Народный свадебный костюм Архангельской губернии




Приобщение к русской национальной культуре через занятие в студии «Сувенирная кукла»

Народный свадебный костюм Архангельской губернии

Педагог дополнительного образования: Овчинникова Т.А,

ГБУ ДОД ДДЮ Приморского района, г. Санкт-Петербурга

 

Проблемы патриотического воспитания детей через приобщение к русской национальной культуре освещаются в опыте работы Овчинниковой Татьяны Аркадьевны, г. Санкт- Петербург. Руководители школьных образовательных учреждений понимают, как важно педагогическому коллективу определиться с выбором программы и в соответствии с ней выстроить целостный педагогический процесс.

Педагогическое решение этой проблемы состоит в том, чтобы помочь ребенку соприкоснуться с отечественной духовной и культурной традицией через сказку, музыку, игру и художественно-продуктивную деятельность, обеспечить фундамент для воспитания у него патриотических чувств. Древние говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Поэтому самый верный путь для педагога и его воспитанников — возрождение забытых национальных ценностей. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, его обычаях, истории, культуре. Но при этом важно не забывать, что знания сами собой являются пищей ума, а патриотизм «от ума» не бывает, бывает только «от сердца».

В рамках изучения была разработана система занятий по темам «История русского костюма». Занятия построены на интеграции, которая охватывает все виды художественно-творческой деятельности и способствует более глубокому освоению детьми традиционной отечественной культуры, формированию у них художественно-творческих способностей и развитию одаренности.

Тема «История русского костюма»

Словарная работа: Ярмарка, одежда, галун, венец, кокошник, наряд, понёва, рубаха, сорочка, кафтан, губерния; мода, бал, сукно, рюшечки, кружева; модник, модельер, дизайнер, дизайн.

Занятие:

1. Путешествие в сказочный мир старинного женского костюма.

Работа с детьми вне занятий:

1. Организация выставки костюмов.

2. Познавательные беседы: «По Сеньке и шапка» (о мужских головных уборах Древней Руси); «Какова она, древнерусская красавица» (по русским народным сказкам).

3. Чтение сказки Ш. Перро «Золушка».

4. Сюжетно-ролевые игры: «Ателье», «Магазин ткани», «Дом моды».

5. Рисование по темам: «Старинный женский костюм», «В гостях у сказки», «Мы спешим на

В начало документа

Знакомство с девичьим и женским костюмом Архангельской губернии.

Цели: познакомить детей с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида, воспитывать интерес и уважение к русской культуре.

Материалы: дидактический иллюстративный наглядный материал «Костюм», куколки в русских национальных костюмах, а также иллюстрации из книг А.Ю Андреева «Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг», Ю Каштанов «Русский костюм с Древней Руси до наших дней»

Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение), наглядные методы (демонстрация иллюстраций, видеоматериал)

Словарная работа: галун, венец, кокошник, наряд, понёва, губерния, одежда, рубаха, сорочка, кафтан, понёва

 

Сарафан — собирательный термин, обозначавший длинную горничную одежду на широких плечиках или лямках, входившую наряду с холщовой рубахой в состав женского крестьянского костюма

Телогрея - старинная русская женская одежда с длинными суживающимися рукавами, покроем напоминающая сарафан, на меху или подкладке.

Нагрудная одежда – одежда, прикрывавшая верхнюю часть тела человека, достигавшая талии или середины бедра. Она надевалась обычно поверх рубахи, использовалась для ношения в помещении и на улице.

Распашная одежда – одежда с разрезом спереди и полами, запахивавшимися или застегивавшимися на крючки, пуговицы.

Косник — лента или шнурок, вплетаемые в косу, или чаще — украшение, привязываемое к концу косы, пучок лент, кисть из лент, бус и т. п., лоскуток или подушечка (треугольная, в форме сердца), вышитая бисером

Душегрея (епанечка, боры, телогрейка, перо, перышко, коротенька) — короткая пелерина (кофта) на лямках, охватывала спину и грудь и застегивалась спереди на крючок, а сзади собиралась складками.

Вощенная нить- нить, обработанная пчелиным воском

Поднизи - фестоны из мелкого жемчуга (от 3 мм до 6 мм), бисера, стекляруса.

Позумент — тесьма, тканная из золотых, серебряных, медных нитей на хлопчатобумажной основе, использовалась для отделки одежды, головных уборов.

Галун— тесьма, вытканная из металлической нити (бити): золотой, серебряной, медной — с хлопчато бумажной или льняной нитью. В XVIII—XIX веках изготавливалась на русских мануфактурах и фабриках, использовалась для отделки одежды.

Наряд — одежда, костюм.

Галун — тесьма, состоящая из золотых и серебряных нитей, использовалась для отделки костюмов.

Венец — головной убор в Древней Руси, украшенный драгоценными камнями.

Понева — юбка из домотканой шерстяной ткани.

Кокошник — женский головной убор Древней Руси в виде небольшого вертикального козырька.

Губерния — основная административно-территориальная единица России в прежнее время (с начала XVI11 в. по ЗО-е годы XX в.

Одежда — предметы, которые покрывают, облекают тело.

Рубаха — одежда из легкой грубой ткани, надеваемая на верхнюю часть тела.

Сорочка — то же, что рубашка.

Понёва — юбка из домотканой шерстяной ткани.

Кафтан — старинная мужская долгополая верхняя одежда.

Ход занятия

Ребята, задумывались ли вы том, когда человек начал носить одежду? Это произошло очень давно, но тогда одежда служила только для защиты от холода и жары. Со временем одежда стала не только защищать человека от капризов погоды, но и приобрела особое значение в жизни человека. Одежда могла многое рассказать о человеке, носившем ее: откуда он родом, какого возраста, богатый или бедный, женатый или холостой, чем занимается.

Люди с разным достатком одевались по-разному. Те, кто победнее, одежду делали из материала, который изготовили городские ремесленники, или ткали сами, проявляя при этом немалое мастерство. Русская крестьянка, которая долгими зимними вечерами готовила себе праздничную одежду, была настоящим художником. Из ткани домашней выработки и купленных на ярмарке шелковых лент, золотых и серебряных галунов, шерстяной пряжи и многого другого она создавала чудо-наряд, в котором не стыдно было показаться на люди. Ведь по одежде судили о трудолюбии и искусности девушки, о том, какая она будет хозяйка. Сегодня эти старинные костюмы украшают музейные залы и вызывают наше восхищение не менее, чем картины или скульптуры известных мастеров. В одежде нашли выражение душа народа, его представление о прекрасном.

На Руси было немало праздников. И люди их ждали с таким же нетерпением, как и мы сейчас, готовились к ним. Праздники требовали самого серьезного, уважительного отношения к ним, а чем значительнее праздник, тем ярче и наряднее костюм. Вот и создавала крестьянка долгими зимними вечерами удивительный сказочный наряд, для которого требовалось немалое искусство, трудолюбие и мастерство. Давайте-ка сейчас отправимся в путешествие по разным краям нашей Родины и подивимся старинным женским костюмам!

Демонстрация праздничных костюмов: девичий и женский костюмы Архангельской губернии. По ходу демонстрации костюмов преподаватель рассказывает о них.

 

Девичий костюм Архангельской губернии состоит из сарафана, рубахи «рукава невесты» и головного убора — венца. Рукавами называлась вся рубаха или только ее верхняя часть. Основной частью русского женского традиционного костюма были рубаха и нарядный сарафан. По синему полю сарафана рассыпаны ярко-оранжевые кружочки на тонких серебристых веточках. Сарафан украшен узорами растительного орнамента, иногда с добавлением геометрических фигур в виде лапок или горошин. Важным украшением костюма были пуговицы. При изготовлении пуговиц использовались разные материалы: пуговицы делали со вставками из стекла, жемчуга или перламутра. Дополнением к костюму служил венец на голове у девушки, украшенный золотошвейным узором, жемчугом и жемчужной сеткой. А женский костюм состоял из красного или синего сарафана, рубахи, кокошника и платка, который женщины надевали поверх кокошника, выходя на улицу. Женская и девичья одежда Архангельской губернии притягивает своей красочностью, мягким и плавным силуэтом. Такой наряд красиво смотрелся на фоне суровой природы края, расцвечивал ее яркими красками.

Познакомившись с праздничными костюмами, которые носили наши прапрабабушки, многие из вас наверняка захотят сами создать исторический костюм - копию настоящего наряда. В такую одежду можно нарядить куклу, она украсит вашу комнату, станет интересным подарком для друзей. Костюм кажется поначалу простоватым. Но почему он так притягивает взгляд? Своедельская рубаха из беленого холста расшита красными нитками. С ней хорошо сочетается сарафан набоешник с яркими пятнышками рябинок и зубчиками красной тесьмы на подоле. А желтая перекликается по цвету с головной повязкой, шитой жемчугом и каменьями. Ансамбль, создающий образ девической чистоты, довершает тканый поясок — древний символ целомудрия. Да, за внешней простотой — тонкий вкус и рукодельный навык, большой труд и великое терпение!

Наконец, головной убор, без которого костюм русской крестьянки просто немыслим. Ведь по древнему обычаю замужняя женщина не показывалась на людях простоволосой — это считалось большим грехом. Девушки могли не покрывать волос. Отсюда различие уборов: у замужней это глухая шапочка, у девушки — перевязка, оставляющая верх головы незакрытым.

Великолепны праздничные кокошники северянок, расшитые золотой нитью и речным жемчугом (до XVIII века Русь им была очень богата). Своей формой они походили на распушившуюся курочку, но кое-где имели иные очертания. Скажем, нижегородские — с высоким гребнем в виде полумесяца или островерхие костромские. Нарядная девичья коруна действительно напоминала старинный царский венец с причудливыми зубцами, которому вторил парчовый косник, также отделанный жемчугом и шитьем. В будни девушки носили ленточку или платок.

Одежда — предметы, которые покрывают, облекают тело.

Рубаха — одежда из легкой грубой ткани, надеваемая на верхнюю часть тела.

Сорочка — то же, что рубашка.

Понёва — юбка из домотканой шерстяной ткани.

Кафтан — старинная мужская долгополая верхняя одежда.

Ход занятия

Ребята, вы уже знаете, что история русского костюма начиналась с древних времен. Сегодня мы узнаем еще подробнее о старинной одежде и даже смастерим ее. А для начала приоткроем тайну слова «одежда». Слово «одежда» очень древнее. Оно имело такое значение: «то, чем покрывают, одевают тело». В понятие «одежда» не входят шапки, рукавицы и обувь.

Повседневная одежда на Руси вид имела простой, не сказочный. Важной частью одежды была рубаха, или рубашка, которую носили мужчины, женщины и дети. Ее шили толстыми ворсистыми пеньковыми нитями, украшали узорами из растительного орнамента, иногда с добавлением геометрических фигур. Рубаху, которую носили мужчины, делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились. Шили рубаху из белой домотканой ткани, а богатые люди — из дорогостоящей цветной или узорчатой. Ворот, рукава, подол рубахи расшивались причудливыми узорами, изображающими людей, травы, деревья. Мужские, женские и детские рубахи различались по цвету и материалу, из которого их шили. Излюбленным цветом на Руси был красный, и рубаха красного цвета считалась праздничной и выходной.

Главные части мужской одежды — рубаха и порты. Поверх них надевали верхнюю одежду — кафтан. Кафтаны носили и бедные, и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук. При работе их собирали в складки, иначе невозможно было что-либо делать. Откуда и пошли поговорки: «Работать, засучив рукава», «Работать спустя рукава».

• Ребята, как вы понимаете эти поговорки?

Главной частью женской одежды была длинная рубаха (сорочка). Как говорилось в русской пословице: «Бабьи рубашки — те же мешки, рукава завяжи да что хочешь положи». Дополнительно поверх сорочки женщины надевали понёву. Вы уже знаете, что так называлась самая древняя юбка у женщин. Понёва была черного, коричневого и красного цветов. Молодые женщины украшали понёву яркими узорами. А вот девочки понёву никогда не носили. Для этого им надо было еще подрасти.

Ребята, сегодня на занятии мы познакомились с одеждой древних жителей Руси, с ее особенностями.

• Что относится к одежде? Какую часть одежды в старину носили все: и мужчины, и женщины, и дети? Чем различалась одежда мужчин и женщин? Какую часть женской одежды никогда не носили девочки? Как выглядела одежда? Какой орнамент был на этой одежде?

(После ответов демонстрационный материал убирается.)

А теперь давайте представим, что мы с вами мастера, которым предстоит выполнить сложную работу — украсить одежду жителей Древней Руси

(На столах у детей разложены листы с изображением людей в древнерусской одежде, цветные карандаши, восковые мелки и фломастеры. Одежда нарисована простым карандашом. Во время рисования звучит музыка.)

Дети приступают к выполнению задания. В ходе работы воспитатель индивидуально помогает детям, напоминает им об особенностях узора и цветовой гамме.

В процессе работы выявляются и акцентируются добрые человеческие качества, благодаря которым живет каждый народ на Земле: трудолюбие, забота о ближних, любовь к природе, уважение достоинства любого человека, желание внести свой вклад в благосостояние Отечества и т.д

Литература

1. Русский традиционный костюм. Н. Сонина, И. Шангина – СПБ. Иллюстрированная энциклопедия Санкт-Петербург «Искусство-СПБ». 2006 год

2.Русский народный костюм как художественно – конструкторский источник творчества. Ф.М. Пармон. Моногр.- Москва, Легпромбыт - издательство. 1994 год

3. Поэзия народного костюма. М.Н. Мерцалова. Москва «Молодая гвардия» 1988 год

4. Русский костюм. Ю. Каштанов, Г.В. Покровский. Издательство «Белый город» серия «История России» 2008 год

5. Русский костюм. С Древней Руси до наших дней. Белый город. Москва 2009 год

6. Традиции русского костюма. Энциклопедия. М.В.Короткова. Москва. «Дрофа Плюс» 2008 год

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: