Л. П. ЕЛЬНИЦКАЯ
ИСПОВЕДЬ АНТИГЕРОЯ
(«Записки из подполья» Ф. М. Достоевского
И «Распад атома» Г. Иванова)
Эти романы постепенно уступят место дневникам
И автобиографиям, которые могут стать
Пленительными книгами, если только человек
Знает, как выбрать из того, что он называет своим
Опытом, то, что действительно есть его опыт, и как
Записать эту правду собственной жизни правдиво.
Ральф Уолдо Эмерсон
Во всем, что мы говорим о себе, присутствует
Обман, мошенничество...
Мишель Лейрис
Друг мой! Нет другого света... есть хаос...
Он поглощает племена... и мы в нем исчезнем...
Мы никогда не увидимся... разные дороги...
все к ничтожеству... Прощай! Мы никогда не
Увидимся... нет рая — нет ада... люди брошенные
Бесприютные созданья.
М. Ю. Лермонтов. «Menschen und Leidenschaften»
≪Записки из подполья≫ принадлежат к жанру литературной исповеди
и предваряют активное обращение к этому дискурсу в последующем
творчестве писателя, в его романах. Значение жанра состоит
в том, что исповедь позволяет показать нравственное состояние
человеческой личности, по которому можно судить о состоянии общества
и мира. Герой исповеди, выступающий чаще всего в форме
≪я≫, стремится понять ≪конечные истины≫ о себе и потому открывает
читателю самые сокровенные глубины собственной духовной
жизни. Излюбленная жанровая модель Достоевского оказалась не
менее востребованной в литературе XX в. Сопоставление ≪Записок
из подполья≫ и одного из значительных произведений эмигрантской
литературы ≪Распада атома≫ Г. Иванова позволяет увидеть судьбу
человека (человечества) и мира на большом пространстве, в движении
исторического времени.
ゥ Л. П. Ельницкая, 2007 227
lib.pushkinskijdom.ru
* * *
≪Записки из подполья≫ (1864) знамениты новой — по сравнению
с творчеством 1840-х гг. — постановкой проблемы героя, получившего
≪титул≫ антигероя. Сам писатель видел значение произведения
как раз в том, что в нем он ≪...впервые вывел настоящего человека
русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и
трагическую сторону...≫ (16, 329). Антигерой — это современный
европейски образованный человек, который интуитивно постигает
объективные тенденции мировой истории, связанные с наступлением
на неповторимую личность человека. Антигерой — тот, кто
стремясь сохранить собственное лицо, живет в постоянном противоборстве
с миром, выдвигает бунт и несогласие с ним как программную
установку. Персонаж ≪Записок...≫, представляя самый
принцип личности (самости), не имеет ни имени, ни фамилии, ни
связной биографии. Наделенный непомерным самолюбием, он уподоблен
человеку, с которого содрали кожу и для которого по этой
причине любое соприкосновение с жизнью и людьми нестерпимо.
Огромное тщеславие, болезненное чувство личного достоинства,
будучи нарушением психической нормы, преувеличением, и позволили
Достоевскому показать ≪крупным планом≫ процессы самоопределения,
самосознания и самопознания личности такого типа.
≪Записки...≫ своей проблематикой продолжают ≪петербургский
текст≫ русской литературы, начинавшийся Пушкиным и Гоголем.
Действие условно относится к началу 60-х гг., но конкретные характеристики
времени заменяются обобщенными формулами: ≪наш
отрицательный век≫ или ≪несчастное девятнадцатое столетие≫.
Возраст героя (ему около сорока) условно-символичен: это возраст
зрелости, совпадающий с пределом жизни (герой говорит, что жить
дальше сорока лет неприлично и пошло). Метафорически этот возраст
отождествляется с сорока годами ≪подполья≫, так как ≪подполье
≫ является и принципиальным выбором героя, и вместе итогом
его жизни. Уйдя в отставку, герой живет в ≪углу≫, в скверной
комнате на петербургской окраине. ≪Угол≫, или ≪подполье≫, важнейший
сквозной образ творчества Достоевского, означает сознательное
уединение личности, сознательный разрыв общественных
связей, объясняемый, с одной стороны, презрением героя к миру
и людям, а с другой — его собственной несостоятельностью в любых
актах общения. ≪Подполье≫ — это совокупность идей, а также
своеобразная психология. Антигерой живет обидами, когда-то полученными
в мире, и ≪упражняется в чистом мышлении≫, стремясь
открыть общие законы существования человеческого рода. Первая
часть ≪Записок...≫ дает художественный образ ≪подполья≫ — пространства,
в котором разворачивается драма самосознания героя.
Беспрерывную работу сознания персонаж ≪Записок...≫ именует
228 lib.pushkinskijdom.ru
≪болтовней≫; она является для него заменой жизненного процесса
и способом изживания отпущенного судьбой времени. В ≪болтовне
≫ (т. е. между прочим, без специально поставленной задачи)
осуществляется переосмысление, компрометация, опровержение
идеологических, социальных и других представлений современности.
Но в центре внимания антигероя не сиюминутные вопросы,
а метафизические проблемы человеческой свободы и ее границ.
Настаивая на абсолютной ценности свободы, антигерой признает
и то, что человек является частью природного космоса и вынужден
принимать его власть. Природа представляется подпольному герою
слепой силой, унижающей человека и торжествующей над ним.1
В его словаре есть важнейший образ ≪каменной стены≫, которую
лбом не прошибешь. Природа, выводы естественных наук, математические
аксиомы и т. д. символизируют все неподвластное человеку,
выступающее по отношению к нему инструментом принуждения
(террора). Антигерой из гордости не желает признавать ≪каменную
стену≫; действуя назло всем и всему, он возводит в абсолют личное
своеволие и каприз. Эти деструктивные принципы поведения
являются с точки зрения антигероя единственной возможностью
подтвердить священное право быть свободным. Человек, следовательно,
принуждается к бунту, если не хочет терять своей личности.
С позицией бунта и связан самый процесс самосознания, в результате
которого возникает догадка антигероя о темной иррациональной
природе человека. Между двумя несовместимыми крайностями
совершается историческая судьба человека. С одной стороны, существует
возможность упорядоченной общественной жизни, опирающейся
на рациональность поведения и принцип личной выгоды,
с помощью которого человека можно приручить, подкупить и подчинить.
Другая возможность, связанная с принципом безграничной
свободной воли и, следовательно, непредсказуемостью поведения
человека, признанием иррациональности его природы, сопрягается
в конечном счете с образом хаоса (социального и всякого другого).
Начиная с защиты свободной личности, антигерой приходит в мышлении
к логическому тупику, к признанию, что путь свободы в сущности
ведет человека к смерти.
Интеллектуальный портрет антигероя уточняется его психическими
и физическими состояниями. В своем добровольном заточении
он похож на безумца: обращается к каким-то воображаемым
≪господам≫, задает им вопросы, предвосхищает ответы, возбуждается,
как будто слышит реальные возражения. Риторические восклицания,
уничтожающий смех, парадоксы следуют один за другим.
1 В романе Б. Поплавского ォАполлон Безобразовサ героиня Тереза видит