Тематика самостоятельной работы,
Методические рекомендации.
Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов, завершающим реализацию задач других видов учебной деятельности.
Цели самостоятельной работы:
1. Систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов.
2. Формирование умения использовать нормативную, учебно-методическую, справочную и специальную литературу.
3. Создание мотивации самостоятельности мышления, актуализация способности к саморазвитию.
Задания для самостоятельного выполнения
1. Составление понятийного словаря по разделу « Социальная работа как феномен современного мира»; по темам: «Общие и частные технологии социальной работы», « Технологический процесс и методология при различных видах социальной работы».
2. Подготовка докладов, информационных сообщений по темам:
«Предмет и объект социальной работы как научной теории», «Понятийное поле социальной работы», « Направления исследований в социальной работе», «Методы практической социальной работы», «Классификации методов социальной работы»; « Типы теорий и модели социальной работы»: этико-терапевтическая модель (М. Ричмонд); психодинамическая модель (З. Фрейд, Э. Берн и др.); «функциональная школа социальной работы» (О. Ранк, Дж. Таффт и др.); психосоциальный подход (Холлис, Вудс); бихериористский, или поведенческий подход (Дж. Уотсон, Б. Скиннер и др.); «задача-ориентированная» модель (С. Рейд, Р. Эпштейн); гуманистическая модель (В. Франкл, К. Роджерс, А. Маслоу и др.); социально-ориентированная модель (Л. Фон Берталанфи и др.); экологический подход (Матис, Джемейн, Матайни и др.); социально-педагогическая модель (П. Наторп и др.);
« Уровни основных технологий социальной работы: макротехнологии, мезотехнологии, микротехнологии», «Технологизация социальной работы», «Частные технологии социальной работы», «Основные принципы классификации методов социальной работы», «Применение социологических методов в социальной работе»;
«Методологические подходы терапии естественных социальных групп », «Технологии социальной работы в сельской местности», « Направления социальной работы в территориальных сообществах (муниципальных образованиях и др.)», « Разрешение конфликтов с помощьютехнологий социальной работы»;
« Социально-профилактическая деятельность как вид социальной работы», «Сходство и различия социальной абилитации и социальной реабилитации», «Принципы и направления социального консультирования», «Взаимосвязь социальной диспансеризации, сопровождения и патронажа», «Особенности технологии социального прогнозирования», «Содержание процесса социального программирования»;
«Семья как объект социальной работы», «Инновации в технологиях социальной работы с детьми и подростками», « Содержание и формы социальной работы с молодежью», «Особенности социальной работы с молодежью в условиях сельского социума»;
«Специфика социальной работы с гражданами пожилого возраста», «Профессионально значимые качества личности социального работника, необходимые для социальной работы с пожилыми лицами», «Методы и формы социальной работы с безработными», «Организация оказания социальной помощи беженцам и вынужденным переселенцам», «Сходство и различия социальной работы с безработными, бездомными, беженцами, мигрантами»;
2.1 Подготовка докладов, информационных сообщений по темам семинарских занятий: «Благотворительность в России до XVI века», «Благотворительность в правление Петра I», «Золотой век» меценатства в России», «Свет добра и милосердия: от Владимира Мономаха до Чулпан Хаматовой», «Филантропия и благотворительность на различных этапах развития общества», «Роль четырёх выдающихся женщин в истории социальной работы за рубежом», «Типы теорий и модели социальной работы»;
2.2 Подготовка к защите проекта «Исторические модели социальной работы».
3. Работа с Интернет-ресурсами по темам: «Социально-правовой статус социального работника», «Цели и ценности в деятельности социального работника»;
«Социальные программы профилактической направленности», «Программы социальной адаптации людей с ограниченными возможностями», «Программы социального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»;
«Профилактика алкоголизма как формы девиантного поведения подростков», «Зарубежный опыт социальной работы с лицами, страдающими зависимостью», «Группы взаимопомощи «Анонимные дети алкоголиков», «Анонимные наркомании»: методика работы».
4. Подготовка электронных презентаций на темы: «Проблемы периодизации истории социальной работы в России», «Формирование системы благотворительности в России»;
«Технологии социальной работы в учебных заведениях», «Виды и технологии медико-социальной работы», «Социальная работа по развитию корпоративной культуры», « Опыт социальной работы в пенитенциарной системе», « Опыт работы с инвалидами-колясочниками в Ростовской области», «Технологии территориальной социальной работы с общественными организациями инвалидов».