золотой колыбели – своеобразный вид на жительство крымских этносов.

 

 

ВЫВОД

Крымские легенды - богатейший материал, который ждёт дальнейших всесторонних исследований. Но некоторые итоги можно высказать с определённой уверенностью.

Легенды – уникальный жанр. Легенда является одновременно дальнейшей формой культурного сознания и продуктивной частью сознания современного. Она изначально выразила исконное человеческое стремление сохранять память о значительных событиях и явлениях, закреплять представление о главных ценностях и воплощать заветные, поэтому не потеряла актуальности для современной культуры.

Легенда как речевой жанр сохраняет гибкость, она соединяет внимание исторической реальности и свободно входит в художественные тексты различных словесных жанров, осуществляя эстетические и этнические функции независимо от канонов отдельных художественных направлений и видов искусств. В ней присутствуют неизменные элементы: общечеловеческие ценности, сакральное, чудесное и ужасное. В легенде древние слои мифических представлений легко уживаются с новыми историческими реалиями, соотнося их с общественными символами, поэтому легенда вариативна и жизнеспособна. В легендарных текстах многословно представлен весь спектр чудес – от удивительного до религиозного. Самым продуктивным, однако, является чудесно-желанное, потому что оно связано с очень важными для людей ценностями.

Второй целью моего исследования было рассмотреть и проанализировать легенды Крыма как отдельное явление. Они представляют собой неповторимое собрание. Это связано с политэтничностью Крыма и драматичностью его истории. Крымские легенды прошли через много столетий, содержат в себе культурную память многих народов.

Заметил, что каждый этнос в Крыму создаёт самобытные легенды, соотнося их со своей историей и культурой по-своему. Однако можно утверждать, что проживание на одной территории формирует единое культурное поле которое становится почвой для плодотворного диалога.

История Крыма полна драматизма, но здешние легенды, отражая исторические события, всегда содержат надежду на счастливое будущее. Легендарные тексты не противопоставляют соседствующие крымские этносы, в их сюжетах враги всегда – чужие, пришлые народы. Не обнаружил мотивов этнической вражды в крымских легендах, в них нет утверждения превосходства одного народа над другим. Легенды повествуют о важных для всех ценностях. Это наглядно проявляется в уважении к святым могилам и источникам, независимо от конфессиональной принадлежности. Об этом говорит общность крымской священной географии.

При всём трагизме своего существования, жестоких завоеваний кровопролитных войнах, при всех зигзагах крайних заблуждений человечество постепенно, но неуклонно вырабатывает общие ценности. Это ценности жизни, здоровья, сохранения рода, любви, благородства и великодушия, сакральной связи с родной землёй. Общечеловеческие, общемировые ценности постепенно прорастают и утверждаются в культурном сознании народов Крыма. Различные оттенки их воплощения позволяют более глубоко и многогранно понять их смысл.

Это говорит о культурном единстве населения Крыма и является основанием для единства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: