КТО НАС ВЫВОДИТ В МАСТЕРА




К ДНЮ ТЕАТРА.

“Человек жив, покуда жива память о нем”,- гласит народная мудрость. А если посмотреть глубже, то в Православной традиции, например, всегда чтят память об усопшем, ведь он кого-то родил, воспитал, выучил…

Я хочу вспомнить человека, которого нет с нами уже два десятилетия, зав.кафедрой мастерства актера свердловского театрального училища – Георгия Николаевича Полежаева. Г.Н.Полежаев был ровесником века, родился он 9-го декабря 1900 года. В 21 год поступил в театральный техникум на высшие режиссерские курсы в Москве, после окончания которых был приглашен в Малый театр, где проработал два года. С 1927 года начал работать актером и режиссером в театрах Новосибирска и Киева, а в конце войны (1944 г.) снова вернулся в Москву – театр Сов.Армии, где работал до 1950 года. Затем, в течение десяти лет руководил Грозненским русским драматическим театром и театрами Министерства Вооруженных Сил. За все время творческой деятельности сыграл такие роли, как Гамлет и Яго в трагедиях Шекспира, Сатина и Егора Булычева в пьесах Горького, профессора Полежаева в “ Беспокойной старости” Рахматова, Суворова в произведении Бахтерева и Разумовского… Еще в 1937 году он начал преподавать азы театрального искусства. Сначала в Киевском театральном институте- Ю.Тимошенко и В.Березин (Тарапунька и Штепсель) – его ученики. Затем, в конце пятидесятых, преподавал в Ташкентском театральном институте, а с 1962 года он – художественный руководитель СТУ.(Свердл. театрального училища).

Я поступил в СТУ в середине 70-х годов. Оно ютилось тогда в одной из половин трехэтажного здания вместе с музыкальной школой на улице П.Тольятти, 26-а. Но работали здесь великие педагоги: Е.Агуров, В.Николаев, В.Воронова… Наш курс набирал Заслуженный артист Российской Федерации А.Г.Чернов. В то время умер педагог выпускного 4-го курса В.К.Козлов и Народный артист России Г.Н.Полежаев, подхватив курс после его смерти, ставил дипломные спектакли. Мы, первокурсники, обслуживали эти спектакли, в качестве монтировщиков декораций и костюмеров. Присутствуя на репетициях, я восхищался блестящей игрой Т.Малягиной и С.Арцибашева (ныне главный режиссер театра им.Маяковского), и лишний раз убедился в трудности выбранной мной профессии. И, конечно же, еще лучше узнал Георгия Николаевича. Помню, как он говорил выпускникам: “ Вместе мы колос, а порознь - щепки!” И постоянно акцентировал внимание на том, что театр должен создавать революционную ситуацию, то есть ведя за собой воспитывать, а не развращать. Я рано понял, что театральное училище с такими педагогами-личностями воспитывало нас свободомыслящими людьми. И это в то время, когда на каждом шагу коммунистическая идеология делала из нас людей страдающих склерозом духа!.

9-го декабря 1975 года в ДРИ (Дом работников искусства) состоялся 75-ти летний юбилей Полежаева. Сам юбиляр играл в этот день отрывки из спектаклей. Несмотря на почтенный возраст текс он говорил уверенно и партитуру роли вел убедительно, так как никакое время не может выветрить из памяти то, что ему приходилось когда-то произносить и проживать. Его партнерами были старшекурсники, а в отрывке из пьесы М.Горького “Егор Булычев и другие” ему помогала актриса театра драмы Алла Сморавская- его ученица. После аплодисментов, она поблагодарила своего учителя и, посетовав на свою не совсем сложившуюся творческую судьбу, вспомнила как на занятиях по мастерству актера у Г.Н.Полежаева они читали стихи при свечах.

- В моей жизни больше ничего не было счастливей этих минут,- сказала она, сдерживая слезы.

На следующий день на занятиях, вспоминая юбилейный вечер и выступление бывшей ученицы, Георгий Николаевич предупреждал всех, что жизнь состоит не только из прямой дороги от прошлого к будущему.

- Дорога эта сплошь усыпана разными ухабами и ямами, - развивал он свой монолог.- Иной упал в яму и сдался. А почему? Да потому, что в крепостной профессии актера многое зависит от взаимоотношений как с партнером, так и с режиссером. У каждого из нас свои мировоззрения, отношения, вкусы. И уходят годы на поиски своего режиссера, чтобы родилась гармония!

- Главное,- настаивал Георгий Николаевич, - оставаться верным себе до конца, потому что творчество – это Божий Дар и губить его непростительно!!!

Я часто вспоминаю эти слова мудрого человека. С годами все больше и больше убеждаюсь, что талант действительно дан от Бога! А упражнения, типа “бгди” и “гбди” всего лишь развивают и поддерживают природные данные. После двух лет учебы от нас ушел А.Г.Чернов и курс принял Г.Н.Полежаев. Целый семестр работал он с нами над дипломным спектаклем, но по каким-то там неведомым мне причинам постановка эта не осуществилась. В последний раз я встретился с Георгием Николаевичем в 1984 году, когда он уже жил в Перми, куда уехал по семейным обстоятельствам. Он сказал, что работает над мемуарами и попросил написать ему о том, как складывается моя творческая судьба в театре. Я пообещал и, попрощавшись, заспешил по своим делам, но оглянулся и увидел, как Мастер смотрел мне вслед недвижимым взглядом. Пока я писал о себе, Георгия Николаевича не стало. Не помню, сказал ли я в той последней встрече “спасибо” за то, что этот Великий Человек не дал мне не только усомниться, но и укрепил мою уверенность в верно выбранном творческом пути… НИЗКИЙ ПОКЛОН Г.Н.ПОЛЕЖАЕВУ и ВЕЧНАЯ ЕМУ ПАМЯТЬ!!!

 

“Театральная газета”, №3, 2006 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: