РАЗМЫШЛЕНИЯ О РЕСТАВРАЦИИ




ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ УЧАСТНИКОВ ЭКСПЕДИЦИИ

«ТВЕРСКАЯ КАРЕЛИЯ»

(Июль, 2021)

Экспедиционный отряд «Навигатор» отделения Реставрации

Колледж «26 КАДР»

***************************************************************

В полевых дневниках и сочинениях участники экспедиции записывали свои наблюдения, размышления, чувства и переживания.
Объединив эти записи, мы сохранили индивидуальную стилистику и авторские высказывания, передающие личные впечатления и мысли участников отряда.

Темы сочинений были даны во второй половине экспедиции для запуска параллельного событиям потока осмысления и обсуждения и общего видения культуры и истории региона Тверской Карелии.
На камеральном этапе, через две недели после завершения полевого этапа экспедиции, участникам отряда в качестве осмысления итогов экспедиции были предложены темы«Экспедиционный театр» и «Размышления о реставрации»,отражающие внутреннюю, диалоговую, но основную направленность экспедиции. Чтобы воссоздать единый образ, здесь мы не приводим ссылку на авторов.

***************************************************************

Михина Анастасия.

«Уходящая деревня: деревянные дома, быт, большая семья»
Мы в Еремеевке… Узнали очень много о жизни карелов в былые времена. Большие семьи, ухоженные деревянные домики, религия и язычество проявляются даже в повседневных делах. Роды́ продолжались, народ жил, деревни Тверской Карелии процветали.
Время шло… Люди начали уезжать из деревень в поисках образования и более прибыльной работы, молодые перевозят свои семьи в города, остаются в домах только бабушки и дедушки (они с желанием общаются с нашим отрядом, потому что даже внуков редко привозят).
Раньше жизнь здесь кипела, традиции развивались, люди соблюдали карельский быт и ценили память о предках. Но время не щадило ничего, люди "русели", потому что это было вынужденной мерой. То же образование можно было получить только на русском языке. Карелы начали стесняться себя, скрывать корни, их дети и внуки вовсе не знают о своём происхождении. А происхождение очень важно, ведь целый народ на грани исчезновения. Конечно, сторонние люди, заинтересованные в культуре карелов, могут постараться сохранить этот пласт, но, если местные сами не захотят этого, ничего не выйдет. Именно поэтому мы стараемся подключить к нашим исследованиям самих карелов, расспрашиваем об их ранней жизни, предках. Люди с теплом вспоминают своих родителей, бабушек и дедушек, поют нам песни и читают стихи на родном языке.
Корни нужны. Корни важны!

«Народ карелы: чему нас учит их история?»
Поведу речь именно о Тверской Карелии, так как в этом краю сейчас и проводим наши исследования.
Сюда люди бежали, почти не успев перенести с собой всю культуру и быт. Тем не менее, главные части жизни передались и отзываются в Тверской области. Потомки, говорящие по-карельски, верящие в хозяев мест, хранящие старые вещи, сформировали здесь то самое, «карельское», в Тверской Карелии. Но сейчас это начало угасать.
Карелов осталось мало. Далеко не все старые люди гордятся своим происхождением (виновны гонения), молодых в деревнях мало, да и им это не нужно, а дети иногда даже "не в курсе" своего происхождения. Приезжие и заинтересованные в карелах люди иногда "ворошат" память о корнях, но этого для сохранения народности мало: важно, чтобы местные сами хотели и проявляли инициативу. Для этого существует "Oma Randa"- главный фестиваль карельской культуры, направленный на её восстановление. Вымирание тверских карел навело меня на мысль, что свой этнический код нужно ценить, иначе все мы забудем, какого рода-племени и перестанем открывать для себя мудрость и сокровища нашего народа, забудем родной язык. Тогда придется собирать всё сначала, с огромным трудом складывая обломки.
«Вера и верования»
В Тверской Карелии к вере относятся по-особенному.
Поначалу карелы были только язычниками: хозяева мест (любых - от леса до бани), ритуалы в доме, без которых не мог обойтись быт, особые вышитые орнаменты на одеждах и утвари, заговоры. Этим мы с ними похожи, но, в отличие от карел, славяне, погрузившись в христианство (с язычеством несовместимое), стали верить в единого Бога и случись что - молиться ему. Карелы же - народ удивительный - приняли христианство, но от язычества отказываться не стали. Из этого сформировалось своё видение веры, для нас необычное. Например, увидит карел в лесу нечистое - крестится и одновременно хозяина леса о помощи просит.
Немного узнав карелов, я поняла, что этот народ, принимая что-то новое, не станет жертвовать традициями: то, что, казалось бы, не может совместиться, органично соседствует в их мире.
«Как народу сохранить свою культуру и зачем её нужно сохранять?»
Мы побывали в Тверской Карелии, почувствовали культуру и быт местных, узнали, что тверские карелы - народ вымирающий. Из этих наблюдений у меня родились некоторые рассуждения.
Люди не зря передают культуру из поколения в поколение. Предки прекрасно понимали уклад жизни и имели точное представление о ней. Чтобы их дети не проходили весь тернистый путь заново, уже познавшие жизнь родители учили их. Но ребенок не станет долго слушать серьезные нравоучения, поэтому родились сказки, считалки, колыбельные. Вырастая, ребенок понимал, как всё устроено, был готов к невзгодам взрослой жизни. Сейчас родители всё чаще вынуждены заменять общение с детьми работой, а дети невольно проводят время с гаджетами больше, чем с родителями.
Этот процесс происходит во всем мире, но именно тверские карелы - народ очень малочисленный, поэтому такое отношение к культуре сильно чувствуется. Вместе со знаниями о быте уходят язык, старые традиции и представление карелов о том, что они являются карелами. Корни нечем питать, они иссыхают и уходят из памяти людей. Это губит целый народ.
Культуру нужно сохранять: учить детей говорить на родном языке, старшим - не стесняться учить детей, собираться вместе и укреплять память о родном народе. Ведь если все забудут, кто они есть - придется заново учиться понимать окружающий мир и друг друга!

***************************************************************

Макаревич Илья

Дневник:
6 июля: заезд в бор.
Много незнакомых лиц, кого-то я, быть может, видел на зимнем выезде, но имён не помню. После недавней 2-х дневной вылазки (в Козлово в мае), бор кажется очень уютным.
8 июля: переход.
Для меня это был первый опыт подобного перехода. Погода стояла жаркая, комары досаждали, плюс мы немного заплутали. Но, в целом, это было интересно.
9 июля: музей в Еремеевке.
Мы пришли в музей в доме культуры в Еремеевке. Это была реконструкция карельской избы, с предметами карельского быта: люлькой, ткацким станком, коромыслами, посудой и т.п.
10 июля: библиотека.
Очень плодотворное изучение литературы в сельской библиотеке. Впервые с таким интересом и рвением я изучал книги. Я нашёл много информации по своей теме и по различным другим (свадьбы, язычество у карел, национальная одежда, кулинария, поговорки и т.д.). Потом ребята ушли на реку купаться, а я с Леной остались в клубе, где я безвылазно сидел в библиотеке.
Далее записи не датированы, поэтому просто выдержки из дневника:
Начался первый день репетиции. Ульяна Анатольевна с Юшей и Леной писали сценарий, распределяли роли. До этого я некоторое время ходил в театральный кружок по английскому языку. И, конечно, те репетиции ни в какое сравнение не идут с репетициями нашего театра. Всё было очень весело, ребята репетировали свои роли, смеялись над ошибками и «ляпами». И, при этом, подготовка шла бодро и эффективно.
Познакомился с двумя местными мальчишками: Артёмом и Егором. Они почему-то называли меня Путиным. Очень часто заходят в клуб и интересуются: «А что это вы тут делаете?». Подглядывали, как мы репетируем, читаем. Всегда, когда видели голубя Серёгу, просили дать его погладить.
Я получил свой текст. И, несмотря на то, что это была очень объёмная речь, я выучил её очень быстро (минут за пять). Наверное, потому, что эти слова мне как-то подходили, мы вместе их обсуждали с Ульяной Анатольевной.
Первый спектакль. Я на нервах. До это я играл всего одну роль (роль неподвижного скелета), поэтому волновался. Во время спектакля случился межгалактический косяк с музыкой. На танце девочек она оборвалась, потом включилась совсем не та, были задержки или она не включилась. Плюс, один раз был перепутан порядок выхода актёров, благо в нашей команде мастера импровизации. К счастью, эти косяки не повлияли на мнение зрителей о спектакле. Ведь главное - вложенная в дело душа…
Ульяна Анатольевна попросила сделать для нашей команды коромысло-воду в вёдрах таскать. Ничего подобного я раньше не делал, да и топором лишь дрова рубил, а кроме топора разве что ножики в качестве инструмента. Но самому было интересно, так что взялся. Нашёл брёвнышко подходящее, с изгибом небольшим (хороших брёвен с большим изгибом, к сожалению, не нашёл), отмерил равное расстояние для плеч и принялся за работу. Два неполных дня делал коромысло. Вышло оно массивным, крепким, неказистым немного, но мне оно глаз радовало. Своё ведь, своими руками сделано! И пользовались мы им не раз в течении экспедиции.
…Длительно время не было записей…
Концерт в деревне Никулино
Этот клуб был может опрятнее и оснащённее клуба в Еремеевке, но мне он почему-то понравился меньше. На сцене была обнаружена проблема с плинтусом: была отломана большая часть. И Ульяна Анатольевна попросила исправить это досадное недоразумение. Я нашёл отломанный кусок плинтуса и ещё несколько щеп. Нарыл столярный клей и ПВА, молоток и гвозди. Упаковка столярного клея оказалось порвана, поэтому вместе с плинтусом мои руки были щедро обмазаны клеем. В итоге, плинтус был прикреплен клеем и гвоздями. Однако, минут через 15 Андрей Борисович заметил, что гвозди стали выпирать, а плинтус снова разваливаться. Тогда я вынул три маленьких гвоздя из плинтуса, вытащил один большой гвоздь из сцены, достал ещё один крупный гвоздь и небольшой шуруп. Вбив их, я удостоверился, что теперь-то эта конструкция не развалится от любого чиха.
Концерт, как и в Еремеевке, имел большой успех.
Далее записей нет.

****************************************************************

Росич Нина

Дневник
Сегодня 20 июля, 22 числа мы уезжаем домой. Если честно, домой совсем не хочется. Вся эта походная жизнь, походный быт стали очень родными и привычными. Я заметила, что все ребята называют свои палатки домом, и на вопрос «где ты?» или «куда ты?» отвечают «домой!». Это очень приятно слышать, приятно быть частью всего этого.
Да, бывают мои личные мысли, которые раздражают или удручают, но в общем и целом я в восторге. Да, я не высыпаюсь и устаю из-за жары, живу, можно сказать, на износ. Но тот момент, когда ты закончил работу, садишься на брёвнышки возле костра и получаешь то, что казалось бы самое обычное, простое, но для тебя это становится высшей и самой вкусной наградой. И эта награда - еда. Но не просто еда, а еда, приготовленная в полевых условиях, в старом, покрытом копотью и сажей кане настолько, что при прикосновении ладошки становятся чёрными. Еда, приготовленная с любовью и заботой. Получаешь свою тарелку вкуснейшей награды, садишься под старую, качающуюся от ветра сосну в нашем сосновом бору, кушаешь, наслаждаешься и любуешься красотой природы. Той природы, которая именно сейчас, в этот момент времени только твоя, и тех 19 товарищей, с которыми у вас общий секрет, общая тайна….
Поел, и бежишь в припрыжку с девочками в нашу речку купаться, поплавал вдоволь и за чаем, к костерку. Ну а вечером, да что вечером, все тот же, любимый и греющий душу костёр, качающиеся от ветра сосны, рядом интереснейшие люди, прекрасные руководители рядом и именно тогда, когда укусы насекомых становятся нормой, колодезная ледяная до дрожи костей вода для тебя уже тёплая, жара весь день даже радует, а разговоры с местными и их улыбки селят в твоей душе радость - ты понимаешь:
Вот он… мой дом!

***************************************************************

Яфаров Павел

Дневник
06.07.2021
- Приехали в бор
- Фестиваль '' Oma Randa" (моя земля)
- Фестиваль "Наследие".
07.07.2021
- Встреча с отцом Дмитрием
Факты о карелах и Тверской Карелии:
- связь поколений теряется
- другой ход времени, нету часов, только утро, день, вечер
- карелы спокойные, но злопамятные
- мало кто хочет или желает восстанавливать традиции
- карельский эпос (калевала) почти не сохранился
- прямые дороги в последствии стали объездными, куда раньше можно было добраться достаточно быстро, теперь стало гораздо дальше и труднее.
08.07.2021
Переход из бора в Еремеевку. Занял целый день, несмотря на то, что маршрут был небольшой, мы с долго и с трудом искали заросшую лесную дорогу между деревнями, к счастью встретили отца Дмитрия. С ним дошли до Нестерехи(заброшенная деревня) и недалеко от неё разбили лагерь на поляне.
09.07.2021
Экскурсия с Валентиной Васильевной в музее ДК в Еремеевке.
11.07.2021
Поход в Козлово, в храм.
Открытие фестиваля "Наследие".
12-15.07.2021
Репетиции спектакля "Газами души" в Доме Культуры в Еремеевке.
Каждый вечер ходили купаться на запруду.
Так же 15.07.2021 мы переехали из Еремеевки обратно в бор.
15.07 - 22.07 - жили в бору.
17.07.2021
Тезисы:
1) в трапезных собора сходился мирской суем.
Суем - деревенская община.
2) после похорон вымывали весь дом, а воду сливали под правый угол дома, т.е. туда где находился красный угол.
3) как только мужчина женился он начинал отращивать бороду и не сбривал её, пока находился в браке.
18.07.2021
- выступление со спектаклем "Глазами души" в Никулино.
- Волонтерские работы, у мальчиков на кладбище, у девочек на площадке фестиваля "Наследие" рядом с часовней. С Лешей мы откопали два креста, которые должны были стоять на надгробии. Вечером, когда все собрались в лагере, мы снимали сценки из нашего спектакля и фотографировались в поле.
20.07.2021
Сегодня мы с Катей ходили к Антонине Николаевне. Она рассказала нам о своей жизни и о жизни в Тверской Карелии. Так как эта информация для нас весьма интересна, мы её записывали. Мы уже ходили группой к Антонине Николаевне, но расспросить все более подробно так и не успели.
21.07.2021
Выступление с нашим спектаклем в ДК в Козлово. Также сегодня последняя ночёвка в лагере, а утром выезд в Москву.
Сегодня Никита приготовил тортик в проходных условиях.
Вместо коржей он использовал печенье, а в прослойку входил крем из масла, сгущёнки, какао и варенья.

«Уходящая деревня, дом, быт, большая семья»
Прошло совсем немного времени с момента, когда деревни Тверской Карелии были не заброшенными, а наполненными людьми. Однако сейчас положение таких деревень, как Нестериха, Малое Козлово, Коды, Ламовка гораздо ухудшилось; буквально по пальцам можно пересчитать сохранившиеся, но побитые временем дома, в которых доживают свои годы такие же «ветхие» старушки.
Дома карелы строили скромные, как и их жизнь. Внутри не было ни росписей, ни вырезов, только печь, да стол, да скамейки широкие. На скамейках на этих и за столом сидеть и спать можно, а когда в доме кто-то умирал, застилали скамейку белой простыней, клали на неё покойника. Затем покойника вымывали, в чистое одевали, на следующий день мастер гроб делал; положат его в гроб, похоронят, помянут, и в тот же день, как покойника похоронили, весь дом вымывают, а ведро с грязной водой сливают под красный угол, чтобы все, что осталось от покойника ушло к Богу.
В быту у карелов было множество приспособлений«на все случаи жизни». Например, "ночьва" - корзинка для пирогов - это обычная плетеная корзинка, отличающаяся от других загнутыми внутрь краями. Или же "чичиля" - это кадка для тушения углей. Представляет из себя железный бочонок, стоящий на трех ножках, в него ссыпают горячие угли и оставляют их там остывать, тем самым в холодное время года "чичиля" приобретает функцию обогревателя.
Зачастую, карельские семьи очень большие: от пяти до десяти и более человек. Находясь в Еремеевке, мы встретили пожилую пару - Дядю Серёжу и Ольгу Михайловну. У них трое детей, шестеро внуков и внучек и один правнук. Несмотря на то, что связь поколений у карел теряется, тем не менее остаются еще семьи, которым «не все равно» на свой род и язык. На мой взгляд, именно на таких людях держится карельская культура и карельские традиции.
«Вера и верование карел, мое представление и представления моих сверстников»

Карельский народ был верующим, но, несмотря на это, у них ходили поверья про разных духов. У каждого духа было свое место обитания и к каждому нужно было иметь свой подход. Пошел человек в лес, перед входом должен был обязательно перекреститься лесному духу, попросить у него прощения за то, что тревожит его своим присутствием - только тогда можно было заходить в лес. А в случае непослушания наговаривали духи на человека, и мог он заблудиться в лесу или в речке утонуть или заболеть.
Рассказывали нам местные жители истории об этих духах. Вот, например, одна из таких историй: пошёл однажды сосед наш на реку рыбу ловить, а клев все не идёт, да не идёт, ну и выругался он сильно, как домой пришёл сразу занемог. Жена его спрашивает, что на реке делал, ну он и рассказал все как было, жена сразу поняла, что речной дух на него болезнь навёл. Повела тогда она его на реку, долго они там пробыли, все она ему какие-то слова наговаривала, да руками размахивала. А как пришли они с реки, муж здоровенький, как будто ничего и не было. Говорят, что была его жена знающая, и что они там у реки обряды совершали, перед духом извинялись.
До сих пор удивляюсь я местам, в которых был, и народу, который в них живёт. Моё представление об этом народе до того, как я более подробно его изучил, было точно такое же, как и о всех других народах. Однако, познакомившись с их верой и традициями поближе, я понял, что они сильно отличаются от других. Изучив более подробно веру и верование карел, я обнаружил, что вера в Бога у них схожа с русским народом, а вот верования в духов у карел не схожи ни с каким народом, по крайней мере с теми, которые я знаю и о которых читал. Почти не существует народов, которые ходят просить прощения у реки и кланяться лесным духам. Пусть со стороны, тем более современному поколению, это может показаться странным, но зато это сильно отличает карелов от других народов.

***************************************************************
Вараксин Василий

«Уходящая деревня. Деревянный дом, быт, большая семья»

Когда я смотрел на огромные, пустующие, рушащиеся карельские дома в деревнях, мне пришло в голову интересное сравнение… Карельский дом - это монументальное сооружение, подобное греческому храму: оно кажется незыблемым, непоколебимым, тектоническим…
Он - большой и грозный.
Но что такое дом без семьи? Ведь семья является основой, сердцем дома.
Дом создаётся ради семьи, ради жизни, ради быта.
Ведь если человек забывает о доме, то он начинает разрушатся, и, подобно греческому храму уходить в историю…
Семья как краеугольный камень является основой дома, его фундаментом.
Для любого народа семья является священной частью жизни, но для карел она приобретает особый смысл - сохранение рода.
Карелы делали «отметины» на лице при обзаведении семьей: когда мужчина приводил в свой дом женщину, он обзаводился бородой на всю дальнейшую жизнь.
Ну что такое семья без быта?
Основой семьи является любовь и быт.
Быт карел загадочен, мифологизирован и не прост.
К сожалению, карельская культура от нас уходит, и наша задача как можно сильнее это затормозить и задокументировать.
«Народ карелы. Чему нас учит их история?»

История карел трудна и пронизана испытаниями.
Карельская история наполнена трудностями: одно только переселение карел чего стоит!
Наверное, история карел учит нас терпению и незыблемости.
Карелы храбро справлялись с трудностями, «выпадавщими» на их плечи.
Незыблемость карел выражается в том, что они до последнего дня хранят свою культуру.
Народ карелы словно закрытый клан, в котором свои правила, традиции, верования.
Тебе, чтобы быть карелом, не достаточно просто, чтобы у тебя отец и мать были карелами, тебе надо думать и говорить на карельском.
Терпение и незыблемость…
«Вера и верования»
У карел непростая история, и, поэтому, непростой характер и, соответственно, непростая вера.
Карел крестили в 1227 году, и православными они себя считают и по сей день, но у карел тесно сплелись язычество и Православная вера.
К примеру: "перед входом в лес необходимо перекреститься" - казалось бы, весьма обычный православный ритуал, но карел крестится перед входом в лес,чтобы задобрить лесного хозяина.
Карелы умеют искать компромиссы во всём - и в жизни, и в смерти, и в Боге.

***************************************************************

Макаревич Никита

Дневник.

Первые дни экспедиции:

Рассказ отца Дмитрия:
Карелы начали переселяться в 1617 г. После того, как их начали притеснять лютеране-шведы. С родины они привезли большую часть своей культуры: язык, обычаи, кулинарию. Несмотря на то, что карелы переняли многие русские слова, ассимиляции с русскими не произошло, и они сохранили свою культуру, в отличии от тех карел, которые остались на своей родине.
К сожалению, песни и сказки почти не добрались до России, а после прихода к власти Хрущёва началась утрата культуры, и сейчас многие жители уже не осознают себя карелами. А после постройки автострад дороги между деревнями были забыты и родственные связи между ними были утрачены.

Рассказ Валентины Васильевны Королевой:
Кухня-слопи
Луатка - карельский горшок - продолговатая миска для запекания еды.
Булюшка - кефир, простокваша. Из неё делали творог, сыворотку.
Сывороткой могли кормить скот.
Чиджиля - воронка.
Саумвара - самовар, в нём могли варить яйца.
На зиму собирали ягоды и грибы.
Творог собирали, сливали сыворотку, мешали и придавливали грузом, потом добавляли ещё творога и молоко, снова мешали и прессовали, и так до зимы.
Солили огурцы, капусту. Свёклу и морковь сушили на чай. Зимой и осенью собирали корни землянику, сушили в печке на чай. Мясо сушили в печке.
Сборище - праздненство после Рождества, когда люди из разных деревень собирались в домах другой деревни, обязательно играл гармонист, парни и девушки пели и плясали.
Печёную свёклу, завёрнутую в платок, давали сосать младенцу.
Картошка - основное блюдо.
Взаимопомощь была основой выживания, даже прохожих встречали добром.
Тоти-рока - чёрные щи.
Овсяный кисель был главным блюдом на поминках. Готовился за несколько дней до смерти.
5 день экспедиции
Утро началось с зарядки. После завтрака наши пошли в дом культуры на встречу с местными. Я же сходил в магазин и после этого отправился в лагерь. Вроде как погода меняется, и надеюсь жара скоро спадёт. В колодце утопилось ведро, и мы остались почти без воды. Очень жду репетиций спектакля.
6 день экспедиции
Я остаюсь один в лагере. Пришла Ирина Петровна. Она рассказала много интересного о культуреи языке карел и даже дала самоучитель карельского. По своей структуре он немного напоминает польский и немецкий. Я начал его изучать.

7 день экспедиции
Начали репетировать спектакль. Было весело, но придётся выучить тонну текста и два танца. Впервые утро было облачным. Я думаю, что гастроли пройдут хорошо. Деревенские утопили колонку в реке.
8-9 день экспедиции
Идут усиленные репетиции, стоит жара, но время от времени налетают облака. Первый раз выступил на концерте. Великолепные ощущения. Несмотря на волнение и косяки, всё было замечательно.
13 день экспедиции
Было окончательное закрытие фестиваля. На церковь поставили крест, и отец Дмитрий читал молитвы, а потом окропил крест святой водой. Лена спускала флаг. Потом мы пошли в дом на встречу с Дмитрием Валерьевичем Тузовым. Снова пытались добыть информацию у местных, но безуспешно. В 16:00 встретились с матушкой Марией. Кантеле очень приятный и простой инструмент.
14 день экспедиции
Сыграли для администрации. Было мало места. Кегрей нужно дорабатывать. Придя на базу, я наконец-то впервые за 10 дней поспал днём. Завтра последний спектакль.
15 день экспедиции
Дали последний спектакль. Понял, что эмоционально выдохся. Хочется домой, поспать и отдохнуть от впечатлений. Все делились впечатлениями. Завтра уезжаем.

«Большая семья»
В любых крестьянских семьях, издавна, большая семья была символом здоровья и благополучия семьи. Чем больше детей, тем больше работников в будущем. Также многодетность была залогом продолжения рода. С другой стороны, детей нужно ещё вырастить, и это было зачастую непосильной задачей - голод и болезни губили очень многих, и хорошо если выживали половина. Но дети - всегда большое счастье для родителей. Пока родители в поле, старшие смотрят за младшими, ухаживают за скотиной и делают другую несложную работу. А когда им

исполнялось по 12-14 лет, они становились наравне со взрослыми в поле. Сейчас, к сожалению, большая часть людей уезжает из деревень, и в них остаются только старики да малые дети, и в скором времени деревни могут вымереть.

«Народ карелы»
Карелы - невероятно самобытный и в какой-то степени удивительный народ. В истории было немало случаев, когда целые народы снимались с насиженных мест в поисках лучшей жизни, но почти все они затерялись в истории - смешались с другими народами или превратились во что-то другое, утратив свою культуру. И лишь немногие сохранили себя.
История круто обошлась с карелами. Жизнь на севере с её суровыми зимами и бедной землёй - и так «не сахар». А затем, в 16-17 веках их начали притеснять финны. Карелы были вынуждены выбирать - уходить с насиженных мест или адаптироваться к новым условиям. Те, кто хотели остаться православными - бежали на юг в Россию, под Тверь и дальше. Пережив немалые трудности в пути, карелы дошли до своего нового дома. Многое было утеряно по пути и во время обустройства: забылись сказки, предания, песни, была утрачена связь с землёй своих предков, было заброшено судостроение. Но, как бы жизнь не крутила их, карелы смогли сохранить свою культуру и самобытность, и, подобно дереву липе, их народ гнётся, но не ломается. Они остались радушными и добрыми хозяевами, которые всегда помогут в трудную минуту, крепкими семьянинами и хорошими плотниками. На примере карел можно и нужно поучиться стойкости духа и доброте души.

«Вера и верования карел»
Удивительное дело, вот смотришь на человека - христианин как христианин, в церковь ходит, Богу молится, посты соблюдает, а посмотришь повнимательней - батюшки! Перед баней с банником говорит, у хозяина леса прощения просит, скот заговаривает и в домового верит. И что самое удивительное, всё это совершенно искренне, без какого-либо притворства. Поскольку я и сам придерживаюсь подобных взглядов, для меня это не было большим удивлением, скорее приятная неожиданность, что есть ещё такие народы, которые искренне верят в духов. А ведь их немало: хозяева рек, лесов, бани, полей, дома, ветра и гроз, Кегри и многие другие, и как приятно, что всё это сохранилось и не было искоренено церковью и временем. Однако современная молодёжь всё меньше и меньше прислушиваются к своим бабушкам и дедушкам, и вскоре может угаснуть этот удивительный огонёк.

***************************************************************

Фадеева Софья

«Уходящая деревня. Деревянный дом, быть, большая семья...»
Деревня всегда казалась мне самым таинственным и полным загадок местом. С самого детства я любила ездить к бабушке в деревню и исследовать заброшенные дома, лес со всеми его обитателями, бегать к бабулькам слушать их россказни. Это детское любопытство преследует меня и по сей день.
Каждый деревянный домик хранит свои секреты. Жившие в них люди оставили свой неповторимый след семейного тепла и уюта. Но все это слишком быстро исчезает, время летит,дома пустеют и рушатся, а деревни уходят в забвение, вместе со всеми их жителями. Возможно то, что кто-то называл когда-то домом, сейчас всего лишь груда досок и кирпичей. В некоторых домах ещё горит огонек любви и звучит детский смех, но как долго это будет продолжаться? Возможно совсем скоро они тоже опустеют и будут одиноко стоять, напоминая, что всему может прийти конец, а мы так никогда и не сможем разгадать тайны этих старинных домов.
«Народ карелы, чему нас учит их история?»

Кто такие карелы? Именно этим вопросом я задалась, поехав в экспедицию. О карелах я не знала ровным счетом ничего, но со временем я погрузилась в их историю, быт и культуру. Мне кажется, что история Тверских карел похожа на небольшую старую книжечку, которая пылиться в одном из темных уголков библиотеки. Её обложка потускнела, некоторые листочки вырваны, а записи размыло из-за влаги, она уже не привлекает читателей. Вскоре про неё могут просто забыть, и она пропадет безвозвратно. Каждая из книг дорога, и за каждой нужен уход. Историю нельзя забывать, мы должны чтить опыт наших предков, учиться на старых ошибках и хранить их великие знания. И нам по силам такое, ведь именно в этой самой библиотеке все мы выполняем роли реставраторов старой и творцов новой истории. Каждый фестиваль или спасённый культурный памятник помогает сохранять эти "книги".
Надеюсь нам удастся не потерять память о Тверских карелах и эта "книга" продолжит стоять на своей полке. Мы должны беречь свою историю ради нашего будущего.

«Вера и верования»
Вера и верования, на мой взгляд - это убеждённость в чем-то, что никогда не удастся проверить. Человек в праве верить во все, что он хочет, и это не всегда должно подкрепляться какими-то фактами.
В основном, для городского жителя, сохранившиеся верования карел всего лишь байки, которыми запугивают детей, но так ли это на самом деле? Побывав в Тверской Карелии и пообщавшись с её жителями, я поняла, что верования - это гигантская часть их культуры, безотрывно проходящая через всю историю. Они до сих пор верят и чтут своих духов. С уважением относятся к хозяевам мест: каждый лес, каждое озеро, река или колодец имеет своего хозяина и по рассказам Тверских Карел с ними лучше не ссорится. Но самое удивительное в том,что их языческие верования тонко переплетаются с принятым позднее православием. Вера в единого Бога и вера в природных духов максимально гармонично взаимодействуют друг с другом. Единство человека с природой и людей между собой - именно так и выглядит их вера и мы обязаны её сохранить.

«Культура»
Культура создавалась человеком,

культурой создаётся человек…
Культура - это наша память,
ее должны мы все хранить вовек.
Она подталкивает нас к раздумьям

о прошлом, будущем, о всем живом,
к великим мыслям, к вере и к искусству,

про мироздание затевает разговор…

Даёт понять, что правильно, что плохо,

пытается любви открыть поток,
но смысл культуры в чем-то столь высоком,

что сложно сразу отыскать ее исток!

***************************************************************

Кривенкова Наталья

С каждым годом в Тверской Карелии появляется все больше и больше заброшенных домов. Множество деревень сейчас уже умерли, а те, что ещё живы, хоть и не верится, также, медленно, но верно гаснут.
Я помню, как мы с нашей командой ходили опрашивать население в Малое Козлово. Большинство домов, мимо которых мы проходили, были заброшенными. Какие-то уже с подкосившейся крышей, а какие-то на первый взгляд даже кажутся жилыми, лишь когда приглядишься, то, где-то по разбитым стеклам, где-то по отвалившимся доскам замечаешь, что дом-то заброшен...
Эти дома уже мертвы навсегда, как и их хозяева. Ни в один из них уже никогда никто не вернётся, не затопит печку, не ляжет под тёплое одеяло. А ведь когда-то в каждом из этих домов кипела жизнь, и ни одна, а целой семьи. Дети бегали во дворах, старшие следили за младшими братьями и сёстрами и помогали по дому, пока родители трудились на работе. А трудиться приходилось много, зато всегда было, чем заняться.
В деревне все друг друга знали, все поддерживали. Семья семье готова была помочь даже тогда, когда сама находилась в нищете, отдавая последние гроши. Потому, вырастали карелы трудолюбивыми и готовыми помочь в любую минуту. И ни только друзьям и близким, но и чужим людям. Например, заблудившимся в незнакомой деревне. Таких, имени ни спросив, пускали в дом, кормили, разрешали переночевать, выслушивали, помогали, чем могли, потом только отпускали дальше в путь.
Почти вся современная карельская молодёжь не считают себя карелами. Не знают и не стремятся учить родной язык. Поэтому и деревни гибнут, и истории предков не сохраняются.
Но есть и всегда будут люди, желающие сохранить историю своего рода и народа. Пока они существуют, существует и Карелия, и история, и язык.

********************************************************************

Волкова Дарья

«Уходящая деревня: большая семья, деревянные дома, быт»
Что такое уходящая деревня? На мой взгляд это когда деревня начинает пустовать, и остаются только старинные деревянные дома, изредка напоминающие былую жизнь.
А ведь когда-то эти опустошённые места населяли семьи, которые дорожили традициями. У каждой семьи было не меньше трёх детей, а порой доходили и до восемнадцати. Каждый ребёнок был занят домашними делами. Старшие дети обычно помогали смотреть за совсем маленькими братьями и сёстрами, а средние дети помогали делами по хозяйству: накормить скот, уборка в доме или просто собрать урожайна огороде.
На данный момент всё больше и больше людей рвутся в город, так как он даёт больше возможностей «на жизнь», но нельзя забывать про те старые, большие, такие знакомые и родные земли, на которых стоят деревянные дома, в которых выросли.
Родные земли всегда останутся в сердце у человека, который на них вырос, даже если он переедет в город, никак нельзя забыть свежий воздух, тихие места и доброжелательных людей, которые каждый раз ждут твоего возвращения обратно домой.

«Карелы как народ. Чему учит их история»
Перед экспедицией, когда я ещё не знала кто такие карелы, думала что это обычный народ, говорящий на русском языке и живущий в глухой деревне. Но оказалось это не так.
Как мы услышали, главное отличие этого народа - это упрямство и злопамятность, и я убедилась в этом в экспедиции. Люди везде разные, но именно в Тверской Карелии я столкнулась с очень какой-то злой женщиной и другими недоброжелательными людьми, а с другой стороны мы встретились и с очень весёлыми, общительными и открытыми к разговору людьми.
У них, как и у всех, есть свои обычаи, и меня больше всего поразило совмещение православия и язычества. Впервые встречаю такой народ. Но есть у них большой минус, они в последние годы порвали связь со всеми своими родственниками. Это произошло из-за пересекавших их путей дорог. Когда потерялась связь между родственниками, у них потерялась связь не только между собой, но и часть истории и традиций всех карел.
Я понимаю что сложно восстановить связь, но это возможно.
Эта история поучительная для тех, кто случайно или специально разорвал связь со своим родом, она говорит о том, что чтобы не произошло, никогда не прерывай эту тонкую нить связи.

«Вера и верование (на примере истории карел)»
Вера - очень многозначная, обширная и абсурдная, но её значимость одна - вера в Бога.
У карел, как и у других народов, есть храмы, они очень похожи на русские, но я видела только реставрирование, поэтому ничего точно сказать не могу. Как мне сказали, и, как я сама поняла, карелы приняли православие, не понимая слов Библии, потому что её перевели на карельский язык через несколько столетий после принятия религии. Как так получилось - для меня загадка, и, как кажется, что для самих карел тоже.
Лично для меня, православие - это что-то непонятное, вроде бы и веришь, а вроде бы и как-то странно верить в то, чего не можешь видеть. Об этом можно рассуждать долгое время, но для себя я выяснила, что и я, и некоторые другие люди начинают веровать только тогда, когда наступает тот самый момент… у всех он разный, и разный повод, но, скорее всего, ты начинаешь верить, в основном, для успокоения души и искать поддержку извне. И будь ты русским или карелом, всё равно неосознанно будешь верить в невидимое- в те самые моменты –и только для успокоения души.
Большинство современных детей говорят, что они атеисты, и не ве<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: