ПЕРЕЖИВАНИЕ ДЕТЬМИ СИТУАЦИИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ




 

Влияние развода родителей на ребенка огромно и часто приводит к необратимым последствиям. Решению родителей развестись часто предшествует растянувшийся на несколько лет сложный период жизни, который может привести к значительному нарушению психологического и социального функционирования ребенка и к тягостным переменам в отношениях родителей и детей. Вместе с тем такие изменения в жизни семьи могут способствовать развитию ребенка, формированию большей самостоятельности и независимости и достижению зрелости. Они также дают возможность установить более конструктивные отношения между членами семьи, прошедшей через развод.

Дети различных возрастов по-разному воспринимают развод родителей. Дети младшего возраста реагируют на случившееся волнением и горем, которые часто парализуют и дезорганизуют их поведение.

9—10-летние дети проявляют большее самообладание, уравновешенность и активность в стремлении справиться с навалившимися на них противоречивыми чувствами и опасениями, стремятся внести ясность тот беспорядок, который царит в их жизни. Однако за демонстрацией самообладания и силы духа, за отрицанием случившегося, бравадой, поисками поддержки у других, гиперактивностью стоит попытка справиться с ощущениями потери, беспомощности и одиночества, охватившими детей в этот жизненный период.

Другие дети одновременно участвуют в двух процессах: с одной стороны, они усиленно пытаются овладеть ситуацией, а с другой — предаются мукам душевной боли. Такая стратегия помогает заглушить и уменьшить душевную боль, сделать ее терпимой и иметь возможность, не останавливаясь в развитии, более или менее успешно адаптироваться к кризисной ситуации развода.

Третьи дети поддаются горю более полно и постепенно. Страдания этих детей обусловлены не только сиюминутной болью из-за распада семьи — в них обычно выражаются и горе от того, что утеряна привычная до сих пор структура семьи, и страх перед неопределенным будущим, которое ожидает их семью, недавно уменьшившуюся на одного человека.

Наконец, стремление справиться с душевной мукой иногда может сочетаться у детей с попытками скрыть ее от стороннего наблюдателя из-за острого чувства стыда. Эти дети стыдятся развода родителей и разрыва отношений в своей семье. Часто зная, насколько обыденное явление — развод, они, тем не менее, стыдятся родителей и их поведения и могут лгать из преданности им, чтобы скрыть случившееся. Им стыдно признаться, что уход отца из семьи подразумевает его отказ от них. Это, с их точки зрения, означает, что они недостойны любви. Стремясь избежать позора и сохранить верность родителям, некоторые дети лгут достаточно самоотверженно, и всякая попытка уличить их во лжи вызывает бурю негодования и агрессию. И чем младше дети, тем меньше у них обнаруживается чувства стыда за «разводную» ситуацию в семье.

Как бы ни переживали дети ситуацию развода в семье, реагируют они на нее по-разному. Рассмотрим несколько наиболее распространенных реакций.

Активизация своей деятельности и игры. Часть детей в ситуации распада семьи лишается своей былой подвижности. Однако для большинства детей боль, которую они испытывают, часто заставляет их заняться целенаправленной деятельностью. Обычно эта реакция появляется с целью преодолеть чувство беспомощности в ситуации развода, превозмочь унижение и активизировать свою деятельность — действовать как можно энергичней, чтобы изменить состояние пассивного переживания из-за распада семьи. У некоторых детей это выливается в непосредственные попытки свести родителей вместе. Известны случаи, когда дети умышленно неоднократно убегали из дома, чтобы помирить собирающихся разводиться родителей! Совместные поиски ребенка родителями, обсуждение его поступка в кругу семьи действительно создавали иллюзию семейного единства.

Чтобы освоиться с ситуацией развода, дети могут энергично придумывать себе самые разные новые, увлекательные и приятные дела, сочетавшие игровой момент и адаптацию к действительности. Для многих таких дел требуются не только фантазия, но и предприимчивость, организаторские способности и навыки ребенка.

Гнев. Наиболее сильное чувство, отличающее эту группу детей, — осознанный, сильный гнев. Решающим моментом для его проявления является стремление временно сгладить или хотя бы затушевать страдание как более болезненную реакцию на развод родителей. Если у детей дошкольного возраста после развода родителей наблюдается возрастание агрессивности и раздражительности, то у детей старшего возраста гнев начинает отличаться большей определенностью, четкой направленностью и проявлением способности ясно выразить словами свое раздражение.

Одни дети могут злиться на своих матерей, другие — на отцов, но много и таких, кто злится на обоих родителей. Значительная часть детей сердится на того родителя, который, по их мнению, был инициатором развода, и в своей оценке они редко ошибаются.

У некоторых детей гнев на родителей сочетается с моральным негодованием и возмущением, что родитель, который наказывал их за плохое поведение, теперь сам поступает аморально и безответственно. Однако такого рода этическими принципами обычно руководствуются дети подросткового возраста.

Свой сильный гнев дети могут выражать самыми разнообразными способами. Родители рассказывают о более частых вспышках раздражения своих детей, их большей ворчливости, излишней требовательности и властности. Иногда вспышки гнева могут выражаться в заранее обдуманной бурной форме, рассчитанной на то, чтобы досадить матери, когда к ней приходили другие мужчины.

Дети с удовольствием принимают позу диктатора и становятся развязными непосредственно после ухода из семьи отцов, на которых лежала ответственность за суровую и устрашающую дисциплину в доме. Уход отца дает свободу для проявления импульсов, которые тщательно сдерживались в его присутствии, свободу вести себя безнаказанно и получать от этого удовольствие. В этом случае у многих матерей опускаются руки не только от истощения, вызванного попытками разрешения своих собственных конфликтов, а также из-за непривычности роли сторонника дисциплины. Другие матери тайно надеются, что кто-то из старших сыновей возьмет на себя роль отца в семье.

У некоторых детей такая агрессивность явно становится похожей на уподобление качествам покинувшего их отца и, таким образом, превращается в способ преодолеть горечь от его утраты. Другие дети могут демонстрировать обратное поведение — большую уступчивость и меньшую самоуверенность после развода родителей.

Опасения и фобии. В зависимости от возраста дети чего-то боятся в связи с разводом родителей, например голода или голодной смерти.

Различные опасения бывают не совсем обоснованными, но все же как-то увязываются с действительностью. Они могут перерастать в невроз страха. В действительности часто очень трудно отделить реальные основания для опасений детей, включая их чувствительность к невысказанным пожеланиям родителей, от искусственно возникшей фобии.

Дети боятся, как бы их не забыли или не бросили оба родителя, испытывают неприятные переживания от ощущения себя нежелательной обузой для родителей. Некоторые дети выражают не совсем безосновательную обеспокоенность тем, что опора на одного родителя вместо двух куда менее надежна, и поэтому положение ребенка в мире в результате развода родителей более уязвимо. Часть детей волнуется, и не без оснований, из-за эмоционального состояния своих расстроенных родителей. У многих детей опасения сопровождаются тревогой, как бы родители не забыли или не упустили из виду их детские потребности.

Чувство ответственности за развод. Некоторые дети, особенно младшего возраста, бывают озабочены тем, что это они послужили причиной развода родителей.

Нарушенная идентификация. Для многих детей развод сопровождается чувством, что их мир пошатнулся. Детям трудно теперь понять, кто они есть и кем станут в будущем. Опасный момент этого нового ощущения стресса состоит в том, что нормальное представление ребенка о собственном «Я» тесно связано с внешней структурой семьи и зависит от физического присутствия фигур родителей не только в связи с проблемами питания, защиты и контроля, но и в смысле укрепления соответствующих возрасту идентификаций. Образ «Я» и представление о собственной идентичности, которые часто группируются вокруг понятия «Я — сын Николая и Марии Ивановых», особенно заметно нарушаются из-за разрыва между родителями. У некоторых детей подобное смятение и ощущение нарушенной идентификации могут выражаться в тревожных вопросах, в которых они пытаются сравнить физические данные родителей и свои собственные, будто стремясь таким способом воссоздать из разбившихся осколков какое-то целое.

Другой аспект угрозы цельности личности, возникающий во время развода родителей, сказывается преимущественно на процессе подготовки ребенка к жизни в обществе и формирования «Сверх-Я». Ребенок чувствует, что с распадом семьи ослабевает контроль за его нравственными устоями. Одним из проявлений такого состояния может стать приобретение новых привычек, как, например, мелкое воровство и вранье, наблюдаемое только в период распада семьи. Ребенок обеспокоен тем, что ему самому придется позаботиться о себе, и в этом он усматривает угрозу своей будущей социализации.

Одиночество и противоречивая преданность детей. Дети, переживающие развод родителей, часто испытывают чувство одиночества, ощущение, что их оставили в стороне от всего, печально признаются в своей беспомощности и второстепенной роли в принятии важнейших семейных решений.

Дети часто чувствуют себя более обиженными, униженными и отброшенными в сторону из-за свалившихся им на голову событий, над которыми они были фактически не властны.

Дети, пытающиеся побороть чувство одиночества, очень трезво воспринимают реальное падение интереса родителей к ним, которое столь часто имеет место во время развода. Кроме ухода из семьи одного из родителей маму и папу занимают свои собственные проблемы в этот период. Их эмоциональная открытость, доля внимания к детям и время, проведенное с детьми, значительно сокращаются.

Однако главный момент переживания одиночества и ощущения изолированности, связан с детским восприятием развода как битвы между родителями, где ребенку нужно встать на чью-то сторону. Следуя этой логике, шаг на сторону одного родителя расценивается ребенком, а иногда и одним из родителей как предательство другого. Это может вызвать настоящий гнев и еще больший отказ от одного из родителей вдобавок к обострению внутреннего психического разлада. Таким образом, парализованные своей собственной противоречивой преданностью и необходимостью встать на сторону одного из родителей многие дети воздерживаются от такого выбора и чувствуют себя одинокими и покинутыми, не знают, где найти утешение и родственное участие. Фактически из-за этого противоречия они остаются в стороне в разгар тяжбы между родителями.

Соматические симптомы. Переживание развода между родителями может проявляться в соматических симптомах разного рода и разной степени тяжести, таких как головные боли и боли в животе, обострение заболеваний дыхательных путей и пр.

Снижение школьной успеваемости. У детей, переживающих развод родителей, может наблюдаться значительное ухудшение успеваемости в школе. Поведение таких детей в школе разительно отличается от поведения дома. Некоторые дети, будучи в состоянии подавленности и напуганности дома, начинают командовать, контролировать других, а иногда и хитрить в школе. Другая модель поведения детей в школе, обнаруженная во время развода родителей, сочетает снизившуюся способность сосредоточиться в классе и возросшую агрессивность на площадке для игр.

Для некоторых детей гнет социальных и учебных требований оказывается почти невыносимым. Дети могут использовать занятия в школе для того, чтобы выразить все то, что они не могли сказать дома.

У детей, переживших развод, через год бурная реакция на сам развод в основном утихает. Примерно у половины обследованных детей волнения, вызванные семейным разрывом, — страдание, чувство стыда, боязнь быть забытым, потерянным или отвергнутым и многие другие сильные переживания, связанные с новым для них ощущением своей уязвимости— почти полностью улеглись. Но даже у детей, явно оказавшихся в более выгодном положении, которые относительно удовлетворены новой семейной жизнью и новым крутом друзей, включая приемных родителей, наблюдалась горечь и тоска по прошлому. В действительности чувства злобы и враждебности, возникшие во время развода, долго не утихают. Часть детей продолжает «пылать» неутихающей злобой, направленной на ушедшего из семьи родителя.

Большинство детей со временем принимают развод как печальный, но окончательный исход, хотя некоторые из приспособившихся к новым условиям жизни ребят продолжают питать надежду на примирение родителей. Одни дети, подсознательно исходя из надежды на примирение, планировали себе будущую карьеру в качестве монтеров, строителей мостов, архитекторов, юристов.

У другой — не меньшей части детей — обнаруживается закрепление моделей неблагополучного и противоречивого депрессивного поведения, причем у половины из них страдание и беспокойство выражаются более явно, чем год назад. Существенным компонентом этой хронической неприспособленности детей к последствиям развода родителей является затянувшаяся депрессия и низкая самооценка, а также участившиеся случаи затруднений в школе и в отношениях с ровесниками. В этой группе детей выявленные симптомы поведения и проявления чувств в общем сохранились и даже ухудшились. Haпример, фобия в одном случае усилилась и еще более распространилась; число проступков, вроде прогулов занятий в школе и мелких краж, относительно не изменилось; те же дети, которые первоначально уединились и ушли в себя, еще больше погрузились в это состояние.

Одной из новых форм поведения, обнаруженной у 9—10-летних ребят в первый год после развода родителей, оказалась преждевременная юношеская увлеченность вопросами секса и самоутверждение со всеми возможными вредными последствиями, вытекающими из этих не соответствующих их возрасту интересов. И наконец, из всех детей как в группе с лучшим, так и в группе с худшим исходом преодоления последствий развода очень немногие смогли поддерживать хорошие взаимоотношения с обоими родителями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: