Факторы риска на уровне семьи.




Какую функцию несут в себе факторы здоровья и факторы риска?

Факторы здоровья создают атмосферу принятия и поддержки, помогают справляться с трудностями, создают условия для развития и реализации, накапливают ресурсы для достижения поставленных целей. Факторы здоровья несут в себе созидательную функцию. А факторы риска несут в себе функцию разрушительную: разрушают взаимоотношения; нарушают спокойствие, гармонию; утяжеляют прохождение кризисов в жизни человека и семьи; ломают психику, настрой, уверенность.

А сейчас давайте подробнее рассмотрим по каждой зоне комфорта и дискомфорта факторы риска и факторы здоровья.

Рекомендация - практикум: найдите в каждой зоне свои факторы риска и факторы здоровья, присутствующие именно в вашей семье. Это минимальная экспресс диагностика, которая поможет понять, что «неблагополучно в вашем королевстве» - это будут факторы риска и давайте посмотрим, что с этим можно сделать - а это уже факторы здоровья.

Факторы риска на уровне семьи.

l Если в семье имеет место быть!

l Нарушенные детско-родительские отношения: конфликты, непонимание, недоверие.

l Насилие – жестокое обращение не только по отношению к ребенку, но в супружеских отношениях. Ведь ребенок является свидетелем, а иногда и участником семейных конфликтов, представьте себе какую травму получает ребенок, и с ней он приходит во взрослую жизнь.

l Бесприютность (эмоциональный холод и пустота). Вроде и родители рядом, но заняты собой; тепла, любви, заботы, внимания настолько мало, что детям неуютно и «холодно».

l Нет навыков совладания с трудностями (не владеют родители и не научены дети);

l Родители не являются примером (нет ЗОЖ (здорового образа жизни), семейные ценности не привиты);

l Нет принятия, поддержки, много критики и обвинений (семья не является ресурсом, местом, где тебя поддержат и помогут).

А теперь давайте рассмотрим, какие есть факторы здоровья на уровне семьи. Именно эти факторы помогают разрешать проблемы, и наши усилия по психоэмоциональному «оздоровлению» семьи необходимо направлять на их созидание и формирование.

Факторы здоровья на уровне семьи:

l Учимся разговаривать друг с другом: и по потребности (с уважением) и просто так (обсудить заинтересовавшее, вызвавшее восторг или непонимание). Именно беседа (без нотаций) развивает интеллект, кругозор и мотивацию к знаниям.

l Учимся слушать и слышать, даем право детям на собственное мнение, обозначаем свое мнение без давления и немедленного выполнения.

l Наивысший пилотаж: учимся чуткости и чувствительности: считываем невербальные признаки усталости, печали, раздражения, обиды – присоединяемся с уважением к чувствам ребенка, и даем возможность детям научиться «чувствовать» и нас, родителей. Эмоциональный интеллект можно развивать именно таким образом.

l Всегда выступаем на защите интересов своих детей! В тех случаях, когда их права нарушены. В приоритете у родителей – дети, именно родители удовлетворяют базовую потребность в защите и безопасности. Пренебрегая собственным ребенком, мы создаем у него комплекс неполноценности и он всю свою взрослую жизнь будет искать опоры, у него будет мало шансов научиться быть самостоятельным и отвечать за свою жизнь.

l Расширяем зону самостоятельности ребенка в зависимости от его возраста наряду с повышением ответственности за сделанный выбор. Используем проактивный подход к ошибке (неудаче, неуспеху): ошибка (неудача, неуспех) – это не повод для страданий, а великолепная возможность чему-то научиться, расширить свои компетенции (умения).

l Делимся своим пережитым опытом: и успешным и не очень, зная, что и у родителей не всегда все получалось, ребенку легче удерживать самооценку на адекватном уровне. В тех случаях, когда родители преподносят себя исключительно талантливыми и способными детьми, у детей формируется неуверенность и в последствии неуспешность.

l При высоким риске непонимания, возникшем между родителями и детьми: стараемся поставить себя на его место, вспомнить себя в детстве и юности, вы тоже вряд ли были идеальным ребенком. Идеальный это какой? Послушный?

l Говорим о своих чувствах: и о том, что любим его, и о том, чем огорчаемся им (ребенком). Эмпатия – чувствовать себя и других вокруг себя дает каждому из нас чувство удовлетворения собой и помогает формировать чувство собственного достоинства.

l Осваиваем искусство совместной деятельности: черездомашние обязанности (они должны быть у каждого ребенка в зависимости от его возраста, именно они помогут научить детей не только «брать», потреблять, но «давать», заботиться о других); через досуг: вместе отдыхать, заниматься спортом, играть в настольные (или другие) игры, заниматься другими полезными делами; помощь и забота родственникам или тем, кому плохо.

l Дружим с его друзьями, по возможности и с родителями его друзей: корректно, вежливо, доброжелательно.

l Развиваем исключительность и индивидуальность ребенка, протежируйте (пиарте) его успехи, патронируйте (поддерживайте) его неудачи. Для ребенка самая большая радость, когда родители им гордятся и рассказывают другим о его успехах.

l Созидайте свое «Я»: ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример тому. Можно много говорить, но именно действия родителей определяют модель поведения ребенка.

l Учите детей способам совладания или преодоления трудностей: это поможет всегда знать – что и как делать в сложных ситуациях.Воспринимать жизнь, как тренинг – здоровьесберегательный подход, помогает минимизировать стрессы и активнее преодолевать неприятности. Учите как справляться с проблемами, большими и маленькими - подбрасывайте своим детям задачки на разрешение: расскажите трудную жизненную ситуацию, и вместе пообсуждайте, как, каким образом можно порешать проблему. Обсудите варианты, зацените оригинальность, находчивость, остроумие, обязательно похвалите!

l Учите детей ставить границы: и у себя в семье (правила, запреты) и во внешнем мире. Когда ребенок четко понимает, что можно или следует делать, а что категорически запрещено (указывайте причины запрета, например, небезопасно), он учиться успешно защищать свою «территорию» и будет уважать границы другого человека.

l Формируйте позитивный взгляд: положительный настрой (концентрация на положительных, приятных моментах, происходящих в нашей жизни). Удерживаемся сами и помогаем детям не «соскользнуть» в отрицательный дрейф (концентрация на неблагополучных, неудачных ситуациях).

l Развиваемся добрыми делами сами и помогаем детям помогать другим. Добрые дела не за плату и благодарность, а просто потому, что кому-то нужна помощь. Помогая другим, ребенок учится милосердию и принятию особенностей других людей.

l Учим детей презентовать себя без подавления других. Именно умело презентуя своя успехи и достижения ребенок учиться повышать свою самооценку, вырабатывает рефлексию (умение соотнести себя с другими людьми).

l Учимся хвалить и поощрять детей (с правилами похвалы познакомим вас позже, в следующих публикациях), грамотно выстраивать санкции (наказания без унижения).

l Наслаждаемся счастьем быть мамой или папой – всегда и навсегда!

l Детский телефон доверия 8 800 2000 122 – всегда рядом с вами.

l Бесплатно – с любого стационарного или мобильного номера.

l Анонимно – не надо представляться, номер телефона не определяется.

l Круглосуточно – днем и ночью, в будни и праздники – всегда!

l Конфиденциально – содержание вашей беседы с психологом останется между вами, запись разговора не производится.

l 38 03 03 – областной телефон доверия: для взрослых по их взрослым проблемам.

Продолжение следует

Начальник отдела организации деятельности телефонов экстренной психологической помощи ГКУ «Областной центр развития и контроля качества социальных услуг» Миронова Н.Р.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: