М. Ю. Лермонтов. «Menschen und Leidenschaften»




Л. П. ЕЛЬНИЦКАЯ

ИСПОВЕДЬ АНТИГЕРОЯ

(«Записки из подполья» Ф. М. Достоевского

И «Распад атома» Г. Иванова)

Эти романы постепенно уступят место дневникам

И автобиографиям, которые могут стать

Пленительными книгами, если только человек

Знает, как выбрать из того, что он называет своим

Опытом, то, что действительно есть его опыт, и как

Записать эту правду собственной жизни правдиво.

Ральф Уолдо Эмерсон

Во всем, что мы говорим о себе, присутствует

Обман, мошенничество...

Мишель Лейрис

Друг мой! Нет другого света... есть хаос...

Он поглощает племена... и мы в нем исчезнем...

Мы никогда не увидимся... разные дороги...

все к ничтожеству... Прощай! Мы никогда не

Увидимся... нет рая — нет ада... люди брошенные

Бесприютные созданья.

М. Ю. Лермонтов. «Menschen und Leidenschaften»

≪Записки из подполья≫ принадлежат к жанру литературной исповеди

и предваряют активное обращение к этому дискурсу в последующем

творчестве писателя, в его романах. Значение жанра состоит

в том, что исповедь позволяет показать нравственное состояние

человеческой личности, по которому можно судить о состоянии общества

и мира. Герой исповеди, выступающий чаще всего в форме

≪я≫, стремится понять ≪конечные истины≫ о себе и потому открывает

читателю самые сокровенные глубины собственной духовной

жизни. Излюбленная жанровая модель Достоевского оказалась не

менее востребованной в литературе XX в. Сопоставление ≪Записок

из подполья≫ и одного из значительных произведений эмигрантской

литературы ≪Распада атома≫ Г. Иванова позволяет увидеть судьбу

человека (человечества) и мира на большом пространстве, в движении

исторического времени.

ゥ Л. П. Ельницкая, 2007 227

lib.pushkinskijdom.ru

* * *

≪Записки из подполья≫ (1864) знамениты новой — по сравнению

с творчеством 1840-х гг. — постановкой проблемы героя, получившего

≪титул≫ антигероя. Сам писатель видел значение произведения

как раз в том, что в нем он ≪...впервые вывел настоящего человека

русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и

трагическую сторону...≫ (16, 329). Антигерой — это современный

европейски образованный человек, который интуитивно постигает

объективные тенденции мировой истории, связанные с наступлением

на неповторимую личность человека. Антигерой — тот, кто

стремясь сохранить собственное лицо, живет в постоянном противоборстве

с миром, выдвигает бунт и несогласие с ним как программную

установку. Персонаж ≪Записок...≫, представляя самый

принцип личности (самости), не имеет ни имени, ни фамилии, ни

связной биографии. Наделенный непомерным самолюбием, он уподоблен

человеку, с которого содрали кожу и для которого по этой

причине любое соприкосновение с жизнью и людьми нестерпимо.

Огромное тщеславие, болезненное чувство личного достоинства,

будучи нарушением психической нормы, преувеличением, и позволили

Достоевскому показать ≪крупным планом≫ процессы самоопределения,

самосознания и самопознания личности такого типа.

≪Записки...≫ своей проблематикой продолжают ≪петербургский

текст≫ русской литературы, начинавшийся Пушкиным и Гоголем.

Действие условно относится к началу 60-х гг., но конкретные характеристики

времени заменяются обобщенными формулами: ≪наш

отрицательный век≫ или ≪несчастное девятнадцатое столетие≫.

Возраст героя (ему около сорока) условно-символичен: это возраст

зрелости, совпадающий с пределом жизни (герой говорит, что жить

дальше сорока лет неприлично и пошло). Метафорически этот возраст

отождествляется с сорока годами ≪подполья≫, так как ≪подполье

≫ является и принципиальным выбором героя, и вместе итогом

его жизни. Уйдя в отставку, герой живет в ≪углу≫, в скверной

комнате на петербургской окраине. ≪Угол≫, или ≪подполье≫, важнейший

сквозной образ творчества Достоевского, означает сознательное

уединение личности, сознательный разрыв общественных

связей, объясняемый, с одной стороны, презрением героя к миру

и людям, а с другой — его собственной несостоятельностью в любых

актах общения. ≪Подполье≫ — это совокупность идей, а также

своеобразная психология. Антигерой живет обидами, когда-то полученными

в мире, и ≪упражняется в чистом мышлении≫, стремясь

открыть общие законы существования человеческого рода. Первая

часть ≪Записок...≫ дает художественный образ ≪подполья≫ — пространства,

в котором разворачивается драма самосознания героя.

Беспрерывную работу сознания персонаж ≪Записок...≫ именует

228 lib.pushkinskijdom.ru

≪болтовней≫; она является для него заменой жизненного процесса

и способом изживания отпущенного судьбой времени. В ≪болтовне

≫ (т. е. между прочим, без специально поставленной задачи)

осуществляется переосмысление, компрометация, опровержение

идеологических, социальных и других представлений современности.

Но в центре внимания антигероя не сиюминутные вопросы,

а метафизические проблемы человеческой свободы и ее границ.

Настаивая на абсолютной ценности свободы, антигерой признает

и то, что человек является частью природного космоса и вынужден

принимать его власть. Природа представляется подпольному герою

слепой силой, унижающей человека и торжествующей над ним.1

В его словаре есть важнейший образ ≪каменной стены≫, которую

лбом не прошибешь. Природа, выводы естественных наук, математические

аксиомы и т. д. символизируют все неподвластное человеку,

выступающее по отношению к нему инструментом принуждения

(террора). Антигерой из гордости не желает признавать ≪каменную

стену≫; действуя назло всем и всему, он возводит в абсолют личное

своеволие и каприз. Эти деструктивные принципы поведения

являются с точки зрения антигероя единственной возможностью

подтвердить священное право быть свободным. Человек, следовательно,

принуждается к бунту, если не хочет терять своей личности.

С позицией бунта и связан самый процесс самосознания, в результате

которого возникает догадка антигероя о темной иррациональной

природе человека. Между двумя несовместимыми крайностями

совершается историческая судьба человека. С одной стороны, существует

возможность упорядоченной общественной жизни, опирающейся

на рациональность поведения и принцип личной выгоды,

с помощью которого человека можно приручить, подкупить и подчинить.

Другая возможность, связанная с принципом безграничной

свободной воли и, следовательно, непредсказуемостью поведения

человека, признанием иррациональности его природы, сопрягается

в конечном счете с образом хаоса (социального и всякого другого).

Начиная с защиты свободной личности, антигерой приходит в мышлении

к логическому тупику, к признанию, что путь свободы в сущности

ведет человека к смерти.

Интеллектуальный портрет антигероя уточняется его психическими

и физическими состояниями. В своем добровольном заточении

он похож на безумца: обращается к каким-то воображаемым

≪господам≫, задает им вопросы, предвосхищает ответы, возбуждается,

как будто слышит реальные возражения. Риторические восклицания,

уничтожающий смех, парадоксы следуют один за другим.

1 В романе Б. Поплавского ォАполлон Безобразовサ героиня Тереза видит



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: