Изучение нового материала. Среди органических веществ, которые вы изучали, были представители натуральных




Среди органических веществ, которые вы изучали, были представители натуральных, искусственных, синтетических полимеров. К первым относятся полисахариды, белки, нуклеиновые кислоты – они созданы природой без вмешательства человека. Вторые - это видоизменные природные полимеры – искусственный шелк из целлюлозы. Третьи – продукты органического синтеза, они образуются из веществ неполимерного строения, например полиэтилен.

Полиэтилен (CH2 – CH2 -)n получают в промышленности полимеризацией этилена. Этот процесс может проходить в разных условиях – высокого и низкого давления. Свойства полимеров зависят от условий производства. Полиэтилен низкого давления имеет линейную структуру, молекулы в массе полимера плотно упакованы, поэтому возрастает степень кристалличности. В полиэтилене высокого давления структура разветвленная. Полиэтилен – твердое вещество белого цвета, легко окрашивается в разные цвета, не тонет в воде, не проводит электрический ток, устойчив к действию кислот, щелочей, окислителей. Благодаря выше перечисленным свойствам имеет широкое применение. Полипропилен по своим свойствам сходен с полиэтиленом. Это высокомолекулярный полимер, из него изготавливают детали машин, трубы, пленку, рыболовные сети, бытовые изделия, волокна. Недостатки – чувствительность к свету, кислороду, хрупкость на холоде. Полихлорвинил из хлорвинила. Пластмассы, полученные на основе полихлорвинила, используют как заменители кожи, изготавливают газо- и водопроводные трубы, технические волокна, линолеум, клеенку. Эти материалы устойчивы к воздействию кислот, щелочей, легко окрашиваются, они с трудом воспламеняются, при этом способны к самогашению. Полистирол – полимер стирола. Это термопластичный материал, химически устойчивый, диэлектрик, хотя достаточно хрупкий. Из него предметы быта, детские игрушки, отделочные материалы.

Закрепление изученного материала

- Что такое синтетические полимеры?

- Как физические и химические свойства полимеров влияют на применение их в различных сферах?

Д/з подготовить сообщение

 

Биология

Класс 10.11.14

Тема: Реакции растений на раздражители.

Цель: сформировать понятия тропизм, настии, нутации. Рассмотреть разные виды способностей клеток и органов растений реагировать на раздражения внешней среды, пояснить отличия между ними.

Ход урока

Изучение нового материала

Раздражительность – общая биологическая способность клеток и организмов реагировать (отвечать) на влияние факторов внешней среды. Основными формами проявления раздражительности организмов разного типа двигательные реакции, которые осуществляются целыми организмом или отдельными его частями. Только с помощью движения организм или орган может существенно изменить положение, оптимизировать расположение своих частей, избегая действия неблагоприятных факторов или эффективно использовать благоприятное действие факторов. Наиболее распространенными двигательными реакциями у растений на изменение условий среды являются тропизмы, настии, нутации.

Тропизмы – это изменения положения органов закрепленных в почве растений на одностороннее влияние фактора окружающей среды – света, силы тяжести, воды, химических веществ, механического повреждения и др. В зависимости от раздражителя (свет, сила тяжести, прикосновение, химические вещества, вода, электрический ток, травмы) движения растений называют соответственно фото-, гео-, тигмо-, гидро-, электро-, термо-, травмотропизмы. Фототропизмы – это специфические ростовые движения растений и их органов на одностороннее действие света. На открытой солнечной поверхности фототропизм четко не проявляется, поскольку кроме прямых солнечных лучей на растение действует сравнительно сильный рассеянный свет небосклона и облаков. При однобоком действии света фототропизм отдельных побегов проявляется особенно четко. Геотропизм – реакция отдельных органов растения на одностороннее действие земного притяжения. Различают три типа такой реакции: рост вертикально вниз, рост вертикально вверх, орган пытается занять горизонтальное положение. Настии - изменения положений органов прикрепленных растений на действие раздражителей, не имеющих определенного раздражителя, а влияют диффузно или равномерно со всех сторон. Фотонастии - разнообразные положения цветов обусловленные движениями интенсивности освещенности. Это открытие и закрытие венчиков цветков, опускание листков вечером и поднятие утром. Термонастии – движения под действием температуры. Если занести цветы крокусов, подснежников, тюльпанов из прохладной улицы в теплую комнату цветы при повышении температуры раскрываются. Хемонастии – движения, связанные с наличием в окружении растения химических веществ. Эти движения характерны растениям, поедающим животных. Насекомые и другие мелкие животные служат этим растениям дополнительным источником нитрогена. Нутации – способности растений к круговым или маятникообразным движениям. Лучше всего эти движения выражены у верхушек стеблей и у усов вьющихся растений. Эти растения способны подниматься вверх с помощью опоры. Их называют лианами.

Закрепление изученного материала

Установите соответствие

1 Сила тяжести а) рост корней вниз

2 одностороннее освещение б) раскрытие лепестков цветов при усиленном

3 равномерное освещение освещении

4 температура в) рост корней в горизонтальном направлении

Г) раскрытие цветов при повышении температуры

Д) рост побегов вверх

Е) поворот к свету растений на подоконнике

Д/з читать параграф

Класс 10.11.14

Тема: тип Губки. Общая характеристика, роль в природе и значение для человека. Охрана губок

Цель: ознакомить учащихся со строением губок, процессами жизнедеятельности. Дать представление о роли губок в природе и значении для человека. Рассмотреть мероприятия охраны губок

Ход урока

Изучение нового материала

Губки – низкоорганизованные многоклеточные животные. На сегодня 5тыс.видов. Почти все морские виды, лишь некоторые в пресной воде. Есть колониальные и одиночные. Тело имеет форму бокала или мешка. Одной стороной (подошвой) прикрепляется к субстрату, на противоположной – отверстие (устье или оскулюм). Стенки тела имеют поры, ведущие к парагастральной полости. Средний слой – мезоглея, в которой клетки: коленциты – неподвижные звездчатые клетки - опорные элементы, склеробласты – закладка и развитие скелетных элементов губок, амебоциты – переваривание пищи, пигментные клетки – окраска тела. Характерные особенности:

- отсутствие хорошо дифференцированных клеток

- разные типы клеток превращаются друг в друга

- отсутствие нервной системы

- внутренние полости выстланы хоаноцитами

- отсутствие симметрии тела

Скелет из минерального вещества: углекислой извести, кремнезема, органического вещества – спонгина. Иглы: одноосные, трехосные, четырехосные, многоосные. Бывает несколько видов иголок у одной губки. Роговой скелет из роговых волокон желтого цвета. Химический состав близкий к шелку, 14% йода. Есть губки без скелета. Обладают регенерацией. По строению губки: аскон (на поверхности поры, ведущие в каналы и парагастральную полость); сикон (цилиндрические впячивания, ведущие в жгутиковые каналы); лейкон(жгутиковые камеры с системами отводящих и приводящих каналов). Размножение: внешнее и внутреннее почкование, половое размножение. Значение – промышленные виды, украшения, сувениры. Фильтраторы – некоторые губки через себя способны пропустить большое количество воды.

Классификация 3 класса: известковые, стеклянные, обычные

Закрепление изученного материала

Беседа

- В чем особенности строения губок?

- Значение губок

- классификация губок?

Д/з читать параграф 12

 

Класс 10.11.14

Тема: Строение и функции сердца

Цель: пояснить строение сердца, его размещение в организме человека, перечислить функции, которые оно выполняет. Сформировать понятия систола, диастола, пульс, автоматия сердца.

Ход урока

Изучение материала

Сердце размещено ассиметрично в грудной полости между легкими за грудиной:2/3 влево, 1/3 вправо от срединной линии. У мужчин масса – 300г, у женщин – 250г. Окружено конусообразным мешком – околосердечной сумкой(перикардом), внешний слой - фиброзная ткань, внутренний – 2 листка. Один из них срощенный с сердцем, другой с фиброзной тканью. Между листками пространство, там жидкость, уменьшающая трение. Сердце из 4х камер: 2 верхних – тонкостенные предсердия, 2 нижних – толстостенные желудочки. Левое предсердие отделено от левого желудочка двустворчатым клапаном, правое от правого желудочка – трехстворчатым. К створкам клапанов со стороны желудочков прикреплены сухожильные нити. Работа сердца: диастола – период спокойствия всех камер сердца(0.4с) Предсердия наполняется кровью, растягиваются. Клапаны открываются. Систола – 0.12с. Оба предсердия одновременно сокращаются, кровь выталкивается к желудочкам. Систола желудочков (0.3) сразу после систолы предсердий. В это время клапаны закрываются. Давление в желудочках вырастает, открываются полулунные клапаны, кровь выталкивается к эластичным сосудам. Пульс – ритмические колебания стенок артерий, которые определяются растяжением и спаданием стенок артерий во время систолы - диастолы. Малая частота сокращений сердца – 40-60 ударов в минуту – брадикардия, усиленная – тахикардия. Сердце способно ритмично сокращаться независимо от внешних раздражителей – автоматия. Продолжительность сердечного цикла при частоте сердечных сокращений 72 удара в минуту – 0.8с. Период отдыха (0.4) достаточный для того, чтобы сердце полностью восстановило свою работоспособность. Работа сердца очень хорошо приспособлена к потребностям организма благодаря механизмам саморегуляции, нервной и гуморальной регуляции. Саморегуляция сердца обеспечивается внутрисердечными механизмами: чем больше полость сердца наполняется кровью, тем сильнее оно сокращается. Приспособление сердца к потребностям организма достигается взаимосогласованной деятельностью нервной и эндокринной систем. Например, во время физической работы возрастает потребность мышц в кислороде и питательных веществах. Эту потребность можно обеспечить только за счет увеличения количества крови, поступающей к мышцам, а значит усиленной работы сердца.

Закрепление изученного материала

Выберите правильный ответ

А)продолжительность сердечного цикла при частоте сердечных сокращений 72уд/мин: 0.1с, 0.3с, 0.4с, 0,8с

Б) продолжительность систолы: 0.1с, 0.3с, 0.4с, 0.8с

В) продолжительность диастолы: 0.1с, 0.3с, 0.4с, 0.8с

Г) дайте определение понятию жизненный цикл

Д/з читать параграф 24

Класс 10.11.14

Тема: Химический состав, строение и функции клеточных мембран (биомембран). Транспорт веществ через мембраны

Цель: рассмотреть строение и состав клеточных мембран, пояснить механизмы активного и пассивного транспорта, перечислить соединения, входящие в состав мембран.

Ход урока

Изучение нового материала

Клетки ограничены плазматической мембраной(плазмалеммой), обеспечивающей обмен веществ с внешней средой, у многоклеточных - еще и взаимодействие клеток между собой. Толщина мембран варьирует в широких пределах 2-3 – 10 нм. Клеточные мембраны состоят из липидов, белков, углеводов. Молекулы липидов расположены в два слоя: их гидрофильные головки обращены к внешней и внутренней сторонам мембраны, гидрофобные хвосты обращены в глубь нее. Основным функциональным компонентом мембран являются белки. Одни белковые молекулы расположены на внешней или на внутренней поверхности мембран, их называют поверхностными. С белками, расположенными на внутренней стороне мембраны, связаны микронити цитоскелета. Молекулы белков, погруженные в двойной слой молекул липидов на разную глубину – внутренние. Углеводы входят в состав мембран исключительно в виде комплексных соединений с молекулами белков или липидов. Эта модель получила название – жидкостно – мозаичная. Лишь 30% молекул липидов мембран крепко связаны с белками в единые комплексные соединения, остальные - пребывают в жидком состоянии. Белково-липидные комплексы вкраплены в жидкую липидную массу, напоминая мозаику. Возможны изменения химического состава биологических мембран, вследствие чего их свойства меняются. Функции плазматической мембраны: защитная – защищает внутреннюю среду клетки от неблагоприятных воздействий; обеспечение обмена веществ с окружающей средой – одни вещества проходят быстро, другие медленнее или вообще неспособны ее преодолеть. Пассивный транспорт обеспечивает избирательное проникновение веществ через мембраны. При этом молекулы перемещаются благодаря разности концентраций веществ с обеих сторон мембраны: из участка с высокой концентрацией на участок с низкой концентрацией. Пассивный транспорт продолжается до тех пор, пока не выровняются концентрации веществ с обеих сторон мембраны. На осуществление пассивного транспорта затрачивается немного энергии или же она не тратится вообще. Активный транспорт связан со значительными затратами энергии, аккумулированной в молекулах АТФ. Один из механизмов активного транспорта веществ через мембраны – калий –натриевый насос. Он связан с тем, что концентрация ионов калия внутри клетки выше, чем снаружи, а натрия – наоборот. Благодаря этой разности концентраций в результате диффузии ионы натрия поступают в клетку, а калия - выводятся из нее. Но концентрация этих ионов в живой клетке и снаружи нее никогда не выравнивается, поскольку существует особый механизм, благодаря которому ионы натрия выходят из клетки, а калия поступают. Процесс требует больших затрат энергии.

Закрепление изученного материала

- из каких соединений состоят биологические мембраны?

- что собой представляет жидкостно- мозаичная модель строения мембран?

- функции плазматической мембраны?

- каким образом происходит транспорт веществ через мембрану?

Д/з читать параграф 15

Биология

Класс 14.11.14

Тема: Связи растений с другими компонентами экосистем

Цель: продолжить формировать понятие «среда обитания», дать характеристику и способы приспособления растений к конкретным условиям среды. Ознакомить с понятиями экосистема, продуценты, редуценты, консументы.

Ход урока

Актуализация опорных знаний

- что такое экосистема?

- типы взаимоотношений в экосистемах?

- из каких компонентов состоит экосистема?

Изучение нового материала

Среда обитания – часть природы, окружающая организм и с которой он связан взаимосвязями. Экосистема – естественный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в которой живые и неживые компоненты связаны между собой обменом веществ и энергии. Основные компоненты:

- продуценты – организмы, образующие органические вещества – зеленые растения

- консументы – потребители живого органического вещества – животные и грибы

- редуценты – разрушители органического остатков – бактерии, большинство грибов

Экологические связи – обмен веществом, энергией – осуществляются согласно законам сохранения и направленности процессов к равновесному состоянию. Для примера рассмотрим цепь питания в экосистеме «водоем». Продуценты – планктонные зеленые водоросли в нем. Консументы – планктонные животные – рачки, моллюски, редуценты – бактерии, микроскопические грибы. Процесс разрушения очень важен, поскольку заканчивается возвращением в круговорот веществ элементов минерального питания. У многих травянистых древесных растений леса на корнях можно увидеть густую сеть нитей грибницы. Это на корнях поселился гриб, образовав микоризу. Гриб поселяется на поверхности корня (клен, дуб, береза, тополь) или проникает внутрь клеток своими нитями и там разветвляется(грецкий орех, земляника, виноград). Гриб разлагает труднорастворимые запасные питательные вещества до простых сахаров(глюкозы), обеспечивает корневую систему жизненно важными веществами – витаминами. Гриб может усваивать азот из воздуха, обогащать ним почву. От корней гриб получает углеводы, которых он не производит, так как лишен хлорофилла.

Закрепление изученного материала

Установите соответствие между средой обитания и представителем

1 наземно - воздушная а папоротники

2 почва б аскарида человеческая

3 водная среда в береза повисшая

4 организм г кубышки желтые

Д/з изучить конспект

 

 

Класс 14.11.14

Тема: Тип Кишечнополостные. Общая характеристика, роль в природе

Цель: перечислить общие черты строения кишечнополостных, назвать основных представителей.

Ход урока

Изучение нового материала

Известно более 9 тыс. видов. Основные классы: гидроидные, сцифоидные, коралловые полипы. Общая характеристика:

- многоклеточные

- прикрепленные к субстрату и пассивно плавающие приспособлены к малоподвижному образу жизни

- двухслойные: эктодерма (наружный) из покровно – мускульных, стрекательных, промежуточных, нервных, половых клеток. Функции стрекательных клеток: нападение, защита, удержание добычи. Отработавшие стрекательные клетки не восстанавливаются, они вырываются из эктодермы и на их месте из промежуточных образуются новые. Энтодерма (внутренний) из пищеварительно – мускульных, железистых, нервных клеток. Пищеварительно – мускульная клетка имеет жгутик и псевдоподию для захвата пищевых частиц. В цитоплазме формируются пищевые вакуоли.

- есть мезоглея – бесструктурная прослойка между экто – и энтодермой

- пищеварительная полость имеет одно отверстие

- внеклеточное пищеварение сочетается с внутриклеточным

- нервная система диффузная: нервные скопления отсутствуют, нервный импульс передается в одном направлении и постепенно затухает, пищевой и оборонительный рефлексы обобщены

- размножение бесполое (почкование, разделение на слои) и половое (из оплодотворенного яйца развивается личинка). У многих смена поколений – бесполое поколение – полип, половое – медуза.

- все – водные животные, большинство – морские

- хищники питаются планктоном и более крупными организмами, конкуренты рыб. Могут вступать в симбиотические отношения с другими беспозвоночными, одноклеточными водорослями

Закрепление изученного материала

- какие черты строения можно назвать прогрессивными по сравнению с предыдущим типом губки?

- в чем польза и вред кишечнополостных?

Д/з изучить параграф 13, выполнить лр№3 с 61

 

Класс 14.11.14

Тема: Сосудистая система. Движение крови по сосудам

Цель: рассмотреть сосуды кровеносной системы человека: артерии, капилляры, вены. Пояснить механизм движения крови по сосудам.

Ход урока

Изучение нового материала

Кровеносные сосуды

Артерии: внутри выстланы эндотелием, мышцы, соединительная ткань. При сокращении сердце выталкивает кровь по большим давлением. Артерии выдерживают это давление и растягиваются. При удалении от сердца растягиваются.

Вены: эндотелий, мышцы, соединительная ткань, стенки намного тоньше и мягче. Внутренний диаметр больше. Кровь по венам движется к сердцу, давление намного ниже, чем в артериях.

Капилляры: эндотелием выстланы изнутри. Стенки образованы одним слоем плоских эпителиальных клеток, диаметр маленький. Сквозь стенки капилляров вещества из плазмы крови переходят в тканевую жидкость, из нее поступают в клетки и наоборот. Капилляры соединяют артерии с венами

При сокращении левого желудочка кровь поступает в аорту, оттуда по телу. В капиллярах кровь отдает тканям кислород и питательные вещества, из них забирает углекислый газ и продукты окисления, преобразуется на венозную из артериальной и по венам возвращается в правое предсердие. При сокращении правого желудочка кровь поступает по легочным артериям в легочные капилляры. Отдает углекислый газ, насыщается кислородом и по легочным венам течет к левому предсердию, левому желудочку и переходит в большой круг кровообращения.

Закрепление изученного материала

Сосуды Строение Функции
Капилляры    
Вены    
артерии    

Д/з изучить параграф 25, составить конспект

 

Класс 14.11.14

Тема: Функции и особенности строения поверхностного аппарата клеток организмов разных царств живой природы

Цель: рассмотреть строение клеточной стенки, гликокаликса. Пояснить сходства и отличия в строении клеточной стенки и гликокаликса у разных царств живой природы: растений, грибов, животных

Ход урока

Изучение нового материала

Надмембранные комплексы клеток состоят из структур, расположенных над плазматической мембраной.

Клеточная стенка. У бактерий, грибов, растений плазматическая мембрана снаружи покрыта клеточной стенкой. У растений она включает собранные в пучки нерастворимые в воде волокна полисахарида целлюлозы и своеобразный каркас. В зависимости от типа тканей и выполняемых функций в состав клеточной стенки растений могут входить и другие вещества: липиды, белки, неорганические соединения. Клеточные стенки способны одревесневать, когда промежутки между волокнами целлюлозы заполняет полисахарид лигнин, повышающий прочность стенок. У разных грибов основу клеточной стенки составляют полисахариды. Кроме целлюлозы, это может быть азотсодержащий полисахарид хитин, гликоген. В состав клеточных стенок некоторых грибов могут входить темные пигменты (меланины) и другие вещества. Функции клеточной стенки: опорная – поддержание формы клетки; защитная – защита от внешних повреждений; транспортная – перемещение воды и других веществ из клетки и в нее; есть такие свойство как проницаемость, оно проявляется в плазмолизе и деплазмолизе, т.е. отслоение пристеночного слоя цитоплазмы от клеточной стенки и наоборот.

Гликокаликс. Клетки животных не имеют твердой оболочки – над их плазматической мембраной расположен гликокаликс – поверхностный слой толщиной в несколько десятков нанометров состоит из соединений белков и липидов с углеводами. Гликокаликс обеспечивает непосредственную связь клеток с окружающей средой. В его состав входят рецепторные молекулы, способные воспринимать раздражители окружающей среды. Он также участвует в избирательном транспорте веществ молекулы. Благодаря наличию ферментов гликокаликс может участвовать в примембранном пищеварении – расщеплении соединений, которые расположены снаружи вблизи поверхности клетки.

Закрепление изученного материала

Заполнить таблицу

Структура поверхностного аппарата клетки гликокаликс Клеточная стенка
Растения    
грибы    
животные    

 

Д/з изучить параграф 16

Класс 14.11.14

Тема: Основные закономерности функционирования генов у прокариот и эукариот

Цель: сформировать понятие экспрессия, промотор, сплайсинг. Охарактеризовать процесс функционирования генов у прокариот, эукариот

Ход урока

Изучение нового материала

Процесс, при котором наследственная информация, закодированная в виде последовательности нуклеотидов молекулы ДНК, воплощается в фенотип – молекулу белка или РНК определенного типа – экспрессия генов. При определенных условиях некоторые гены остаются неактивными, активность других возрастает или уменьшается. Такую регуляцию осуществляют белки, одни из которых подавляют, другие необходимы для транскрипции. Белковые молекулы сначала связываются с промотором - последовательностью нуклеотидов, расположенной перед кодирующей частью гена. Каждый ген или группа генов может иметь один или несколько промоторов, регуляция каждого происходит отдельно. У эукариот значительная часть генома представлена последовательностью нуклеотидов, не кодирующих структуру белков или РНК. Ученые выяснили, что 20-50% генов эукариот имеют одну, другие – несколько обычно не полностью идентичных копий, эти повторы занимают более 50% количества ДНК. Поэтому мутации отдельных генов мало влияют на фенотип. Повторяемые последовательности нуклеотидов сосредоточены преимущественно на концах хромосом и в зоне центромеры. Генам эукариот присуще мозаичное строение: кодирующие участки (экзоны) чередуются с некодирующими (интронами). Многие интроны выполняют важные функции регуляторные. Обязательный этап - сплайсинг. Это вырезание определенных нуклеотидных последовательностей и последующее соединение сохраненных экзонов в молекулах иРНК при созревании. Гены эукариот по свойстам регуляторных участков делят на две группы. Гены первой группы активны во всех клетках, а второй – деятельны лишь в клетках определенного типа. Особую группу составляют псевдогены – измененные в результате мутаций последовательности нуклеотидов, которые напоминают гены, информация с них не считывается.

Закрепление изученного материала

- назовите характерные черты генома прокариот?

- промотор – это?

- какие внешние факторы могут повлиять на эксперссию генов?

Д/з изучить параграф 13,14, определения выписать в тетрадь

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: