стадия. Осмысление творчества.




ГОУ СПО «Городецкий педагогический колледж»

Открытый урок по предмету

«Литературное краеведение»

Тема: «А.Д. Мысовская – нижегородская поэтесса»

Преподаватель русского языка

И литературы: Кальницкий Д.М.

Вид занятия: Комбинированный урок

Цель: Познакомить с биографией и творчеством А.Д. Мысовской

Компетенции, формируемые на уроке.

Общекультурные: освоение культурно-исторического пространства, духовно-нравственных основ жизни человека и социальных проблем, общественных явлений и традиций. Сформировать представление о нижегородской поэтессе.

Профессиональные: осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Методы: используются отдельные приёмы технологии РКМ ЧП, наглядный, проблемно-поисковый методы.

1стадия. Вызов. Рассматривание портрета

Что мы знаем? Что мы хотим о ней узнать? Из какой она семьи? Где получила образование? Что написала, о ком, о чём? Какова проблематика её творчества? Программные произведения? Личная жизнь?

Знакомимся с легендой (план урока)

Легенда Коломна. Нижний Новгород. Дебют в «Отечественных записках». Некрасов Н.А., Островский А.Н. Пьесы для театра. Еженедельные «субботники» на Тихоновской д.22. Короленко В.Г. Гражданская сатира. 1 том Собрания сочинений

Маркировочная таблица *- сожаление;!- удивление;?- мало информации, хочу больше

Нижегородская поэтесса А.Д. Мысовская (1838-1912)

 

28 июля 1885 года знаменитый русский драматург А. Н. Островский писал из Щелыкова в Нижний: «Ми­лостивейшая государыня Анна Дмитриевна... Вы пре­восходно пишете стихи: после смерти гр. А. Толстого никто так не владеет русским стихом, как Вы. Надо этому таланту дать средства себя показать...»

*. А. Н. Островский, Собр. соч., т. 16, ГИХЛ, М., стр. 186

Это письмо адресовано поэтессе А. Мысовской. Впервые А. Мысовская выступает в печати в 1863 го­ду (ей исполнилось 25лет) в журнале «Отечественные записки», где при содей­ствии Некрасова Н.А. были опубликованы ее стихотворные произведения «Софья-царевна», «Женское воспитание» и другие. C 1874 года она поселяется в Нижнем, где проходит вся ее дальнейшая жизнь. В 80—90-е годы квартира А. Мысовской на Тихоновской (ныне ул. Улья­нова) становится своеобразным литературным цент­ром города. Здесь часто бывают Б. Г. Короленко, С. Я. Елпатьевский, посещает эти литературные собра­ния и молодой Горький.

Как Л.Граве и П. Шумахер, А, Мысовская пишет сатирические стихи. Злободневная поэзия отодвигает на второй план лирические строки. Одним из любимых жанров писательницы становится басня, сатирическая притча. Уже в преклонном возрасте она откликается на события 1905 года, выступает с публицистическими стихами, рожденными в общей волне революционного подъема.

Поэтесса и переводчица, драматург и общественный деятель, А. Мысовская была несомненно одной из са­мых ярких фигур среди писателей-нижегородцев. Ее долгая творческая жизнь как бы связала рубежи двух столетий в литературной жизни города.

Вблизи дома, где жили Короленко и Нестеров, по улице Ульянова (б. Тихоновская) мы увидим стоящий несколько в глубине дом № 22. Здесь многие годы жила нижегородская поэтесса Анна Дмитриевна Мысовская. На этой же улице, как вы помните, находится «Домик литераторов».

Имя А. Д. Мысовской не принадлежало к крупным литературным именам. Ее творческая деятельность почти не выходила за пределы нижегородской известности. Однако ее знали Некрасов и Островский, которые весьма положительно отзывались о ее литературном таланте.

Биография

Анна Дмитриевна родилась в 1838 году в Западном крае, в г. Коломне, в семье военного врача Краснопольского — дворянина, владельца небольшого имения в Нижегородской губернии.

Ее отец, Д. Г. Мысовский, в 1844 году был переведен в Н. Новгород, и вся дальнейшая жизнь

А. Д. Мысовской связана снашим городом.

Первые стихи поэтессы были напечатаны Н. А. Нек­расовым в столичном журнале «Отечественные записки».

Поэтесса много работала над переводами, часто пе­чатала стихи в различных периодических изданиях Петербурга, Н. Новгорода, Казани, поддерживала пере­писку с А. Н. Островским, высоко ценившим ее дарова­ние.

В 90-е годы прошлого векадом Мысовской на Тихоновской улице д.№22 (ныне ул. Ульянова) был своеобразным литературным центром. Здесь бывали Горький, Коро­ленко, Елпатьевский.

Годы юности Мысовская с родными провела в Нижнем Новгороде, затем жила в Гродно и Вильно (Вильнюс), а в 1874 году вновь возвращается в Нижний и живет здесь уже постоян­но до самой смерти (до 1912 г.).

Первые литературные выступле­ния ее в печати относятся к 1863 го­ду, когда в известном журнале «Оте­чественные записки» при содействии Некрасова были опубликованы ее стихотворения «Софья-царевна», «Я вернулась из общества шумного», «Женское воспитание».

Некрасов, одобрительно отозвав­шись о первых поэтических опытах Мысовской, посоветовал ей продол­жать работу и заняться самообразо­ванием. Но Мысовская так и не вы­шла в большую литературу, ограни­чив свои выступления участием в нижегородских газетах да в Казан­ском «Волжском вестнике». Она на­ходилась одно время в большой пере­писке с А. Н. Островским:

«Вам и Некрасову, — пишет она в одном из писем к великому драма­тургу, — я обязана тем, что полюби­ла мысль и труд, но он дал мне пер­вый толчок, Вы же — направление».

Островский, как это видно из его писем, отмечая талант Мысовской, серьезно намеревался привлечь поэтессу к большой работе. Он задумы­вает совместный перевод комедий Мольера, предлагает Мысовской за­няться драматической обработкой сказок (драматург в то время уже поставил пьесу-сказку «Снегурочка»). По совету Островского Анна Дмитриевна делает перевод стихами одноактной комедии французского писателя де-Банвиля «Сократ и его жена», которая была поставлена в 1886 году в Малом театре. И возможно, если бы не смерть А. Н. Остров­ского в 1886 году, литературное сотрудничество его с Мысовской было бы более прочным и плодотворным.

Анна Дмитриева сближается в Нижнем Новгороде с В. Г. Королен­ко, жившим в те годы в нашем городе. Очевидно, не без влияния обще­ственной деятельности последнего в ее поэтическом творчестве заметное место начинает занимать сатирический, обличительный жанр (сатиры, басни, стихотворные сказки, сатирические комедии, вроде «Наши же­ны» — о нижегородских нравах и др.). Гражданская сатира поэтессы вызывала недовольство у приближенных к губернатору и правительству Н.Новгорода особ. Критика лицемерия и ханжества, равнодушия властей и состоятельных обывателей к нуждам простых горожан всё чаще звучала в её стихах.

Выступление В. Г. Короленко с разоблачением директоров Алек­сандровского дворянского банка вызывает появление первой басни Мысовской (Она принимала и непосредственное участие в сборе для Короленко матери­алов, связанных с «банковской эпопеей»)

стадия. Осмысление творчества.

Особенно социально остро, талантливо в поэзии А.Д. Мысовской звучат басни, сатирические стихи.

Задание. Прочитайте, определите, какие виды смеха использует автор, выполните анализ произведения (по плану в заключение конспекта)

— Нет, дядя Николай, ты караульщик слабый,

Сейчас мне мужики попались с возом дров,

А ты забрел в кусты, да балагуришь с бабой,

Не думая совсем ловить порубщиков.

— Ты дело, сударь мой, узнай сперва поближе,

Ведь эти мужики — все нужный мне народ:

Я сберегаю лес общественный, они же

Хранят общественный посев и огород.

Ну, как же им порой не сделать уваженья.

Чужих порубщиков я здесь не потерплю,

Зато я сам могу таскать без опасенья

Общественную рожь, морковь и коноплю...

Едко высмеивает Мысовская в стихотворении «Дамы-патронессы» ту буржуазную благотворительность нижегородских патронесс-филантро­пок «из общества», при которой призреваемым доставались жалкие крохи.

— Сегодня я, мой друг, расстроена ужасно:

Ну, посуди сама, не грех ли богачам

Так относиться безучастно

К забитым жизнию бездомным беднякам?

Представь: наш бал, что мы, как члены комитета

Приюта брошенных детей,

Устроили, чтоб им пожить на даче лето,

Доходу дал всего десятка два рублей...

А между тем наш бал на славу был устроен:

Артисты-скрипачи, хор барышень-певиц,

Каскад цветов... Похвал он даже удостоен

Корреспондентов из столиц.

Конечно, и хлопот досталось с ним немало,

А сколько наш костюм потребовал затрат:

Я больше ста рублей, наверно, издержала

На незатейливый наряд.

Костюмы у других дороже были вдвое...

И все же вечер наш при роскоши своей

Доходу нам принес — ну самое большое

Всего десятка два рублей

— Некомпетентна я в делах благотворенья,

Однако думаю, что если б я вошла

Как деятельный член в приютское правленье, —

Не так бы дело повела.

Я убедила бы дам, членов комитета,

Часть сумм, назначенных для праздничных обнов,

Пожертвовать в приют, чтоб дачу взять на лето,

И не устраивать балов.

— Мы, милая моя, совсем не так богаты,

Чтоб деньгами ребят заброшенных снабжать-

Побаловать детей, конечно, мы хотели,

Но даже подвиги гуманности любя,

Все ж каждый думает достичь желанной цели,

Не забывая и себя.

Гражданские, общественные мотивы свойственны были многим сти­хам Мысовской («Не плачь, дитя», «Ракета», «Эмилю Золя» и др.)» ори­гинальны были и ее лирические стихи. Но хорошо и свободно владея стихом, являясь сторонницей реалистической поэзии, Мысовская, к сожа­лению, не поднималась до больших глубоких обобщений в своих стихах, до подлинного пафоса борьбы во имя высоких стремлений.

Заслуживает быть отмеченной большая поэтическая работа Мысов­ской и в качестве переводчика произведений А. Мюссе, А. Мицкевича и других поэтов.

Квартира А. Д. Мысовской в Нижнем Новгороде привлекала к себе многих представителей передовой Нижегородской интеллигенции. На ее еженедельных «субботниках» бывали Короленко, Анненский, Гациский, Горький и многие другие. Здесь обсуждались различные важные во­просы местной жизни, устраивались литературные чтения, музыкальные вечера.

Короленко в 1903 году писал Мысовской: «Часто вспоминаю Вас — вечера в Вашем доме на Тихоновской улице».

ЦЕННОСТИ (басня)

— На голову мою обрушились напасти:

Как честный публицист я долг свой исполнял,

Вдруг от меня теперь потребовали власти,

Чтоб меньше говорил, а больше я молчал,

Но ведь наш долг язвить открыто и сурово

Для блага общества позорные дела.

Что ж может быть ценней карающего слова,

Что разгоняет мрак невежества и зла?

— А у властей, мой друг, быть может, есть желанье

Дать обществу еще ценнейшее добро:

Не мудрость ли гласит, что золото — молчанье,

А слово — только серебро. 1910

ГУМАНИСТЫ

(басня)

— Голубчик, признаюсь — из вашего суда

Пренеприятное я вынес впечатленье:

Гуманность хороша, но только не тогда,

Когда является защитой преступленья.

Сегодня, например, судили вы троих;

Ну разве же для них возможно оправданье:

Все трое из людей неглупых, развитых,

С образованием, имели состоянье,—

И что ж: один спустил сиротский капитал,

Другой же человек, без совести и правил,

Почетный, важный пост лет двадцать занимал

И деньги двадцать лет общественные грабил,

А третий — к воровству прибавил и поджог,

Чтоб взять приличный куш не по частям, а сразу...

Подобных подлецов должно сажать в острог

И гнать из общества, как чумную заразу.

Какие же, скажи, ты был в числе судей,

Для извиненья их нашлись у вас причины:

Не держитесь ли вы нелепейшей доктрины

«Непротивленья злу» и Фельдинга идей?

— Ах, милый мой, оставь: какие там идеи,

Знакомства не ведем мы с Фельдингом твоим,—

Да подсудимые совсем и не злодеи,

А люди грешные, подобные другим.

Оправдывая их, я говорю по чести,

Лишь эти доводы имели мы одни:

Сегодня здесь сидят они,

А завтра можем мы сидеть на том же месте. 1910

 

ФИЛАНТРОП (басня)

— К тебе я прихожу, мой милый,

За советом:

Куда бы поместить детей-полусирот?

Маляр, что у тебя работал прошлым летом,

Разбился и лежит в больнице целый год.

Семья без всяких средств.

Живут в сыром подвале,

Жена, старуха-мать, при них ребят

штук шесть,

Такая мелюзга... да старшему едва ли

Из этих малышей лет семь иль восемь есть!

Ты рьяный филантроп, да и патрон к тому же

Домов призрения, так поместить в приют

Похлопочи детей: при наступившей стуже

Бедняжки с холоду при голоде умрут.

— Как ни жалею я всех бедняков семейных,

Я им служить теперь возможности лишен:

Мне больше дюжины обедов юбилейных

Придется в нынешний устраивать сезон. 1910

 

В 1910 году в издательстве «Ясли» вышел первый том задуманного поэтессой собрания сочинений. Но на этом издание прекратилось.

Умерла А. Д. Мысовская в 1912 году.

Задание.

1. Напишите свой отзыв на прочитанное произведение.

2. Составьте кластеры или напишите очерк жизни и творчества А.Д. Мысовской в газету, озаглавьте его.

3. Выучите наизусть одно из произведений, выразительно исполните его.

План анализа художественного произведения.

1. Жанр (разновидность). Тема. Идея. Замысел автора.

2. Особенности конфликта и композиции произведения.

3. Характеристика действующих лиц (положительные - отрицательные), персонажей, образов (портрет, внутренний мир, поступки, художественные детали, интерьер и др.)

4. Художественные особенности языка произведения (тропы, ИВС, фигуры речи, приёмы изображения; особенности лексики, морфологии, синтаксиса).

5. Стихотворная техника (для поэтического произведения): рифма, размер, ритм, логические ударения и мелодия.

6. Педагогическая ценность произведения (познавательное, воспитательное, развивающее значение)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: