ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ и условия, её пробуждающие




Семья. Дети. Воспитание. Школа

 

 

Предисловие

Наталия Дмитриевна Спирина (1911 – 2004) — поэт, прозаик, крупнейший исследователь творчества великой семьи Рерихов, основатель Сибирского Рериховского Общества и двух Музеев Н.К. Рериха в Сибири. Творческое наследие Н.Д. Спириной, помимо стихов, сказов и очерков, докладов и выступлений, включает в себя целый ряд подборок, составленных на основе Учения Живой Этики, Писем Е.И. Рерих и Записей Б.Н. Абрамова. В архиве Наталии Дмитриевны сохранилось несколько папок с большим количеством самодельных книжечек. На папках в алфавитном порядке выписаны названия: «Аура», «Будущее», «Дети», «Дисциплина», «Любовь», «Труд» и другие — всего более пятидесяти тем.

Часть этих подборок была привезена из Харбина, где Наталия Дмитриевна жила до 1958 г. В группе Бориса Николаевича Абрамова, где она много лет занималась изучением Живой Этики, очень поощрялась работа по составлению тематических подборок. Наталия Дмитриевна рассказывала: «Мы делали выборки из книг Учения по темам, потому что там затрагивается очень большое количество тем; и когда делаются выборки, то становится яснее, как понимать то, что там сказано. Елена Ивановна указывала, что "можно принести большую пользу, избрав темы Учения и составляя на основании их небольшие популярные очерки и даже книжечки" 1, указывала, какие можно взять темы» 2.

Н.Д. Спирина отмечала, что подборки на одну и ту же тему будут совершенно различными у разных людей, всё зависит от личного духовного опыта. Потому для нас так ценно знакомство с этими материалами из архива Наталии Дмитриевны — мы не только прикасаемся к её творческой лаборатории, но и постигаем основы того духовного направления, которое закладывалось самими Рерихами и через посредство Бориса Николаевича Абрамова было воспринято Наталией Дмитриевной Спириной — его ближайшей ученицей.

Что касается затронутых в данной брошюре тем, то Наталия Дмитриевна говорила: «В книгах Живой Этики даётся немало указаний о том, как заниматься с детьми в семье и школе, как pазвивать их качества и способности, как способствовать их мышлению и духовному pосту. (...) Зажечь дpугого может лишь тот, кто гоpит сам. "Детское сеpдце знает, что гоpит и что потухло" 3. Научить любить тот пpедмет, котоpый учитель пpеподаёт, он может, только сам пламенно любя этот пpедмет. "Не уpок заданный, но совместное с учителем устpемление даёт миp чудесный" 4. Увлечённость заpажает; добpота вызывает ответную pеакцию; кpайняя заинтеpесованность учителя в пpеподаваемом пpедмете непpеменно заинтеpесует в нём и учеников» 5.

1 Письма Елены Рерих. Т. 2. 11.06.1937.

2 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. Новосибирск, 2007. С. 342.

3 Мир Огненный. I. 583.

4 Там же.

5 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. С. 476 – 477.

СЕМЬЯ

Истинная * семья есть прообраз общинножительства. Она может олицетворять сотрудничество, и Иерархию, и все условия Братства. (...) Могут ответить, что семья не есть ли символ вражды? Настолько люди привыкли не уважать дом. Потому среди вопросов воспитания обратим особое внимание на домашний быт. Без строения дома нельзя мыслить и о строении государства.

Какое же представление о Братстве может быть у людей, не понимающих достоинство государства и дома? Никакие отдельные приказы не могут вернуть чувство достоинства, если оно стёрто. Необходимо начать посев его образованием, признанием широкого познавания и точных научных изучений. Только так люди могут опять вспомнить о человечности 1.

Вопросы самоусовершенствования и народного здравия очень связаны. Призовём женщину к тому и другому. Оба задания нуждаются не столько в государственном приказе, сколько в семейном. (...)

Нельзя приказать здоровую чистоту дома, лишь просвещение утвердит здравие духа и тела 2.

Разруха дома и семьи будет не в словах и действиях, но в мыслях. Безмолвно подтачиваются основы. Люди, сами не замечая, замышляют разложение. Не много очагов, где в полном понимании творится труд взаимный, — так каждый очаг есть ступень к Братству 3.

Следует от малых лет приучать усваивать красоту звука....В каждом человеке склонность к звуку заложена, но без воспитания она спит....Велико невежество, когда в семье забыты лучшие панацеи 4.

...Следует твердить об искусстве мышления. Если оно недостаточно развивается в школах, то семья должна прийти на помощь 5.

Атавизм, и семья, и школа дают наросты привычек 6.

В том несчастье семей, что жизнь духа не входит в их обиход. Можно лучшими измерениями украшать жизнь и поднимать течения духа 7.

Семья во всех Учениях указана как устой всего будущего. Истинно, кроме всех прочих значений, семья есть рассадник кармических уз. Тем самым Учение будет неполным, не утвердив значение семьи. Нужно увидеть семью как очаг сознательности и сотрудничества 8.

Семья, род, страна, союз народов — каждое объединение стремится к миру, к улучшению жизни. Каждое сотрудничество и сожительство нуждается в совершенствовании 9.

Нужно, чтоб в семьях был хотя бы зачаток понимания образования. После семи лет уже много потеряно. Обычно после трёх лет организм полон восприятий 10.

Женское воспитание и образование не уравнены с мужским... 11

...Умение кратко мыслить нуждается в воспитании 12.

Нрав свой нужно воспитать, чтобы ничто не могло мешать обновлению сознания 13.

ДЕТИ

...Дети — цветы земли... 14

Трудность пути зависит от привычек тела.

Потому охраняйте детей от привычек — как шелуха, должны отпасть 15.

Ребёнок знает чувство справедливости лучше судьи 16.

...Если захотите всё же проявить силу действия — призовите детей!

И действуя с детьми,

Не вовлечётесь в поставленные тенёта 17.

Можно смотреть лишь в будущее.

Пока надо обратиться лишь к детям;

Лишь в них законное начало дела.

Являя путь новый, лишь в детях найдёте силу доверчивости 18.

Самый изысканный отшельник, проклинающий красоту мира, закрывает перед собою Врата. (...) Дети поймут это простое условие, но взрослые отвергают, как глупость 19.

Неминуемо встретитесь с особым типом людей, которые приходят в бешенство при упоминании об Учителях. (...)

Берегитесь от них! Главное, детей берегите. От них детские язвы. Они идут в школу. Для них исторический факт и закон знания не существуют. Встречая язвенных детей, спросите о качестве учителей.

Теперь, когда близится важное время, нужно омыть возможно больше детей, они будут думать о городах будущего. Нужно им дать правдивую книгу о подвижниках Общего Блага, но книга эта ещё не написана. Поддельны книги детей, поддельны игрушки, поддельны улыбки воспитателей. (...)

Советую явить время для детей. Пусть тащат сами брёвна своего города.

...Если вы детям покажете Наше Поселение, они с радостью пройдут по всем лабораториям и обсерваториям. Наши призматические зеркала доставят им радость незабываемую, ибо они любят всё настоящее, а Мы стремимся к Правде.

Давайте детям лишь настоящие вещи! 20

Так же, как за вами, Мы следим за развитием, следим за детьми с колыбели и взвешиваем их лучшие мысли по всему миру 21.

С глубоким символом Христос указал на детей, так же просто подойдём к Вратам Великого Знания 22.

Закажите ребёнку описать, как ему представляется Новая Страна. Именно так можно проследить за проявлением невиданного. Создать толчок к реализации мечты есть лучшее задание для детей. После задайте описать обычный кусок гранита. Это будет для находчивости. Может быть, камень даст ему представление о твердынях дальних миров 23.

Если в кругу действия появляется ребёнок, привлечённый особыми причинами, улыбнитесь ему и развейте его сознание, что эти действия его дом. (...) Дайте им то, что приготовлено их прошлым 24.

...Внешнее условие воспитания ответственности будет суровость жизни для детей 25.

Сколько раз кто-то ставил познавание в зависимости от материальных наград! Маленькие дети до семи лет поступают так же 26.

Можно заметить у детей странные быстрые взгляды, точно они видят нечто необъяснимое. Впрочем, иногда они говорят что-то о пожаре, о звёздах и об огоньках. Конечно, воспитательницы считают это болезнью или глупостью, но именно на таких детей нужно обратить внимание. Как известно, дети младшего возраста легко видят астральные образы, кроме того, особенно чуткие видят пространственные огни. Подобные организмы следовало бы заботливо наблюдать с первых дней. Будьте уверены, что в них заложены возможности Агни Йоги, и если их поместить в чистую обстановку, они дадут пример возможностей. Главное, не засорить и не запугать их 27.

Принято думать, что рак наследственен. Конечно, это должно быть понято, как отравленный организм порождает такой же. Нужно немедленно защищать детей, между ними уже немало особенных 28.

Следует изучать состояние нервных центров у детей. Известно, что эти центры развиваются чрезвычайно индивидуально и неравномерно. Можно найти детей с одним очень развитым центром, и тогда они могут произвести краткое действие, подобное взрослым.

Иногда некоторые центры проявляют болезненность, к недоумению врачей, ибо врачи даже не допускают явление нервных центров у ребёнка. Между тем по этим болезненным знакам и необычным явлениям можно судить о существе тела и качестве духа. (...)

Для старых духов, испытавших многие воплощения, будет довольно тягостно состояние после семи лет и особенно тяжко после четырнадцати. После четырнадцати лет психическая энергия пришла уже в действие. Дух уже оторвался от прежних существований, тягость нового, неизвестного пути подавляет, смутно волнуют накопленные ценности, сущность порывается обратно, где возможности сознания были велики.

Правильный надзор над нервными центрами детей нужен для будущего. Существовало негодное мнение, что дух не может овладеть новым телом и оттого происходят детские нелепости. Но дело обстоит наоборот. Когда центры не работают правильно, не происходит отложения психической энергии и дух не имеет вещества для проявления.

Забота о нервных центрах детей может считаться заботой для будущей расы 29.

Дороги Нам детские духовные водители! 30

Нужно приучить всех семилетних помнить Иерархию, ибо после семи лет сознание уже приобретает неизгладимый след для всей жизни 31.

Можно говорить всем детям во всех школах, чтоб ни одно положение Учения не было отвлечённо 32.

Сердечное воспитание необходимо от двухлетнего возраста.

Прежде всего, можно рекомендовать молоко матери или козье, но наёмная кормилица — уродливое явление. Кроме того, молоко матери часто удобоваримее и содержит уже частицы сердечной энергии 33.

С первых лет устанавливается труд, как единственная основа жизни, как совершенствование 34.

Нужно удивляться, насколько легко наука позволяет себе тупо ограничивать и отвечать о том, что не знает. Дети иногда говорят правильнее — не знаю 35.

...Можно даже в школах упражнять внимание малых, которые будут часто гораздо честнее и подвижнее больших, стоит только обратиться к ним с увлекательным предложением обратить внимание на их собственные ощущения 36.

Нужно с самых малых лет обращать внимание на отвращения или на склонности 37.

Прежде всего, нужно простое уважение к психической энергии. (...) Пусть даже дети помнят, что в любом рукопожатии, в любом взоре излучается эта связующая энергия 38.

Нужно начинать наблюдения над сердцем с младенчества 39.

Правильны рассуждения о детском образовании, но и в этом случае упускается вопрос сердца. Между тем явление биения сердца очень близко вниманию детей. Именно детям легче всего рассказать о сокровище сердца. Считаю, что этот рассказ останется на всю жизнь, как первое восхождение 40.

Пусть от детского возраста молодёжь привыкает к следст­виям сложным и к зависимости от пространственных мыслей. Не следует полагать, что дети должны быть ограждены от мышления 41.

Поучительно, как в детском возрасте уже проявляются сведения и наклонности, которые нельзя объяснить никакими другими причинами, кроме прежних накоплений. Тем более нужно следить за такими самостоятельными склонностями, они могут показать дарования, которые потом могут исказиться в безобразном воспитании 42.

Пусть люди обращают внимание на детей, помнящих не только прежние воплощения, но и некоторые подробности Мира Тонкого. Пусть такие сведения будут отрывочными — они для наблюдательного учёного могут собираться в целое ожерелье 43.

Нельзя проходить мимо некоторых замечательных явлений, как передача и восприятие мыслей. Не для насмешки даются явления малых детей, помнящих прежние жизни и воспринимающих мысли 44.

Правильно, что люди должны одинаково владеть парными органами, но такое обладание может начаться лишь с малых лет. Ребёнок владеет руками одинаково, но на окружающих примерах он видит предпочтение правой руке. В школах уже поздно восстанавливать равенство. Только среди первых проблесков сознания ребёнок может избежать предрассудка взрослых. Мало обращают внимания на любознательность детей. Можно у них поучиться, как быстро они подмечают окружающее 45.

Учение может усваиваться детьми необычайно быстро, лишь бы наблюсти особенности ребёнка. Он в большой степени вспоминает уже познанное ранее. Но особенно полезно, если вместо новых знаний ребёнку помогут вспомнить уже заложенное в нём. Тем легче после усвоить и новые предметы, но следует наблюдать 46.

Следует от малых лет приучать усваивать красоту звука. Музыкальность нуждается в образовании....В каждом человеке склонность к звуку заложена, но без воспитания она спит. (...) Но велико невежество, когда в семье забыты лучшие панацеи 47.

Сознание взрослых иногда отмирает на некоторое время, когда дети остро воспринимают ценные качества....Дети любят народных героев. Они восхищаются подвигами и мечтают видеть самих себя на месте борцов за правду. Невозможно лишать детей этого живого источника вдохновения, на всю жизнь останется такое светлое горение 48.

Может быть, найдутся столь тёмные сознания, что не усмотрят вообще надобности связи с Высшим Миром... упасите детей от такого невежества 49.

Первая молитва ребёнка не должна быть осмеяна... (...) Запрещение молиться своими словами уже будет вторжением в молодое сознание. Может быть, ребёнок помнит что-то очень важное и продолжает свою мысль кверху. (...)

Первое наставление о молитве будет наставлением на весь жизненный путь 50.

Обстановка дома также налагает печать на всю жизнь. Даже самая бедная хижина может не оскорблять духовного чувства. Не следует думать, что пустота жизни не замечается детьми. Напротив, они очень чуют построение всего обихода, потому молитва лучше живёт в чистом доме 51.

Нельзя отвергать, когда дети утверждают о своей прошлой жизни. Вещественно они знают, что происходило кругом них 52.

Считаю, можно направить детей от самых малых лет к познанию Высшего Мира. Не будет это насилием, ибо поможет детям легко припоминать то многое, что скоро забывается 53.

Также нужно обратить внимание на так называемые родимчики. Они показывают развитие нервных центров. С таким состоянием нужно проявить особое спокойствие.

Природа таких детей очень одарённая, но щит тела должен быть крепок. Нужно увидеть в таких проявлениях как бы переполнение чаши. Недаром в древности называли это Божественным Посещением. При таких припадках нужно полное спокойствие всех окружающих, тепло, запах розового масла, ровная температура. У некоторых народов употреблялась тихая музыка, и такое проявление могло помочь, ибо помощь должна быть психическая 54.

Познавательность есть особое качество сознания....Оно слагается в области сердца. (...)

Особенно значительно наблюдать таких людей от малых лет. Они отличаются от окружающих их и как бы знают своё назначение. Иногда эти знания проявляются даже в неожиданных словах. Иногда сами действия ребёнка показывают, насколько дух его ищет нечто определённое, но обычно не поняты такие стремления 55.

Никто не поможет ребёнку радостно посмотреть в будущее, потому и труд оказался проклятием 56.

Даже у младенцев можно наблюдать явление психической энергии. Но нужно уметь различать эти знаки, в которых так много отзвуков Тонкого Мира. Уже явление прежних жизней сказывается среди детских игр и помыслов. Неразборчиво будет сказать, что все детские забавы одинаковы. Даже при общих играх каждый ребёнок проявляет свою особенность. Наблюдая таких детей, можно обогатить своё знание о психической энергии. (...)

Именно дети, при ненарушенной силе психической энергии, дадут лучшие опыты 57.

Детей надо спросить, могут ли они отойти от страха быть нелепыми в глазах толпы? Готовы ли поступиться личным удобством ради Нового Мира? Надо сурово спросить, ибо явленное пламя не боится ветра 58.

Образование народа надо вести с начального обучения детей с возможно раннего возраста. Чем раньше, тем лучше. (...) Каждая мать, подходя к колыбели ребёнка, скажет первую формулу образования — ты всё можешь. Не надобны запреты; даже вредное не запрещать, но лучше отвести внимание на более полезное и привлекательное. То воспитание будет лучшим, которое сможет возвеличить привлекательность блага. При этом не надо калечить прекрасные Образы, как бы во имя детского неразумения, не унижайте детей. Твёрдо помните, что истинная наука всегда призывна, кратка, точна и прекрасна. Нужно, чтоб в семьях был хотя бы зачаток понимания образования. После семи лет уже много потеряно. Обычно после трёх лет организм полон восприятий. Рука водителя уже при первом шаге должна обратить внимание и указать на дальние миры. Беспредельность должен почуять молодой глаз. (...)

Тоже необходимо, чтобы слово выражало точную мысль. Изгоняется ложь, грубость и насмешка. Предательство даже в зачатке недопустимо. Работа «как большие » поощряется. Только сознание до трёх лет вместит легко общину. Как ошибочно думать, что ребёнку нужно дать его вещи, ибо ребёнок легко поймёт, как могут быть вещи общими.

Сознание «всё могу» не есть хвастовство, но лишь осознание аппарата 59.

Уберегите детей от всего ложного, уберегите от дурной музыки; уберегите от сквернословия; уберегите от ложных состязаний; уберегите от утверждения самости, тем более что нужно привить любовь к непрестанному знанию. Мускулы не должны забивать ум и сердце 60.

Скажите детям, по какому признаку находить гнездо эгоизма. Они должны понять, что эгоист, прежде всего, не допускает, но искатель Общего Блага ставит первой задачей вмещение возможностей 61.

У Нас будущее зовётся ковром полёта. Учите детей летать высоко. Миф о ковчеге замените воздушным кораблём 62.

Нужно развивать детскую наблюдательность с первых дней. Ведь сознание детей живёт с первого часа, но не для тех, для кого все индусы на одно лицо 63.

Пусть дети называют себя героями и применяют к себе качества замечательных людей. Пусть дадут им книги чёткого изложения, где без примирительных смазываний будет очерчен облик труда и воли. Даже для медицинских целей этот бодрый зов жизни незаменим.

Нужно без промедления дать такой материал 64.

Могут ли быть в общине содружества женщин, мужчин и детей? Конечно, могут. (...) Пусть дети усвоят самые углублённые задания 65.

Вы уже знаете о значении тридцатилетнего возраста для огненных явлений, но особенно нужно оберегать организм до семи лет. У детей даже самых развитых не нужно никогда насиловать природу — Огонь не терпит насилия. (...) С другой стороны, не следует чрезмерно облегчать устремление ребёнка, ибо условие чрезмерной помощи приводит к дряблости 66.

Радость и мужество необходимы, но без Огня эти качества не создаются....Огненное миросозерцание не свалится с неба, его нужно открыть. Этот метод открывания нужно начать с детства. Видим, как дети уже внутренно принимают труднейшие задачи духа. Даже все препятствия старших лишь кристаллизуют их чувствознание 67.

Для всех чувств нужно составить программу упражнений. Так выразится огненное действие в простом упражнении. Дети очень любят такие задания. Уносят эти упражнения сознания в высшие сферы. Самый обычный обиход будет преддверием к самому сложному. Представьте себе восторг малыша, когда он воскликнет — «я ещё увидел!» В этом «ещё» может заключаться целая ступень. То же радостное восклицание будет приветствовать впервые замеченную огненную звёздочку. 68

Дети в первых вопросах своих часто устремляются за пределы условных ограничений 69.

Прекрасен закон вечного движения: или эволюция, или инволюция. Прекрасен закон, дающий каждому воплощённому иметь в себе вечный Агни, как Свет во тьме. (...) Прекрасен закон, не препятствующий уже от семи лет возрастить сад огненный. (...) Пусть они расцветают на крошечных помыслах, но это будет верный зачаток будущего мышления 70.

«Сам, сам, сам!» — восклицает ребёнок, не допуская взрослых к своему занятию. Разве до семи лет ум и сердце не помнят иногда о завете самостоятельного достижения на Земле? Потом мудрые воспоминания тускнеют и часто сводятся к обратному. «Пусть вверху и внизу работают для меня» — так говорит человек, забывший о самоусовершенствовании, но ребёнок помнит и защищает самостоятельность. Когда же другой ребёнок шепчет — «как мне ухитриться взять!» — он уже готов к новым опытам и завоеваниям духа. Но такие слова детей не только произносятся, но их нужно заметить и оценить. (...) Малое дитя утверждает — «наконец я народился». В этом утверждении — Мир Тонкий со стремлением к воплощению. Можно привести множество примеров, когда не только малые дети, но новорождённые неожиданно произносили слова огромного значения и затем снова погружались в своё предварительное состояние 71.

Если припомним разные проявления детской прозорливости, то вряд ли можно утверждать о механической клетке. (...) Сколько раз дети спасали взрослых, сколько раз дети не решались сказать о чувствованиях своих. Но ведь ложную застенчивость создаёт окружающее безобразие. Дух, утончённый и возвышенный, немеет перед гнойными наростами предрассудков. Как часто взрослые запрещают всякую импровизацию, забывая, что это есть песнь духа 72.

...Нелегко подойти к земным сферам от Тонкого Мира....Идущий на Землю должен окружить себя тяжкою плотью. Мудро состояние новорождённого, когда он может постепенно принять земные тягости. Не одно семилетие требуется, чтобы овладеть земным существованием. Потому следует так бережно охранять явление детей 73.

О Мире Огненном следует говорить даже самым малолетним. Но ещё раньше нужно сказать, что пустоты не существует и одиночества не бывает. Можно таким образом подойти к вопросу Покровителя и Руководителя. Дети начнут привыкать к мысли, что ничего тайного нет. Такое основание послужит им как верная защита от страха. Особенно вредно, когда невежественные родители начинают уверять ребёнка не бояться, ибо ничего нет. Такое зерно отрицания затемнит всю жизнь и надломит сознание. Ребёнок отлично знает сам, что везде что-то есть. Он видит многие образы, и даже огненные. К ребёнку приходят играть неведомые дети и взрослые. Невежественные врачи начинают заливать эти прозрения бромом, как бы запечатывая крылья свинцом. Но не яды помогут! Только толковое объяснение действительности сделает детей здоровыми 74.

Часто они (дети. — Н.С.) знают и кое-что понимают, но потом, когда дойдут до деления атомов, они бывают засыпаны такими обломками! Только разделять ещё они могут, но создать дом нельзя при злобе разрушения 75.

Не следует думать, что человеческое противоестественное действие не будет отражаться на окружающем. Прежде всего, оно может влиять на малых детей до семи лет, когда дух ещё не овладел всем организмом 76.

После подкупности не менее позорно неделание долга. Но это преступление так всасывается от малых лет, что и воздействие возможно лишь от малолетства. Пусть дети приучаются к работе взрослых. На качестве труда придёт и сознание долга 77.

Пусть дети получат хотя бы намёк на красоту Беспредельности. Сперва произнесётся слово, но после зародится понятие 78.

Очень опасна болезнь кощунства. (...) Когда сердце живёт, оно всячески будет противиться заразе кощунства. Можно припомнить героические противостояния даже со стороны детей, когда сердце их было чисто 79.

От младенчества нужно мерами государственными пресекать зачатки жестокости. (...) Дети не жестоки, пока не увидят первое жестокое действие; оно точно открывает поток тёмного хаоса. Лишь немногие уже сами готовы противостать потоку тьмы. Такая накопленность сознания редка 80.

Дети нередко могут лучше думать об Огненном Мире. Пробуйте поощрять их к таким представлениям, но применяя тонкое понимание, иначе можно или отвратить, или навязать свои личные представления. Пусть дети вспоминают из своей сокровищницы, она готова к проявлению самых характерных подробностей. Наука может получить ценные данные от детей; ими мало пользуются. И когда нападают на детей, не желают понять, сколько можно нарушить грубым прикосновением 81.

От самых ранних лет дети должны слышать о Мирах Тонком и Огненном, должны понимать начало Иерархии и добра. Чем раньше им напомнят об Иерархии и прочих Истинах, тем легче им припомнить прежнее знание 82.

Телодвижения человека должны быть осмыслены. Нужно воспитывать детей не только гимнастике, не только ритму, но смыслу экономии движений 83.

Огненное Солнце невидимо, так же как незримы великие небесные тела. Следует пояснить уже в школах, насколько ничтожно наше поле зрения. Только так можно уговорить человечество, что оно божественно в своей сущности сердца, но в теле подвергается всем ограничениям. Только так уже дети узнают, о чём нужно заботиться. Они очень недоумевают, что явлено в груди, что бьётся постоянно 84.

Мечтание должно преобразоваться в дисциплинированное мышление. Уже древние мудрецы советовали матерям передавать детям сказания о героях и знакомить их с лучшими песнями о подвигах. Неужели теперь человечество откажется от этих мудрых заветов? 85

Символ Чаши с давних времён является утверждением Служения. (...) Символ Чаши означал всегда самоотвержение. (...) Как великий символ нужно принять утверждение Чаши в каждодневности. И детей и молодых нужно приучать мыслить о Чаше 86.

Приучайте детей улавливать токи тепла жизненного. Помогите детям улыбаться радостно истинному явлению Бытия. Удержите от почитания призраков. Не надо вымыслов, когда Мир раскрывает своё чудесное построение 87.

Среди детей можно наблюдать, когда они произносят услышанные слова и когда свои собственные; по этой границе можно отличать наследие воплощений. (...) Даже среди самых первых выражений ребёнка можно представить себе его внутреннее сознание. Он не случайно обратил внимание на те или иные предметы. Также очень значительны слова нежданные, произнесённые в самом младенчестве. (...) Можно наблюдать, что в детстве много электричества в теле, как бы то же количество, как у взрослых, значит — элементы огненного тела вложены полностью. Зерно духа уже заложено.

Матери, помните, что дети замечают и сознают больше, чем предполагаете. Но много явлений упускается, например — нередкое свечение детского тела, также жесты и проявления гнева или покоя. Напрасно думают, что детская аура невыразительна. Можно видеть в ней немало принесённого груза 88.

Когда ребёнок употребляет чистую психическую энергию, он знает неслышимое для других. Но когда воля рассудка действует, то ток основной энергии прерывается 89.

Напрасно удивляются многим появлениям детей, помнящих своё прошлое. Именно теперь много нарождается таких явленных посредников с Тонким Миром. Они помнят и о пребывании между земными жизнями, но их не умеют расспросить. Не в том дело, что они помнят о зарытых деньгах, но они могут рассказать о ценных ощущениях 90.

...Дети часто воплощаются быстро, но и среди них можно заметить различные задания. Но трогательно видеть детей, желающих сделать лучше и не боящихся прежних условий, им следует особенно помогать 91.

Правы дать детям в школе сознание всей нескончаемости творческой деятельности. Зачем наряд деда облекать новым сиянием! Пытайтесь походить на деятелей новых мощных мостов и двигайтесь к сиянию высших миров 92.

Как в химической реакции отличаются свойства энергий, так нужно проследить за свойствами импульса в духе. Детские импульсы могут дать лучшие показания. (...) Можно наблюдать, как ребёнок, утеряв одно свойство, применит к духу своему новую энергию 93.

ВОСПИТАНИЕ

...Среди вопросов воспитания обратим особое внимание на домашний быт. Без строения дома нельзя мыслить и о строении государства 94.

Поучительно, как в детском возрасте уже проявляются сведения и наклонности, которые нельзя объяснить никакими другими причинами, кроме прежних накоплений. Тем более нужно следить за такими самостоятельными склонностями, они могут показать дарования, которые потом могут исказиться в безобразном воспитании 95.

Музыкальность нуждается в образовании. Правильно, что в каждом человеке склонность к звуку заложена, но без воспитания она спит 96.

Можно заметить у детей странные быстрые взгляды, точно они видят нечто необъяснимое. Впрочем, иногда они говорят что-то о пожаре, о звёздах и об огоньках. Конечно, воспитательницы считают это болезнью или глупостью, но именно на таких детей нужно обратить внимание. Как известно, дети младшего возраста легко видят астральные образы, кроме того, особенно чуткие видят пространственные огни. Подобные организмы следовало бы заботливо наблюдать с первых дней....Если их (детей. — Н.С.) поместить в чистую обстановку, они дадут пример возможностей. Главное, не засорить и не запугать их. (...)

Не трудны для матери эти наблюдения, нужно только знать, что и зачем наблюдаете. Не Говорю о вредном потворстве без оценки. Наблюдение незаметно учитывает способности, оставляя как бы случайные знаки руководства. Можно заметить, как радостно открываются глаза ребёнка, когда его движения и восклицания о сокровенном бережно поддержаны. Насмешка самый вредный воспитатель. Чуткость есть степень культуры 97.

...Один час дельной беседы может навсегда изменить сущность ребёнка 98.

Сердечное воспитание необходимо от двухлетнего возраста.

Прежде всего, можно рекомендовать молоко матери или козье, но наёмная кормилица — уродливое явление. Кроме того, молоко матери часто удобоваримее и содержит уже частицы сердечной энергии. Но до сих пор это не принималось в расчёт, даже самые простые люди чуют больше истину, нежели холодные догматики 99.

Нужно, чтоб в семьях был хотя бы зачаток понимания образования. После семи лет уже много потеряно. Обычно после трёх лет организм полон восприятий. Рука водителя уже при первом шаге должна обратить внимание и указать на дальние миры 100.

Чистота сердца явлена огнём. Сколько раз нужно повторять это жизненное применение огня, но всё же ни дома, ни в школе не говорят об огне-очистителе 101.

Опровержение Учения может быть разнообразно — кто-то вообще не может вместить Учение, так же как вообще не принимает мудрые советы. (...) Так происходит от недостатка сердечного воспитания. Этот предмет нужно проходить и в семье, и в школе. Нужно придать ему не вид опыта, но твёрдо вести развитие памяти, внимания, терпения, доброжелательства и после обратить наблюдательность за ощущениями сердца 102.

При воспитании сердца, прежде всего, выдвигается понятие труда. С первых лет устанавливается труд, как единственная основа жизни, как совершенствование. При этом уничтожается представление об эгоизме труда, наоборот, присоединяется широкое понимание труда на пользу общую 103.

Правильны рассуждения о детском образовании, но и в этом случае упускается вопрос сердца. Между тем явление биения сердца очень близко вниманию детей. Именно детям легче всего рассказать о сокровище сердца. Считаю, что этот рассказ останется на всю жизнь, как первое восхождение 104.

...Методы воспитания сердца должны быть очень подвижными. Нужно с самых малых лет обращать внимание на отвращения или на склонности. Нелепо считать часто непонятные отвращения как невежественные глупости. Нередко в этом сказывается целый строй сердца и могут быть построены самые полезные выводы. Но больше всего нужно опасаться сердца, не знающего ни склонности, ни отвращения 105.

Прежде всего, нужно простое уважение к психической энергии. Нужно уважение к энергии, которая, подобно огню, насыщает всё пространство и конденсируется в нервных центрах. Пусть даже дети помнят, что в любом рукопожатии, в любом взоре излучается эта связующая энергия. Устремление уважения научит и бережности к этому сокровищу сердца 106.

Нужно приучить всех семилетних помнить Иерархию, ибо после семи лет сознание уже приобретает неизгладимый след для всей жизни 107.

...Нужно воспитывать поколение на понимании тонких энергий, ибо вибрации пространства приближаются к Земле, и утверждение Новой Эпохи принесёт смещение многих утверждений 108.

Если когда-то произошли ошибки по невежеству или по злобе, то нельзя же воспитывать целые поколения на тех же заблуждениях. Много говорят о предрассудках, но готовы задушить молодое поколение требованиями, не имеющими смысла. (...)

Суживание мышления есть грубое преступление 109.

Умение помыслить просто и ясно будет следствием воспитания духа 110.

Поэты и певцы нередко славят женщину, но государства не могут признать простого равноправия 111.

ВОСПИТАТЕЛИ

Особенно опасны воспитатели детей, приходящие в самом ужасном обществе. Лучшие посылки часто парализуются присутствием нянек и сиделок 112.

...Пусть так называемые воспитатели тоньше разбираются в способностях учеников. Ту же истину нужно высказать всем, кто намерен распределять работу и вознаграждения по способностям. Решение правильное, но раньше нужно уметь определять способности 113.

Нужно, чтоб в семьях был хотя бы зачаток понимания образования. После семи лет уже много потеряно. Обычно после тр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: