По знаковым оформлениям различают речи, которые(перечислите и раскройте их):
1. Иконический знак (икона от гр. εικων образ) представляет собой отношение сходства или подобия между знаком и его объектом. Иконический знак построен на ассоциации по сходству. Это метафоры, образы (живописные изображения, фото, скульптура) и схемы (чертежи, диаграммы).
2. Индекс (от лат. index - доносчик, указательный палец, заголовок) это знак, который относится к обозначаемому объекту благодаря тому, что объект реально воздействует на него. При этом значительного сходства с предметом нет. Индекс построен на ассоциации по смежности. Примеры: пулевое отверстие в стекле, буквенные символы в алгебре.
3. Символ (от гр. Συμβολον - условный знак, сигнал) это единственный подлинный знак, так как не зависит от сходства или связи. Его связь с объектом условна, так как существует благодаря соглашению. Большинство слов в языке представляют собой символы.
10. Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению:
1. Экспромт - выступление без подготовки.
2. План-конспект выступления - заранее готовится подробный план, где
каждый пункт плана сопровождается кратким указанием основных идей,
которые должны быть изложены.
3. Текст выступления - готовится полный текст выступления, который
затем в процессе выступления полностью зачитывается.
4. Воспроизведение наизусть - выступление заучивается и
воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи.
11. Подготовка речи происходит в следующей последовательности (включает 7 компонентов, перечислите их и кратко опишите):
1. Обдумывание выступления
2. Выбор темы и определение основного содержания
будущего выступления
3. Структура публичного выступления
4. Обозначение структурных частей выступления
5. Место важной информации
6. Подготовка конспекта выступления
7. Выработка уверенности в себе
12. Планы есть трех видов: простой, сложный, цитатный.
Простой план - это несколько нераспространенных предложений, связанных между собой темой. Например:
Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
План
1. Актуальность экологического воспитания.
2. Задача экологического воспитания.
3. Содержание экологического воспитания.
4. Средства экологического воспитания.
5. Условия экологического воспитания.
Сложный план - это распространение простого плана путем расширения основных вопросов, вступление и выводы. Например:
Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
План
1. Введение. Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников на современном этапе.
2. Основная часть. Содержание экологического воспитания в дошкольном возрасте.
1. Цель и задачи экологического воспитания.
2. Средства экологического воспитания.
3. Условия экологического воспитания в ДОО.
III. Выводы. Зависимость качества экологического воспитания дошкольников от уровня подготовленности воспитателя к этой деятельности.
Цитатный план подобен простому, но вместо нераспространенных предложений используются цитаты, которые точно отражают суть освещаемому вопросу. Например:
Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
План
1. «Экологическое воспитание - это формирование сознательного восприятия окружающей природной среды, бережного отношения к природным ресурсам, правильного понимания проблемы взаимодействия общества с природой».
2. «Цель экологического воспитания - формирование системы научных
знаний, взглядов, убеждений, которые закладывают основы ответственного и действенного отношения личности к окружающей середы».
3 Другие.
План записывается на отдельном листе. При этом он не есть нечто неизменное. В случае необходимости некоторые моменты плана могут корректироваться, а то и изыматься.
13. Еще ораторы античных времен выделяли в речи три части (назовите их):
1.
2.
3.
14. Чем проявляется л огическая культура оратора?
Логическая культура оратора проявляется прежде всего в рациональной организации информации, содержащейся в его выступлениях. Это выражается в четком изложении основных идей, в конструировании относительно самостоятельных информационных блоков, последовательном и внутренне согласованном их изложении, умелой расстановке логических акцентов в процессе выступления. Успех публичной речи во многом зависит от умения ее построить. Четкая композиция способствует сознательному и активному восприятию темы, и, наоборот, слишком усложненная или расплывчатая композиция рассеивает внимание слушающих, действует на них демобилизующе.
15. В чем заключается функция оратора?
1. Оратор обращается к народу с ораторской речью — не только донести до слушателя информацию, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности (убедить) или каких-либо действий (побудить). Такая речь всегда имеет агитационный характер. Для этого оратор должен быть воодушевлён предметом своей речи и вкладывать в неё то, что он считает нужным и полезным для его слушателей.
2. Для того, чтобы речь тронула и заинтересовала аудиторию, важен авторитет говорящего или его особый психологический настрой. Чтобы побудить слушателей совершить какие-то действия, оратор, прежде всего, сам делает усилие, требующее особого напряжения воли. Это усилие чувствуется в речи оратора и передаётся его слушателям, побуждая их к действиям.
Список литературы:
1. Стернин, И.А. Практическая риторика (5-е издание, 2008г.)
2. Стернин, И.А. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить. - Воронеж: «Истоки», 2011. Тираж 500 экз. - 169 с. https://sterninia.ru/files/757/4_Izbrannye_nauchnye_publikacii/Rechevoe_vozdejstvie/Prakticheskaja%20_ritorika.pdf
3. Тимонина И.В. Педагогическая риторика: генезис и актуальность. Учебное пособие. 2014г.
4. Лопаткина, С.В. Риторика: учебно-методический комплекс: курс лекций / С.В.Лопаткина. – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2007. – 65с.
5. Иванченко Т.В. Речевая компетентность в педагогической деятельности: