Анкета «Изучение познавательных интересов»




№ п/п Вопросы Возможные ответы Балл
  Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования? А) часто б) иногда в) очень редко  
  Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность? А) рассуждает самостоятельно б) когда как в) получить готовый ответ от других  
  Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? А) очень эмоционально б) когда как в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)  
  Часто ли задает вопросы: почему? Зачем? Как? А) часто б) иногда в) очень редко  
  Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать); а) часто б) иногда в) очень редко  
  Проявляет интерес к познавательной литературе а) часто б) иногда в) очень редко  

 

30-22 баллов – потребность выражена сильно;

21-18 баллов – потребность выражена умеренно;

17 и меньше баллов – потребность выражена слабо.

Полученные данные отражены в таблице «Изучение познавательных интересов» (Приложение 1).

Для определения уровня знаний о неживой природе мы составили следующие вопросы:

1. Опишите качество, свойство и назначение предметов: из дерева; из стекла; из бумаги; из резины; из металла; из пластмасса.

2. Что ты знаешь о воздухе? О воде? О песке? Глине?

На основании индивидуальных карт обследования мы вывели общий уровень знаний каждого ребенка. В итоге мы получили:

· Высокий уровень – 10%. Ребенок составляет развернутый рассказ на вопрос воспитателя. Ответ полный со всеми пояснениями, хорошо проводит анализ между свойствами предметов. Может подтвердить свой ответ опытом или рассказом как его провести.

· Средний уровень – 45%. Дети составляют рассказ с помощью наводящих вопросов. Знают несколько свойств и назначений предметов и объектов действительности. Затрудняются подтвердить свои ответы практическим действием.

· Низкий уровень – 45%. Ребенок составляет рассказ с помощью воспитателя. Знают небольшое количество свойств и назначений предметов и объектов действительности. Не могут практически подтвердить свои высказывания.

Обсуждение результатов

 

При исследовании предпочитаемого вида деятельности и места экспериментирования в предпочтениях детей по методике Л. Н. Прохоровой было определено три уровня любознательности и познавательного интереса: высокий, средний и низкий.

Дошкольники с высоким уровнем познавательного интереса проявляли интерес к познанию озера Байкал, его обитателям, а так же чувство удовольствия от процесса познания и узнавания нового. По своей инициативе проявляли исследовательскую активность, задавали много вопросов познавательного характера, направленных на установление причинно-следственных связей в мире. Был проявлен устойчивый интерес к деятельности экспериментирования, дети ориентировались и выполняли правила безопасного поведения во время экспериментирования. Обращались за помощью в затруднительных ситуациях к взрослому и сверстникам.

Дети со средним уровнем проявляли слабовыраженный познавательный интерес к миру природы, экспериментированию. Их привлекала только конкретная информация, достаточно поверхностная; стремление проникнуть в сущность явлений выражено слабо. Ориентировка в правилах безопасного поведения во время экспериментирования разрозненны и не систематизированы. Под руководством взрослого дети со средним уровнем любознательности с интересом включались в выполнение исследовательских заданий, проявляли чувство удивления, радуется новому. У этих детей появлялись вопросы причинно-следственного характера, но преобладали вопросы, направленные на установление непосредственно воспринимаемых связей (где, куда, зачем, когда). Дети участвовали в несложных экспериментах, организуемых взрослым, обращались за помощью в ситуации реальных затруднений и также незначительны препятствий. Контроль за своими действиями не осуществляли.

У дошкольников с низким уровнем любознательности познавательные интересы к миру природы были ситуативны. Дети участвовали в наблюдениях, исследованиях, организованных взрослым, но не стремились проникнуть в сущность явлений, желание вскрыть причинно-следственные связи отсутствовало.Вопросы носили чисто ситуативный характер. Попытки самостоятельно экспериментировать наблюдались редко, результаты отсутствуют, ориентировка в правилах безопасного поведения слабая. Дети не интересовались и не стремились участвовать в экспериментировании. Редко проявляли положительные эмоции от процесса познания и узнавания нового о природе родного края.

По результатам анкетирования (анкета «Изучение познавательных интересов») мы выяснили, что:

· 10% детей – познавательная потребность выражена сильно;

· 75% детей – познавательная потребность выражена умеренно;

· 15% детей – познавательная потребность выражена слабо.

По результатам выявленного уровня экологических знаний о неживой природе установлено, что отсутствуют знания о свойствах воздуха, глины, стекла, дети частично знают об их назначении. Дети плохо вычленяют существенные особенности предметов, делают ошибки при группировке предметов.

Для исследования уровня развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста были отобраны диагностические методики: наблюдение и экспериментальная деятельность.

В результате наблюдения и экспериментальной деятельности было установлено, что дети имеют больший запас знаний об окружающем мире, более уверенно отвечали на поставленные вопросы, могли привести примеры, четко отвечали на поставленные вопросы.

У детей преобладает средний уровень познавательного интереса, в частности уровень знаний, мотивации познавательной деятельности и вовлеченности в нее. Таким образом, что необходимо обратить внимание на дальнейшее развитие познавательного интереса с учетом обогащения предметно – развивающей среды с выделением приоритета познавательно-исследовательской деятельности, организации совместной взросло-детской деятельности в режимных моментах с учетом интеграции разных видов детской деятельности.

Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента мы выявили, что дети не проявляют интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности; дети мало проявляли интерес к поисковой деятельности, отсутствует ряд навыков и необходимых компонентов для экспериментирования (умения ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом с направленностью на результат); познавательный интерес выражен недостаточно; дети мало знают о свойствах и качествах материалов неживой природы. Данные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Поэтому мы разработали занятия с использованием экспериментов с неживой природой для детей старшего дошкольного возраста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: