Глава I. Научно-теоретические основы процесса физического развития артиста балета в ходе профессиональной подготовки.




Введение.

 

Танец – это вид искусства, в котором одним из основных средств создания художественного образа является движение и положение тела танцовщика.

Слово «хореография» (от греч. choreia – пляска, grapho – пишу) появилось примерно в начале XVIII века как название для систем стенографирования танцев. Со временем смысл термина изменился: он стал применяться к постановке танцев и танцевальному искусству в целом.

Балет – вид танца, который воспитывает уникальное тело. Основная задача педагога-хореографа – научить будущих артистов балета управлять их главным средством выражения – своим телом. В классическом танце, исполненном правильно обученным артистом балета, обладающим соответствующими физическими возможностями, движения гармонируют с индивидуальностью тела. Эмоциональное состояние невозможно передать, если артист не владеет корпусом, координацией рук и ног. При возрастающей технике классического танца, сложность воспитания будущих поколений танцовщиков заключается еще в том, чтобы помимо технической оснащенности вырастить из них артистов. Именно «душа», которой живет русский балет, и создает образ. Поэтому во все времена педагоги академии ставят перед собой задачу не только воспитать технически сильного танцовщика, выученного согласно всем канонам классического танца, но и воспитать артиста.

Цель, стоящая перед артистом балета – убедить зрителя, пришедшего в театр, поверить в события, происходящие на сцене. Достигается это языком танца, повествование ведется движениями тела. И именно в школе в учениках и ученицах закладывается умение передавать палитру эмоций, настроение, которых требует сцена.

Для обучения профессиональному классическому танцу необходимо наличие определенных физических данных: выворотность, шаг, подъем, гибкость, прыжок. Требования приема детей в хореографические учебные заведения растут в связи с усложнением техники классического танца. Особенно это касается амплитуды исполнения движения: более высокий шаг, увеличение гибкости, красивые линии. При условии строжайшего отбора дети с хорошими физическими данными, принятые для обучения в профессиональные хореографические заведения, могут иметь и некоторые недостатки связочного и суставного аппарата:

· Маленький подъем стопы.

· Завал стопы в голеностопном суставе.

· Недостаточная гибкость стопы и большого пальца.

· Неэластичные связки коленного сустава.

· Ограниченная природная подвижность тазобедренного сустава.

· Специфическое строение ног: «О»-образные и «Х»-образные.

· Сколиоз, кифоз, лордоз.

· Слабость мышечного аппарата.

· Лишний вес.

· Высокий рост.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью индивидуализации в педагогическом процессе. Работа преподавателя на уроке классического танца имеет целенаправленное воздействие на обнаружение и исправление существующих у детей недостатков. Это требует от педагога соответствующей квалификации и владения знаниями об анатомических основах хореографии, физиологии человека, биомеханике хореографических упражнений. Отдельные недостатки могут быть выправлены при своевременном выявлении, индивидуальном подходе и подборе определенных методов работы с каждым учеником. Правильная постановка ног, корпуса, рук и головы в младших классах, а также умение учеников работать над своими недостатками обеспечит постановку оси тела, без которой невозможна устойчивость, вращение, сложные элементы классического танца. Задача школы – выработать профессиональную балетную осанку, в которой важную роль играет правильная постановка частей тела.

Спина у артистов балета должна составлять крепкую ось тела и обеспечивать с плечевым поясом надежную опору для постановки и движения рук. Развитие силы и выразительности рук происходит посредством выработки port de bras. Сохранившиеся в архиве МГАХ записи С. С. Холфиной о «Port de bras» Е.П. Гердт имеют образовательную ценность и заслуживают исследования.

В своей книге «Основы классического танца» профессор А. Я. Ваганова писала: «Aplomb вырабатывается в течение всех лет школьной жизни и достигается только к концу учения… Правильно поставленный корпус – основа для всякого pas».

Рекомендации по постановке корпуса и воспитанию пластической выразительности отражены в трудах педагогов московской и ленинградской школ: «Классический танец» Н. И. Тарасова, «Классический танец. Слитные движения. Руки» В. С. Костровицкой, «Школа классического танца» В. Костровицкой и А. Писарева, «Советы педагога классического танца» А. В. Никифоровой, «Методика преподавания классического танца» Л. А. Коленченко. В каждой из представленных книг есть раздел, посвященный постановке корпуса и рук, так как эта тема является основой основ классического танца.

Теоретико-методологическую основу моего исследованиясоставили научные труды врачей хирургов-ортопедов, специализирующихся на балетной анатомии и физиологии, русских и зарубежных искусствоведов, мемуарная литература, труды психологов и педагогов, рассмотренные в рамках сравнительно-исторического и системного подходов.

Объект исследования – учащиеся младших классов, занимающиеся классическим танцем.

Предмет исследования – физический аппарат детей, обучающихся классическому танцу.

Цель исследования – обобщение педагогического опыта в поисках методов, направленных на развитие силы, пластичности мышц и совершенствование суставного и связочного аппарата.

Для достижения цели исследования необходимо решить поставленные задачи:

1. Изучить возрастные особенности анатомического строения и физиологии учащихся младших классов.

2. Ознакомиться с профессиональными требованиями к поступающим в хореографические учебные заведения.

3. Выделить наиболее эффективные упражнения, способствующие устранению определенных недостатков, влияющих на развитие правильной осанки.

4. Проанализировать рекомендации педагогов-хореографов по постановке корпуса и рук при обучении детей классическому танцу.

5. Изучить основные виды и формы port de bras в классическом танце.

6. Исследовать «Port de bras» Е.П. Гердт.

 

Научная новизна работы состоит в том, что:

1. В результате консультаций с хирургом-ортопедом, специализирующимся на балетной анатомии и физиологии, разработаны и описаны упражнения для устранения определенных недостатков, которые влияют на развитие осанки.

2. Исследованы и применены на практике 11 port de bras для младших классов из педагогического наследия Елизаветы Павловны Гердт с целью повышения эффективности работы над пластической выразительностью учащихся на занятиях классическим танцем.

Практическая значимость исследования выражается в применении рекомендаций данной работы для своевременного обнаружения, подбора индивидуальных методов исправления и устранения недостатков.

Положения, выносимые на защиту:

1. Необходимость в индивидуальном подходе и подборе определенных методов работы с каждым учеником на основе знаний анатомии, физиологии, биомеханики хореографических упражнений, педагогики и психологии.

2. Опираясь на опыт и рекомендации педагогов прошлого поколения, выясняется необходимость постепенного, с первого класса, обучения детей элементам пластической выразительности, что побудило обратиться к педагогическому наследию. Исследование «Port de bras» Е.П. Гердт дало основательную базу для дальнейшего развития педагогической практики.

 

Глава I. Научно-теоретические основы процесса физического развития артиста балета в ходе профессиональной подготовки.

1.1. Анатомо-физиологические особенности развития детей в возрасте 10 – 12 лет.

Анатомия человеческого тела как физического аппарата дает сведения о двигательных возможностях человека. Физиология изучает как жизнедеятельность организма в целом, так и отдельных систем и процессов, органов, клеток, клеточных структур. Физиология стремится раскрыть механизмы регуляции, закономерности жизнедеятельности организма и его взаимодействия с окружающей средой.

Когда мы обращаемся к педагогическому наследию, мы встречаем толкование движений посредством анатомии и физиологии. Так, Жан-Жорж Новерр в «Письмах о танце» указывает, что в молодости прошел курс остеологии, который пригодился в его уроках, сокращая пространные истолкования и внося ясность в наглядное объяснение правил. Эта наука помогла ему распознавать причины, препятствующие исполнению того или иного движения. Зная строение человеческих костей, рычаги и шарниры, управляющие различными движениями, он не требовал от своих учеников того, чего не допускала природа, и вел уроки, опираясь на подробное изучение телосложения каждого из них. [37, с.38] Он пишет, что изучение анатомии внесет бóльшую ясность в наставления, даваемые балетмейстером своим ученикам; благодаря ей он легко распознает недочеты телосложения и укоренившиеся привычкой недостатки, столь часто задерживающие развитие учеников. [37, с.98]

Знания о строении и функциях человеческого тела помогут понять причины и следствия возможных травм и то, как их избежать. Вовремя выявленная зависимость ошибок в технике исполнения от недостатков в мышечном, связочном или суставном аппарате учеников даст положительный результат в ходе освоения классического танца. Важно знать, какие основные мышцы участвуют в движении, какие можно и необходимо использовать в полную силу, а какие с осторожностью, так как они могут быть повреждены при неправильной технике исполнения.

Осанка – это умение принимать определенное положение. Осанка зависит от многих факторов, в частности от того, какое у ребенка строение ног. Из-за проблем в строении и постановке ног может формироваться неправильная осанка. Избежать ошибок на ранней стадии помогут знания о распространенных недостатках, которые могут встречаться у детей, поступивших в хореографическое училище.

Рассмотрим строение нижних конечностей и основные причины возникновения недостатков, которые могут повлиять на развитие неправильной осанки.

Скелет нижней конечности делится на пояс нижней конечности (тазовая кость, крестцово-подвздошный сустав и соединения таза) и свободную нижнюю конечность (бедро, голень и стопа).

Стопа состоит из предплюсны, плюсны и пальцев и имеет два выраженных свода: поперечный, который расположен под основаниями пальцев и продольный, расположенный вдоль стопы. Выполняет важные функции: удержание равновесия и амортизация при ходьбе. Стопа и своды находятся под серьезной нагрузкой, так как на них давит весь вес человеческого тела. Если связки и мышцы стоп слабые, начинается деформация сводов, они уменьшаются и постепенно становятся плоскими. Таким образом, теряется рессорная функция стопы. Ее вынуждены выполнять другие суставы: голеностопный, коленный, тазобедренный, а также позвоночник. Такая дополнительная нагрузка приводит к преждевременному изнашиванию суставов. [17, с.494]

Причин развития плоскостопия много: наследственная предрасположенность, неудачно подобранная обувь, чрезмерная нагрузка, избыточный вес в раннем возрасте, слабый связочный аппарат и т.д.

Так как стопа имеет два свода, существует поперечное и продольное плоскостопие. С понижением свода происходит увеличение стопы в ширину и длину.

Поперечное плоскостопие – это уплощение переднего отдела стопы. Начальная степень характеризуется быстрой утомляемостью нижних конечностей, болью в области головок плюсневых костей. Наблюдается отклонение первой плюсневой кости и большого пальца. В этом случае назначается массаж стоп и голеней, а также специальные упражнения для укрепления связочно-мышечного аппарата: катание шариков и палочек, собирание мелких предметов пальцами стопы, специальная ходьба с работой свода стопы.

Продольное плоскостопие характеризуется опущением внутреннего отдела стопы. У артистов балета продольное плоскостопие наблюдается редко, чаще может развиваться поперечное. [1, с.20]

Коленный сустав образован тремя костями: бедренной, большеберцовой и расположенным спереди надколенником. Контактирующие поверхности этих костей покрыты гладким хрящом, который обеспечивает скольжение. Между бедренной и большеберцовой костью есть мениски – хрящевые прослойки полулунной формы. Они повышают площадь контакта костей и работают как амортизаторы. Стабильность костей относительно друг друга обеспечивается связками коленного сустава: передней и задней крестообразными, внутренней и внешней боковыми. Надколенник располагается в толще сухожилий, разгибающих голень. Это сухожилие образовано слиянием четырех мышц передней поверхности бедра – четырехглавой мышцы. Снизу от надколенника начинается связка, которая крепится к передней части большеберцовой кости.

В норме у ребенка при визуальном осмотре en face должно быть 3 просвета в ногах: между щиколотками, выше икроножной и в бедрах. Рассмотрим возможные отклонения от нормы в строении ног.

Вариант деформации нижних конечностей – «Х-образные» ноги, или вальгус колена. При выпрямленных ногах и сведенных коленях расстояние между пятками ребенка составляет более 4-х см. Бедра сближены, а голени расходятся кнаружи. В «Х-образных» ногах внутренние связки коленей длиннее, а наружные короче. Причиной может быть раннее начало ходьбы. Мышцы и связки еще не до конца окрепли, чтобы удерживать ноги в правильном положении, а неразвитая координация усугубляет проблему тем, что ребенок ставит ноги шире, чтобы не упасть. Также этот недостаток может быть спровоцирован слабостью связочно-мышечного аппарата. Нефизиологичное положение нижних конечностей становится причиной постоянного перенапряжения мышц, быстрой утомляемости, нарушения осанки, плоскостопия. Девочки страдают вальгусным искривлением ног чаще, чем мальчики из-за особенностей строения таза. Чем шире таз и короче бедренные кости, тем сильнее может быть выражено «Х-образное» искривление ног. В ряде случаев «Х-образные» ноги передаются по наследству.

Еще один недостаток в строении коленного сустава – «О-образная» форма ног, или варус колена. При сомкнутых стопах расстояние между внутренними поверхностями коленных суставов более 3,5 см. Внутренний мениск сдавливается, связки по наружной поверхности растягиваются. Наружный мыщелок бедра увеличивается, внутренний уменьшается. При варусном искривлении голеней стопы компенсаторно «уходят» в прочное положение, что может привести к плоскостопию, ухудшению функциональных способностей конечностей, перегрузки суставов и нарушению осанки.

Тазовую кость составляют подвздошная, седалищная и лобковая кости. Каждая из этих костей закладывается как самостоятельная, но к 14-16 годам они срастаются между собой. Вместе они формируют вертлужную впадину, которая соединяет таз с головкой бедра, образуя тазобедренный сустав. Это многоосевой шарнирный сустав, в котором суставная ямка служит местом прикрепления связки головки бедра. Бедренная кость наиболее крупная и длинная, тело ее несколько изогнуто вперед и имеет цилиндрическую форму. От строения тазобедренного сустава во многом зависит выворотность ребенка. Вертлужная впадина может быть глубокой или уплощённой. Чем глубже головка бедренной кости входит в вертлужную впадину, а связки, фиксирующие бедренную кость в вертлужной впадине, жестче, тем выворотность меньше. При хорошей выворотности вертлужная впадина не глубокая, связки эластичные.

Позвоночник состоит из 24 отдельных позвонков: 7 – шейного отдела, 12 – грудного, 5 – поясничного. 5 позвонков крестцового отдела, сросшиеся между собой в крестец, составляют заднюю часть тазового пояса. Копчик состоит из 4 – 5 копчиковых позвонков, сращенных в одну кость. Он участвует в распределении физической нагрузки на анатомические структуры таза, являясь важной точкой опоры. [55, с.42]

Позвоночник поддерживается сзади и движется при помощи сплетения мышц. К мышцам плечевого пояса относятся: трапециевидная мышца, широчайшая мышца спины, большая и малая ромбовидные мышцы. Ниже находятся внутренние мышцы, состоящие из разветвленной сети меньших мышц, которые располагаются от позвонка к позвонку.

Более длинные мышечные волокна, образующие продольную и поперечную системы, функционируют независимо друг от друга и могут мгновенно исправить отсутствие равновесия на уровне отдельного позвонка. Вместе с тем существуют группы мышц, которые натягиваются от соединения с крестцом до шейного отдела позвоночника и обеспечивают стабильность вертикального положения туловища во всех позах и движениях. Это мышцы, натягивающие спинной и поясничный отделы позвоночника. Они окружают поясничный отдел как тетива на луке, не вызывая лордоз.

Позвоночник имеет форму двух английских букв S: в шейном и поясничном отделах кривая образует наружную выпуклость – лордоз. В грудном отделе выпуклость обращена вовнутрь – кифоз. Физиологические изгибы увеличивают рессорные свойства для обеспечения амортизации и значительно повышают его прочность и устойчивость к нагрузкам.

Форма позвоночника зависит от положения таза. Таз состоит из трех костных частей: двух безымянных костей и крестца. Он может быть наклонен вперед и назад. Наружная поверхность крестца в норме имеет отклонение вперед на 30 – 40°. Это основа расположения всех тел позвонков. Если угол более острый, таз наклонен вперед, вызывая лордоз и ссутуленные плечи. Такой тип позвоночника здоров, так как вес тела распределен равномерно. Однако в пояснично-крестцовом соединении действуют усилия, которые могут повлечь преждевременные ухудшения в позвонках и в межпозвоночных дисках при несоблюдении мер по устранению этого недостатка.

Если сустав расположен более горизонтально (20°), чем при идеальном положении, крестцовый угол становится меньше и поясничный отдел позвоночника выпрямляется. Позвоночник и туловище не уравновешены, это может вызвать неправильное распределение веса во всем теле. Нарушение не происходит, пока это компенсируется натяжением мышц.

Если таз находится в горизонтальном положении, верхняя часть тела отклоняется назад. В результате возникает неполный кифоз, деформация позвоночника. Это нельзя исправить изменением положения других частей тела.

Положение таза, таким образом, определяет положение позвоночника. Хотя, это может определяться и движением мышц. Из-за слабых мышц формируется неправильная осанка, которая может быть исправлена специальными упражнениями.[55, с.51]

Позвоночник может осуществлять наклоны назад, вперед, в сторону и поворачиваться по своей оси. Шейный и поясничный отделы позвоночника являются наиболее подвижными, верхний и нижний участки грудного отдела менее подвижны. Это зависит от упругих и пластичных межпозвоночных дисков, которые имеют способность деформироваться при движении позвонков.

Позвоночник ребенка находится в развитии. Формирование незакрытого сочленения, т. е. первых двух позвонков, заканчивается только около 10 лет. До этого возраста подвижность шейного отдела позвоночника у ребенка ограниченная и резких движений следует избегать, особенно наклоны головы назад.

В 12-13 лет у детей обычно происходит рывок в росте. Руки и ноги становятся более длинными по отношению ко всему телу, так как позвоночник растет медленнее, чем конечности. Это требует особого внимания учителя, и главная причина – подвижность суставов из-за слабых связок у детей.

Преподаватель, понимающий сложности роста человеческого тела, сможет преодолеть трудности отдельного ребенка, исправит ошибки и вернет утраченную уверенность. Джозеф С. Хавилер в своей книге «Тело танцора» описывает проведенное с учениками балетной школы исследование, результат которого показал, что центральная нервная система достаточно развивается для выполнения симметричных движений руками только к 11-12 годам. Это означает, что полная координация движений еще не развита у 12-летних учеников.

Кифоз – это искривление верхнего отдела позвоночника выпуклостью назад. Небольшой кифоз в области грудного отдела является физиологической нормой. Патологический кифоз в грудном отделе проявляется сутулой спиной как следствие слабой осанки и вызывает наклон позвоночника вперед. Из-за сужения грудного отдела диафрагма – основная дыхательная мышца – опускается, дыхание ослабляется, могут возникнуть проблемы с сердцем. Осаночный кифоз возможно исправить при контроле за осанкой, с помощью упражнений на растяжение позвоночного столба, развитие гибкости подлопаточной области и укрепление мышц спины. Кифоз часто является следствием лордоза.

Лордоз – неправильный прогиб поясничного отдела. В норме допустим небольшой физиологический прогиб в поясничной зоне, спина не должна быть плоская.

В подростковом возрасте скелет начинает расти очень быстро, позвоночник стремительно вытягивается и удлиняется, но мышцы не успевают подрастать и укрепляться с той же скоростью. Помимо естественных изгибов позвоночного столба могут возникать патологические изменения, которые образуются в начальных школьных классах в связи с асимметричным напряжением мышц и их переутомлением при длительном неподвижном сидении в неправильной позе.

Латеральные, или боковые, искривления позвоночника называются сколиозом. У большинства детей умеренный сколиоз, более серьезные латеральные отклонения являются патологическими и вызывают уменьшение подвижности и чрезмерное давление на отдельные отделы позвоночника. Различают следующие причины:

– Сколиоз положения, например, в случае неодинаковой длины ног. Если разница в длине ног меньше 2 см, это не имеет негативных последствий для занятий балетом. На уроках классического танца дети учатся уравновешивать позвоночник.

– Сколиоз неизвестного происхождения, идиопатический сколиоз. 90% всех случаев заболевания. Позвонки начинают расти ассиметрично в период взросления, но состояние не ухудшается после завершения роста. Этому более подвержены девочки. Главные искривления обычно локализуются в средне-спинальном отделе и являются правосторонними. Противоположное искривление поясного отдела восстанавливают равновесие позвоночника.

Большинство форм заболевания нетяжелые, бессимптомные, не требующие лечения. Дети с такой формой сколиоза могут обучаться в хореографическом училище. Более серьезные случаи можно определить по следующим симптомам: наклон таза, поднятое плечо и крыловидная лопатка со стороны искривления спинного отдела. Позвонки первичного искривления смещаются, и грудина деформируется со стороны искривления позвоночника, образуя горб. Это описание главных искажений тела в результате сколиоза, которые можно выявить при наклоненном позвоночнике. [55, с.44]

Различают сколиоз I, II, III и IV степени по градусам отклонения позвоночника относительно вертикальной оси. Со сколиозами I степени (до 10°) для детей занятия балетом допустимы.

Также различают:

– Правосторонний сколиоз. Как правило, образовывается в грудном отделе, позвоночник смещен вправо.

– Левосторонний сколиоз. Формируется в поясничном отделе. По мнению врачей-ортопедов, левосторонний поясничный сколиоз визуально проявляется не сразу, диагностируется чаще всего только на 2-ой стадии. Это происходит из-за того, что ягодичные мышцы, выпрямляющие и фиксирующие туловище, сильные от природы, они поддерживают поясничный отдел.

– S-образный сколиоз. Его визуально можно определить по положению головы и плечей. Нос повернут вправо, плечи – на разном уровне. Склонные к S-образному сколиозу, как правило, это дети, от рождения обладающие гиперпластическими процессами в мышечной ткани. И именно они более пригодны для обучения хореографии.

К счастью, сколиоз на ранней стадии протекает в достаточно легкой форме и не вызывает болевых ощущений, легко поддается коррекции. С детьми можно и нужно делать корригирующие упражнения, дополнительный комплекс выполняется дома. Так же обязательно посещения бассейна, массаж, упражнения ЛФК. Ребенок регулярно должен проходить осмотр у ортопеда.

Как правило, для занятий классическим балетом отбирают детей с мягкими связками. Тело, обладающее пластичными связками способно хорошо запоминать положения и сохранять их посредством мышечной памяти. Но именно дети с мягкими связками чаще всего склонны к приобретению сколиоза. Неправильные положения связочный аппарат запоминает так же быстро. Существует множество причин возникновения сколиотичной осанки и сколиоза, но можно выделить несколько наиболее распространенных, которые чаще всего отмечают ортопеды:

– неправильно подобранные пастельные принадлежности (подушка, матрац);

– мебель, не соответствующая росту ребенка (стул, стол), отсутствие подставки под ноги;

– привычные неправильные положения из-за плохого зрения.

Успеть принять меры по устранению развития сколиоза необходимо до наступления пубертатного периода.

Также дети, обладающие гипертонусом мышц и не очень мягкими связками, могут иметь сколиоз, в силу наследственности.

Еще одна причина развития сколиоза у детей – неправильная посадка за столом, за партой. Но почему ребенок так сидит? Потому что таз находится в искривленном положении из-за несимметричных связок. Одна связка короче другой, и ребенку, следовательно, удобнее сидеть, сместив центр тяжести на одну сторону.

Сильное влияние на осанку ребенка имеет психологический фактор – воспитание и обстановка в семье. Например, живущие в благополучных семьях дети, но под гнетом властных и склонных к чрезмерному контролю родителей. Они становятся эмоционально зажатыми, склонными к унынию. На них с ранних лет возложены непомерные обязательства. В ответ на напряжение и отрицательные эмоции, рефлекторно, в силу врожденного поведенческого инстинкта, они принимают пассивно-оборонительное положение. Данное положение характеризуется опущенными плечами и головой, округленной спиной. Такая поза часто становится привычной и закрепляется как стереотип осанки. [15, с.20]

Важность знания анатомии заключается в том, чтобы видеть особенности учеников и находить к каждому индивидуальный подход, устраняя недостатки и развивая достоинства.

 

 

1.2. Профессиональные требования к поступающим в хореографические учебные заведения.

Обязательными условиями для овладения классическим танцем являются наличие определенных физических данных у детей, поступающих в хореографические учебные заведения. Это выворотность ног, шаг, гибкость, устойчивость, пропорциональное телосложение и правильная осанка.

Правильной осанкой принято называть способность человека держать свое тело без лишнего напряжения с прямым корпусом и головой, расправленными и опущенными лопатками, свободной грудной клеткой и подтянутым животом. С эстетической точки зрения правильная осанка предполагает раскрытые ключицы, ровное положение корпуса, собранный живот и подтянутые мышцы ягодиц. С физиологической точки зрения правильная осанка способствует естественному и эффективному функционированию внутренних органов, обеспечивает экономию сил в работе мышц. Отличия балетной осанки от обычной в том, что коленные и тазобедренные суставы полностью разогнуты, плечи раскрыты и опущены, лопатки не выпирают, а притянуты к позвоночнику и ребрам, мышцы живота и таза напряжены и подтянуты. [16, с.24]

В анатомическом отношении осанка человека рассматривается в трех плоскостях, проходящих через общий центр тяжести:

– поперечная (горизонтальная, делящая тело на верхнюю и нижнюю половины);

– продольная (сагиттальная, которая разграничивает тело на две симметричные части – правую и левую);

– переднезадняя (фронтальная, учитывающая строение передней и задней частей тела).

В правильной осанке вертикальная ось тела начинается от середины темени, проходит через общий центр тяжести тела и оканчивается впереди голеностопных суставов на середине площади опоры.

В формировании балетной осанки участвует весь физический аппарат. Она выступает не только как идеальное телосложение с точки зрения эстетики, но и как необходимое условие для освоения всего комплекса сложных движений классического танца. Сформированная балетная осанка с характерной для нее выработанной выворотностью ног обеспечивает устойчивость тела. Достигается это путем координированной работы мышц и всех частей тела.

Балетная осанка предполагает особую постановку тела: корпуса (торса), нижних конечностей (ног), верхних конечностей (рук) и головы. [5, с.10]

Основа осанки – это позвоночник и его соединения с тазовым поясом. При нормальной осанке изгибы позвоночника выражены умеренно, направление линий позвонков вертикальное, правая и левая части тела симметричны, шейно-плечевые мышцы и углы лопаток на одном уровне и на одинаковом расстоянии от позвоночника, треугольники талии (пространство между линиями туловища и вытянутыми вдоль руками) одинаковы. Ось тела, проходя через общий центр тяжести, проецируется на середину площади опоры, что обеспечивает устойчивость. В осанке детей бывают заметны такие отклонения, как: асимметрия лопаток (незначительный сколиоз), седлообразная спина (лордоз), сутулость (кифоз). Они могут быть исправлены.

Противопоказан прием детей со следующими дефектами: большая или угловатая форма головы, крупная нижняя челюсть, неправильная форма носа и ушей, деформация передних зубов, нарушенный прикус. Шея должна быть удлиненной формы и иметь хорошую подвижность. С короткой, широкой или чрезмерно удлиненной шеей, с сильно выступающим кадыком прием детей противопоказан. Плечи должны быть на одном уровне, красивая линия подчеркивает форму туловища. Если у детей ключицы резко выступают вперед, плечи широкие и угловатые, положение лопаток ассиметричное, тогда в приеме следует отказать. Линия плеч и предплечий должна иметь красивую форму, кисть и пальцы – тонкие, удлиненные, ровные. При опущенных руках конец среднего пальца должен находиться на середине бедра или ниже. Противопоказанием к приему служит чрезмерное переразгибание в локтевых, кистевых суставах и суставах пальцев (признаки диспластического развития). Позвоночные столб должен иметь нормальные физиологические изгибы – грудной и поясничный, при осмотре сзади – прямую линию остистых отростков. При плоской спине и отсутствии естественных изгибов позвоночного столба рессорные свойства резко снижаются, что может привести к выявлению ранних болей в позвоночнике. Нельзя принимать детей с выраженными искривлениями позвоночного столба – выраженный кифоз грудного отдела, гиперлордоз поясничного отдела, сколиоз II и III степени. Нарушение осанки и сколиоз I степени являются относительными противопоказаниями к приему. При хороших профессиональных данных и способностях можно принять ребенка, но он должен находиться под особым вниманием педагога и врача. Подвижность в позвоночном столбе должна быть полная во всех отделах. При подозрении на диспластический синдром следует сделать рентгенограмму пояснично-крестцового отдела, где можно обнаружить врожденные аномалии развития (признаки дисплазии), которые являются противопоказанием к обучению хореографии. Грудная клетка должна быть симметричной. Противопоказан прием детей с врожденными дефектами развития – узкая форма с деформацией ребер (может быть и рахитического происхождения), выступающая грудина, воронкообразная деформация (западание). Эти деформации ограничивают подвижность ребер и могут привести к дыхательной недостаточности. [38, с.14]

Выворотность ног имеет большое значение для балетной осанки. Положение ног en dehors обуславливается способностью разворачивать верхнюю часть ноги в тазобедренном суставе таким образом, чтобы при этом наружу поворачивались колено, голень и стопа. Выворотное положение ног во время танца усиливает эстетическое воздействие, создает легкость, свободу и богатство линий, отвечающих законам художественного восприятия. [5, с.10]

Еще одним средством выразительности и условием отбора одаренных детей в хореографическое учебное заведение выступает гибкость. Ее отсутствие делает движения стесненными, а тело – жестким. Так, без гибкости корпуса невозможно гармоничное исполнение многих элементов классического танца: port de bras, renversé и т.д. Ограниченные движения плеча, локтя, запястья мешают пластической передаче образа.

Расположение и растяжимость связок, сухожилий и мышц, окружающих сустав, влияют на его гибкость. От особенностей строения костных соединений зависит степень подвижности. Гибкость у людей разного пола и возраста отличается и зависит от индивидуальных способностей и степени тренированности. Различают пассивную и активную гибкость. Пассивная связана с особенностями строения мышц, активная – с силой мышц. Недостаток обоих видов гибкости не позволяет использовать подвижность суставов.

На просмотре в хореографическое училище детей просят исполнить несколько трамплинных прыжков. Так определяется сила мышц ног. Мышечная сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий. Сила толчка также зависит от степени эластичности ахилла и силы икроножной мышцы. Приземление после прыжка зависит от силы стоп, насколько мягко и сдержанно они принимают пол.

Выносливость – это возможность переносить длительные физические нагрузки. Исполнение танца на третьем туре показывает способность ребенка переносить мышечные нагрузки и эмоциональное напряжение.

Способность двигаться на сцене уверенно и точно, не теряя равновесия, принято называть aplomb. Устойчивость в танце позволяет действовать не только технически совершенно, но и художественно целесообразно. Это органичный и пластичный элемент исполнительской техники. Устойчивость тела зависит от расположения центра тяжести относительно площади опоры. В положении стоя при опущенных руках, центр тяжести тела находится в области таза на уровне второго крестцового позвонка. Если его проекция перемещается в пределах опорной площади, заключенной между крайними точками опоры, тело находится в равновесии и сохраняет устойчивость, так как сила реакции опоры действует вверх. Во время движения частей тела – поднимание рук, опускание и поворот головы, и др. – центр тяжести перемещается. Степень устойчивости в каждой конкретной позе можно определить, мысленно начертив углы устойчивости, которые образуются двумя прямыми: вертикальной, опущенной из центра тяжести тела, и линией, соединяющей центр тяжести с границей площади опоры. Чем больше площадь опоры, тем легче сохранять устойчивость. В учебной практике применяются определения «подтянуть корпус», «встать на ногу», «взять спину», которые означают ощущение собранности, необходимое для развития устойчивости. Правильное положение рук и корпуса помогают телу сохранять устойчивость и при перемещении, и в статичном состоянии. Движения рук должны быть уверенными и активными, необходимо вырабатывать силу и выносливость мышц спины, поддерживающих руки. [16, с.25]

Большую роль в предстоящем обучении играет психологическая устойчивость учащихся, способность к усвоению учебного материала и готовность к исправлению недостатков.

На вступительных экзаменах по приему детей редко встречаются кандидаты с идеальным сложением и строением суставов. Важно увидеть одаренность ребенка и определить возможность исправления недостатков дополнением урока классического танца упражнениями корригирующей гимнастики.

Только при тщательном изучении анатомо-физиологических и психологических особенностей возможен верный и надежный отбор детей для обучения классическому балету. Ощутимый педагогический эффект дает индивидуальный подход к каждому ребенку в процессе обучения и способствует подготовке профессиональных артистов балета.

 

1.3. Упражнения, способствующие устранению определенных недостатков, в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: