Часть третья. Некоторые правила морали, извлечённые из этого метода




Рене Декарт. Рассуждение о методе для верного направления разума и отыскания истины в науках.

 

Часть первая. Соображения, касающиеся наук

 

О здравом смысле

Здравый смысл есть самая распространённая вещь на свете, потому что всякий считает себе настолько им одарённым, что и те, которых особенно трудно удовлетворить в каких-либо других отношениях, не находят нужны желать этого смысла более, чем сколько его имеют.

О высшем образовании

Но как скоро окончен был мною курс наук, дающий право на вступление в ряды учёных, мнение моё о науках совершенно изменилось, потому что я увидел себя подавленным таким множеством сомнений и заблуждений, что, казалось мне, извлёк из учения только ту пользу, что вполне убедился в своём невежестве.

О чтении книг

… вообще чтение всяких хороших книг есть как бы беседа с лучшими людьми прошедших веков, и притом – беседа особенно полезная, так как эти лучшие люди сообщают нам только лучшие свои мысли.

О жизненном пути

… я всегда пламенно желал научиться отличать истинное от ложного, чтобы верно ценить свои собственные поступки и твёрдо идти по пути жизни.

 

Часть вторая. Основные правила метода

Рассудок с рождения

Я думал также, что вследствие естественной постепенности в нашем развитии, заставляющей нас быть прежде детьми, а потом уже людьми, и отдающей нас в течение долгого времени под управление наших инстинктов и наставников, часто не согласных между собой в своих требованиях и не всегда советующих лучшее, нам невозможно иметь столь же верные и ясные суждения, как если бы мы с самого нашего рождения пользовались вполне рассудком и ничем бы кроме него не руководствовались.

Выкинуть все суждения

… я полагал, что ничего лучшего не могу придумать, как, выкинув один раз из своей головы все принятые мною до того времени на веру учения с тем, чтобы заменить их потом лучшими, или, пожалуй, принять опять те же учения, но добившись предварительного полного их понимания.

Странности из философии

Ещё школьником я узнал, что нельзя придумать такой странности или нелепости, которая не оказалась бы высказанной прежде каким-нибудь философом.

 

Отыскание верного пути

… большинство наших убеждений возникает не из какого-нибудь верного знания, а только из обычаев и примеров, но что мнение большинства для научных истин, которые отыскиваются нелегко, есть ничего не стоящее доказательство, так как скорее можно ожидать открытия истин одним человеком, чем целым народом. Отсюда уже я пришёл к убеждению невозможности следовать безусловно чьим-либо мнениям и необходимости отыскивать самому для себя верный путь.

2.5 Правила познания:

Первое правило: Не принимать ничего за истину, не убедившись в том самым очевидным образом, то есть надобно избегать поспешности в суждениях и предубеждений, не допуская в суждениях никаких понятий, кроме осознанных нами так ясно и отчётливо, что не оставалось бы ни малейшего повода к сомнению.

Второе правило: Разделять каждый встречающийся затруднительный вопрос, для решения его, на столько частей, на сколько это возможно и удобно.

Третьей правило: Начинать обсуждение каждого вопроса в восходящем порядке, т.е. с простейших и легчайших понятий, переходя потом к самым сложным, причём необходимо предполагать связный порядок и там, где понятия само собою не представляются в такой связи между собою, как предыдущие и последующие.

Последнее правило: Во всем делать столь подробные исчисления и обозрения настолько пространные, чтобы не оставалось никаких опасений относительно пропуска чего-либо.

2.6 Польза математики

При этом я очень хорошо понимал, что математические истины не принесут мне иной пользы, как дадут только навык моему уму довольствоваться истинными и не довольствоваться ложными доказательствами.

 

Часть третья. Некоторые правила морали, извлечённые из этого метода

3.1 Основание для составления временных правил морали

Точно так, избегая нерешимости в своих поступках в течение всего того времени, пока разум не позволит мне быть решительным в своих суждениях, и желая также пользоваться возможным счастьем во все время моих трудов, я составил для себя временные правила нравственности в трёх или четырёх(?) законах, которые охотно сообщу читателям.

3.2 Нравственные законы

Первое правило: Во всём прочем решился следовать мнениям самым умеренным, т. е. наиболее удалённым от крайностей и наиболее распространённым между разумнейшими людьми, с которыми мне придётся жить.

Второе правило: Вторым нравственным законом я требовал от себя возможно большей твёрдости в характере и решительности в действиях, с неменьшим постоянством в следовании самым сомнительным мнениям, как и самым верным, если первые были уже один раз мною приняты.

Третье правило: Я должен побеждать самого себя, а не враждебную Фортуну. Я должен переменять свои желания, а не добиваться изменения порядка, существующего во вселенной, и вообще должен был привыкать к той мысли, что вполне состоящими в нашей власти мы можем признавать одна наши желания, относительно же всего, вне нас находящегося, мы можем только делать известные усилия, которые, как скоро не привели к успеху, то принуждают нас предпринятое дело принять за невозможное.

 

 

3.3 Власть древних философов

Эти люди(философы древности), имея постоянно в виду ограниченность человеческих сил, вполне убеждали себя в том, что ничего не было в их власти, кроме собственных идей, а потому ни к чему не привязывались на свете, кроме идей. Наоборот, своим владением, т.е. размышлением, эти философы пользовались так неограниченно и широко, что имело некоторое основание считать себя и богаче, и могущественнее, и свободнее, и счастливее всех тех людей, которые, не следуя подобному же учению, не могут иметь всего того, чего желают, как бы при этом ни были благоприятствуемы природой и Фортуной.

3.4 Познания и блага жизни

Соединяю познания с благами жизни потому, что воля наша привлекает нас к чему-либо или отталкивает нас от чего-либо только вследствие признания с нашей стороны предмета хорошим или дурным, от чего происходит, что хорошее обсуждение предмета обусловливает возможную правильность наших действий. Но отсюда ясно, что мы тогда только можем быть довольны, когда уверены в приобретении всех душевных достоинств, вместе с зависящими от них возможными для нас благами.

 

4. Часть четвёртая. Доводы, доказывающие существование Бога и человеческой души или основание метафизики

4.1 Cogito ergo sum

Предпринимая же отыскание исключительно истины, я полагал, что надобно было поступать совершенно наоборот – признавать все подверженное малейшему сомнению за совершенно ложное, и потом смотреть, что, за отбрасыванием сомнительного, останется в нашем понимании верного. Таким образом, принимая во внимание, что наши чувства нас нередко обманывают, я предположил, что все познание предметов, получаемое нами через внешние чувства, есть ложное. Точно так же, сообразив, что встречаются люди, ошибающиеся в простейших правилах геометрии и увлекающиеся паралогизмами, а также и то, что я сам никак не менее других подвержен ошибкам, решился отвергнуть, как ложные, все те мелкие основания, которые признавал прежде за доказательства. Наконец, вспомнив, что те же соображения, которые бывают к нас во время бодрствования, являются и во сне (при каком состоянии нашем все соображения признаются ложными), я предположил, что все идеи, когда-либо входившие в мой ум, настолько же верны, как и сонные мечтания. Но после этих предположений я тотчас зметил, что, откидывая все суждения как ложные, по необходимости должен признать то, что я-то сам, думающий так, что-нибудь да есть, и вследствие того признать истину: я мыслю, следовательно, я существую. Этот вывод, как могущий устоять против всех возражений скептиков, я счел возможным, не колеблясь, принять за первое основание той философской системы. Которую отыскивал.

4.2 Идея души

Из всего этого я вывел, что составляю существо, которого исключительное назначение есть мыслить, которое для своего бытия не нуждается в пространстве и не зависит ни от какого вещества; одним словом, что это я, т.е. душа, делающая меня тем, что я есть, совершенно отлична от тела, познаётся легче тела, и если бы тела вовсе не было, то всё-таки осталась бы тем, что есть.

4.3 Постигаемое совершенно суть истинно

Все идеи, постигаемые нами совершенно ясно и определённо, суть истинные, и затруднение в отыскании истинных идей состоит только в отделении ясно понимаемых идей от всех прочих.

 

 

4.4 Здравый смысл

Вообще, мы должны понимать, что спим ли мы, или бодрствуем – убеждаться мы должны только суждениями здравого смысла.

 

5. Часть пятая. Порядок физических вопросов.

5.1 Мыслительный эксперимент

Сам же вознамерился заняться только миром новым, миром, для образования которого Бог создал бы теперь в воображаемом пространстве достаточное количество материи, произвёл бы из этой материи самый поэтический хаос, вращая беспорядочно вещественные частицы, и потом предоставил бы природе действовать самой по тем законам, которые Он ей дал.

5.2 Рефлексы

Достойно внимания ещё то обстоятельство, что хотя есть много животных, показывающих в некоторых своих действиях больше ловкости, чем мы, однако мы видим в то же время этих животных вовсе лишённых искусства в остальных действиях, так что их особые способности не доказывают присутствия в них ума. Имей животные ума более нашего – они лучше бы нас делали все, но они ума вовсе не имеют и ими действует просто природа сообразно с устройством их органов, подобно тому как часы, составленные из одних колёс и пружин, с большей точностью измеряют время, чем мы можем измерять его со всем нашим разумом.

5.3 Бессмертие души

Нет заблуждения более совращающего слабые умы с пути истины, как ложное приписывание животным души, подобной нашей, и убеждение, вследствие того, в отсутствии для нас, точно так, как для мух или муравьёв, каких-либо надежд или опасений по окончании этой жизни. Напротив того, когда нам известно различие между теми и другими душами, тогда нам понятны доказательства того, что душа имеет состав совершенно независимый от тела, почему и не подвержена смерти, как тело, и за тем, при неизвестности других причин, кроме смерти, могущих уничтожить душу, мы естественно должны прийти к заключению о бессмертии души.

 

6. Часть шестая. Что необходимо, чтобы продвинуться вперёд в исследовании природы.

6.1 Учёные как богатеющие люди

Говорю таким образом потому, что должен заявить читателям о ничтожестве изученного уже мною в сравнении с тем, чего не знаю, но что надеюсь познать. Все открыватели истин в науках находятся в положении богатеющих людей, легче делающих большие приращения к большому состоянию, чем прежде этим же людям удавалось делать малые приращения к малому состоянию.

6.2 Свобода занятий

Я всегда буду считать себя более обязанным тем, которые обеспечат свободу моих занятий, чем тем, которые доставили бы мне самые почётные должности на земном шаре.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: