Тихвинская икона Божьей Матери.




Святыни нашего края (Иконы)

1. Сведения об иконе Тихвинской Богоматери, особенности ее иконографического образа. Значение образа в судьбе Росии и нашего края.

2. Иконопись. Школа «тихвинских писем».

 

Тихвинская икона Божьей Матери.

В X веке при князе Владимире Русь принимает христианство от Византийской империи. Но Византия попала под власть турок.NИ тогда Великий Новгород берет на себя роль церковного и христианского центра Руси. N

После разгрома татар в 1380 году Дмитрий Иванович Донской пытается утвердить руководящую роль Московского княжества в русских землях. Для этого Москва должна была стать религиозным центром всей Руси.N

Помощь храмам, подношение в дар известных византийских икон – были одним из видов колонизации русских земель московскими князьями.

Осуществляя эту идею для великого князя Дмитрия Донского, была написана икона Божьей Матери Игнатием Греком.

Вера христиан связана с художественными творениями Святого Апостола Луки, который написал немало чудотворных икон богородицы, по легенде его руке принадлежит и Тихвинская икона, написанная при жизни Богоматери. Мощи Апостола Луки находятся в Константинополе.N

Он писал образ Богородицы такой, как её увидел:

«среднего роста, волосы златовидные, глаза быстрые со зрачками как - бы оливкового цвета, брови дугообразные и умеренно чёрные, губы цветущие, лицо продолговатое, руки и пальцы длинные. Ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в речах, ничего неприличного в действиях, голос ровный, поступь тихая – олицетворение чистоты».

Икона получила название Одигитрии, что означает «Путеводительница, помощница».

Самое раннее предание говорит, что икона находилась раньше в Царьграде (Константинополе), куда она была принесена в V веке императрицей Евдокией из Иерусалима. Для иконы, в последствии названной Тихвинской, построили храм под именем ВлахернскогоN.

Влахернский образ почитался в Византии тысячелетиями и считался покровительницей Константинополя.

Есть легенда, что 1331 году образ Влахернской иконы, которую слепили из праха сожженных турками христиан и воска, связан с Тихвинской иконой. (Саму Влахернскую икону подарили только в 1453 году царю Алексею Михайловичу). Итак, Влахернская икона послужила прототипом для многочисленных изображений Богородицы с Младенцем на руках. (сравнение икон).

Тихвинская икона изображала Деву Марию с младенцем Христом на левой руке (что называется Одигитрией – наставляющей на истинный путь). Свободной правой рукой Мать представляет Сына, которому суждено спасти мир. Иисус одной рукой держит свиток, другую поднимает в двуперстном благословении, его правая нога поджата, и ступня обнажена. Обе персоны слегка повернувшись, друг к другу застыли в статическом равновесии. Одна из таких икон хранилась в Успенском соборе Москвы, даже имела название «Влахернская». Но есть сведения, что ту икону разрубили на 4 части солдаты Мухаммеда II 29 мая 1459 года.

Известно, что в 1331 году в борьбе с турками в Константинополе принимали участие русские. У русских паломников существовала традиция возвращаться из Константинополя с образами. И в 1383 году в Новгороде появляется Тихвинская икона.

Известно, что в Константинополе побывал Антоний Дымский, наверное, он пришёл в наши леса не с пустыми руками, а со знаниями, иконами, книгами. Здесь он основал монастырь. Итак, в XIVвеке, во время захвата турками Константинополя, икона исчезает и «является» около Ладожского озера, во владениях Дмитрия Донского. Таких явлений было около 5. В местах явления иконы строились храмы.

В пятый раз 9 июля 1383 года в сиянии икона явилась над правым берегом реки Тихвинки. В тот же день начато строительство храма (на месте Полковой церкви). На ночь святую икону и венцы оставили охранять стражу. Ночью икона невидимо перенеслась на 2 версты, на другую сторону реки Тихвинки. На этом месте был построен деревянный храм. Деревянные храмы на этом месте сгорали 3 раза. А икона стала называться Тихвинской по месту обретения. Предание о появлении иконы сочетается с распространением на Руси в XIV веке иконы типа «Одигитрия».

Около 1349 года в Константинополе с паломнической целью побывал новгородец Стефан, видевший икону, которую Лука писал «Одигитрию». Он мог привести список этого образа.

Существует версия искусствоведа Д.В. Айналова о том, что икону написал в Москве известный художник Игнатий Грек для сына великого князя Дмитрия Донского - Юрия. Об этом он прочитал в старинной рукописи Симферопольской семинарии, которая воспроизвела надпись на тихвинской иконе: «В лето 1383 года(от сотворения мира 6891 года) в княжение благоверного князя Дмитрия Ивановича была согласно обещанию, данному великим князем Юрием Дмитриевичем, написана эта икона, и написал её я, многогрешный иеромонах Игнатий Грек из монастыря Михаила Архангела. Во время великого поста писал я эту икону и в Вербное Воскресенье передал её великому князю».

Исследовательница В.И. Антонова установила, что иконник Игнатий действительно работал в Москве, в Сифоновом монастыре на рубеже XIV-XV веков. Известно, что Симонов монастырь был пристанищем выходцев из Греции, осевших в России. Известно, что сын Дмитрия Донского в Дмитрове в начале XVI века строит церковь в честь «Явления в Тихвине».

Если сравнивать Тихвинскую икону с другой работой Феофана («Донской Богоматерью», написанной для Дмитрия Донского),то можно заметить, что звезды на одежде Богоматери очень похожи и имеют лучи в форме лепестков лилии. В конце XV века икону привезли из Москвы в Тихвинскую церковь Успенья.

В 1910 году по распоряжению иконописного комитета при Святейшем Синоде производилась чистка Тихвинской святыни, реставратор Г.О. Чириков, сделав 2 шурфа, обнаружил на иконной доске живописный слой XIV века.

Копий Тихвинской иконы очень много. Все они писались напротив оригинала. Такие копии находятся в Москве, в Успенском соборе и в Костромском Ипатьевском монастыре. 2 образца такого списка XVI века находились в Новгородском и Псковском музеях.

В 1990 году, после расчистки монастыря была выполнена точная копия автором ЧИРИКОВЫМ, которая находится в Русском музее. Копии и списки Тихвинской иконы украшали по контуру сцены из жизни Богородицы и сцены обретения иконы. Праздником Тихвинской иконы Божьей Матери считается 26 июня.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: