Ответ 1. Государство: возникновение и теории происхождения




Тема 1. Основы государства и права

1. Государство: возникновение и теории происхождения

2. Государство: понятие и признаки

3. Функции государства

4. Форма государства

5. Организация государственной власти

6. Механизм государства

7. Государственный орган

 

Ответ 1. Государство: возникновение и теории происхождения

 

Вопрос о том, когда, по какой причине и каким образом возникло государство, людей интересовал всегда. С древнейших времен по этому поводу создавались мифы и легенды, высказывались философы и историки, юристы и социологи, часто создавая одновременно идеологическое обоснование существующей организации государственной власти. Даже сегодня, когда известны не менее десятка теорий происхождения государства, среди названных специалистов нет единого мнения. Между тем в теории государства и права государства можно выделить следующие концепции происхождения государства: патриархальную и теологическую, естественно-правовую (в том числе и теорию народного суверенитета) и органическую, материалистическую и психологическую, патримониальную и ирригационную теории.

По времени возникновения теологическая теория происхождения и сущности государства не далеко не самая первая. Однако рассмотрение всего многообразия концепций традиционно начинается именно с нее. Теологическая теория основана она не на каких-либо объективных условиях, а на вере, и получила распространение вместе с институционализацией христианства, превращением его в государственную религию и христианизацией осевших в Европе варваров. Авторами ее были Аврелий Августин (353-430) и Фома Аквинский (1225-1274).

Согласно теологической концепции церковь была «посредником» между Богом и государственной властью. В своем учении о государстве Августин выразил мысль о том, что политические и государственные порядки коренятся в греховной природе человека, которая предопределена замыслом Бога-Творца, который наделяет человека свободной волей, т. е. способностью жить по-человечески, а, не исходя из Божественного веления. Государь наделялся церковью правом повелевать людьми и являться слугой церкви. Она должна была полностью доминировать над государством, и государство должно во всем повиноваться ей, а также помогать в уничтожении еретиков, являвшихся, по мнению богослова, врагами не только церкви, но и самих основ государственной власти.

Одной из наиболее старых и обоснованных теорий происхождения государства является патриархальная теория. Ее представителями были Аристотель, Р. Фильмер и другие. Согласно их учениям государство, являясь продуктом естественного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи. В основе образования государства лежит естественное стремление людей к общению. Оно приводит к тому, что из нескольких семей складывается селение или род, а из всех селений или родов образуются государство. Государство, по Аристотелю, является высшей формой общения, «обнимающей собой все другие образования и формы общения».

Однако со временем к середине XVII века английский философ Р. Фильмер несколько расширил эту теорию. Так он считал, что расположение семьи и государства практически на противоположных стадиях эволюции, у них больше общего, чем различного. Так власть государя – есть продолжение ничем и ни в чем неограниченной власти отца (пат­риарха) в семье. Поэтому поскольку признаётся изначально божественное происхождение власти «патриарха», то подданным следует подчиняться государю как родному отцу. Всякое сопро­тивление его власти недопустимо, так как лишь отеческая забота главы государства (царя, короля и т.п.) способна обеспечить необходимые для человека ус­ловия жизни. Как и в семье, отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо последние – его дети.

Следующая, естественно-правовая или договорная теория происхождения государства возникла еще в эпоху античности, а в логи­чески наиболее завершенном виде получила распространение в XVII - XVIII веках в трудах европейских просветителей. Она существует в двух вариантах: договорная (естественно - правовая) теория и теория народного суверенитета. Авторами первой были Платон, Г. Гроций (1583 - 1645), Б. Спиноза (1632 - 1677), Дж. Гоббс (1588 - 1679) и Дж. Локк (1632 - 1704), Ш. Монтескье (1689 - 1755) и Ф. Вольтер (1694 - 1778), Ф. Прокопович (1681 - 1736) и В.Н. Татищев (1686 - 1750); вторая же концепция принадлежала Ж. - Ж. Руссо (1712 - 1778).

По мнению представителей договорной теории, государство возникает как результат договора людей между собой или людьми с некой структурой (одним человеком, группой лиц). В догосударственном, или «естественном состоянии», существование людей имело разные формы. Так Гроций, например, утверждал, что в «естественном состоянии» у них не было ни государства, ни частной собственности; а Т. Гоббс считал, что в то время люди находились в постоянном состоянии войны между собой. Развитие человечества, утрата им первоначальной простоты, желание обезопасить себя от бесконечных междоусобных распрей, стремление людей к общению, их способность руководствоваться разумом побудили их заключить договор о создании государства.

В силу этого договора они передают часть своей свободы, своей власти государ­ству. Жившие же порой изолированно или просто обособленно до создания государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответст­венно – ответственность за невыполнение последних. Так государство имеет право принимать законы, собирать на­логи, наказывать преступников, но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и так далее. Граждане же обя­заны соблюдать законы, платить налоги и прочее, в свою очередь они имеют право на защиту своей свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью расторгнуть договор с ними даже путем свержения. Однако последнее утверждение не относится к концепции Т. Гоббса, который утверждал, что, передав главе государства все права и свободы, народ теряет возможность изменить условия договора и, тем более, свергнуть монарха.

В определении формы государственного правления представители естественно - правовой (договорной) концепции не были единодушны. Г. Гроций считал, что форма правления не имеет значение, но он был против тирании и демократии. В то же время представители английской школы Просвещения: Т. Гоббс ратовал за абсолютную монархию; Дж. Локк, наоборот, отдавал предпочтение конституционной монархии; Ш. Монтескье утверждал, что выбор формы государства зависит от совокупности ряда факторов (географического, природно - климатического, внешнеполитического, а также менталитета того или иного народа).

Основателями материалистической теории происхождения государства были К. Маркс (1818 - 1883) и Ф. Энгельс (1820 - 1895). В.И. Ленин (1870 - 1924). Они объясняли возникновение государственности, прежде всего, социально - экономическими причинами. Крупнейшие разделения труда, связанные с отделением скотоводства и ремесла от земледелия и с появлением торговли и обмена, привели к быстрому росту производительных сил, способности человека производить больше средств к существованию, чем это было нужно для поддержания жизни. Становится экономически выгодным использовать чужой труд. Военнопленных, которых раньше убивали или принимали на равных в свой род, стали превращать в рабов. В обществе сначала наметилось, а затем, по мере разделения труда, быстро усилилось имущественное расслоение. В целях получения остаточного продукта стал широко использоваться не только труд военнопленных, но и труд других членов общины.

Имущественное неравенство повлекло за собой социальное. Появилась частная собственность, важнейшим последствием чего оказалось выделение публичной власти, уже не совпадавшей с обществом и не выражавшей интересы всех его членов. Общество постепенно разделилось на многочисленные социальные прослойки, из которых сформировались классы. Властная роль перешла к богатым людям, превратившимся в категорию управляющих. Они постепенно пришли к мысли о том, что для защиты собственных экономических интересов им нужно создать некую новую политическую структуру, которой и оказалось государство, ставшее политической организацией или формой, внешне напоминающей гражданское общество, но на самом деле служащей интересам тех, кому принадлежат средства производства.

Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также для обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

Рассматривая теории происхождения государства, не трудно заметить, что из них только теологическая не имеет серьезного научного обоснования, тогда как остальные концепции в той или иной степени учитывают те процессы, которые происходили в ходе исторического развития человечества и становления институтов государства и права. Однако, по отдельности они не имели такого значения, каким наделяли их философы права. Лишь только в совокупности социально - экономические и психологические предпосылки могут привести к созданию государства, одним из неотъемлемых признаков которого является наличие аппарата принуждения, представляющего собой применение в случае необходимости насилия со стороны тех, кому принадлежит государственная власть, против жителей этого государства в целях сохранения его целостности и соблюдения правопорядка.

 

Ответ 2. Государство: понятие и признаки

Государство необходимо отличать от органов власти общинно - родового строя и от других организаций, входящих в политическую систему общества. При этом сам термин «государство» может употребляться двояко. Под государством в узком смысле слова понимается особая политическая организация, которая часто отождествляется с аппаратом публичной власти. В широком смысле слова государство есть государственно - организованная социальная общность, расположенная на определенной территории, которая совпадает с обозначением государства как отдельной страны.

Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Для государства, с точки зрения юриспруденции, характерны такие признаки, как:

1. Территориальное деление населения. Характерным признаком для догосударственных форм общественного устройства была неопределенность территориальной организации. Границы территории родоплеменной общины были довольно условными, что приводило к постоянным конфликтам между соседскими общинами. Государство же отличает наличие четко определенных внешних границ и внутреннего административно - территориального или сеньориального деления. Установление такого деления обусловлено задачами управления территорией государства, сбора дани и удержание повинностей с населения страны. Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих территорию данной страны, независимо от их принадлежности к какому - либо роду или племени. Это означает, что, во - первых, государство имеет свою территорию, определяет и охраняет свои границы, защищает их от нападения извне. Во - вторых, постоянное население данной территории (страны) обычно имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется защитой государства как внутри страны, так и вне его пределов. Территориальные пределы государственной власти распространяются и на находящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства или подданства. Однако их правовое положение регулируется особыми нормами права.

2. Наличие публичной власти. Если в условиях родовой общины власть осуществлялась самими общинниками, участвовавшими вместе со всеми в труде, ведении добывающего хозяйства. Управление делами общины не было закреплено за кем - либо конкретно и не составляло чьей - либо профессии. Оно осуществлялось лицами, выбранными членами общины в силу своих доверия и авторитета, рода в соответствии с их заслугами, тогда как функции управления не составляли какой - либо должности. Органы общинного управления не обладали и выделенными средствами и аппаратом принуждения.

В отличие от этого устройства государства характерно возникновение и наличие, по мнению Ф. Энгельса, особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Другими словами, государство вместе с органами, издающими законы, выносящими решения и отдающие приказы, обязательно обладает особым аппаратом управления (учета, исполнения, контроля и надзора), а также особым аппаратом принуждения и защиты общества, выделенными из общества, существующими специально для выполнения этих ставших специфически государственных функций. Публичная власть состоит из армии и полиции (милиции), из тюрем, судов и ряда других принудительных учреждений, из аппарата чиновников, занимающихся специально управлением людьми и подчинением их чужой воле.

3. Система налогов и сборов. Для содержания публичной власти стали необходимыми средства, которые возникшее государство собирало в виде обязательных сборов с гражданами – налогов и податей. Такие сборы средств на нужды управления не были известны родовому строю, где не существовало особого аппарата управления и подавления, где каждый участвовали в управлении, и в производстве материальных благ. Поэтому дань, налоги, сборы, государственный долг представляют собой признаки исключительно государства.

4. Суверенитет.

Государственный суверенитет – существенное свойство государственной власти, выражающее собой ее независимость от какой–либо иной власти внутри и за пределами страны, а также самостоятельностью государственной власти в осуществлении всех своих внутренних и внешних функций.

Государственный суверенитет имеет две стороны, внутреннюю и внешнюю:

а) внутренняя представляет собой, во–первых, монопольное право на легальное применение силы, физическое принуждение, которое включает в себя возможность в исключительных случаях лишить граждан высших ценностей (жизни, свободы), а также определяет особую действенность государственной власти. Во–вторых, это также монопольное право на управление и юрисдикцию в отношении всех вопросов, возникающих в пределах государственной территории;

б) внешняя сторона включает независимость государства в международных отношениях.

2) Суверенитет государства имеет также экономические, политические и правовые аспекты. Экономической основой служит владение территорией, определенной ответственностью, культурным достоянием и так далее; политическая основа заключается в существовании стабильного, сложившегося государства, в наличии достаточно развитой политической организации. Под правовой основой государственного суверенитета принято подразумевать конституцию, законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальную целостность и невмешательство во внутренние и внешние дела друг друга, а также право наций на самоопределение.

3) Еще одной обязательной формой проявления государственного суверенитета является государственная символика:

Каждое государство имеет свои символы: герб, флаг и гимн. Символы – это вещественные, графические, звуковые знаки, наделенные определенным смыслом. Они призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего–либо к государству.

Государственная символика Российской Федерации определяется совокупностью четырех документов: Конституцией, Федеральным конституционным законом «О государственном флаге Российской Федерации», Федеральным конституционным законом «О государственном гербе Российской Федерации», Федеральным конституционным законом «О государственном гимне Российской Федерации».

5. Издание правовых норм, тесная связь с правом. Под правом понимаются общеобязательные правила поведения, санкционированные государством и закрепленные в виде законов, судебных решений и других актов государственной власти.

 

Ответ 3. Функции государства

Функции государства – основные направления деятельности государства во внутри- и внешнеполитической сферах, в которых в концентрированном виде выражается сущность государства, его социальная роль.

Характеризуя функции, можно выделить некоторые наиболее существенные их признаков:

1. Содержание каждой функции государства складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности. Сходные стороны государственной деятельности объединяются в одну функцию, исходя из специфики и характера тех общественных отношений, на которые они воздействуют.

2. В отличие от функций государственных органов (финансовых, прокуратуры и др.), специально предназначенных для определенной деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом.

3. Функции государства носят комплексный, собирательный характер. В них воплощается сосредоточение усилий государства на решающих, жизненно важных направлениях его внутренней или внешней деятельности.

4. Функции государства необходимо также отличать от видов государственной деятельности (расследование уголовных дел, таможенный контроль), который могут осуществляться либо специально уполномоченными на то органами, либо структурными подразделениями различных органов государства.

5. Функции государства нельзя отождествлять с формами и методами реализации.

В юридической науке существует несколько классификаций функций государства в зависимости от различных оснований: по продолжительности действия (постоянные и временные); по принцип разделения властей (законодательные, исполнительные, судебные, правоохранительные, информационные); по своей направленности (внутренние, внешние и глобальные); по сферам общественной жизни (политические, экономические, социальные, духовные или идеологические); по сферам политической направленности функций государства (внутренние и внешние); по способу осуществления функций (регулятивные, охранительные или правоохранительные).

К внутренним функциям относятся:

1. Функция охраны правопорядка – это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законных предписаний всеми участниками общественных отношений, а также контроль за исполнением правовых норм.

2. Экономическая функция заключается в обеспечении нормального функционирования экономики любого государства, охрана любых форм собственности, укрепление финансовой и налоговой системы, осуществление общественных работ, реализация внешнеэкономических связей и многое другое. Обязанности государства в этой сфере сводятся к регламентации определенных базовых экономических отношений внутри страны, например: формирование государственного бюджета, создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности и т.д.

3. Функции финансового контроля выступают одним из видов государственного контроля образования, распределения и использования всех ресурсов финансовой системы страны. В эту систему включается не только государственные финансы, но и рынок ценных бумаг, валютные ценности. Финансовый контроль имеет своими задачами: проверку соблюдения правил финансовых операций; контроль правильности использования юридическими лицами находящихся в их распоряжении государственных финансовых ресурсов; предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины и т.д.

4. Функции налогообложения – самостоятельная функция Российского государства, так как налог все больше становится главным регулятором при применении новой системы управления в условиях рыночной экономики.

5. Социальная функция выражается в деятельности государства, которое призвано обеспечивать условия жизни для всего общества и социальную защищенность всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ.

6. Духовная функция или функция поддержка развития культуры, науки и культуры, что заключается в финансировании государством их, а также сохранения историко-культурных памятников.

7. Экологическая функция выражается в разработке системы мероприятий, направленных на сохранение, восстановление и улучшения природных условий жизни человека и режима природного пользования.

II. Внешними функциями являются:

1. Оборона страны – первостепенная функция государства, базирующаяся на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности, отвечающего требованиям национальной безопасности, необходимого для защиты суверенитета и территориальной целостности; а также достаточного для пресечение угрожающих жизненно важным интересам государства вооруженных конфликтов.

2. Поддержание мирового порядка связано с деятельностью российского государства:

а) по предотвращению межгосударственных войн;

б) по разоружению;

в) по сокращению и ликвидации химического и ядерного оружия;

г) по укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий.

3. Взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами проявляется в разнообразной деятельности государства, направленной на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран. Кроме того, эта функция призвана решать проблему интеграции России в мировую систему, международного разделения труда, обмена технологиями, товарами, финансовыми связями и т.п.

 

Ответ 4. Форма государства

Форма государства – это целостная политико-правовая характеристика государственной власти представляющая единство трех ее основных элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического (государственно-правового) режима.

I. Форма государственного правления

Форма государственного правления – элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования её органов и их взаимоотношения с населением.

Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется власть одним лицом или власть принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае речь идет о монархии, а во втором – о республике.

Монархия (от гр. monarchia – единовластие) – форма государственного правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

В свою очередь монархии делятся на абсолютные и ограниченные.

В абсолютных монархиях монарх обладает всей полнотой государственной власти (исполнительной, законодательной и судебной). Примером могут служить Франция до 1789 года, Россия XVIII-XIX веков, среди современных монархий это – Саудовская Аравия, Бруней, Оман.

В ограниченных монархиях власть ограничена выборным органом – парламентом либо особым правовым актом – конституцией. Для большинства ограниченных монархий характерно сочетание обоих способов ограничения власти монарха – конституции и парламента. Примерами могут быть, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и т.п. Однако в Великобритании до сих пор нет конституции в традиционном для нас понимании, она существует в виде совокупности традиции и многочисленных нормативно-правовых актов. В связи с этим сама Великобритания, а также Бельгия, Дания и Нидерланды относятся к парламентским ограниченным монархиям. В некоторых странах ограниченные монархии существуют в виде дуалистических монархий (например, Российская империя 1906-1917 годов, Марокко, Кувейт, Иордания и других). Организация высших органов государственной власти носит отличительный характер. Главное отличие состоит в сосредоточении в руках монарха больших полномочий в сфере государственной власти, но и значительная часть власти законодательной, выражающейся в праве налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом, которое не позволяет им вступать в законную силу. В подобных, дуалистических, монархиях глава государства обладает неограниченным правом на издание указов, и имеющих большую юридическую силу по сравнению с законами.

В некоторых монархических государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархии носят название теократические (Саудовская Аравия, Ватикан).

В современном мире более широкое распространение, чем монархия, имеет республиканская форма правления.

Республика (от лат. rēspūblica – общественное дело) – форма правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление. В свою очередь современные республики бывают парламентскими, президентскими и смешанными.

Главной особенностью парламентской республике (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль) является то, что парламенту в них принадлежит высшая государственная власть. Он не только является высшим законодательным органом государственной власти, но и, опираясь на представительный характер своей власти, формирует органы исполнительной власти (избирает президента и формирует правительство). Правительство полностью ответственно перед парламентом. В правительство входят из числа депутатов, принадлежащих к победившей на выборах партии, а председатель правительства, как правило, является лидером этой партии или партийной коалиции. Правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства, которое может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия всему правительству или главе правительства, или же отдельному министру. Следствием вотума недоверия должна быть отставка кого-либо из них. Кроме того, к смене правительства может привести также отставка парламента. На международной арене государство представляет не президент, а председатель правительства. Положение президента в парламентской республике чем-то напоминает положение монарха в ограниченной монархии. Несмотря на то, что официально он является главой государства и главнокомандующим вооруженными силами, его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, а функции главы государства носят формальный, номинальный характер.

В президентской республике (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Мексика и др.) населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства, который является также и главой исполнительной власти. Президент избирается населением или его представителями на выборах (выборщиками). Президент таких республик обладает самостоятельностью и независимостью в своих действиях от парламента. Президент самостоятельно формирует правительство, которое ответственно перед ним, а перед парламентом. Особенностью президентской республики и одновременно её главным признаком является то, что в разделение властей отсутствует ответственность правительства перед парламентом.

Характерной чертой смешанных республик (Россия, Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия) является двойная ответственность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках высшие органы государственной власти формируются непосредственно населением. Главой государства здесь выступает президент, который назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в высшем законодательном органе государственной власти. Однако встречается и практика, когда состав правительства не зависит от партийного состава парламента.

Немаловажным признаком, присущим исключительно республикам смешанного типа правления, является возможность роспуска по инициативе президента парламента (или его нижней палаты) в случае, когда возникает затяжной конфликт между органами исполнительной власти и парламентом. Такое положение закреплено в конституциях России и Франции. Кроме того, парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения кандидатуры председателя правительства, предложенной президентом, а также государственного бюджета, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

 

II. Форма государственного устройства

Форма государственного устройства – элемент формы государства, характеризующий внутреннюю национально-территориальную организацию государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Различают несколько форм государственного устройства, которое может быть простым – унитарным – и сложным – федеративным или конфедеративным.

Первое, унитарное государство представляет собой простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета. (Польша, Венгрии, Болгарии, Италия).

Унитарному государственному устройству свойственны следующие признаки:

- единая конституция;

- единая система высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство, судебная система);

- единое гражданство;

- единая система права;

- территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие какой-либо политической самостоятельностью.

В зависимости от вида контроля различают централизованными (например, Швеция, Норвегия, Румыния и Дания) и децентрализованными (Великобритания, Испания, Франция) унитарные государства. В первом случае – за органами самоуправления регионов осуществляется прямой контроль назначенным из центра чиновником; а во втором случае – за местными органами осуществляется косвенный контроль, и тем самым с учетом национальных особенностей региона допускается определенная автономия.

Следующее, федеративное государство (от лат. foederātio), это уже сложное (союзное) государство, состоящее из государственных (административно-территориаль­ных или национальных) образований, обладающих юридически определенной самостоятельностью.

Наряду с высшими органами государственной власти федерации субъекты федерации образуют самостоятельные органы государственной власти. Для защиты и представления интересов таких субъектов на общегосударственном уровне создаются двухпалатные парламенты (в России – Совет Федерации). В федерации существует двойная система законодательства: федеративное и законодательство субъектов федерации.

Еще одной формой государственного устройства является конфедерация (от лат. cōnfoederātion – союз, объединение) – форма сложного государственного устройства представляющая собой временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей.

В отличие от федеративного государственного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

- конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, характерных для федерации. Конфедеративные органы, состоящие из представителей суверенных государств, решают проблемы экономического, оборонного сотрудничества;

- конфедерация не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета;

- конфедерация сохраняет гражданство тех государство тех государств, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан одного государства на территорию другого государства значительно упрощен (без виз и других формальностей);

- конфедеративные государственные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования данного государственного образования;

- конфедеративные государства недолговечны. Они или распадаются по достижении общих целей, или превращаются в федерации.

Конфедерация в отличие от федерации не образует единого государства, поскольку государства, образовавшие конфедера­цию, не утрачивают своего суверенитета. История подтвержда­ет тот факт, что конфедерации либо распадаются после реали­зации целей, ради которых они создавались (так произошло с Египтом и Сирией, образовавшими Объединенную Арабскую Республику, распавшуюся после; или с Сенегамбией – объединением Сенегала и Гамбии в 1982-1989 годах), либо превращаются в суве­ренные государства, чаще всего в федерации, например Швей­царская федерация, существовавшая долгое время в форме кон­федерации.

В государствах, где проживают много народностей и нацио­нальностей, возможно существование отдельных администра­тивных единиц, которые называются автономиями.

Автономии (от греч. autonomia, autos – сам и потоs – закон) порождены неодинаковой численностью и уровнем развития народов, со­вместно проживающих в составе единого государства. Автоно­мия – это право какой-либо части государства самостоятельно решать свои внутренние вопросы. Если в государстве, образо­ванном одним многочисленным народом, есть территория с компактно проживающим на ней населением иной националь­ности, то такой территории может быть предоставлена боль­шая самостоятельность в решении вопросов местного значения путем передачи ее органам власти части полномочий выше­стоящих органов. Это делается для защиты этнической целост­ности, создания наиболее благоприятных условий развития и гарантий проживающего на данной территории населения. Предоставление автономии обычно связывается с особенно­стями культуры и быта, отдаленностью от крупных центров, географическим положением. Чаще всего автономия предос­тавляется на основании решения органов центральной власти и оформляется впоследствии договором между центром и та­ким образованием. Автономные образования могут создаваться в составе как унитарных, так и федеративных государств.

Представляет интерес такое объединение государств, как Содружество Независимых Государств (СНГ), в основу объеди­нения которого положены не только экономические, политиче­ские и военные цели, но и исторические, этнические и куль­турные традиции его членов. Содружество – это весьма редкое и еще более аморфное объединение, чем конфедерация госу­дарств. СНГ н



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: