ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ «ПРОПАГАНДА»




СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..3

I глава…………………………………………………………………………. 7

1. История понятия «пропаганда» ……………………………………..7

2. Характеристики пропаганды ……………….…………………….....12

2.1 Общие черты и характеристики пропаганды…………………..12

2.2 Структурные элементы пропаганды…………………………....13

2.3 Классификации пропаганды…………………………………….13

2.4 Приемы пропаганды……………………………………………..13

3. Основополагающие теории пропаганды ………………………...…16

3.1 Гарольд Лассуэлл……………………………………………......17

3.2 Уолтер Липпман……………………………………....................18

3.3 Джон Дьюи…………………………………………………...…..19

II глава………………………………………………………………...……...20

1. Методология исследования ………………………………….............20

2. Сравнительный анализ телевизионных программ ………………....22

2.1 «Россия 1»……………………………………………………….22

2.2 «Дождь»………………………………………………………....25

2.3 «Россия 1» VS «Дождь»……………………………………..…27

Заключение………………………………………………………………….30

Список литературы………………………………………………………...31

 

ВВЕДЕНИЕ

В результате проведения государственной политики по выстраиванию властной вертикали в различных сферах жизни российского общества в современной России, независимые СМИ или прекратили свое существование, или были поглощены государственными компаниями, или вытеснены на периферию медийного пространства, где они занимают незначительный сегмент рынка. Централизация медийной сферы привела к государственному контролю редакционной политики, увеличению цензуры в СМИ и умалению свободы слова, что трансформировало СМИ из сравнительно независимого рупора общественности, выражавшего различные точки зрения, в инструмент государственной пропаганды. На сегодняшний день телевидение, несмотря на распространение интернета, все же остается основным источником получения информации для значительной доли российского населения. Наибольшую долю аудитории по версии TNS собирает телеканал «Россия 1»[1] - 13, 1%. Его стоит считать государственным, поскольку холдинг ВГТРК, в который входит данный телеканал финансируется из государственного бюджета. Доля ВГТРК составляет 19 млрд рублей.[2] Однако на российском телевидении все еще имеют место независимые ТВ-каналы. Одним из таковых является канал «Дождь». Он принадлежит Наталье Синдеевой. В данный момент финансирование канала происходит за счет платной подписки на контент, а также видеорекламы от Газпроммедиа на сайте.[3] Разнородность двух упомянутых выше источников информации обуславливает их видение решения различных ситуаций, что представляет интерес для дальнейшего исследования.

Одной из основных информационных программ на канале «Россия 1» являются «Вести недели». Телепрограмма по данным опросов Фонда «Общественное мнение» является наиболее популярной среди других аналитических передач, что свидетельствует о высокой доле доверия населения данным информационным ресурсам.[4] Наличие столь значительной доли телезрителей (в основном получающих информацию именно из этого источника) у программ государственных телеканалов, предоставляет властям широкий диапазон для различного рода манипуляций с информационными потоками, переформатировав которые, государственная машина может управлять и контролировать российское общественное мнение.

Аналогичная, указанной выше передачи, программа существует и на телеканале «Дождь» - «И так далее».

Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно выявить тему исследования: «Сравнительный анализ подачи материала государственным и независимым телеканалами на примере присоединения республики Крым к территории Российской Федерации». Соответствующим КИВ-ом будет являться вопрос о различиях в подаче политического материала независимым и государственным каналами.

Гипотезой данного исследования будет предположение о том, что независимый телеканал в лице канала «Дождь» преподносит информационный материал с большей долей объективности и меньшей доли пропаганды, нежели телеканал с государственным финансированием в лице канала «Россия 1».

Причина выбора кейса присоединения республики Крым к Российской Федерации кроется в неоднозначном восприятии данного события российской и мировой общественностью.

Целью настоящей работы является установлении и обосновании расхождений в преподнесении информационного материала по единой теме двух различных российских телевизионных каналов. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) рассмотреть теоретическое видение понятия «пропаганда»;

2) проанализировать подход к преподнесению политического материала обоими информационными каналами;

3) сравнить установленные в рамках анализа подходы на наличие расхождений;

4) вывести заключительные положения относительно поставленной проблемы.

В работе будут использованы методы сравнительного и контент анализа.

Теоретико-методологическая база исследования основана на следующих работах и материалах:

Ø «Основы воздействия СМИ» Дженнингс Брайант, Сузан Томпсон;

В данной книге описывается воздействие, которое оказывают средства массовой информации на людей, описывается анализ феномена воздействия СМИ на аудиторию, а также различные концепции, объясняющие феномен медиавоздействия.

Ø «Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации» Л.Н.Федотова;

Данная работа посвящена рассмотрению возможности социологического исследования информационных процессов с помощью метода анализа. В ней подвергаются изучения цели обращения к методу, а также этапы исследования.

Ø Научные статьи, выдержки из научных журналов, связанные с темой исследования, взятые из следующих информационных источников:

· https://www.russcomm.ru/rca_biblio/g/gnatuk.shtml

· https://www.dissercat.com/content/teoriya-politicheskoi-kommunikatsii-garolda-d-lassuella

· https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/165283665

· https://rc-analitik.ru/file/%7B89440115-2a9a-4c24-a58c-9f7b01525937%7D

 

Ø Телевизионные выпуски передачи «Вести недели», взятые из архива телеканала «Россия»;

Ø Телевизионные выпуски передачи «И так далее», взятые из архива телеканала «Дождь»;

 

 

I глава.

ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ «ПРОПАГАНДА»

Рождение такого явления как пропаганда связывают с началом осознания человеком своего личного материального интереса, отличного от интереса других индивидов и общества в принципе, что обуславливает появление большого количества противостоящих друг другу индивидуальных интересов. Производство материальных благ имеет смысл тогда, когда эти блага распределяются между членами общества или различных групп. Однако в связи с ограниченностью ресурсов, и как следствие, ограниченностью материального производства, возникает конкуренция за присвоение как можно большего числа произведенных благ. Возникновение социального конфликта приводит к дифференциации общества на несколько классов. Безусловно, целью господствующего класса становится укрепление и удержание своих позиций в обществе, причем чаще всего для решения этой задачи доминирующая группа склоняется к физическому насилию. Однако этот метод не является достаточно эффективным, поскольку требует масштабного аппарата силовых структур, а также имеет способность контролировать лишь внешнее поведение человека, не имея возможности воздействовать на более важную внутреннюю его составляющую. Описанная выше ситуация подталкивает к разработке ненасильственных способов влияния на человека, в том числе на его внутренние механизмы самоконтроля. Таким способом и является объект данного исследования – пропаганда. [5]

Понятие «пропаганда» очень широкое, оно имеет множество классификаций. Одной из классификаций является выделение различных видов пропаганды по областям ее применения. Так, мы можем выделить следующие виды пропаганды: экономическая, военная, дипломатическая, дидактическая, идеологическая, избегающая, и, конечно, политическая. Последняя является основополагающей для данного исследования, и характеризуется тем, что включает в себя все виды пропаганды, которая нацелена на захват и удержания власти.

Первая известная в истории попытка использования пропагандистских методов в политических целях была замечена еще в городах-государства Древней Греции. В период афинской демократии любой свободный гражданин имел возможность повлиять на ход политического развития своего государства только лишь обладая великолепной, способной убеждать массы, речью. Интересно, что это явление послужило толчком к развитию риторики и появлению софистов – первых практиков и теоретиков красноречия. Однако речь была не единственным способом донесения до масс нужной информации. Греческие города-государства в последствие стали широко известны тем, что использовали различные виды искусства, такие как скульптура, поэзия, театр, музыка, а также архитектуру в качестве способа преподнесения пропагандистской информации.[6]

В Риской Империи примерно между 50 г. до н.э. и 50 г. н.э. с целью создания более эффективного контроля над населением использовались различные пропагандистские стратегии, которые предполагали применение всех существующих на тот момент форм коммуникации и символики. В связи с большими территориями Римской Империи метод пропагандистского контроля был для наиболее удобным, поскольку содержание в каждом завоеванном городе легионеров обходилось довольно дорого. [7]

Говоря о пропагандистских способах в Римской Империи, стоит отметить такие формы воздействия, как организация масштабных игр, зрелищ и празднеств. Являясь неким «соучастником» мероприятия, аудитория получала в первую очередь морально-политическую информацию. Названные выше формы взаимодействия доказывали мощь и всесилие их правителей.

Интересно то, что сам термин «пропаганда» связан не с политической, а с религиозной пропагандой. В начале 17-го века папой Григорием XV была создана особая католическая организация, которая именовалась «Congregato de propaganda fide», что дословно переводится как «Конгрегация распространения веры». Данная организация была создана для улучшения координации миссионерской деятельности: подготовка миссионеров, обеспечение духовной литературой, а также противодействие использования веры в политических целях. Однако ее главной целью было обращение в католическую веру инакомыслящих.[8]

Переходя к использованию пропаганды в средствах массовой информации, речь заходит об императоре Франции Наполеоне Бонапарте. Он является одним из величайших в своем роде мастеров использования пропаганды в политических и военных целях. Наполеон использовал прессу в качестве политического оружия, прикладывая все возможные усилия для того, чтобы профранцузские статьи появлялись в иностранных изданиях.

Еще одним способом распространения информации в момент правления Бонапарта стало распространение листовок перед вторжением французской армии в иностранное государство, с целью их подчинения. [9]

В 19-20 веке вследствие технического прогресса появилась возможность корректировать, направлять и манипулировать массовым сознанием людей на более высоком уровне. Агитацию широко использовали русские коммунисты, сама революция во многом является плодом таких манипуляций. Существует мнение, что еще имперское правительство могло сохранить власть, если бы оно должным образом оценило возможности пропаганды и влияния на массовое сознание, тогда как большевики, обладая несопоставимо меньшими средствами, сделав ставку на пропаганду, не прогадали.

Несколько позже с развитием радио, кинематографа и телевидения появилась возможность информационной блокады – безальтернативного подчинения одним и тем же нужным правительству идеям. Создание псевдомира СССР сформировалось к 30-м годам прошлого века, а содействие террора информационного и террора физического создали все предпосылки для удержания исторически нестабильных тоталитарных режимов.

В современном мире мы сталкиваемся с пропагандой каждый день. Информационные технологии глубоко проникли в нашу жизнь и стали ее неотъемлемой часть. Просматривая новости в интернете, слушая радио, читая газеты и журналы, смотря телевизор, мы не задумываемся о том, что информация, которую мы получаем, может не соответствовать действительности. Мы верим всему, что нам рассказывают и передаем полученные новости своим знакомым. Так распространяется пропаганда.

В 2014 году в Северной Корее по телевидению показали ролик о том, как сборная КНДР якобы выигрывает матч за матчем чемпионата мира по футболу в Бразилии. На видео можно увидеть лишь стадион, на котором проходит соревнование, а также команду КНДР, забивающую мяч за мячом в ворота соперников. Интересно то, что команда Северной Кореи даже не принимала участие в ЧМ по футболу в Бразилии, поскольку не прошла групповой этап, однако СМИ КНДР настаивали на том, что их сборная сумела пройти в финал чемпионата мира.[10]

Данная ситуация ярко отражает изучаемое нами явление. С помощью видеоролика государственные организации стремились повысить уровень народного единства и достояния страны.

Говоря о России, с конца 2013-го года за несколько месяцев до присоединения к территории нашей страны республики Крым, государственная пропаганда в стране достигла своего пика. Сейчас она занимает отдельную категорию, в связи с чем пишутся многочисленные статьи и разворачиваются кампании, создаются «разоблачающие» сайты, такие как, например, stopfake.org, призванные опровергать пропагандистскую информацию, преподносимую российскими СМИ. [11]

Таким образом, стоит подвести итоги параграфа. В этой части было рассмотрено ведение пропаганды на примерах Древней Греции, Рима, Франции времен Наполеона Бонапарта, СССР, затронут случай, произошедший на ТВ в Северной Корее и описан достигнутый Россией пик распространения пропаганды в 2013 году.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: