Назначение и область применения




ГОСТ 22780—93

(ИСО)1005—9—81

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ОСИ ДЛЯ ВАГОНОВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 (1524) мм

ТИПЫ, ПАРАМЕТРЫИ РАЗМЕРЫ

 

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

Минск


Дата введения 01.01.95

 

Настоящий стандарт распространяется на оси колесных пар грузовых -и пассажирских вагонов, вагонов электропоездов и немоторных вагонов дизель-поездов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм.

Стандарт не распространяется на оси, предназначенные для ремонта колесных пар.

Допускается по согласованию между изготовителем и потребителем изготовлять оси в соответствии с требованиями приложе­ния, подготовленного методом прямого введения ИСО 1005—9—86.

1. Оси должны изготовляться следующих типов: РМЗ, РМ5, РУ1.РУ1Ш (табл. 1).

Буквы, принятые в наименованиях типов осей, обозначают:

Р — роликовая, М — моторная, У — унифицированная; Ш — кре­пление подшипников при помощи шайбы.

Крепление роликовых подшипников на осях типов РМЗ, РМ5 и РУ1 осуществляется гайкой, а на оси типа РУ1Ш — шайбой;

Пример условного обозначения оси типа РУ1:

Ось РУ1ГОСТ 22780—93

2. Максимальные расчетные статические нагрузки от колесной пары на рельсы и применяемость осей в зависимости от типа ва­гона.приведены в табл. 1.

Указанные в табл. 1 значения максимальных нагрузок установ­лены без. учета отклонений в распределении фактической массы брутто вагонов по осям от проектной.

3. Основные размеры осей, допуски формы и расположения по­верхностей и шероховатость обработанных поверхностей должны соответствовать указанным на черт. 1, 2, 3 и в табл. 2. Неуказанные размеры и шероховатость — по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке. При контроле отклонений от округлости" и профиля продольного сечения проверяются соответственно ова­льность и конусообразность.

4. Допускается изготовлять:

оси типов РУ1 и РУ1Ш с цилиндрическим участком на средней части оси длиной 130 — 150 мм и диаметром, равным d4 с отклоне­нием от середины оси не более 10 мм,

оси типов РМЗ, РМ5 и РУ1 с вариантами паза для стопорной планки по чертежам, согласованным с заказчиком,

оси типа РУ1Ш с удлиненными галтелями шеек по норматив­но-технической документации, согласованной с заказчиком..

Таблица 1

 

Тип оси ' ■ - Тип вагона Максимальная расчетная статическая нагрузка oт. колесной пары на рельсы. кН (тс)
РМЗ РМ5 Моторный электропоезда 196,0 (20,0) 216,0 (22,0)
РУ1 Немоторный электро- и дизель-поезда 186,6 (19,0)
РУ1, РУ1Ш Грузовой 230,0 (23,5)
РУ1, РУ1Ш Пассажирский 176,5 (18,0)

 

Примечание. При эксплуатации грузовых вагонов допускается по со­гласованию с разработчиком (изготовителем) повышение расчетных стати­ческих нагрузок от колесной пары на рельсы не более 235,0 (24,0) кН (тс.) при соблюдении требований ГОСТ 22235 и скорости движения до 80 км/ч, при этом показатели надёжности и гарантийные сроки эксплуатации сборочных единиц
и вагонов для повышения статических нагрузок устанавливаются разработ­чиком (изготовителем) в нормативно-технической документации на конкретные модели вагонов.

 

5. Размеры и формы средней части осей типов РУ1 и РУ1Ш с дисковым тормозом или с карданным приводом от нее следует выполнять по чертежам, согласованным с заказчиком.


Ось типов РМЗ и PM5



* Размеры обеспечиваются инструментом.


Черт. 1


Ось типа РУ1



L

 


* Размеры обеспечиваются инструментом.
Черт. 2


Ось типа РУ1Ш



 


 

 

* Размеры обеспечиваются инструментом.

Черт, 3


 


Размеры в мм


Таблица 2.


 

Тип оси     d1   +0.052   +0.025     d2   +0.20   +0.12     d3   +2.0   -0.5     d4 d 5 R1 R2
Номин. Пред. Откл. Номин Пред. Отrk/
РМЗ     1.97 180. -1.0   +0,045 +0,015    
РМ5           +2,0 -0,5    
РУ1   РУ1Ш   1651) 1942) 1723) +3,0  

Продолжение табл. 2

Размеры в мм

 

Тип оси     l 1 +1,0 -0,5   l2 ±1,0 l 3 l4 + 1,5     l5 +1.5 L1   -1.0   -3.0 L2 L3 ±1,0
Номин. Пред. откл.
РМ3       +1,5            
РМ5         2204)    
РУ1       250 min          
РУ1Ш 1905)  

1) Допускается предельное отклонение +0,12-0,10

2) Допускается предельное отклонение +4,0-0,5

3) При исполнении узла В по вариантам 1 или 2 (черт. 2, черт. 3.) d4=165-5.0 мм.

4) Допускается устанавливать иной размер по чертежам, согласованным с заказчиком.

5) Размер для справок

 

6. Профили галтелей щеек осей следует, выполнять по черт. 4 или черт. 5. Правильность, выполнения профилей галтелей долж­на контролироваться шаблонами.

Зазор между профилем галтели и шаблоном не должен быть более 0,4 мм.


7. Центровые отверстия с торцевым креплением подшипников гайкой следует выполнять по черт. 6, с торцевым креплением шайбой — по черт. 7.

8. Для обеспечения плавного захода оси в ступицу колеса при запрессовке наружный конец подступичной части оси., должен иметь заходный конус длиной 7—15 мм с разностью наибольшего и наименьшего диаметров не более 1 мм. Параметр шероховатос­ти по ГОСТ 2789 должен быть Ra ≤ l,25 мкм на длине не менее 5 мм от места перехода в цилиндрическую часть.

9. Допуск профиля продольного сечения (конусообразность) относится ко всей длине поверхности шейки, предподступичной и подступичной частей, а для подступичной части осей типов РУ1 и
РУ1Ш — на длине. 250 мм.

При наличии конусообразности подступичных и предподступичных частей оси больший диаметр должен находиться со сто­роны середины оси.

Конусообразность и овальность предподступичных частей оси должны контролироваться на длине до 28 мм от их начала со стороны наружных концов.

Радиальное биение поверхностей проверяют относительно оси центровых отверстий на технологическом оборудовании у одной оси не реже одного раза в.месяц с каждого станка, выполняюще­го технологическую операцию.


10. Технические условия на. оси вагонов и заготовки осевые — по ГОСТ 4008 и ГОСТ 4728.

* Размеры обеспечиваются инструментом. Черт. 4

 

 

 

* Размеры обеспечиваются инструментом

Черт. 5


Черт. 6

 

 

Черт. 7


ГОСТ 22780—93

ПРИЛОЖЕНИЕ Обязательное

ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ. ЧАСТЬ 9. ОСИ ДЛЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА. ТРЕБОВАНИЯ К. РАЗМЕРАМ

ИСО 1005—9—86.

 

Назначение и область применения

1.1 Настоящая часть стандарта устанавливает требования к осям подвиж­ного состава, касающиеся допусков на размеры, допусков на предельные от­клонения формы и расположения поверхностей (черт. 8а, табл. 3), а также шероховатости поверхности (черт, 8в, табл. 4).

1.2. Технические условия и требования к качеству осей приведены в
ГОСТ 4008.

1.3. В дополнение к требованиям данной части стандарта должны учиты­ваться технические условия на заготовки осевые, изложенные в ГОСТ-4728.

1.4. Требования к допускам на размеры и требования к шероховатости осей грузовых вагонов большой грузоподъемности (то есть с нагрузкой на ось выше 22000 кг) или предназначенных для скоростей более 100 км/ч должны сог­ласовываться между потребителем и поставщиком при оформлении заказа.

2. Ссылки1)

 

ГОСТ 2789 «Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики».

ГОСТ 2.309 «ЕСКД, Обозначения шероховатости поверхностей».

ГОСТ 4008 «Оси вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия».

ГОСТ 4728 «Заготовки осевые для подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия».

ГОСТ 4835 «Колесные пары для вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Технические условия».

ГОСТ 25346 «Основные нормы взаимозаменяемости. ЕСДП. Общие поло­жения, ряды допусков и основных отклонений».

ГОСТ 2.308 «ЕСКД. Указание на чертежах допусков форм и расположения поверхностей».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: