Сюжетные механизмы волшебной сказки в научном осмыслении В.Я. Проппа




Перепёлкина Марина, 10 Г

Сказка - один из самых распространенных жанров фольклора, знакомый каждому из нас с раннего детства. Каждая сказка поражала своей уникальностью и яркостью, именно поэтому, вы, полагаю, сильно удивитесь, узнав, что все они построены по одной и той же схеме. Углубившись в сюжет сказок, мы можем увидеть, что персонажи таковых, как бы они ни были разнообразны по своему облику, возрасту, роду занятий и прочим признакам, — совершают одинаковые действия. Именно в этом состоит особенность сказки с точки зрения её морфологии, другими словами, с точки зрения её глубинной формальной структуры.

Глобальное исследование закономерностей фольклорной сказки провел Владимир Яковлевич Пропп, научный труд которого («Морфология волшебной сказки») я сегодня представлю. Так как раньше не было исследований обобщающего характера, удовлетворительной классификации, наука о волшебной сказке зашла в тупик. Именно Пропп позволил ей продолжить свое развитие.

Изучая фольклор, Пропп обнаружил, что в сказках имеются постоянные и переменные величины. К постоянным он отнёс функции действующих лиц и их последовательность. Под функцией Пропп понимает действие персонажа с точки зрения его отношения для хода действия.

Он предпочитал исследовать окружающие его предметы и явления с точки зрения их структуры. Именно такой подход позволил ему создать схему, применимую ко всем волшебным сказкам и описывающую путь, проходимый главным героем, который почти неизменно повторяется во всех сказочных произведениях. Обобщенный план ученого выглядит так:

 

1. Один из членов семьи отлучается из дома.

2. К герою обращаются с запретом.

3. Запрет нарушается, тем самым создавая условия для движения сюжета

4. Антагонист пытается узнать необходимую информацию и жертве

5. Антагонист получает сведения о жертве.

6. Антагонист пытается обмануть героя.

7. Жертва поддаётся и невольно помогает врагу.

8. Антагонист наносит одному из членов семьи ущерб/Одному из членов семьи чего-то не хватает. (обычно именно это действие является завязкой)

9. Беда или просьба сообщаются герою, следует просьба или приказание, его отправляют или отпускают.

10. Искатель соглашается или решается на противодействие. +

11. Герой уходит из дома. +

12. Герой испытывается дарителем, этим подготавливается получение волшебного средства или помощника. +

13. Герой реагирует на действия будущего дарителя. +

14. В распоряжение героя попадает волшебное средство.

15. Герой пребывает в место нахождения искомого предмета

16. Герой и антагонист вступают в сражение.

17. Героя помечают.

18. Герой одерживает победу над антагонистом.

19. Начальная беда или недостача успешно ликвидируется.

20. Герой возвращается домой

21. Героя преследуют.

22. Герой уходит от преследования.

23. Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну. (Большинство сказок заканчиваются именно на этом моменте)

 

Начало второго хода.

24.Ложный герой предъявляет необоснованные притязания.

25.Герою предлагается трудная задача.

26. Задача решается.

27. Героя узнают.

28. Ложный герой или антагонист изобличается.

29. Герою даётся новый облик.

30. Враг наказывается

31. Герой вступает в брак и воцаряется.

 

Разумеется, это не все пункты, которые могут быть представлены в повествовании, но именно они ложатся в основу большинства сказок. Благодаря масштабному исследованию Проппа, мы можем как изучать сказки более подробно, опираясь на их структуру, так и дать им более полное определение. Таким образом, исходя из приведенной нами схемы, вы можете понять, что морфологически волшебной сказкой может быть названо всякое развитие от вредительства или недостачи через промежуточные функции к развязке. Функции, хотя самостоятельны, логически объединяются по кругам, в целом соответствующим исполнителям. Пропп выделил несколько основных кругов функций героев.

1.антагонист-вредитель

2.даритель

3.помощник

4.искомый персонаж

5.отправитель

6.герой

7.ложный герой

Для каждого из приведенных кругов не обязательно должен существовать отдельный персонаж, так как во многих произведениях одному герою предназначено выполнять функции нескольких, так же, как и один круг может распределяться по нескольким персонажам.

Теперь, чтобы доказать достоверность приведенных рассуждений, проанализируем сказку "Кощей Бессмертный".

В ней рассказывается о доблестном молодце, Иване Царевиче. Первый пункт плана выполняется тогда, когда мать главного героя похищает Кощей. Следовательно, антагонист наносит ущерб одному из членов семьи. Далее идёт эпизод, в котором царь отпускает оставшегося сына, Ивана-Царевича, в опасное путешествие, выполняя девятое действие. Герой покидает дом и направляется на поиски подходящего для его цели жеребца, которого, к несчастью для Ивана, не может найти, зато по пути встречает старуху, настойчиво предлагающую свою помощь, и, как мы можем понять, являющуюся дарителем. Она испытывает силу Ивана, предлагая ему отворить дверь, скрытую чугунной доской на 12 замках, выполняя двенадцатое действие. Добрый молодец успешно проходит испытание, уготованное пожилой женщиной (13 действие), и высвобождает прекрасного богатырского коня, который играет роль волшебного средства (14 действие). По пути в логово кощея Иван-Царевич встречает поочередно Волка, Щуку и Ворону. Будучи очень голодным, герой хочет съесть их детенышей, но не совершает этого, ибо каждый из них, взамен на жизнь своего дитя, предлагает ему свою помощь, если она понадобится.

В этой части сказки используется принцип утроения, поэтому встречи с каждым помощником являются одной общей функцией.

Волшебные помощники в скором времени решают все проблемы Ивана на пути к заточенной в яйце жизни Кощея. Младший сын отправляется на решающее сражение с антагонистом, выполняя пятнадцатое действие. Герой и антагонист вступают в сражение (16 действие), в котором Кощей Бессмертный терпит поражение (18 действие). Храбрый Иван Царевич освобождает свою мать, а вместе с ней и царскую дочь, успешно ликвидируя недостачу. Он возвращается домой, как и предсказывает инвариантная схема. Большинство сказок кончается именно здесь. Герой обрёл награду и восстановил баланс, который был нарушен в начале повествования.

Но в «Кощее Бессмертном» присутствует так называемый второй ход. Иван не воцаряется сразу, потому что братья, которые ждали его у горы, по которой он должен был спуститься, не желают, чтобы младшему сыну достались все почести. Поэтому, когда Иван по просьбе царской дочери возвращается за её обручальным перстнем, подвенечным платьем и нешитыми башмаками в логово врага, перерезают спуск, чтобы доблестный воин не смог вернуться в отчий дом. Несмотря на козни своих завистливых братьев, Иван, с помощью волшебного перстня, неузнанным, возвращается домой. Ложный герой, коим является его старший брат, предъявляет необоснованные притязания, выдавая за себя прекрасную царскую дочь, но возможно это, только если невесте предоставят те вещи, за которыми она отправила Ивана. Герою предлагается трудная задача: не раскрыв свою личность, преподнести все эти дары невесте. Он успешно справляется с этим с помощью старухи, которую мы помним из начала произведения (25 и 26 действие). Двадцать седьмое и двадцать восьмое действия выполняются тогда, когда Ивана-Царевича узнают и его отец понимает, что старшие братья нечестно присвоили себе славу младшего сына. Он наказывает их, и сказка заканчивается вступлением героя в брак и последующим воцарением, то есть традиционной сказочной развязкой.

Мы можем заметить, что большинство упомянутых в схеме действий были выполнены и основные круги функций представлены в произведении. Героем, как вы уже, наверное, догадались, является Иван Царевич, ведь проходит предназначенный ему путь. Его мать - искомый персонаж, антагонист - Кощей Бессмертный. Дарителем, как уже было упомянуто, является старуха. Помощниками в данной сказке являются Волк, Щука и Ворона. Функцию отправителя выполняет отец Ивана - Царь.

Хотя некоторых эпизодов, согласно списку функций Проппа здесь нет, этот текст всё-таки является сказкой. Пропп считал, что волшебной сказкой можно считать любое произведение, в котором пункты его схемы выполняются поочередно, но это не значит, что каждый из них должен обязательно присутствовать в произведении. Главное, чтобы герой покинул дом, прошёл испытание и вернулся обратно в новом, изменённом статусе.

Исходя из приведенных рассуждений, мы можем понять, что предложенная Проппом схема является инвариантной и лежит в основе всех фольклорных волшебных сказок. Разумеется, она способна претерпевать некоторые изменения, но все они не существенны. К примеру, в анализируемом нами произведении, антагонисту не нужно было выведывать информацию о герое, чтобы нанести ему или его близким ущерб, поэтому эта часть схемы в сказке отсутствует, но на сюжет это не влияет, и все последующие функции выполняются в заданном порядке.

Итак, устойчивость волшебных сказок даёт нам право предположить, что волшебная сказка – «рассказ, построенный на верной последовательности приведённых функций в разных видах и при отсутствии нескольких из них для каждого произведения и при повторении других». Следовательно, термин «волшебный» не подходит, вернее будет называть это «мифическим» класс сказок, ведь Пропп связывает сказку и миф, говоря, что таким образом развиваются и первые, и последние (с точки зрения сюжета). Упоминает он и о том, что в сказках встречаются три основных способа перемещения по воздуху: летучий конь, летучий корабль и птица. Именно эти формы связаны у определенных народов с носителями душ погибших. То есть, можно предположить, что одна из первооснов этого жанра – путешествие героя – отражение скитания души в загробном мире. Следовательно, связь между верованиями людей и сказкой имеет место быть.

Работы Проппа не были исчерпывающими, но не потеряли свою актуальность даже в наши дни, ведь именно в них была разработана методология огромного количества последующих исследований. Он оказал огромное влияние на мировую филологическую науку и вывел научную литературу о сказке из того бессилия, в котором она пребывала в 20-е годы 20 века.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: