Внеклассное занятие кружка ОПК
Тема. О чем поют колокола?
Цель. Дать детям первоначальные сведения о колоколах и колокольных звонах.
Задачи.
Обучающие
1. Познакомить с историей возникновения колокола и колокольного звона.
2. Познакомить учащихся с основными видами колокольного звона.
3. Познакомить с орнаментами, украшающими псковские колокола.
4. Закрепить с детьми знания о строении колокола.
5. Учить украшать колокольчики с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении.
Воспитательные
1. Воспитывать любовь к колокольному звону.
2. Воспитывать интерес к духовным традициям своего народа.
Развивающие
1. Развивать творческие способности детей.
2. Расширять словарный запас детей.
3. Развивать слуховое и эстетическое восприятие при прослушивании колокольного звона.
Оснащение.
1. Колокольчики для раскрашивания орнаментом.
2. Презентация «О чем поют колокола?»
3. Карточки с заданиями для групповой работы.
4. Выставка колокольчиков.
5. Фрагмент телепередачи «Дом, в котором живет Бог».
6. Аудиозаписи колокольных звонов.
Ход занятия:
До начала занятия дети делятся на 3 группы, каждая группа сидит за «круглым столом». На партах лежат карточки с заданиями для групп, фломастеры, заготовки колокольчиков.
Организационный момент.
Динь – динь – динь,
Звенит звонок,
Начинается урок.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать!
Актуализация знаний учащихся.
- Кто позвал нас на занятие?
- Колокольчик.
- А как он звенел?
- Громко. Быстро.
- Почему? Что он нам хотел сказать?
- Он сообщал нам о том, что начинается урок.
- Давайте еще раз послушаем его мелодичное звучание. (Звон колокольчика)
- У этого маленького колокольчика есть большие родственники – колокола. Что вы знаете о колоколах и колокольных звонах?
- Колокола бывают в храмах. Они сообщают о том, что нужно идти в храм на молитву. Колокола могут звонить по-разному. Колокола могут быть большими и маленькими.
- Вы уже много знаете о колоколах.
- Как вы думаете, а все ли вы знаете о них?
-Нет.
- Что бы вы хотели узнать?
- Когда появился первый колокол? Из каких частей состоит колокол? Почему бывают разные колокольные звоны?
- Ответы на эти и другие вопросы мы получим на этом занятии.
Постановка темы урока.
- О чем пойдет речь на сегодняшнем занятии?
- О колоколах и колокольных звонах.
- Давайте прочитаем тему нашего занятия: «О чем поют колокола?»
Рассматривание выставки сувенирных колокольчиков в классе.
- Любители, собиратели изучают историю колокольчиков и собирают их.
- Как же называют группу таких предметов?
- Коллекция.
- Почти в каждой семье хранятся сувенирные колокольчики из металла, глины, стекла. Иногда они составляют целые коллекции. Общими усилиями мы с вами также собрали коллекцию сувенирных колокольчиков.
Рассматривается выставка колокольчиков.
- Посмотрите, какие они все разные. И каждый из них имеет свою историю.
Учитель привлекает внимание к одному из колокольчиков, размещенных на выставке.
- На этом занятии я расскажу об одном из них.
Урок-путешествие.
- Колокольчик, который я держу в руке, приехал к нам из одного города нашей Псковской земли. Вам, наверное, интересно узнать, откуда он приехал?
- Давайте посмотрим на этот рисунок. Город, о котором идет речь, скрыт за этой стеной.
- Хотелось бы вам заглянуть на эту стену и познакомиться с чудесным городом, из которого прибыл наш гость – колокольчик?
- Тогда мы должны будем собрать все колокольчики, растущие у стен города.
- Но хочу сказать вам, что собирать колокольчики совсем не просто. Каждый колокольчик хочет нам о чем-то рассказать или спросить.
Первый колокольчик «Легенда о колоколах».
1) - Давайте узнаем, что нам хочет сказать первый колокольчик.
Дети читают надпись около первого колокольчика «Легенда о колоколах»
- Что вы видите на фотографии, расположенной рядом с темой нашего урока? Как вы думаете, почему я поместила здесь эту фотографию?
2) – Давайте послушаем, какую легенду хочет нам поведать первый колокольчик.
Сообщение ученицы, сопровождаемое слайдами.
Легенда рассказывает, что когда-то давным-давно Епископу Ноланскому приснился сон, в котором он увидел полевые цветы – колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна епископ велел создать поющий цветок из металла – колокол.
3) – Вот такая чудесная легенда о поющем цветке – колокольчике! Давайте полюбуемся этими прекрасными цветами и послушаем …
Учащиеся слушают колокольный звон и любуются фотографиями колокольчиков.