Развитие политической мысли в России в XI-XVII вв. (проковеды, сказания, былины, Илларион – XI в. Его работа, проблема раскола, Москва – 3ий Рим).




14. Политическое учение Н.Макиавелли. Макиавеллизм. Н.Макиавелли – итальянский мыслитель Эпохи Возрождения, основатель политической науки Нового времени; долгое время был должностным лицом Флорентийской республики, затем его лишили должности; основные работы: «Принцепс», «История Флоренции»; его учения основаны на изучении деятельности современных ему правительств, опята г-в Античного мира. Сод-ние политич.учения: 1)отношение к религии – христианская религия является причиной упадка Италии, т.к. ориентирует людей на потусторонний мир, а не на земной, кроме того, папство препятствовало объед-нию Ит.; допускал преобразование хр-ва так, чтобы оно служило прославлению г-ва и защите отеч-ва; 2)гос-во – отношение между прав-вом и подданными, опирающееся на страх и любовь последних (господство-подчинение; впервые мотивы социальной психологии осмыслены как важный факт устр-ва г-ва); основа прочности г-ва – безопасность л-сти и незыблемость собственности; отдает предпочтение смешанной ф.г-ва (из монархи, аристократии и демократии); сист.гос.о. должна включать аристократич и демократич учр-ния; призывал к уничтожению феодального дворянства; 3) право – орудие власти, выражение силы; на ненарушимость закона он связывал с обеспечение обществ.без-сти. Макиавеллизм (концепция этики главы г-ва); на основе работы «Принцепс» (=единоличный гл.г-ва). Основные положения: 1)управляя г-вом, все жестокости нужно совершать сразу, а благодеяния делать понемногу, чтобы они лучше запоминались; 2) принцепс не должен и не может быть верным данному им слову, если такая честность обращается против него; всегда можно найти оправдание; 3)для принцепса гораздо важнее казаться добродетельным, чем реально быть таким; 4)принцепс не должен трогать имущество подданных и задевать их честь; 5)передавать другим дела, кот.вызовут недовольство подданных; 6)должен рассчитывать не на любовь своих подданных, а на их страх. Его идеологию взял за основу Бенито Муссолини.

15.Теория государственного суверенитета Ж.Бодена. Ж.Боден – французский юрист, депутат третьего сословия Генеральных штатов в Блуа. Основные работы: «Шесть книг о государстве», «Метод легкого познания истории». Сод-ние полит учения: 1) г-во – «правовое управление многими семьями на основе суверенной власти»; правовое управление, сочетающееся со справедливостью и законами природы; 2)важнейший эл-нт г-ва – суверенная власть, которая заключается в постоянстве, абсолютности (не ограничена никакими условиями; допускаются только 3 ограничения – закон Бога, законы естественные и законы человеческие, поэтому суверен не вправе произвольно облагать налогами гр-н без согласия Генеральных штатов) и неделимости (принадлежит только монарху; отрицает эффективность демократии и аристократии) власти г-ва; 3) в кач-ве исключительных прерогатив г-ва рассматривал: право издавать, отменять и обнародовать законы без согласия гр-н, право войны и мира, право назначения должностных лиц, правосудие в последней инстанции, право помилования, чеканка монет, определение мер и весов, взимание налогов и податей; 4) считал, что необходимы законы против ростовщичества, законы о наследовании имущества и законы, допускающие веротерпимость.

16.Политические идеи раннего утопического коммунизма (Т.Мор, Т.Кампанелла). Томас Мор – английский юрист, политич деятель и писатель; основная работа: «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжица о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (написана в форме диалога между Мором и мореплавателем, посетившим остров Утопия). Основные положения: 1) считал не справедливыми существующие наказание (за кражу и убийство одно и то же наказание – смертная казнь); что совершение некоторых преступлений обусловлено в том числе и несправедливым устройством общества; г-во – заговор богатых, их законы – ухищрения, позволяющие исп-ть труд бедных людей для своего обогащения; 2) принципы идеального г-ва: коллективная собст-сть (распределять все поровну и по справедливости); всеобщая обязанность (работают все, не более шести часов, нет праздных сословий); аскетичный образ жизни (минимальные потребности, отсутствие стремления к роскоши, воспитание презрения к золоту); централизованное распределение продукции (все произведенное накапливается на складах, расположенных в центре каждого города; распределяется централизованно, с учетом потребностей семей); 3)смешанная форма правления, госуд-ное устройство – федерация (из 54 городов); высший о. – сенат – обсуждает общие дела острова; специальная система выборов филарха (на 1 год, следят, чтобы все работали) и протофилархов; во главе города – князь (несменяем, если не становится тираном); князь + протофилархи = городской сенат; 4)законов мало и они всем понятны; 5) человек обращается в рабство на время, совершает полезные для общества работы (в качестве наказания за преступление). Утопист Томмазо Кампанелла (доминисканский монах, неоднократно сидел в тюрьме, где и писал свои работы) изложил свои утопические взгляды в произведении «Город солнца». Город солнца – прекрасное, совершенное государство, где господствуют философы-священники во главе с Метафизиком (всесторонне образованный человек, сведущий во всех науках, искусствах и ремеслах); Метафизику помогают три сопровителя – сила, мудрость, любовь; социально однородное общество, которое ведет общинный образ жизни и где исповедуется простая и рациональная религия. В этом обществе нет места для частной собственности и семьи, потому что детей воспитывает государство. Установлен обязательный четырехчасовой труд. Хозяйственной единицей является не семья, а мастерская (или бригада). Кампанелла возражает против применения рабского труда. Но жизнь в Городе солнца еще более регламентирована, чем в Утопии. Все носят одинаковую одежду, одинаково питаются, одновременно начинают и завершают работу и т. д.

17. Учение Г.Гроция о праве и государстве (международное право). Голландский юрист Гуго Гроций под воздействием буржуазной революции в Нидерландах написал свои знаменитые труды «Свободное море», «О праве войны и мира в 3 книгах». В учении Г. Гроция видны истоки нарождающегося юридического мировоззрения, кроме того, его считают во многом основателем современной доктрины международного права. По Г. Гроцию, право основано прежде всего не на воле Бога, а на природе человека. У людей есть стремление к мирному общению (здесь Г. Гроций рассуждает в духе Аристотеля), которое организовано согласно разуму. Это стремление к общению и есть источник права, независимый от положительного (позитивного) права, выводил Г. Гроций. Право стремится к самой природе человека и не зависит от законов, установленных у различных народов. Принципы естественного права: 1. Не трогать чужого добра. 2. Возвращать то, что нам не принадлежит. 3. Исполнять обещания. 4. Возмещать причиненный вред. 5. Воздаяние людям заслуженного наказания. Что касается установленного (позитивного) права, не являющегося естественным, то тут Гроций выделяет Божественное и человеческое право, которые должны соответствовать естественному праву. По Гроцию, государство должно обеспечивать общую пользу, являясь союзом свободных людей. Государство – сознательная деятельность людей, результат общественного договора, что противопоставлялось Гроцием теологической концепции богоустановленности государства. Государство – основа длящихся отношений власти и подчинения. Верховная государственная власть, обладающая государственным суверенитетом, издает законы, осуществляет правосудие, назначает должностных лиц и руководит ими, взимает налоги, решает вопросы войны и мира, заключает международные договоры. Государство обязано признавать и охранять частную собственность своих граждан. Гроций считает, что народ может изменить образ правления, если такое право оставлено им общественным договором; признает наличие обстоятельств, которые вытекают из существа общественного договора и позволяют народу преобразовать государство (случаи «крайней необходимости» и «большой и явной опасности», грозящей подданным со стороны правителей г-ва. Международно-правовые взгляды Гроция: 1)естественное право сохраняет свое действие и во время войн; 2) осуждал агрессивные захватнические войны; 3) война должна вестись ради заключения мира; 3) отмечал незыблемость договоров между государствами.

18. Естественно-правовая теория Б.Спинозы. Бенедикт (Барух) Спиноза – голландский философ-материалист; основная работа – «Богословско-политический трактат». Основные положения: 1) поддерживал теорию естественного права, однако отождествлял его с «мощью» - способностью любой части природы к самосохранению; 2)сторонник идеи общественного договора, однако трактует ее по-своему – государство и законы нужны человеку для того, чтобы подчинить разуму страсти, которые зачастую управляют поступками людей; 2) чтобы закон был разумен, он должен быть принят большим собранием людей, а не монархами, сановниками либо другими чиновниками («невозможно, чтобы большинство собрания, если оно велико, сошлось на одной нелепости»); 3)обосновывал свободу совести, науки, мнений, слова; 4) гос власть не должна совершать действий, подрывающих ее авторитет или негодование подданных; 5)единств абсолютное г-во – это демократия (народная форма верховной власти). Концепция Спинозы – первое в Новом времени теоретическое обосновании демократии. 6) категорич отвергал абс-ную монархию, считал возможными ограниченную монархию и аристократич республику (однако нужны меры для предупреждения тирании и угнетения). Считал, что не справедливо считать, что все пороки исходят от простого народа, что человеческая природа у знати и народа одна и та же.

19. Политико-правовые учения Т. Гоббса. Томас Гоббс (кон. XVI – XVII в.), представ-ль естественно-прав-го учения, был сторон-м абс монархии, теоретик «сильного» гос-ва. Труды: «Защита власти и прав короля, необход-х для сохран-я мира в гос-ве», «О гражданине», «О теле», «О человеке», «Левиафан» (1651). Гоббс различает: догос-е (чел действует как физ-е тело и рук-ся естест-м правом), т.е. естест-е, сост-ие и гос-ое (гражд-ое) состояние. Все естест-е законы – это моральные законы. В «Левиафане» Гоббс отстаивает абс власть неогран-го монарха. Гос-во распоряж-ся силами и способн-ми отдел лиц в интересах общего блага. Общ-ым договором люди отказ-сь от своих естеств-х прав в пользу гос-ва. Власть гос-го суверена - абс-ая. Гоббс был убежд-м противником революций. Он – основоположник механистического материализма. Матем-кий (геометр-ий) метод он считал универсал для всего научного познания. Его механ-ие воззрения выраж-ся во взглядах на природу гос-ва. Гоббс рассматр-л гос-во как единый мех-зм, Левиафан (морское чудовище). Верховная власть – душа, судьи и чиновники – суставы, справедливость и законы – искус-ый разум и воля, награды и наказания – его нервы и т.д. Вслед за Г. Основа природы чел-ка, по Т. Гоббсу, – страх, вытек-й из чел-го эгоизма. Человек ищет не общения, а господства над др-ми. По природе люди равны друг другу, поэтому в естест-ом состоянии каждый человек имеет право на все, а все борются друг против друга. Нужно выйти из естест-го состояния в поисках мира (первый естест закон Гоббса). Из этого вытекает обязан-ть проявлять благодарность, прощать прошлые обиды, проявлять уважение к др людям и т.д. (естест-ые и вечные законы Гоббса). Гос-во – лишь рез-т необходимости. Он подчер-ет незыблемость и всеобщность естест-х законов. Общ-ый договор закл-ся каждым с каждым. Посредством этого договора масса людей преобраз-ся в единое общество, образуя новое лицо, чья воля объед-ет и выражает волю всех. Орг-ия гос власти мб различной: монархия (форма прав-я, при кр общие интересы больше всего совпадают счастными), аристократия (форма прав-я, при кр верх власть принадлежит собранию лишь части граждан), демократия (при кр-ой верх власть принад-т собранию всех.). Эти формы отличаются друг от друга лишь принадлежностью суверенитета. Наилучшей из них Гоббс считает монархическую. Гос власть никем и ничем не ограничена, она стоит над гражд-им законом и подобна чел душе в гос-ом теле. Власть гос-го суверена является абс-ой. Подданные – рабы государства.

20. Политико-правовые учения Дж. Локка. Эпоха буржуаз революций. Джон Локк – англ мыслитель, первый радикал критик абс монархии, теоретик неотчужд-х прав чел-ка, раздел-я властей и законности. «Два трактата о гос-м управ-и: 1-й -Локк полемизирует со сторон-ми абс монархии; 2-й - излагает свои мысли о происхож-и гос-ва, пределах его власти. «Опыт о чел-ом разуме» (фил-ое сочинение). Локк признает сущ-ие естест-го, т.е. догос-го, состояния, в кр сущ-ет равенство индивидов в облад-ии правом на жизнь, свободу, собст-ть (это 3 неотчуждаемых права). Локк не признает как основу формир-я гос-ва (отеческую власть; завоевание). Един-й закон-й источник власти — согласие народа (общ-й договор). Полит власть вытекает из общ-го договора и состоит в праве издавать законы и применять для их исп-ия силу сообщества. Разгран-е разных видов власти (поставил проблему соотношения гос-ва, общества и гражданина). Гос-ву предшествует естест-ое состояние. До учреждения полит власти не сущ-ло единого механизма обеспеч-я прав и наказания их наруш-ей. Основное содержание общ-го дог-ра - отказ граждан от частных наказаний за нарушение своего права; наделяет власть четкими полномочиями, кр она не может превышать; гос-во огран-но в своих действиях; человек не весь входит в гос-во, оно не поглощает его целиком. Смысл полит теории — опред-ие пределов деят-ти. Конституц-й механизм, призванный помешать гос-ву стать тираническим - отказ от соединения законодат-ой и исполн-ой власти; подчинение законодателей действию ими же созданных законов, осущ-ых исполн-ой властью — раздел-е властей). Различает 3 сферы гос деят-ти и 3 ветви власти (законодат-ую, исполн-ную и федеративную, кр заним-ся внеш политикой). Суд к исполн-ой власти. У Локка раздел-е властейэто соподчинение властей. З аконодат-ая – верх-ая по отнош-ю ко всем др-им. Др ср-во защиты от произвола — законность. Чрезвычайная мера воздействия на власть — разрыв народом соглашения с правит-ом. Три формы гос-ва: демократия, олигархия, монархия. Не признавалась формой граждан правления абс монархия. Наилучшая форма - демократия, но не возражал и против наслед-ой монархии при условии огран-ия власти короля. От Локка пошло английское свободомыслие XVIII в. В отношении религии - готовили почву для деизма — Бог создал мир, но с той поры больше не вмешивается в его дела.

21. Политико-правовые учения Ж.Ж. Руссо. Эпоха просвещения, вера в разум и прогресс чел-ка Это франц полит-ий писатель и философ. Работы: «Рассуждение о происхожд-и и основаниях неравенства между людьми», «О полит экономии», «Суждение о вечном мире», «Об общ-ом договоре, или Принципы полит-ого права». В естест-ом состоянии все равны. Неравенство здесь вначале лишь физ-ое, обуслов-ое природ различиями людей. Соц неравенство, пришедшее на смену физ-ому, также возникает с появ-ем частной собств-ти, начинается борьба между бедными и богатыми. И бедные вынуждены были соглас-ся на создание гос-ва, кр закреп-о соц неравен-во. Нерав-во частной собств-ти+ полит нерав-вот привело к абс неравен-ву при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии. Только благодаря общ договору, кр предложил Руссо, все оказ-ся «равными в рез-те соглашения и по праву». Руссо выступает за относ-ое выравн-ие имущ-ого полож-я граждан и с этих позиций критикует роскошь и излишки, поляризацию богатства и бедности. В основе общ-го договора и правомочий формир-го суверенитета лежит общая воля. Отличие общей воли от воли всех: первая имеет в виду общие интересы, вторая – интересы частные и представ-т собой лишь сумму воли частных лиц. Суверен (народ) создает законы, однако не связан ими навеки. Народ имеет право не только изменить форму правления, но и вообще расторгнуть общ согл-ие и вновь возвратить себе естест-ую свободу. Суверенитет по Р – это издание законов. Народный суверенитет – источник власти – народ. Руссо отвергает требования каких-либо гарантий защиты прав индивидов в их взаимоотношениях с гос властью. Однако соответ-ие гарантии нужны против подданных, чтобы обесп-ть выполн-е ими своих обязательств перед сувереном. Общ соглашение дает полит организму (гос-ву) неогран-ую власть над всеми его членами. Руссо отрицал представ-ую форму власти, а также идеи разделений на ветви власти. Законодат-ная власть должна осущ-ься только самим народом-сувереном непосред-но. Был против парламента, тк он мешает прямому волеизъявлению народа, признавал только прямую демократию (референдум). Выделял: демократию, аристократию, монархию. Первую форму осуждал, две последние были более приемлемы. Однако счит, что ни одна из этих форм прав-я не сущ-т в чистом виде. Руссо признавал огромное значение законов для обесп-я свободы и равенства людей, рассмат-л закон как выражение общей воли народа, собрав-ся в собрании, воли, выраж-ой всегда по общему, а не по частному вопросу. Только благодаря закону можно обесп-ть: справедливость, свободу, равенство индивидов. Не признавал полит партии.

22. Учение Ш.Л. Монтескье о законах и государстве. Шарль Луи Монтескье– представ-ль франц просвещения, юрист, полит мыслитель. Монтескье выступал с позиций детерминизма: в любом обществе действуют объект-е факторы морального и физ хар-ра, кр опред-ют формы гос уст-ва и нормы права. Ценность любого гос-ва Монтескье видел в полит свободе, кр зависит от правильно орг-ой прав-ой системы. Законы делил на естест-ые (законы природы) и позитивные. Чел-к, по мнению М, постоянно нарушает и естест-ые законы, и законы чел-ие. Согласно естест-ым законам, когда чел-к жил в догос-ом состоянии, он стремился к миру и добыв-ю пищи. Постепенно равенство исчезает, возникают конфликты, войны, что порождает возник-ие норм, регул-их отношения: 1) между нациями (международное право); 2) между властв-ми и подчин-ся (полит законы); 3) между самими гражданами (гражд-ое законод-тво). Образ-ие гос-ва Монтескье выводил из наличия в обществе граждан-го состояния. Позитив-й закон у Монтескье неразрывно связан с объект-ым пониманием справедливости. Она не создается законом. Это закон возникает как следствие наличия в обществе понятия о справедливости. Закон разумен в силу того, что создается людьми. Считал, что разнообразие законов у разных народов обусла-ся физ-ми факторами (климат, размер тер-ии, численность нас-я) и морал-ми (принцип правления, нравы, религия). Разделял 3 ветви власти: законод-ую (2-палатн собрание: 1 – наследственная, представ интересы знати, 2 – выборная, интересы народа), исп-ую (в лице монарха, он должен иметь право отмены законов, но не должен иметь закондат инициатиы), суд-ую (долна следовать законам). Был приверженем суда присяжных. Монтескье выделял: демокр республику, аристократ республику, монархию и деспотию. Монархию от деспотии отличает приверженность правителя к четко установ-м законам. Каждая из форм правления по М. обуслав-ся размером тер-ии гос-ва: республики – на небольших тер-ях, монархии – тер-ии сред-х размеров, деспотия – на огром-х тер-ях. На большой тер-и возможна федератив республики (сочет-е республ правление и монархии). ПРинцины прав-я для разл форм: добродетель для демокр республ, умеренность – аристократ респ, честь – монархия, страх – деспотия.

23. Политические взгляды идеологов Абсолютизма в России. К концу XVII в. у Петра I замысел провести церков реформу по протестант-му (англик-ому) образцу. Идеологом такой реформы (упразд-я патриаршества и введения синодальной системы управ-я РПЦ, в условиях кр священнослуж-ли факт-ки станов-сь гос служащими, а монарх возглавлял всю церковную иерархию) стал Феофан Прокопович. Его главное произведение – трактат «Правда воли монаршей» – результат адаптации теории естест-го права и общ-го договора к рос-им условиям начала XVIII в. В нём он опирается на идеи Г. Гроция и Т. Гоббса. При этом он исп-ет соотношение духовной и светской власти. Он исходит из гипотезы о естест (догос-ом) состоянии «войны всех против всех». Постепенно разум как главное св-во чел-ка приводит его к познанию естест-х законов. Инстинкты самосохран-я и продолжения рода побуждают людей прекратить естест-ое состояние и закл-ть общ-ый договор, учрежд-й гос-во. Прокопович примирил идеи богоустанов-ти гос власти и общ-го договора: народной волей при выборе 1-го монарха руководит Божест промысел. После закл-я общ-го дог-ра народ обязан безгранично повиноваться монарху, он уже не обладает суверен-ом. Монарх должен владеть народом для его общей пользы. Народ, отдавший однажды свою волю монарху, не может отобрать ее обратно, вернуться к естест-му состоянию или изменить форму гос правления. В гос-ве есть разн чины, каждый из кр занят полезным для общества делом. Прокопович форм-ет принципы верхов-ва гос власти в обществе: абс-сть; не связ-ть никакими законами; безответ-ость; неприкос-ость. Он писал, что абс монарх подчинен только Божест-му суду, но не земным церк-м властям. Из этого следовала необход-ть подчин-я церкви гос-ву и лично монарху. Он выделяет 3 осн формы прав-я (монархия (выборная, наследственная), демократия, полития), симпатизируя наследствен монархии (особенно неогран-ой, тк монарх не должен быть связан каким бы то ни было дог-ом или огран-ем иного рода). Считал, что формы прв-я завис не только от народ соглашении и воли Бога, но и от размера тер-ии (респ – на малой тер). Он дал эффект-е идеолог-ое обоснов-е упразд-ию патриаршества на Руси в 1700 г., петровской церковной реформе 1721 г. Первый офиц рус историограф - Василий Никитич Татищев. Он начал писать «Историю Рос-ую с самых древ-их времен» по приказу Петра I. Татищев был гос и царедворцем, астраханским губернатором. При аргум-ии своих взглядов опирается на труды мыслит-ей Нового времени – Т.Гоббса, Дж. Локка, Г. Гроция. Татищев предлагает светское представ-е о чел-ке. Он считает, что неприкос-ая личность автономна. Главное св-во чел-ка – естеств разум, подсказ-й наиболее удобные пути для удовлет-я естест-х потреб-ей, что и сост-ет смысл жизни. Для объяснения историч-го процесса Татищев прибегает к органической теории, уподоб-й все чел-ое общество одному чел-ку. Этапы чел-ой истории: младенчество (примитив уровень чел-ой культуры), юнош-во (начин-ся появлением письм-ти), мужество (начин-ся зарожд-ем христианства), полная зрелость (наступ-ая вследствие возник-ия независ-х от религии наук). Он признавал, что в истор-м развитии лидир-т страны З.Европы, Россия. Предлагает вариант дог-ной теории происхож-я гос-ва, он пытается внедрить в нее истор-ие начала. Он использует гипотезу о естест-м (преддог-ном) состоянии, как состоянии вольности, когда чел обход-ся без власти и законов гос-ва. Однако свою волю чел может исп-ть неразумно, поэтому чел-к оказ-ся вынужд-м наложить на себя «узы» ради своего собст-го блага. Гос-во поэтому строится на рацион-ых основ-ях общей пользы. В монархии (узда по природе) в отличие от республики (узда договорная) нет и не мб никакого дог-ра между народом и монархом, власть монарха понимается патриархально. Подобно Аристотелю Татищев выделяет 3 «порядочные» и три «непорядочные» формы прав-я, причем выбор той или иной «порядочной» формы прав-я в каждом конкрет-м случае зависит от размера тер-и страны и степени защищ-ти внеш границ гос-ва. Для малых стран - демократия, для больших стран с безоп-ми границами – аристократия, для больших непросвещенных стран с открыт-ми границами (Россия) только монархия, лучше абс-ая. Издаваемые монархом позитив законы должны соответ-ть естеств-му праву и следовать общ-ой пользе, поэтому при монархе должен сущ законосовещ-ый 2палатный представ-ый орган. Верхн палата - Сенат, назнач царем. Нижн палата – Совет – форм-ют выборные представ-ли. Не одобрял крепост право, но считал, что его отмена будет ещё большим злом, тк отмена не согл с самодержавием, а «мужик ленив и погибнет, если дать ему волю».

24. Учение А.Н. Радищева о праве и государстве. Александр Николаевич Радищев— рус полит и прав мыслитель, теоретик революц-ой демократии. Эпоха «Просвещ абсолютизм» Екатерины II. Усиление крепостн-го гнета. Крестьянская война Е. Пугачева (1773—1775). Осн работы: «Путешествие из Петербурга вМоскву≫, ода Вольность≫. Причина перехода людей от естест-го состояния к гос-му состоянию по Радищеву считал появ-е частной собст-ти. Гос-во осн-но на молчаливом договоре между людьми, по кр люди отказ от части своих прав и части природ власти, рассчит-я, что гос власть будет служить общему благу. Радищев признает право народа на сопротив-е гос власти. Если государь нарушает данный молчаливый договор, то народ освобож-ся от обязанности подчиняться ему. Самодержавие по Радищеву произвол самодержца, кр ищет только своей пользы и руковод-ся лишь своими прихотями. Радищев первым критикует систему крепостного права в России с разных точек зрения: с юр-й, с эконом-ой, с нравст-ой. С юр точки зрения креп право противоречит как позитив праву («крестьянин в законе мертв»), так и естест праву. Если до закл-я общ-го договора все были одинаково свободными, то они дб одинаково огранич-ы в своей свободе и после его закл-я. Но положение креп-го крестьянина против-т общест-ому договору. С эк точки зрения труд креп-го имеет низкую производ-ть, так как у него нет интереса работать на ниве, кр ему не принадлежит. Радищев предложил здесь такое решение - земля должна принадлежать тем, кто ее обраб-т. С нравст-ой точки зрения обычай порабощать себе подобного — это зверский обычай, свидетел-й об отсут-ии души. Идеальная форма правлния - республика (историч аргумент возм-ти републик строя в России - Новгородская республика). Предполагал на большой тер-и России создание федерации республик. Ср-во перехода к респуб-ке – народная революция. США). Закон – выражение общей воли.

25. Политико-правое идеи консерватизма. В конце XVIII – начале XIX вв. многие мыслители выступили с критикой Француз. революции. Это Жозеф де Местр, де Бональд, Карл Людвиг Галлер, Эдмунд Берк и др. Некоторые из них имели свои полит-правов идеи. Жозеф де Местр (1753–1821) резко критиковал Француз. революцию. Он считал, что когда-то Франция явл образцом нравственности и религиозности. Но затем среди людей распростр вредные идеи против религии и собст-ти. Сам чел-к не может изменить общество к лучшему. На это сущ-т воля Бога. Именно Бог дал чел. волю перестроить общество, результатом чего стали революция, хаос, террор, извращение сути закона и гос-ва. Власть захватили тираны и злодеи. Де Местр говорит о том, что сколь бы ни была плоха монархия, революция более страшное зло. Конституция – дело практики многовековой. Законы – результат не разума, а истории. На этой идее базируется его полит. Луи де Бональд (1754–1840) тоже видит в революции ослабл веры в Бога. Революция – это наивысшая стадия разлож общ-ва. Законы человека должны согласов с Божеств законами. Задача общ-ва – защита личности и имущ-ва. Идеал госуд-ности – монархия. Ее фундамент – семья. Де Бональд отрицал необходимость в обществе законодат ветви власти. Источником закона должна быть природа вещей, а не группа лиц или отдельное лицо. Все необходимые институты и нормы сложились исторически, и нет смыла их менять. Карл Людвиг Галлер (1768–1854) стал символом реставрац-х настроений общественности XIX в. Он полагал, что естественный закон имеет Божеств происхожд. Его суть: сильный должен властвовать, а слабый – подчиняться. Соц неравенство есть следствие неравенства природного и установлено свыше. Теорию обществ договора Галлер называл символом произвола взамен Божеств установлению. Отличие гос-ва от общества – наличие верховной власти в лице монарха. Галлер фактически проводит идею ненужности закона и судопр-ва. Суды есть лишь проявл милости монарха. Англ полит деятель и публицист Эдмунд Берк (1729–1797) опровергает учения ведущих деятелей революции. Берк исходит из ошибочности теории обществ договора. Чел-к никогда не находился вне общества. Он – существо коллективное, с самого рождения связанное узами совместного бытия. Он отвергает право народа на верховную власть. Берк полагает, что возможны только конституции, опирающиеся на традиции. Иной путь – путь порока и безнравств-ти.

26. Историческая школа права (Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухта). В конце XVIII века в Германии зародилось и в первой полов XIX века стало весьма влиятельным в изучении права особое направл исследоват мысли. В центр своих теоретико-познават-х интересов оно поставило вопрос не о том, в чем заключ сущность права и чем оно должно быть, а о том, как право возникает и какова его история. Основополож этого направл в юриспруд, получившего наименование историч школы права является Густав Гуго (1768—1844) Представителями этой школы были также немецкие юристы Фридрих Карл фон Савиньи (1779— 1861) и Георг Фридрих Пухта (1798-1866). Данное направл возникло как протест против двух факторов: 1) против рационализма XVIII века, кот не обращал внимания на историч особ-ти развития права и отстаивал веру в естественное природ право; 2) против установлений Великой француз революции, кот провозглашали преимущество человеч воли над традициями и обстоят-ми. Гуго уподобляет развитие права развитию языка. Подобно тому как язык не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию и не дан от Бога, так и право создается не только и не столько благодаря законотвор-у, сколько путем самост развития. Акты власти дополняют позитивное право, но сделать его целиком они не могут. Подобные взгляды развиты также в трудах Фридриха Карла фон Савиньи, который с полным на то основанием считается главой историч школы права. Савиньи доказывал, что право не устанавл-ся волей опред лица. Право каждого Народа растет вместе с ним. Георг Фридрих Пухта — ближайший последователь и ученик Савиньи — испытал сильное влияние философ учения Шеллинга, вследствие чего попытался сделать понятие народного духа объектом философско-правов анализа. По его мнению, народ дух — это сила, действующая в организме народной жизни и существ независимо от сознания отдельных представ народа. Народ дух все производит из себя, в том числе и право. Следов-но, отдельная личность не участвует в образов права.Возвысить авторитет обыч права, показать его связь с народ духом и, как следствие, его практич силу — основные идеи взглядов Пухты.

27. Учение Канта о морали и праве. Профессор фил Кенигсбергского универа Иммануил Кант (1724-1804) был в Германии первым, кто приступил к систематич обоснованию либерализма – идейной платформы буржуа, выделившихся из третьего сословия, стремившихся утвердить в стране экономич и политич свободы. Политико-юридич взгляды Канта содержатся в трудах: «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве». Краеугольный принцип соц воззрений И. Канта: каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью; личность не есть орудие осуществл каких бы то ни было планов, даже благороднейших и направл-х на достиж общего блага. Чел – субъект нравств сознания, в корне отличный от окруж среды, – в своем поведении должен руковод-ся велениями нравств закона. Закон этот безусловен. И. Кант называет его «категорическим императивом» – «поступай так, чтобы максима твоего повед-я могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодат-ва». Иными словами, поступай так, чтобы ты относился к человечеству как к цели и никогда как к средству. Соблюд требов категорич императива возможно тогда, когда индивиды в состоянии свободно следовать голосу «практического разума», которым охват-ся как область этики, так и область права. Истинное призвание права – надежно гарантировать морали, то соц пространство, в котором она могла бы норм проявлять себя, в кот мб беспрепятственно реализована свобода индивида. В этом суть кантовской идеи о моральной обоснов-ти права. Кант многокр подчеркивал насущную необход для гос-ва опираться на право, ориентир-ся в своей деят на него. Гос-во, которое уклон-ся от соблюд прав и свобод, не обеспечивает охраны позитивных законов, рискует потерять доверие и уважение своих граждан. Люди будут сознательно занимать позицию отчужденности от такого гос-ва.. Кант различает в праве три категории: естестве право, кот имеет своим источником самоочевидные априорные принципы; положит (позитивное) право, источником кот явл-ся воля законодателя; справедливость – притязание, не предусмотр законом и потому не обеспеченное принуждением. Естеств право распадается на: частное право (регулирует отнош индивидов как собствеников) и публич право (опред взаимоотнош между людьми, объединен в союз граждан (гос-во), как членами политич целого).Осущ-ение права требует, чтобы оно было общеобязат, что достигается через его наделение принудит силой. Сообщить праву такое св-во способно лишь гос-во.

28. Учение И. Канта о государстве и «вечном мире». Кант (1724—1804) — основатель немец классич философии, политич и правовой мыс-литель.Определил гос-во как объединение множества людей, подчин-х правовым законам.Согласно Канту целью гос-ва является не благо и не счастье каждого подданного, а состояние наибольшего соответствия госуд устройства. Основная цель гос-ва — обеспеч правопорядка. Кант как представитель немец Просвещения развивал теорию раннего либерализма. Поэтому патерналистскому государству, кот было типичным для немец княжеств XVIII в., он противопоставил идеал правов гос-ва. Напротив, целью прав гос-ва должно стать не достиж всеобщего счастья, кот каждый гражд понимает по-своему, а создание такого права, кот обеспеч-т согласование внеш свободы индивида со свободой всех остальных.Кант использовал два критерия классификации форм правления гос-ва: разделение властей и количество правящих.Идеальной формой правления для Канта была республика, под кот он понимал конституц монархию с раздел властей. Кант делал ставку на реформы. Лучше всего для провед реформ подходит такая форма правл-я, как автократия. Чем меньше лиц, облад властью, тем легче осущ реформы. Проект вечного мира. В работе «К вечному миру» (1795) Кант говорит о том, что для веч мира необх соблюд 6 предварит и 4 основных условий. Предварит условия:1) нельзя включать в мирный договор то, что могло бы возобновить войну;2) Разделение властей: законодат и исполнит разделены; законодат и исполнит не разделены - республика, деспотия; 3) Количество правящих: правит один, правят несколько, правят все – автократия, аристократия, демократия (формы правления гос-ва); 4) нельзя приобретать госва по нормам частного; постоянные армии должны быть постепенно распущены; 5) не должно быть госуд займов, средства которых использовались бы для ведения войны; 6)не должно быть вмеш-ва одного гос-ва во внутрполитику другого: военные действия не должны в будущем вызывать не доверие. Основ условия: 1)договор о вечном мире должны заключать республики, потому что при республик строе труднее начать войну; 2) результ договора должна стать федерация свободных гос-в; 3)должно быть обеспечено всеобщее гостеприимство гос-в (напр, культурные обмены и т.д.); 4) тайное условие: правители должны советоваться с философами. С фил Канта связан ценностный подход к праву. Из творч наследия философа актуальным до сих пор остается проект установл-я вечного мира. Кант оказал влияние на последующую политико-правовую мысль: М.М. Сперанского, Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева — в России; Р. Штаммлера, Г. Радбру- ха, Дель Веккио — на Западе.

29. Правовое учение ГЕГЕЛЯ. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – немец мыслитель, творческие достиж-я кот представляют собой заметную веху во всей истории фил и политико-правовой мысли. Проблемы гос-ва и права находились в центре внимания Гегеля на всех этапах творч эволюции его воззрений. Эта тематика обстоятельно освещ во многих его произвед-х: «Конституция Германии», «О научных способах исследов естеств права, его месте в практич философии и его отнош к науке о позитивном праве», «Феноменология духа», «Философия духа», «Философия права», «Философия и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: