ТЕМА: СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПУНКТУАЦИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ




Третьякова Оксана Григорьевна

Группа 1-П

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11-12

ТЕМА: СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПУНКТУАЦИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Задание 1. Выделите грамматические основы предложений. В каких случаях сочинительные союзы связывают однородные члены, а в каких – части сложносочинённого предложения? Определите значение союза. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. 1. Всё живое тянется (==) к воде, и всем вода дарит жизнь (==) (Песков). (Песков)(соединительный союз и связывает части сложносочиненного предложения)

2. Снег похоронит (==) и предаст забвению (==) лесные повести и загадки (Песков). (простое предложение; соединительный союз и связывает однородные сказуемые и дополнения).

3. Верблюжье молоко непривычно сладкое (==), но пришлось выпить (==) (Песков).(простое предложение; но - противительный союз)

4. Барсук пытался уплыть (==), но был водворён (==) на пятачок земли возле пня (Песков). (простое предложение; но – противительный союз; связывает однородные сказуемые).

5. Умер (==) от болезни отец, а мать после него от горя умерла (==) (Песков).)(сложносочиненное предложение; противительный союз а связывает части сложносочиненного предложения)

6. Я тогда не здесь, а у бабушки жил (==) (Песков).(простое предложение; а - противительный союз)

7. При сих словах вышла (==) из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала (==) в сени (Пушкин). (простое предложение; и – соединительный союз, связывает однородные сказуемые)

8. Прошло (==) несколько лет, и обстоятельства привели (==) меня на тот самый тракт, в те самые места (Пушкин ).(сложносочиненное предложение; и - соединительный союз, соединяет части предложения).

9. Парнишка упал (==), однако не был убит (==) (Фадеев). (простое предложение; однако – противительный союз; связывает однородные сказуемые).

10. Канонада стала слабее (==), однако трескотня ружей сзади и справа слышалась (==) всё чаще (Л. Толстой). (сложносочиненное предложение; однако – противительный союз).

11. Пусть он перебирается (==) в деревню во флигель, или я переберусь (==) отсюда (Чехов) (сложносочиненное предложение; или - разделительный союз).

12. Я хочу быть отроком (==) светлым иль цветком (==) с луговой межи (Есенин) (простое предложение; иль – разделительный союз; связывает однородные именные части сказуемого).

 

Задание 2. Спишите сложноподчинённые предложения, вставив необходимый по смыслу простой союз или союзное слово. Определите тип придаточного. Расставьте знаки препинания.

 

1. 1. Известно, что в первый период своего творческого пути Пушкин был любим соотечественниками .(придаточное определительное) 2. В высшей степени важно, чтобы дети приучались ещё с юных лет работать. .(придаточное определительное) 3. Чувство гуманности оскорбляется, когда люди не уважают в других человеческого достоинства. (придаточное изъяснительное) 4. Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать, отчего она так загрустила .(придаточное определительное) 5. И лица их были такие измученные, как будто эти люди несли на себе непомерную тяжесть.(придаточное определительное) 6. Сделав своё дело и получив все, что следует за труд, доктор сел в свою бричку и поехал домой (придаточное определительное). 7. В открытое окно они видели запущенныйсад, откуда в комнату лился душистый запах черемухи. (придаточное обстоятельственное, место).

 

П.1. Я спросил, где она живёт. (придаточное обстоятельственное, место). 2. Все попытки Кати помочь отцу и другим капитанам, чьи суда простаивали на её участке, не давал и результатов .(придаточное определительное) 3. Даже удивительно, что у Анфисы берутся такие мысли. (придаточное определительное) 4. Но счастлив тот, кому удается сочетать зрелый опыт с таким свежим и непосредственным видением мира. (придаточное определительное) 5. Нет, пожалуй, универмага в Стокгольме, в котором не было бы стенда, и под этой броской надписью не красовалась бы пятнистая лошадка, любимица книги “Пеппи- Длинный чулок». (придаточное определительное) 6. Он (Паустовский) принадлежит к тем счастливым избранникам, которые в глубине ума сочетают необыкновенную тонкость, чуткость, изящество мысли и внутреннюю свободу. 7. Снегопад, какого не бывало. (придаточное определительное). 8. Куда иголка, туда и нитка. (придаточное обстоятельственное, место).

9. Меня серьезно волнует то, что я хочу с вами посоветоваться. (придаточное определительное) 10.Никогда нельзя определить, в какой день, в какой час вдруг понимаешь, что весна наступила.

 

Задание 3. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Определите тип сложного предложения.

 

1. Не пой, красавица, при мне, ты песен Грузии печальной, напоминают мне они другую жизнь и берег дальний (Пушкин) (бессоюзное, сложное предложение).

2. Далеко за Доном громоздились тяжёлые грозовые тучи, наискось резали небо молнии, чуть слышно погромыхивал гром (Шолохов) (бессоюзное). 3. После пяти часов погода стала портиться, с моря потянул туман (Арсеньев) (бессоюзное).

4. Юноша бледный, со взором горящим, ныне даю я тебе три завета. Первый прими: не живи настоящим, только грядущее - область поэта (Брюсов) (бессоюзное).

5. Я был скромен, меня обвиняли в лукавстве, я стал скрытен. (сложносочиненное) Я говорил правду - мне не верили, я начал обманывать (Лермонтов) (сложносочиненное).

6. Тут и там рассеянно касались земли и воды лучи солнца, упадет луч на траву, вспыхнет трава изумрудом и жемчугом, тёмно-синее море горит изменчивыми красками, отражая щедрый свет (Горький) (бессоюзное, сложное предложение).

 

Задание 4. Составьте и запишите по правилам пунктуации предложения с данными цитатами, сопровождая их словами автора. Используйте разные глаголы, вводящие цитаты.

 

1. Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живёт и движется, развиваясь и совершенствуясь (Белинский). 2. Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи (Пушкин). 3. Сам необыкновенный язык наш есть ещё тайна (Гоголь). 4. В лингвистическом смысле народ составляют все люди, говорящие одним языком (Чернышевский). 5. Краткость сестра таланта (Чехов).

 

"Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живет и движется, развиваясь и совершенствуясь," - утверждал В.Г.Белинский.

А.С. Пушкин говорил: "Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи".

"…Сам необыкновенный язык наш есть еще тайна," - думал Н.В. Гоголь.

"В лингвистическом смысле - считал Чернышевский, - народ составляют все люди, говорящие одним языком".

"Краткость — сестра таланта," - метко сказал А.П. Чехов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: