Методические рекомендации по изучению темы Великой Отечественной войны на уроках истории




Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных организациях тематических уроков, посвященных Великой Отечественной войне

Основные содержательные направления тематических уроков,

посвященных Великой Отечественной войне:

1. СССР накануне Великой Отечественной войны;

2. Начало Великой Отечественной войны и основные события на фронте и в тылу;

3. Коренной перелом в войне;

4. Завершающий период Великой Отечественной войны;

5. Советский тыл, культура и искусство, подготовки резервов и организация партизанского движения в годы войны;

6. Война с Японией как завершающий период Второй мировой войны»;

7. Итоги и уроки Второй мировой войны.

8. Башкортостан в годы Великой Отечественной войны.

9. Герои Советского Союза – уроженцы Башкортостана.

10. Международная система отношений после Второй мировой войны.

Основные понятия: Вторая Мировая война, Великая Отечественная война, коренной перелом, мобилизация, трудовые резервы, вклад республики Башкортостан, героизм, патриотизм, гордость, память.

Методические рекомендации по изучению темы Великой Отечественной войны на уроках истории

Тема Великой Отечественной войны является сложной и многоступенчатой. По сложившейся практике на освещение различных ее аспектов отводится от 5 до 7 уроков. Для изучения всех аспектов данной темы необходимо использовать историческое время, в основе которого лежат хронология и периодизация. Для этого важно в самом начале изучения темы показать обучающимся хронологические рамки всей войны и ее периоды. Периоды войны следует обозначать как составные части целого (можно показать таблицу).

 

 

2-й, 3-й и 4-й периоды Второй мировой войны являются для нас Великой Отечественной войной. Обучающиеся должны четко понять, что Великая Отечественная война является составной частью Второй мировой войны и охватывает ее три периода из пяти.

1-й урок целесообразно посвящать изучению проблем, связанных с первым периодом Второй мировой войны, обозначив тему урока «СССР накануне Великой Отечественной войны», «СССР в предвоенном мире», или же «Советский Союз в первом периоде Второй мировой войны». В ходе проведения урока важно рассмотреть основные аспекты внутренней и внешней политики государства. В общем плане изучить экономическое положение страны, социально-политический настрой в обществе, трудовой энтузиазм населения, стремление людей к получению образования. Важно рассмотреть проблемы дипломатического, политического, экономического и военного участия СССР в первом периоде Второй мировой войны. Здесь важно дать определение Второй мировой войне. Традиционно в ходе первого урока по данной теме рассматриваются содержание подписанного в Москве между СССР и Германией в 1939 году Пакта Молотова и Риббентропа о ненападении сроком на десять лет и Пакта, подписанного между СССР и Японией в 1941 году о нейтралитете, сроком на пять лет, а также боевые действия советских вооруженных сил в ходе советско-финляндской войны и в ходе походов в Западной Белоруссии, Украине, Бессарабии и Северной Буковине. Урок не может быть успешным без учета регионального аспекта изучаемой проблемы. Учителю необходимо либо в ходе своей интерпретации внутренней и внешней обстановки подчеркнуть роль и место Башкирской АССР в стране в изучаемый период, либо дать задание обучающимся для самостоятельного изучения этого вопроса, рекомендовав при этом соответствующую литературу и доступные источники. Учителю необходимо в завершение урока сделать соответствующие выводы. При этом важно обратить внимание на изменение характера внешней политики СССР, усиление напряженности в обществе, повышение производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве.

Второй урок посвящается изучению второго периода Второй мировой войны, стратегической обороне от фашизма и милитаризма в мире и в Советском Союзе, а это уже первый период Великой Отечественной войны. Тема урока может быть обозначена так: «Начало Великой Отечественной войны и основные события на фронте и в тылу». В начале урока учителю важно дать определение Великой Отечественной войны как составной части Второй мировой войны. В ходе урока целесообразно изучить характер войны как со стороны противников во главе с фашистской Германией, так и отдельно со стороны Советского Союза. Неплохо было бы показать характер войны следующим образом:

Понятие «стратегическая оборона» является ключевым в рассмотрении этого параграфа. Значительная часть населения планеты оборонялась от фашизма и милитаризма, но Советский Союз оказался на самых передних рубежах этой обороны. Здесь уместно отметить, что против нашей страны воевали Германия, Италия, Венгрия, Румыния, Финляндия и Болгария. Нашими союзниками являлись США, Великобритания, Франция, Монголия. Рассмотрение этого вопроса требует объективности, прежде всего со стороны учителя. Во многих учебниках тексты, посвященные началу Великой Отечественной войны, связаны с недостатками руководства страной Сталинским режимом. Проблемы, возникшие в начале войны, следует обозначать как временные неудачи Вооруженных сил государства и связать их с комплексом проблем, которые накопились задолго до войны. При этом важно подчеркнуть, что временные неудачи имеют как объективные, так и субъективные причины. Советский Союз не смог в полном объеме подготовиться к такой широкомасштабной войне по многим причинам. В первой половине ХХ века были русско-японская, Первая мировая, советско-польская, гражданская, советско-финляндская войны, три революции и целый ряд локальных военных конфликтов, которые истощили потенциал страны, повлияли на экономические и мобилизационные ресурсы государства. А фашистская Германия в начале войны использовала в своих интересах экономические и мобилизационные ресурсы почти всей Европы. Стратегическая оборона как понятие, имеет широкий смысл, и поэтому обучающиеся на уроке должны понять ее политическое, экономическое, военное, дипломатическое и другое содержание. Учитель в ходе интерпретации имеющегося в учебниках материала, не должен обойти такие яркие примеры мужества и героизма людей, как в Брестской крепости, в ходе обороны Ленинграда, под Смоленском и под Москвой, а также самоотверженный труд людей в тылу. Важно учесть, что в содержание понятия «стратегическая оборона» входит и эвакуация промышленных предприятий, политико-административных органов, учебных заведений, женщин и детей с запада на восток страны, а также организация партизанского движения и создание резервов. И в ходе изучения этого параграфа не обойтись без регионального компонента. Было бы правильно подчеркнуть роль нефтяной промышленности и сельского хозяйства республики в обеспечении стратегической обороны страны. В этот период в республике по эвакуации были размещены более 160 предприятий, цехов и МТС. На фронт были отправлены 186-я и 170-я стрелковые дивизии, созданные в основном за счет материальных и людских ресурсов республики. В Башкирской АССР были размещены две основные военные академии и многочисленные военные училища и курсы, а также наркоматы нефти и связи. Масштабы проведенных в республике мероприятий организационно-мобилизационного характера убедительно показывают стратегическую роль республики в войне. Очень важно, чтобы обучающиеся поняли, что все регионы страны внесли свой существенный вклад для того, чтобы остановить противников, которые дошли до Москвы.

Третий урок можно назвать как «Коренной перелом в войне». Следует дать определение понятию «коренной перелом». Без его определения урок будет иметь беспредметный и общий характер, и обучающиеся не смогут понять сущность изучаемой проблемы. Можно дать следующее определение: «Коренной перелом - это совокупность политических, экономических, военных, дипломатических, организационных, мобилизационных и других мер, предпринятых государством в интересах войны, которые существенным образом повлияли на ее ход и приблизили положительный для страны исход». Исходя из этого определения, следует аргументировать перелом в пользу Советского Союза во всех перечисленных областях по следующей схеме.

Содержание коренного перелома в войне:

* политическое

* экономическое

* военное

* дипломатическое

*организационное

* мобилизационное

Учителю важно коротко аргументировать все перечисленные спектры, связанные с коренным переломом в войне. Используя различные методические приемы, следует показывать обучающимся возникновение к началу 1943 года некоторого превосходства Советского Союза над фашистской Германией. Например, в экономической области в начале войны Германия, используя потенциал почти всей Европы, имела превосходство над Советским Союзом. Немецкие солдаты были обучены, вооружены, сыты и имели хорошее обмундирование. Вооруженные силы Германии имели в достаточном количестве современное на то время вооружение и боевую технику. В начале войны Советские Вооруженные силы были развернуты в соответствии со сложившейся обстановкой, и личному составу не хватало вооружения, боеприпасов, продовольствия и снаряжения. Многие солдаты и офицеры встретили войну и воевали в одних гимнастерках до глубокой осени, при этом на несколько бойцов была одна винтовка-трехлинейка с несколькими патронами. В действующей армии не хватало боевой техники, транспортных средств, боеприпасов, снаряжения и продовольствия. В результате самоотверженного труда людей в тылу, огромной организационной работе партийных и советских работников и эвакуации в тыловые регионы промышленных предприятий, увеличения производительности труда, серийного выпуска новой боевой техники удалось догнать и обогнать фашистскую Германию и достичь коренного перелома в экономике. Без этого не было бы перелома в других областях. Обучающиеся должны знать о том, что перед Великой Отечественной войной международный авторитет нашей страны был невысок. Советский Союз в связи с войной с Финляндией был исключен из Лиги наций, мы находились в изоляции, у нас почти не было друзей, и нам не удалось создать антигитлеровскую коалицию. Германия имела союзников, вела многочисленные полезные для себя переговоры с различными государствами. К началу 1943 года советская дипломатия, проводя напряженную и целенаправленную работу, добилась создания антигитлеровской коалиции, объявления США и Англией об открытии Второго фронта, практически Япония была выведена из войны и к этому времени регулярно по северному маршруту поставлялись топливо, техника, вооружение, обмундирование продовольствие по ленд-лизу. Таким же образом следует аргументировать достижение коренного перелома в военном, политическом, дипломатическом и других планах.

 

Четвертый урок логично назвать «Завершающий период Великой Отечественной войны». В ходе этого урока учителю важно показать великолепные образцы героизма и мужества советских людей на фронте и обосновать временные рамки завершающего периода войны. Здесь следует обосновать военное и экономическое превосходства Советского Союза над фашистской Германией на основе примеров проведения крупнейших военно-стратегических наступательных операций. Учителю в ходе своей интерпретации событий и явлений, связанных с завершающим периодом Великой Отечественной войны очень важно аргументировать закономерность нашей победы и слома военной и политической машины фашистской Германии. Советский союз не только победил фашистскую Германию, но и спас человечество, особенно европейские государства от фашистского порабощения и гнета. Обучающиеся должны знать, что в это время советские воины, осуществляя благородную миссию, освободили в большом количестве военнопленных из разных стран, узников концлагерей, незаконно осужденных антифашистов и подпольщиков. 9 мая 1945 года завершилась Великая Отечественная война.

Пятый урок можно посвятить изучению важных факторов победы в войне, назвав его «Советский тыл, культура и искусство, подготовки резервов и организация партизанского движения в годы войны». Ключевым понятием для изучения данного параграфа является фактор победы. Понятие «фактор» в данном случае применяется учителем для обоснования существенных обстоятельств, которые повлияли на ход и исход войны в целом. Проблемы перестройки хозяйственного комплекса страны на военные рельсы, эвакуация промышленных предприятий в глубокий тыл, увеличение объемов производства, повышение интенсивности труда, бесперебойное обеспечение фронта всем необходимым, безусловно, в комплексе являются фактором победы в войне. Развитие культуры и искусства, поднятие духа воинов на фронте, формирование единства, сплоченности и дружбы многонационального Советского народа, приобретение призывной направленности в изобразительном искусстве, в музыке и литературе, активное участие в войне творческой интеллигенции также является фактором победы. Без создания системы подготовки резервов было невозможно выиграть войну. Это - важнейший фактор достижения успеха в любой войне. Резервы во время войны создавались повсюду. Понятие «резервы» также имеет широкое содержание и различные спектры. К ним следует отнести создание материальных резервов, развитие сети запасных и учебных воинских формирований в тылу, массовую подготовку командных и политических кадров для фронта, открытие многочисленных курсов и школ по подготовке военных специалистов по линии общественных организаций и т.д. Организация партизанского движения в массовом масштабе и четкие действия в ходе войны партийно-государственных структур тоже являются факторами победы. При рассмотрении перечисленных факторов победы учителю следует приводить конкретные и яркие примеры. В связи с тем, что материал для одного параграфа весьма объемный, целесообразно на уроке использовать проектно-исследовательский подход, давать поручения самим обучающимся для обоснования тех или иных важных вопросов, связанных с изучаемой темой.

Шестой урок - «Война с Японией как завершающий период Второй мировой войны». Выделение такой темы, как самостоятельный урок, имеет особый смысл, так как во многих учебниках данный вопрос рассматривается в общем плане и как продолжение Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война завершилась 9 мая 1945 года. 9 августа 1945 года начался последний период Второй мировой войны. Этот период войны в историографии обозначается по-разному. Имеются такие названия, как «Война с Японией», «Дальневосточная компания», «Маньчжурская наступательная операция» и т.д. В любом случае это самостоятельная война, проходящая в рамках Второй мировой войны. Урок необходимо начать с показа временных рамок этой войны. Кампания началась 9 августа и закончилась 2 сентября 1945 года. Советский Союз начал эту войну в соответствии с взятыми на себя обязательствами, определенными на Ялтинской конференции 4-11 февраля 1945 года. Учителю следует подчеркнуть на уроке то, что против Японии воевали США, СССР, Китай, Монголия и без этой войны не была бы завершена Вторая мировая война. 2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури» был подписан Акт о безоговорочной капитуляции, и Вторая мировая война закончилась. В ходе войны Советские войска освободили Северо-восточный Китай, Северную Корею, Южный Сахалин и Курильские острова от Японских захватчиков. При рассмотрении данной темы, учителю обязательно надо подчеркнуть то, что 6 и 9 августа США сбросили на японские города Хиросиму и Нагасаки две атомные бомбы. Следует отметить нецелесообразность применения ядерного оружия в это время. США показали свою агрессивную сущность, негуманное отношение к японскому народу. В это время в этих городах не было воинских частей, и ядерные бомбы были сброшены на головы мирных жителей, детей, стариков и женщин.

Седьмой урок важно посвятить изучению темы «Итоги и уроки Второй мировой войны». Этот урок учителю можно подготовить и провести в виде рассказа-беседы. Он должен состоять из двух частей. Первая часть должна быть посвящена итогам войны, а вторая - ее урокам. Здесь учителю в ходе урока важно перечислять и обосновать:

-политические;

- военные;

- экономические;

- социальные;

- и др. итоги войны.

При обосновании итогов только Великой Отечественной войны необходимо говорить о решающем вкладе советского народа в общую победу над фашистской Германией и ее союзниками. При этом необходимо подчеркнуть, что советско-германский фронт в течение всей войны был главным, и основные события происходили на этом фронте. Советский солдат взял Берлин и разрушил военно-политическую машину Германии. На советско-германском фронте было уничтожено 75% авиации, 75% танков и 74% артиллерии противников. Советские вооруженные силы разгромили 600 дивизий противников, а союзные войска - 176.

Что касается уроков войны, то учителю есть смысл обратить внимание обучающихся на три вопроса: 1) изменение соотношения сил в мире после войны; 2) необходимость сохранения мира; 3) опасности фашизма и милитаризма для человечества.

Нюренбергский процесс – суд над фашизмом и милитаризмом.

Эти вопросы целесообразно обсуждать в ходе живой развернутой беседы, в ходе которой дать возможность обучающимся высказаться.

8,9,10 уроки следуетпосвятить вкладу Башкортостана в общую Победу над фашизмом и милитаризмом: организационно-мобилизационные меры по формированию воинских частей в Башкирской АССР; национальные воинские формирования и история создания и боевой путь Башкирской кавалерийской дивизии; воины Башкортостана на фронтах Великой Отечественной войны (З. Утягулов, А. Матросов, М. Губайдуллин, Т. Кусимов, М. Гареев, М. Шаймуратов и другие).

Настоятельно рекомендуем использовать материалы сборника конференции «Башкортостан в период военных испытаний 1941-1945 годов и современные подходы изучения вклада республики в общую Победу над фашизмом и милитаризмом // Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (Уфа, 2019) и методические рекомендации по проведению в общеобразовательных организациях тематического классного часа, посвященного Великой Отечественной войне.

 

Использованные и рекомендуемые источники и литература:

1. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2018 г. № 211 «О подготовке и проведении празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов»

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1493 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»

3. Указ Главы Республики Башкортостан от 28 декабря 2018 года N УГ-343 "О подготовке и праздновании 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов"

4. Распоряжение Главы Республики Башкортостан от 22 июля 2019 года N РГ-228 «Об утверждении Плана основных мероприятий по подготовке и празднованию в 2020 году в Республике Башкортостан 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов».

5. Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945. Краткая история. 3-е изд. - М.: Воениздат, 1984. - 560 с.

6. Вторая мировая война. Итоги и уроки. - М.: Воениздат, 1985. - 447 с.

7. Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1985. - 832 с.

8. Военный энциклопедический словарь. - М.: Воениздат, 1984. - 863 с.

9. Историко-культурный энциклопедический атлас Республики Башкортостан. - М.: ИПУ «Дизайн. Информация. Картография», 2007. - 696 с.

10. Башкирская энциклопедия. В 7 т. - Уфа, 2005. - 624 с.

11. История башкирского народа. Т. 6. - Уфа: Гилем, 2011. - 376 с.

12. Башкирская АССР в период Великой Отечественной войны. 1941-1945. Документы мужества и героизма - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1980. - 320 с.

13. Башкирия в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Сборник документов и материалов. - Уфа: Китап, 1995. - 541 с.

14. Башкортостан в стратегии Великой Отечественной войны: взгляд через 60 лет. Современные требования к обучению и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Материалы республиканской научно-практической конференции. Уфа, 18 ноября 2004 г. / Под общей редакцией М.А. Бикмеева. - Уфа: БИРО, 2004. - 247 с.

16. Башкортостан в период военных испытаний 1941-1945 годов и современные подходы изучения вклада республики в общую Победу над фашизмом и милитаризмом/ Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. – Уфа, 2019. 250 с.

17. Современные подходы к изучению истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: теория, методология, технологии и методика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Уфа, 30 октября 2008 г. / Под общей редакцией М.А. Бикмеева. - Уфа: БИРО, 2008. - 310 с.

18. Историко-патриотическое воспитание подрастающего поколения как социально-значимая проблема Материалы республиканской интернет-конференции 23-30 апреля 2012 г. / Под общей редакцией М.А. Бикмеева. - Уфа: ИРО РБ, 2012. - 150 с.

19. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В 3-х томах. — М., 1983.

20. Ахмадиев Т.Х. Башкирская АССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1984. - 280 с.

21. Ахмадиев Т.Х. Башкирская гвардейская кавалерийская. Боевой путь башкирской 16-й гвардейской (112-й) кавднвизии. 1941-1945. - Уфа: Китап, 1993. - 386 с.

22. Банников А.Л. Историко-патриотическое воспитание – важнейшее направление формирование личности человека XXI века. Методические рекомендации. - Уфа: «Общество Знание», 2014. – 23 с.

23. Банников А.Л. К вопросу о содержании понятия «Коренной перелом» в современных учебниках Истории России//Материалы Региональной научно-практической конференции «Башкортостан в период военных испытаний 1941-1945 годов и современные подходы изучения вклада республики в общую Победу над фашизмом и милитаризмом». – Уфа, 2019 г..

22. Банников А.Л. К вопросу о методике проведения муниципальных и школьных конференций и мероприятий, связанных с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне//Материалы Всероссийской НПК «Башкортостан в период военных испытаний 1941-1945 годов и современные подходы изучения вклада республики в общую Победу над фашизмом и милитаризмом». – Уфа, 2019 г. (в печати).

24. Бикмеев М.А. Изучение темы «Великая Отечественная война» в общеобразовательных учреждениях Республики Башкортостан: Методические рекомендации. – Уфа: ИРО РБ, 2014. – 44 с.

25. Бикмеев М.А. Военный вклад Башкортостана в Победу в Великой Отечественной войне. - Уфа, 1997. - 148 с.

26. Бикмеев М.А. Башкортостан в годы Второй мировой войны 1939-1945. - Уфа, 2000. - 352 с.

27. Бикмеев М.А. Дивизии Башкортостана на фронтах Великой Отечественной войны. - Уфа, 2005. -88 с.

28. Бикмеев М.А. Исторический опыт военно-организационной и мобилизационной работы Башкирской АССР периода Второй мировой войны. — Уфа,2005. - 247 с.

29. Бикмеев М.А. Легендарная 16-я (112-ф) гвардейская кавалерийская дивизия (Сборник документов). - Уфа, 2005. - 192 с.

30. Гайсин У.Б. Вклад молодежи Урала в победу в Великой Отечественной войне. - Уфа: УГНТУ. - 360 с.

31. Искужина Н.Г. Гимн Советского Союза 1943 года как символ Победы // //Материалы Всероссийской НПК «Башкортостан в период военных испытаний 1941-1945 годов и современные подходы изучения вклада республики в общую Победу над фашизмом и милитаризмом». – Уфа, 2019.

32. Победа в Великой Отечественной войне как исторический феномен и существенный вклад народов Южного Урала в ее достижение: Материалы Межрегиональной многоуровневой научно-практической конференции (со всероссийским участием), посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг. (Уфа, 28 ноября). / под общей редакцией доктора исторических наук, профессора М.А. Бикмеева. – Уфа: ИРО РБ, 2014. – 416 с.

33. Саяпов Т.Ш. Все для фронта, все для победы. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1985. - 138 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: