Должностные инструкции отрядного вожатого
I. Общие положения
1. К вожатской работе допускаются лица:
- достигшие 18-летнего возраста; как правило, имеющие высшее или среднее специальное образование, или студенты педагогических вузов;
- успешно прошедшие инструктивно-методический семинар по подготовке к работе в лагере.
2. Вожатый осуществляет педагогическую деятельность во вверенном ему отряде.
3. В своей работе вожатый подчиняется директору лагеря, его заместителям, старшему вожатому.
4. Рабочий день вожатого – ненормированный.
II. Компетенция и обязанности вожатого
1. Обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролирует соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка в спальных комнатах, иных помещениях жилых корпусов, столовой и на территории центра
2.Обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом.
3.Организует обязательное участие отряда во всех общих культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях
4.Осуществляет контроль за приемом пищи в столовой, обращает внимание на культуруповедения за столом.
5. Организует дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной за отрядомтерритории центра.
6.Следит за чистотой и порядком в комнатах. Организует влажную уборку помещений. Следит зачистотой зубных щеток, полотенец, постельного белья.
7. Выводит детей на море систематически в установленном режимом порядке и в полном составе. Дети с простудными и другими заболеваниями остаются под присмотром медицинских работников центра и/или подменных вожатых.
8. Во избежание тепловых и солнечных ударов выводит детей на море строго в головных уборах, в легкой верхней одежде.
9.Купание на море производит строгое установленном режиме (по 10 человек - один заход в море из каждого отряда в сопровождении вожатого), заводит и выводит детей по установленному сигналу.
10.На пляже следит за тем, чтобы дети вовремя купания на море не покидали отрядные места, не собирали отходы, не занимались «попрошайничеством»; занимает детей играми в отряде.
11.При выходе на море и возвращении с моря пересчитывает детей, отмечает у дежурных время выхода на море и возвращения в центр отрядов с указанием количества человек.
12.Объясняет детям, что на территории центра имеются ядовитые ягоды и травы, проводит беседы о возможных последствиях соприкосновения этой растительности с человеческим организмом.
13.В соответствии с общим составляет отрядный план работы, согласованный со старшим вожатым и утверждаемый педсоветом, и отчитывается о его выполнении.
Ш. Ответственность вожатого
1. Вожатый несет всю полноту юридической ответственности за жизнь, здоровье и безопасность детей. Во время работы кружков, спортивных секций, клубов по интересам ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей возлагается на кружководов и других ответственных лиц.
2.Вожатый несет материальную ответственность за сохранность мебели, помещений и оборудования жилых корпусов, а также иных посещаемых детьми объектов центра, переданного в пользование отряду постельного белья, игрового, спортивного и иного инвентаря.
3.Вожатому запрещается:
- оставлять детей отряда без присмотра, в том числе и в ночное время;
- самому или с детьми покидать территорию центра без разрешения директора лагеря или старшего вожатого;
- допускать присутствие на территории центра посторонних лиц без разрешения директора центра;
- употреблять спиртные напитки и находиться в нетрезвом состоянии на территории лагеря, курить в присутствии детей, а также допускать распитие алкоголя и курение со стороны детей;
- применять к детям методы воздействия, не соответствующие действующему законодательству РФ, международным конвенциям по правам ребенка, нормам педагогической этики (в том числе физические наказания, наказания, унижающие честь и достоинство ребенка и др.);
- пропускать без уважительной причины планерки, заседания педсовета, иные установленные распоряжением администрации собрания педагогических работников.
Воспитательные функции:
- строит свою работу с детьми, соблюдая законы и традиции;
- составляет план работы своего отряда, организует коллективную работу отряда, различные виды творческой и игровой деятельности, обеспечивает участие детей в делах дружины;
- участвует в составлении программы работы на смену в дружине и реализует эту программу совместно с педагогическим Советом;
- обеспечивает выполнение режима дня в соответствии с планом отрядных и дружинных дел;
- обучает прикладным умениям, приемам самообслуживания и организации здорового образа жизни.
Организационные функции:
- несет юридическую ответственность и выполняет "Положение об охране жизни и здоровья детей";
- организует размещение детей в корпусе;
- ведет необходимую для работы педагогическую документацию (списки отряда, служебные записки, учет заявлений родителей и пр.);
- организует и контролирует прием пищи в столовой детьми своего отряда;
- организует дежурство на отряде, в дружине;
- организует уборку жилых помещений, отрядных мест (организация самообслуживания);
- принимает участие в работе педагогического Совета, если входит в его состав;
- выполняет правила трудового распорядка.
Хозяйственные функции:
- обеспечивает сохранность государственного имущества, находящегося в пользовании отряда;
- получает в установленном порядке материальные ценности (спортивный инвентарь, белье, оборудование и т. д.), необходимые для обеспечения жизнедеятельности отряда и каждого ребенка и несет ответственность за их сохранность в установленном порядке.
Спортивно-оздоровительные функции:
- организация и участие всего отряда в ежедневных оздоровительных мероприятиях на воздухе;
- контроль за посещением отрядом спортивных часов;
- обеспечение участия отряда в дружинных, спортивных соревнованиях.
Повышение педагогического мастерства:
- принимает участие в совместном обсуждении отрядных и дружинных дел;
- консультации с психологом;
Права вожатого:
- вносить предложения на обсуждение на методическом и педагогическом Совете;
- пользоваться правами и льготами, установленными для педагогических работников;
- вести преподавательскую работу в школе, кружках лагеря, предоставленную администрацией, согласно соответствующим положениям;
- поощрять отличившихся детей за активное участие в проводимых делах;
- применять к детям, не выполняющим требования вожатых, следующие меры дисциплинарного воздействия:
- проведение разговора один на один с выяснением причин плохого поведения, принятие обязательств;
- проведение беседы один на один с выяснением причин невыполнения принятых обязательств.